Посвящение Грину “Уходя гасите свет!” Маэстро, это не про Вас! В тоске творящий Интернет, И луч мечты, увы, погас. Откройте, где тот выключатель? Я доберусь, нажму на “ON”, И взрогнет мыслящий писатель Величьем света поражен! Прорежет серость луч рассветный, Разыграются радуги ярусы, И каждый творец беззаветный Вновь улыбнется алому парусу! “Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, в дружбу, в осуществимость мечты... и каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.” В. Кетлинская (предисловие к изданию “Бегущая по волнам”) Сын мелкого чиновника, ссыльного поляка, рано потерял мать, из-за строптивого характера не мог ужиться ни в одной школе. С 16 лет скитался по России, испытывая голод, болезни, разочарования и нужду. В поисках заработка был плотником, лесорубом, золотоискателем на Урале, актером “на выходе”, переписчиком ролей и даже банщиком. Матросом он проплавал совсем недолго, в заграничном порту был всего один раз. За побег из военного батальона, где был в качестве солдата, сидел в тюрьме в Тамбове, за революционные убеждения попал в ссылку. До революции Грина считали второстепенным писателем, к тому же далеким от традиции русской классической литературы. Его считали подражателем иностранным литературным образцам. Особенно подчеркивалась его зависимость от Эдгара По. Однако справедливо отметил В. Г. Короленко: “Грин был бы Грином, если бы и не было Эдгара По”. Эдгар По, поэтизируя крайнее одиночество человека, стремился отгородиться от мира, Александр Грин звал к единению с миром и людьми. Он был далек от того, чтобы вымышленным, красочным миром заменить живую жизнь.. Напротив, Грин приближал действительность к идеалу и гармонии - таким, какими они виделись ему. “Я понял одну нехитрую истину: она в том, чтобы делать чудеса своими руками” (“Алые паруса”, 1923 г.) “... Вся земля, со всем, что на ней есть, дана человеку для жизни и для признания этой жизни всюду, где она есть...”(“Возвращение”, 1917). “Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся. Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня.” (“Бегущая по волнам”, 1928). Небольшой фрагмент известного очерка К. Паустовского “Александр Грин”. “Через два года после смерти Грина мне случилось побывать в Старом Крыму, в доме, где умер Грин и на его могиле. Вокруг маленького белого дома в густой и свежей траве цвели полевые цветы. Листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко. В комнатах с суровой, простой обстановкой стояла глубока тишина и лежал на меловой резкий луч солнца. Он падал на единственную гравюру на стене - портрет Эдгара По. Могила Грина на кладбище за старой мечетью заросла колючими травами. Дул ветер с юга. Очень далеко, за Феодосией, сизой стеной стояло море. И над всем - над домом Грина, над его могилой и над Старым Крымом - стояло безмолвие безоблачного летнего дня. Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он. Да, нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ее ценность, и в это ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина”. Вот такая краткая прелюдия к ожиданиям от читаемых прозаических произведений. Однако каково было окунаться в уныние, разочарование, измены, страхи, самоубийства… Видимо, слово «Рыцарь» в названии конкурса подвигло наших авторов в сторону некоего «рыцарского романтизма». «Рыцарский романтизм – художественное направление литературы и искусства Средних веков. Для искусства этой эпохи характерно не очищение, а утешение. Средневековое утешение зиждется на логике: тебе плохо, но они (герои-мученики) лучше тебя и им хуже, чем тебе. Страдания горшие, а муки более тяжелые, чем у тебя, достаются людям еще меньше, чем ты заслуживающим этого. Что поделаешь – такова жизнь, такова воля Бога. Утешение земное (не ты один страдаешь) умножается на утешение небесное (за гробом ожидает вознаграждение за земные муки). Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы., М.; 2003. В обзоре представлены произведения, соответствующие объему. 1. Парень в желтом реглане. ТАВИ. Хорошее название и очень не плохо задумана концовка. Сам текст еще сырой, много типичного мусора: «было, очень, такой, мой и т.