Усадьба в Мураново – лучшие литературные традиции, моя прогулка по музею имени Ф.И. Тютчева Дом из розово-красного кирпича с башенками и контрфорсами, напоминающий английский коттедж, был построен в 1842 году не профессиональным архитектором, а знаменитым поэтом-романтиком, другом Пушкина — Евгением Боратынским. Подмосковное Мураново находится по соседству с Хотьково. Жители округа — частые гости в знаменитой усадьбе писателей, любят это местечко не меньше, чем усадьбу писателей и художников в Абрамцево Сергиево-Посадского района. 25 мая в знаменитой усадьбе (10 минут езды от станции Ашукинская Ярославского направления), прошёл масштабный литературный фестиваль «Про Речь». Филологи отмечают свой профессиональный праздник именно в этот день, сразу после Дня славянской культуры и письменности. День филолога впервые отметили в 1989 году по инициативе преподавателей и студентов МГУ. В том же году праздник был утвержден постановлением ЮНЕСКО. А литературная история этой усадьбы в Пушкинском районе уходит куда более дальше в глубь веков. Праздник литераторов и любителей русской старины был широко разрекламирован в сети и на мониторах в московском метро, потому лично мне посчастливилось встретиться и познакомиться поближе с несколькими москвичами, прибывшими на праздник в частном порядке. С Еленой, страстной любительницей познавательных путешествий в русскую глубинку, которая работает в компании безалкогольных напитков «Калиновъ лимонад», мы ехали вместе на такси до Мураново, автобусы туда ходят редко, а вскладчину на машине добраться совсем недорого. Каково было изумление и восторг этой девушки, когда она на входе в усадьбу издалека увидела пилоны с рекламой напитков своей фирмы! Её работодатели выступили спонсорами этого великолепного праздника. Бывают же совпадения и сюрпризы! Но прежде мы были обе поражены красотой пейзажа у реки Талица, которую обрамляют три нежно-зелёных холма и всё это настолько девственно и органично радует глаз, что невольно поражаешься насколько Матушка Природа умеет творить чудеса. Ещё одна семья из Москвы, приехавшая по зову сердца, вдохновлённая рекламой праздника, меня порадовала своей эрудицией и интеллигентностью во время выступления Юрия Кублановского. Но об этом чуть дальше. Театр, известно, познаётся с гардероба. А вот этот региональный культурный и исторический объект, именуемый полно: Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Объединенный мемориально-художественный музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» для меня раскрылся в самом лучшем свете с диалога с охранниками на входе. Такое впечатление, что и немолодые стражи порядка там интеллигентнейшие филологи или из череды экс-экскурсоводов. Я поинтересовалась о стоимости входных билетов и есть ли льготы писателям и журналистам, людям старшего поколения. На что мне дан был совет справиться обо всём у кассира – симпатичной сударыни, которая без лишних вопросов, увидев мои удостоверения писательских союзов и соцкарту предпенсионера, выдала мне входной билет гостя. Кстати, в будние дни стоимость входного билета – сущие копейки – 50 рб. для льготных категорий посетителей и 70 рб. для всех желающих. Пока я приобретала билет, один из охранников вслух по-французски читал текст из книги моих переводов «Басен-песен и песен-цветов» Робера Десноса (на вопрос что я пишу, я дала посмотреть одну из своих книжек для ознакомления). Когда я показала билет и поблагодарила их, представитель правопорядка спросил меня по-немецки знаю ли я этот язык. На что я ответила утвердительно, но с долей иронии, потому что вряд ли знаю этот язык лучше, чем спрашивающий, потому как для поэтических переводов делаю подстрочники самостоятельно, используя печатные и электронные переводчики. Вот так охранники в музее-усадьбе! Честь им и хвала! На входе развернулась ярмарка и мастер-классы изготовителей сувениров. Можно было бесплатно попробовать свои силы в росписи по стеклу и изобретению необычных ароматических свечей. Тут же продавали уникальные безалкогольные сбитни и варенья из Псковской губернии. Я не удержалась и купила небольшую бутылочку можжевелового напитка на медовой основе чтобы, добавляя в чай, вспоминать потом этот солнечный радостный день. Книжная ярмарка перед главным усадебным домом с торца была не слишком большой, но там были представлены полные — весьма объёмные и увесистые собрания сочинений Фёдора Фёдоровича Тютчева. Незаконнорожденный старший сын Фёдора Ивановича от его возлюбленной — Денисьевой Елены Александровны (1826—1864, отношения с ней длились 14 лет до дня её кончины) – офицер, писатель и журналист, он унаследовал отцовский талант к писательству и сотрудничал со многими газетами и журналами того времени. Родился полковник, герой Первой мировой войны, кавалер шести Орденов и именного Георгиевского оружия в Женеве в 1860 году, умер в Бердичеве в 1916-м, похоронен на Литературных мостках в Санкт-Петербурге. А у восточной стены храма Спаса Нерукотворного усадьбы Мураново упокоены представители трёх поколений семьи Тютчевых-Пигарёвых: сын поэта Иван Фёдорович Тютчев (1846 — 1909), внук Николай Иванович Тютчев (1876 — 1949) и правнук Кирилл Васильевич Пигарёв (1911 — 1984). Этим трём представителям династии мы обязаны тем, что именно в Муранове были сохранены мемориальные вещи гениального поэта и членов его семьи, а впоследствии устроен музей им. Ф.И. Тютчева. Сам же родоначальник знаменитой династии – Фёдор Иванович