д.». На первой странице слова «красивый, красота, прекрасный» употреблены 10 раз. Перебор, вызывает раздражение, а не эмоциональное настроение. Герои – увы, не живые, манекенные. Самое удачное – цитаты из «Ли». В свете темы конкурса. Рыцарь у нас явно герой Олег – красивый, с красивыми глазами и красивой историей. Леди, видимо, Лина. Хотя некоторые моменты ее поведения смущают. Например, когда она объясняет молодому человеку как ему не походит девушка (которую он весьма не по-рыцарски бросил). Долгий-долгий вход в историю и кратенько о любви с грустным концом. Выходит, что Леди с Рыцарем не жить. Несъедобная вышла петрушка! Теперь о пунктах оценки произведения. Оригинальность: могла быть Эмоциональность: местами старательно создавалась Мастерство: мне думается – все впереди Грамотность и техничность: страдают обе 2. Белая женщина. Арман. Как свойственно автору – много эмоционально, даже я бы сказала – сгущено, местами пресыщено, но с неизменным стремлением возвышения. Видимо, это возвышение самого чувства. Потому как о чем история Татьяны и юноши я так и не смогла уловить. Но смутила меня в образе Леди изрядная доля стервозности, а в Рыцаре насторожило полное самоуничтожение, особенно перед соперником: «Кто я? Жалкий юноша… Что я был перед этим франтом? У меня не было ни его блеска, ни его славы, ни его богатства. Как жалок был я в своем ничтожестве!..» Короче – меня эта парочка не впечатлила. И еще, «грациозная стойка» - это прикольно. А «грудка» - все-таки у индейки или курицы, у женщины – грудь… Ну, мне так кажется. Оригинальность: не обнаружила Эмоциональность: чрезмерная Мастерство: потерялось в огрехах текста и неясности замысла Грамотность и техничность: будут побеждены в новых произведениях 3. Эпистолы. Gulush Aga. Мне понравилось. Это здорово , когда «твои послания соединяют меня с остальным миром, и я перестаю чувствовать себя улиткой, живущей в своем крошечном домике». И еще удачно: «все для чего-нибудь сгодится. Чувства – для того, чтобы иметь смелость жить дальше, не впадая в тоску и безумие». О Рыцаре мы знаем мало – всего лишь что он странствующий, скучающий, любящий и – действующий, ибо именно его письма отправлены. Хоть и кратки. О Леди, казалось бы, должны были узнать больше – но нет! Это ненаписанное, как и недосказанное весьма близко каждому третьему читателю, а стало быть можно и прорисовать до конца образы и сочинить историю по собственному усмотрению. Оригинальность: в данном случае сильно не требовалась Эмоциональность: все в меру Мастерство: присутствует, желаю удачи Грамотность и техничность: нет замечаний 4. Фрагменты любви Александра Гарди. Окунев Игорь. Первый фрагмент меня смутил – много намешано, главное потерялось. Во втором фрагменте, где герой бросил вызов Музыке «В эту минуту в нем родился великий пианист. Он повелевал музыкой, играл с ней, выдирал из нее душу и сердце. Каждый звук теперь рождался в его чреве, а не от ударов молоточков фортепиано, он нес его оттуда, трепетно и ласково. Он как будто сросся с инструментом, стал его частью, чтобы вынести звук, обожженный его слезами и окропленный его кровью», я подумала – Вау! Леди его жизни будет Музыка, и это будет – супер! Облом-с… Далее уже как-то забылось, что он композитор, а не компьютерщик, хорошо, что хоть перед смертью вспомнил. А история получилась банальная, герои скучные. Хорош образ Петербурга – это удача. В целом же ошибок и явных огрехов гораздо больше, чем ярких моментов и находок. Особенно бедово выглядит 5 фрагмент. Неестественное «вы», «строя из себя невинность», «Вы женаты?» – спросил мужчина женщину. «Сказала она, уведя глаза…» (что, в соседнюю комнату на поводке?) А вот это хорошо: «… Она была так близка, но так обычна, так буднична и пуста. В ее словах была та же женская глупость, что и у многих других. В ее жестах не было изысканности, все походило на подражание. Ему даже на секунду стало ее жалко. Она что-то явно потеряла. Из идеала что-то выпало…» Подводя итог – она на Леди никак не тянет. И вряд ли он Рыцарь ее мечты. Последний его поступок достоин уважения. Только сделан он из любви к самому себе… Целостности нет, и возражения, что называется «фрагменты» не принимаются, потому как в теме конкурса и следовало бы стрежень создать!!! Оригинальность: увы Эмоциональность: в основном скудная, но с проблесками Мастерство: угадывается местами Грамотность и техничность: работать, работать и еще раз работать! 5. Пудель цвета любви. Андрей Гусев. Сразу же я поверила в название. Ну, захотелось чего-то необычного, трогательного. Лично я нашла: «Никогда раньше, до тебя, я не предполагал, что можно любоваться женщиной – красивой, умной, обаятельной, даже талантливой (твои программы на радио бывают порой восхитительны) – просто любоваться на расстоянии и не пытаться сделать следующий шаг. Иначе образ будет разрушен, потускнеет и станет похожим на всех остальных». Это точно по-рыцарски. Одобрям-с. И еще: «Глядя на почерневшие бревна в пруду, мне представляется, как посреди утреннего тумана возникают призрачные фигуры тех людей начала века. Мужчины, женщины… вот они весело сбрасывают с себя одежды и несмело ступают в дышащую теплом воду лесного пруда. И, перекрестившись, плывут наперегонки к другому берегу. А потом, счастливые, любят друг друга в высокой прибрежной траве…» Дальше, конечно, все грустно – Леди перестала напоминать «хитрющего, коричневого пуделя», а рыцарь банально ее оставил. Господа, неужели наша тема станет безысходно грустной? Оригинальность: есть немного Эмоциональность: придавлена слегка бытовыми и политическими подробностями Мастерство: присутствует Грамотность и техничность: без замечаний 6. Загляни в зазеркалье. Kira_Lyss. Ну вот – наконец-то бальзам на душу. Лиричная романтическая история с элементами мистики (это я про магазин говорю с рыжей продавщицей). А все остальное очень в тему. Только истинная Леди может заплатить за «модное пальто» не предполагая, что это и есть Рыцарь. Да еще живущий в том же доме, и очень удачно распрощавшийся с очередной «не той» дамой. Оригинальность: да ну ее Эмоциональность: я только усталость Леди запомнила Мастерство: проглядывает Грамотность и техничность: без особых замечаний 7. Конь на белом принце. Анна Семироль. Это что-то! Это надо читать. Я и не заметила, как текст закончился. Я бы еще почитала. Изящно, смешно, талантливо, многопланово. И эти самые, законы жанра – все в порядке. Только терзают меня догадки, кто же этот загадочный Корвин, и какой именно образ ему посвящается? Мне думается, что этот, пишущий на деревьях гадости про короля с ошибками. Из-за него, собственно, все и случилось… Оригинальность: махровая Эмоциональность: смачная Мастерство: так и пре..(простите, - однозначно продемонстрировано) Грамотность и техничность: без замечаний 8. Венчание в Salvaterra. Ирина Фещенко-Скворцова. Долго после прочтения меня не покидало тягостное ощущение. Честно, не очень вижу соответствие теме. Это история жизни с оттенком горечи и разочарования, изменой и все-таки венчанием в конце для надежды на иную жизнь в ином мире. Разве если в этом мире все сложилось не так, как хотелось, то в ином сложится? Лично я сомневаюсь. Леди и Рыцарей скорее можно увидеть в тех, кто стремился помочь героям. Оригинальность: вряд ли Эмоциональность: крепко темных тонов Мастерство: это есть Грамотность и техничность: без особых замечаний. 9. Падая, танцуем. Максим Бард. Интригующее название у этого странного для означенной темы конкурса произведения. Рыцарь, конечно – Сыч. В нем хоть что-то интересно. А Леди, вероятно, это фотография умершей танцовщицы. Сама подруга (слово комментариев не требует) никак не тянет. Текс сырой, оставляет желать лучшего, потенциал пробивается. Пока забавно «позевывал свежий рассвет» и герой попытался «подкурить сигарету». Оригинальность: могла быть Эмоциональность: редкими местами Мастерство: намекает на себя Грамотность и техничность: страдают обе. 10. В поисках настоящего мужчины. Римма Глебова. Жизненный такой рассказ. Грустный немного. Как хорошая ирония. Леди у нас на все 100. Рыцарь за подвиги не славные томится в темнице, а во всем остальном мечте соответствует. И вообще, легко любить героя во всех отношениях положительного, а если он такой? Оригинальность: есть немного Эмоциональность: в норме Мастерство: присутствует Грамотность и техничность: без замечаний 11. Фелатрисса. Барзеев. Рассказ я этот уже встречала. Забавный эпизод из жизни общежития и Шуры. В тему конкурса только как поглумиться подходит. Да в результате можно и веру в автора потерять, как перестал герой верить в любовь с первого взгляда. 12. Король и леди-менестрель. Злата. Очень по теме конкурса произведение. Многострадающий рыцарь (он же король) и прекрасная Леди. Все на месте, только я не верю в искренность появления Леди и ее намерений. Ну, это моя проблема. Мне вообще только Генрих понравился, я ему сочувствовала. И жены такие поганки попались… Оригинальность: здесь не требовалась Эмоциональность: периодически искренняя Мастерство: имеется Грамотность и техничность: Есть некоторые сбои (прошлое время вдруг перешло в настоящее) и кое-какие досадные опечатки. 13. Фея Снегов. Виктор Быков. Лирическая фантазия. Без этих первых слов я вряд ли разобралась бы, кто здесь что. Теперь я знаю. Леди у нас – Фантазия! Ведь что сделала, а? Сперва «начала буйствовать и неожиданно вызвала в памяти образ девушки». Чик на кнопку «вызов» - и каково? Чисто женское коварство! И затаилась, ждет, когда после горячего кофе рыцарь в нее погрузится (не вру я, так написано). После двух рюмок она «пробудилась и подняла настроение». И все – понеслось! Вызвала Фею Снегов к жизни. А та – давай рыцаря в лес звать. А он «прихватил денег для видимости» (дело было поздним вечером) - и вперед! Вот так одна Леди Фантазия организовала трем рыцарям турнир буквально. Один из них «без страха», два других, видимо, окажутся «с упреками». Но Леди это уже не интересно. А нам? Оригинальность: в моей трактовке Эмоциональность: захотелось выпить, значит – есть Мастерство: «царил полный сумбур» Грамотность и техничность: а нет претензий! 14. Первая любовь. Галина Мальцева. С удовольствием читала. Что-то есть настоящее, светлое. У меня в начале насчет возраста Павлика были сомнения, но, может быть, мальчики раньше все видят осознанно, понимают эмоции. Хорошие образы, есть удачные находки. Спасибо автору! Оригинальность: здесь не это главное Эмоциональность: в норме Мастерство: имеется Грамотность и техничность: без особых замечаний 15. Любовная стрела. Дьяченко Нина. Ух, вот прямо: «на парня сверху обрушился водопад длинных каштановых волос. Разъяренные синие – действительно синие – глаза разъяренно уставились на него». Каково, в дрожь бросает, хоть они и в поезде едут, и извращенкой он ее тут же обозвал за интерес к мертвому рыцарю. Ладно, расслабьтесь. Археологи они и в Англию едут. Она вообще супер: «громадные синие глаза, длинные густые волосы, тонкая, очень красивая фигура и длинные ноги». Еще один англичанин возле нее крутился, но не рыцарь он, нет. И дневник настоящего рыцаря его разочаровал: «Банальщина – поединки, любовные истории – причем чужие, - этот рыцарь явно был сплетником». Так вот, этот самый сплетник пленил воображение Иры. Он вообще не такой, какими их Голливуд показывает. Она вообще в мечтах вместо него решила умереть – фигушки злодейскому младшему брату… А потом – хрясь! После сна у нее стрела черная в волосах вся в крови. О как! И дневник сплетника увеличился, и вообще он оказался не таким… Клюнет ли на это Голливуд? По данным рыбаков межгалактической рыбалки Голливуд вообще последнее время клюет плохо, закушались… А в целом – меня финал приятно удивил. Текст надо вычистить и для дипломного фильма в нашем ВГИКе можно выпускать наживку. Оригинальность: в финале замаячила Эмоциональность: пока бедово Мастерство: проклюнется Грамотность и техничность: крепко страдают 16. По синей грусти. Кирилл Пшенников. Эту новеллу я уже читала. Такой многоплановый рыцарский питийный турнир. С ледями, то есть с дамами, то есть с… Однажды я пыталась притянуть это произведение к другой теме. Плохо получилось. Как говорится: «кадр один, дуль два»… «Слышен топот убегающей массовки». 17. Как не познакомиться с девушкой. Юрий Тубольцев. Ввиду соответствия заданному объему прочитала от начала и до конца, за что прошу меня любить и жаловать. Когда соберусь в ночной клуб – сообщу, меня легко будет узнать по остросюжетной газете «Пионерская правда» в руках. Я немедленно соглашусь знакомиться и буду хронически общаться, рассказывая без устали сказку про белого бычка. Как любитель литературы, вы знаете откуда она происходит. 18. «СП-22» - Северный Полюс. Михаил Лезинский. Очень романтичная, трогательная лирическая история о Леди мухе Джульетте и странствующих рыцарях мамонтах, которых отчаянно скитали по земле доблестные полярники. Даже пробовали заставлять размножаться в неволе. Говорят, что аналогичный случай был в Одессе… Мне удалось связаться с ЦРУ СССР и выяснить, что особенно грязно наследили мамонты на игровых столиках в Монте-Карло, за что были сданы в аренду на съемочные площадки Голливуда и пожрали все сено в Америке. А полярники, конспираторы хреновы, об этом умолчали, но расскажут в любом следующем конкурсе. У меня есть в архиве гарантийное письмо из затрепанного блокнота. 19. Февральское солнце. Елена Шуваева-Петросян. Стихо в начале – супер! Сравнение февральского солнца со слепым котенком меня удивило, и удачным я его не нашла. Как долго пыталась понять, зачем так долго и смачно описана Розария и ее жилище. Сама же героиня, Венера, чуть-чуть ожила только во фрагменте о деревенском детстве. Мое впечатление – произведение сырое, много огрехов, автору не свойственных. Да и соответствие теме? Если только последняя глава и то с натяжкой, как перевертыш: Леди Мечты и Рыцарь. Рыцарь ли? Если в давние времена, при спасении Леди от разбойников, у Рыцаря в кармане лежал бы список ответов на вопросы: куда с ней потом пойти, на что и где жить, то… Лично у меня самоубийство вызывает однозначный негатив, как противоестественный поступок. Оригинальность: претензия на нее Эмоциональность: местами Мастерство: знаю, что есть в принципе, а здесь «потерялось в серой дымке низкого…» Грамотность и техничность: есть над чем работать. 20. Ангел рядом. Братушева Виктория. Хорошо. Много тонко подмеченных деталей, искренности – настоящей и простой. Верно говорят – к снам нужно прислушиваться, а в хорошие – просто верить. Только досадно, что ребенок без имени и без деталей характера, обезличенный, как приложение. А предполагается, что он любимый. Ну, это придирки. Оригинальность: не в ней дело Эмоциональность: работает Мастерство: проявлено Грамотность и техничность: есть ошибки. Надо посмотреть на правило правописания «что бы» и «чтобы», также как «то же» и «тоже». Возникают смысловые ошибки, что снижает динамику восприятия. 21. Она поверила в сказку. Валерий Белолис. Он, она и песня. Последняя особенно удачна. Есть красивые фрагменты текста, есть динамика, лиричность. Я в эту сказку не поверила. Повеяло на меня безысходностью, камерностью какой-то. Леди и Рыцарь Мечты. Он женат, он любят друг друга пять лет, может, бывает? Может, подходит к теме? Допустим: Рыцарь и Леди Мечты – какая удобная: впечатлительная, душевная, не требовательная (в блокноты пишет вместо общения)… Мечта любого женатого Рыцаря. Ведь подвигов в ее честь совершать не надо – только лукавые поступки. Оригинальность: я не увидела Эмоциональность: слегка сиропная Мастерство: есть такое дело Грамотность и техничность: без особых замечаний 22. Если бы ты дрался, как мужчина, то не болтался бы на веревке, как собака! Сергей Соколов. Сочный текст, колоритные дамы, «мед любви» (обещан был). Но, следуя теме нашего конкурса: «пиратом можешь ты не быть, а рыцарем ты быть обязан». А с мужскими персонажами что-то… Разве что отец благородно простил блудную дочь, но вроде как не об этом… Отмечаю мастерство, высокую динамику, авторское обаяние, но подхода к теме не вижу. 23. Us humani generis. Травин. За «Дом восходящего солнца» - отдельное спасибо. В меня вселяется уверенность в хорошей судьбе одного фильма, который находится в процессе создания. Но к делу. Все-таки читаешь и прежде всего ждешь соответствия теме. Так вот нам, жюристам, тяжело читать. Как обрадовал и обнадежил меня первый абзац. Супер, думаю: Рыцарь мечты – это отец (а почему нет?), а Леди – дочь. Ну и что же дальше? Хороший рассказ о редкой женщине. Мастерство отмечаю, эмоциональность – не сильная сторона автора, ошибок многовато. От темы далековато. 24. Общение с кумиром. Iris. Хорошо сделано. «Не сотвори себе кумира»… Стесняюсь спросить: «Черная карта» - это product placement?? А с расстановкой сил на фронте Мечты вроде все ясно. Светский львенок и… Оригинальность: она, самая Эмоциональность: потенциал богаче, чем проявление Мастерство: в наличии Грамотность и техничность: без особых замечаний. 25. Похититель сердец. Yana. Да, все это могло быть. Только вызывают герои одну лишь жалость. При чем раздражающую. Тема разочарования. В Ольге Леди видеть отказываюсь, в Ванечке рыцаря – тем более. Мечты здесь рядом не было. 26. Один урок, будьте добры! Варфаламей Ночь! Местами очень грамотный прикол. После факинг-изюма спасти может только факинг-русский (причем турнир в масштабах страны). То есть леди на верном пути к совершенству и воплощению мечты об… Ну, вы меня поняли. Оригинальность: умеренная Эмоциональность: на одной ноте Мастерство: имеется Грамотность и техничность: без особых замечаний. 27. Сказать вам честно? Нет. Эх, кабы лес был рыцарем, а Леди – бабою Ягою… Нарушение правил. Два произведения в одном флаконе. 28. Дорогая мадам! Алексей Мозак. Понравились мне Лиссабон и Мадрид, хотя описательные предложения составлены весьма небрежно, из-за чего вместо необычных и удачных становятся смешными и вызывают досаду. Леди здесь – мадам Дитрих, Рыцарь – лирический герой. Мечта. Где мечта??? Искала при прочтении с интересом, но к теме конкурса притянуть не смогла. 29. Иди ко мне. Хотабыч. Забавная история о превращении женщина-собака-женщина с нераскрытым механизмом. Зато подобное превращение преподносит женщине важную информацию, которая позволяет ей выгодно развернуть роман. Она, видимо Леди… А шеф, он что, рыцарь? А мечта? Да, я самый нудный в мире читатель на заданную тему. Извините меня пожалуйста. 30. Огорчения с пятью неизвестными (Закон пустоты). Stephania. Эх, завидки разобрали. Але, там, наверху! Я тоже хочу такого Рыцаря, который живет наверху и подбирает для Леди Королей. Мне особенно Король-Странник понравился, кто «путешествовал по жизни и из жизни в жизнь, меняя век, одежды и страны. Его странствия были подчинены только одному – вечному поиску жизни, а заодно и подходящей для себя женщины. Из-за своих странствий он перепутал все свое прошлое, и его не очень то интересовало будущее». И финал мне понравился. Мечты, если быть строгой, скорее угадываются, но намеки есть. Леди есть и Рыцарь тоже. Оригинальность: пожалуй Эмоциональность: умеренная, но достаточная Мастерство: имеется Грамотность и техничность: в норме. 31. Адъютант любви. Хельга Янсон. Персонажей мужских достаточно, чтобы бросить жребий, кто же из них Рыцарь Мечты, который «с голубыми глазами и золотистыми волосами». Сия фраза трижды повторилась на первой странице и напрочь засела у меня в голове. Леди, конечно же, кроткая жена-изменница. Искать романтику и мечты в политических интригах и «мужской интимной дружбе» дело гиблое, мне не под силу. 32. Окно в Париж. Дмитрий Зотиков. Из того, что я читала у автора, это произведение мне более всего глянулось. Такой вот стилистической ладностью, единодыханием, динамикой и хорошими деталями. Я всех здесь нашла – и Леди, и Рыцаря, и их историю, даже со счастливым концом. Маша к Степе – аж из города Парижа, да еще перед этим всего (ВСЕГО!) Толстого и Достоевского прочитала. Каково? А Леха, мечта всех местных женщин, как и положено Рыцарю русскому «женился только по любви», а не ринулся угрожать трем престолам сразу. Оригинальность: дозирована в меру Эмоциональность: понятная Мастерство: однозначно Грамотность и техничность: без замечаний 33. Верните любовь горбунье. Э. Ольха. Странное ощущение осталось после прочтения. Главная героиня у меня не вызвала при чтении сочувствия, радости в финале тоже не было. Будто с самого начала знала, чем все кончится и наблюдала, как автор с ней работает. Наблюдала и, извините, не верила. Ни в такие последствия падения, ни в покорность родителям, ни в светлость финала. Событий достаточно, персонажей тоже, и вроде все прописано, а нет жизни. Давящая тяжесть текста. Надо отметить, что Лешка на рыцаря тянет, а вот Аля – это Леди??? Мечты… Ну, кое-где общим списком проскочили. Хотя предполагалось, что все страдали и обрели счастье. Оригинальность: мною не обнаружена Эмоциональность: сумбурная Мастерство: здесь не блещет Грамотность и техничность: есть над чем работать 34. Кийя. Наталья Черемина. Чувственно, богато. К теме «жертвы и победители интриг» подошло бы идеально. Еще сложилось впечатление, что приведены фрагменты более объемного и, соответственно, целостного произведения. В конце, кто, кому какие дети я запуталась. То, что автор обладает мастерством мне известно, но в данном случае к теме конкурса не приложилось. 35. Первая любовь. Юрий Тарасов. Второе произведение с одноименным названием. Наверное, именно в первой любви ищется тот самый свет в конце тоннеля… Автор поднимает актуальную тему виртуальных отношений, не одно произведение нашего конкурса, так или иначе затрагивает это «новое», данное нам прогрессом. Интересно оживание того самого «идеала, что находится в нас самих» посредством инициации через виртуальное общение, волнующее нас порой чуть ли не больше, чем реальное. «Пауза в общении затянулась. Он не знал, что ей ответить. Мысли хаотично разбегались в разные стороны, и это мешало трезво оценить происходящие с ним события. Пальцы на клавиатуре предательски дрожали…» «Виртуальная любовь обманчива. На самом деле человек может оказаться совсем другим. Ты хочешь разочароваться?» Верно, разочарование – одно из самых сильных потрясений. Только откуда у столь молодых героев абсолютное подчинение страху разочарования? Огорчила меня эта пара. Оригинальность: вряд ли Эмоциональность: присутствует Мастерство: проглядывает Грамотность и техничность: нет особых замечаний 36. Аргентинские дожди. Gala Edvid. Мне молодой рыцарь понравился. Я в него поверила. А вот Леди в образе лирической героини напомнила мне типичный персонаж «мыльной оперы», действующий по принципу: я всем и себе жизни испорчу и все усложню, иначе о чем будет снимать столько серий. Что мне понравилось – это мотив «отработанного материала», так я называю период, когда чувства и страсти ощущаются уже пережитыми. Именно они составляют крепкую основу для творческих замыслов. И еще неизвестная мне версия: «Если хочешь быть счастливым – забудь о житейской логике». Было несколько обидно долго читать для того, чтобы убедиться, что лирическая героиня счастливой быть не хочет. Почему я должна ей сопереживать? Оригинальность: нет Эмоциональность: имеется, иногда перебор Мастерство: повременю с выводом Грамотность и техничность: есть над чем работать 37. Вираж. Лара Галль. Когда увидела этот знакомый мне по «взаимному рецензированию» рассказ, весьма обрадовалась. И хорошо, и в тему. Интересно было: изменится ли впечатление? Практические нет. По-прежнему все мои симпатии на стороне Рыцаря. Хорош образ. Ну, а Леди… Собственно, почему она должна мне нравиться. Какая есть. Мечта тоже проглядывает. Вот меня зацепило: «Чья-то боль горячими толчками входила в мое замороженное сознание. Чья-то остро-несчастная жизнь теснила мою лениво-поджидающую смерть…» Оригинальность: Есть Эмоциональность: как надо Мастерство: как-то неловко повторяться Грамотность и техничность: безукоризненно 38. О гусарах и, конечно, о любви. Леонид Рябков. Ну да, что-то о гусарах было. Еще образ «Дома Поэта» и его обитательниц мне понравился. А с Леди и Рыцарем меня разлучили, едва они обрисовались из повествования. Это был рекламный ролик. Читайте произведение, когда оно будет полностью снято. Ой, то есть написано. Удачи автору! 39. Любовь. Тамара Москалева. У меня интерес к героям пропал с момента описания впечатления, произведенного Василием Николаевичем на Ольгу. “Слепой музыкант, жаль”. Ну да, можно было на этом и закончить. Очень “гриновский подход”. Наша Леди из сострадания встречается с Рыцарем (если кто живет и мечтает - так это он), иначе бы мы ничего не узнали о том, как он чувствует мир и пишет музыку... Мечты, свет, романтика? Пошла искать дальше... Заметка между делом: анютины глазки и ромашки цветут много позже сирени... Все в целом неплохо и даже может быть жизненно, но в теме нашего конкурса, увы... Оригинальность: нет Эмоциональность: половинчатая Мастерство: имеется, да не светится Грамотность и техничность: без замечаний 40. Не торопи любовь. Эдуард Снежин. Еще раз процитирую Паустовского о Грине: “очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин”. Считаю это произведение попыткой продолжить традицию Грина. Правда, лирический герой у нас лукавый дядька, но Лена очень получилась проникновенной. А про героя я больше всего запомнила, как он “сунул визитку в кармашек плавок”. Тут же разыгралось воображение и представилось, как ходят по пляжу мужчины с разными карманами для визиток на плавках. Оригинальность: про зайчика, пожалуй Эмоциональность: правдивая Мастерство: есть Грамотность и техничность: есть небольшие огрехи 41. Красное небо. Dako-ta Dies Интересное многоплановое произведение, богатое деталями и мыслями. Немножко “сырые и сумбурные” сами герои, но есть что-то настоящее. Леди, Рыцарь и проблемы сюжета. Может быть, там и спрятались мечты? Однако посмотрим: “Красное небо не желало рисовать людям звезды, да и нужны ли они были им? Город спал крепким сном, и лишь изредка в темных комнатах раздавались сладкие стоны влюбленных, чаруемых сахарной колыбелью ночи. Ветер очистил небо от птиц и талого снега и улегся на мокрую землю, посапывая в такт одиночным странникам на колесах. Мир успокоился”. “Дональд всегда говорил: “Счастье не нуждается в описании”. Он был прав... Счастье - это мгновение, которое хранится в подсознании человека. “Счастье, словно снег, - способно существовать только в условиях холода, тепло для него губительно. Мое счастье - твои будни, мое тепло - это твой холод”, - писал когда-то Дональд. “А сюжет - это линия холода, мечтающего уничтожить счастье...” Оригинальность: я нашла Эмоциональность: не ровная, но есть Мастерство: вижу Грамотность и техничность: без серьезных замечаний 42. Я найду тебя сквозь время. Александр Светлов. Задумано - супер. Как говорят в народе - “дом там, где сердце, и оно его найдет”. “Помытый город” мне понравился и еще “стена дождя расступается, образуя проход, стены которого расписаны нашими акварелями...” Практически все взятое в кавычки предполагает отклик у читателя. Это крепко, это держит. В отличие от придуманного визита в город, где нестыковки. А заявленный высокий уровень текста требует точности. Но Леди, Рыцарь, Мечты и Романтика - имеются. Оригинальность: замысла, безусловно Эмоциональность: в кавычках текста Мастерство: кто бы спорил, но есть куда расти Грамотность и техничность: есть небольшие огрехи (например, внучка мужского рода оказалась...) 43. По недоразумению. Инга Пидевич. Хороший рассказ сам по себе. Я честно ждала историю той самой старушки, которая обманула предположения героини Любаши. Добротно описанный фрагмент реальности, с любовью, счастьем и горем. Но к теме подхода не нахожу. 44. Сказка для Милы, или Сказка о корне счастья. niniku Эх, “зри в корень”, а “хочешь быть счастливым - будь им!” Но сколько Солнца на первой странице!!! Просто бальзам на затравмированную унынием душу! И про женщин очень даже с уважением. “Вот так можно начать сказку про всех женщин и девочек на этом белом свете”. “Вы видели, как улыбается Солнышко? Не видели? А вот как! Еще секунду назад темные листья деревьев вдруг становятся золотыми. Сначала верхние, а потом все остальные. А капельки росы вдруг сразу вспыхивают тысячами искр. Как взрыв света. А небо на востоке пронзает светлая полоска с яркой точкой посередине. Так, что зажмуриться хочется, и губы сами расплываются в улыбке. Это и есть улыбка Солнца. Обязательно ее посмотрите...” Сказка, конечно, для взрослых. Может быть, единого волшебного дыхания ей пока чуть-чуть не хватает, немного перемудрено для одной сказки. Но весьма и весьма интересно. Леди, Рыцари и мечты - у всех все на месте. Только обещающий свет с первой странице к последней чуть-чуть померк, но это в будущем дело поправимое. Оригинальность: Есть Эмоциональность: не ровная, но там где есть - все в норме Мастерство: присутствует Грамотность и техничность: без серьезных замечаний 45. Дверь в себя (отрывки из повести). Андрей Тошев. Видимо, дело в том, что это отрывки. Для меня четко два: про появление ангела Серафимы и про героя фрагмент из его прошлой жизни. Первый держал меня в интриге и вызывал симпатии неожиданными найденными деталями, подмеченными тонкостями, сочетанием чего-то другого с обычной реальностью. И это было в теме и интересно. Разве что на первых двух страницах я бы посоветовала посмотреть употребление слов “радостно” и “красиво”. Эти слова требуют избирательного употребления, иначе верить перестаешь. Второй фрагмент - исповедальное эссе “плохо ли?” Задумалась как бы выразиться покороче. Не художественно пока Давление личных эмоций над материалом. Это временно. Не отлежалось еще. Из темы роняю. 46. Цена любви (фантастическая новелла). Виктор Тапашин. Последний абзац - просто супер! С понятием мудрости, мне кажется, надо поосторожнее. Либо надо пояснять, что у них, у эсков, считалось мудростью. С моими привычными понятиями точно не совпадает. Ну, еще я порадовалась, что мне за 30, а то вот так уставиться на тебе дядька в транспорте, поведешься, как девочка на фантик, а он у тебя дни ворует... Жуть! При чем здесь мечты и романтика? Ведь о чем он собственно мечтал? А что при этом делал? А его женщина - просто повод для развития событий. Что она вообще делала, что чувствовала, о чем думала ... Написано хорошо, и может быть мое воображение должно было мне на все вопросы ответить, только это было бы уже другое произведение. А где “ясное и могучее обаяние” рассказа? 47. Дневник моего дедушки. Н.А. Малинина. Начало и финал - и в тему и хорошо. В целом есть перегруженность персонажами и их историями, некоторый излишний оптимизм, если можно так выразиться. Или как иногда говорят “не справилась с материалом” - нет акцентов, потому что главная линия (как предполагает название) затерялась среди других историй. И в какой-то момент я уже стала видеть Веру Васильевну главной героиней. Возможно, идет работа над большим произведением. Тогда удачи! Оригинальность: уважаю сложность темы Эмоциональность: нормально Мастерство: растет Грамотность и техничность: без особых замечаний 48. Согласно законам физики. Владимир Бенрат. Пожалуй, это произведение для темы “адюльтер - счастье на поводке” и “жизнь и смерть” в одном флаконе. Такая диффузия, раз уж о физике. Хорошая находка с магнитами и зеркалом, душевная связная из кафе. Написано не плохо. 49. WWW. Судьба. Сорский Марк. У меня Роман Ильич вызвал неприязнь с самого начала и извините до конца. Что-то жизненное появилось в воспоминании о маме, о поцелуе, в перечне тех, кому он сейчас нужен. Вполне подойдет для конкурса об одиночестве... Роману Ильичу - 45. А Грин умер в 52, причем своей весьма мучительной смертью от рака. Интересно, у Грина были герои-самоубийцы? 50. Пилигрим - рыцарь в железных доспехах. Uzurpator Nemchurin. Это такой блокбастер. С террористами, разными разведками, предотвращенной угрозой и самоотверженной любовью без всяческого хэппи-энда. Ну, кроме Мурманска. Одна фраза меня зацепила. По хорошему. “ Чистый горизонт располагал к рассуждениям. Кто-то лишний раз шлифовал луну, отчего звездные опилки разлетелись по всему небу. Было замечательное, даже для влюбленности, настроение”. 51. Китайский шелк. Эмилия Галаган. Девичья сказка. Я вспомнила “Принцессу и трубочиста”. Здесь сказка построена также. Нина сперва - ну, одно слово: бяка, но страдающая. Заколдованная, наверное. Мама у нее - хроническая Золушка. Герой Юрий тоже симпатии не вызывает, хотя предполагается, что должен. Друг и временная мечта Нины - просто воплощение пакостей в молодом человеке. Но, “все будет... пусть”. Поступки, мысли и поведение и Нины и друга на возраст выпускников - ну никак! Для меня это явная ошибка. И их соединение немного притянуто автором. Но, работа автора с кошмарами Нины, с цветом китайского шелка и его поведением, с описанием цветов в палатке и города - это то, что придает зримость, ощутимость, а это очень важно! Оригинальность: в шелке Эмоциональность: не везде естественная Мастерство: есть проявления Грамотность и техничность: без особых замечаний. На сем закончился отчет о поиске “глубокой и светлой веры в человека, в добрые начала человеческой души”, так присущие творчеству Грина. Благодарю попробовавших себя в раскрытии, как оказалось, весьма трудной темы. Особенно благодарю Сергея Дигурко и Наталью Балуеву за идею и организацию конкурса. Ибо именно из-за конкурса я, отложив иное на потом, взяла с полки все имеющиеся у меня издания Грина, перечитала все предисловия и послесловия, “Бегущую по волнам” и “Алые паруса”. Знаете, это только кажется, что это известные тебе произведения. “Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас”. (М. Шагинян). Перечитайте Грина! Включайте свет в конце тоннеля, и в пути тоже! P.S. Размещенные в последнюю ночь произведения отрецензирую отдельно. |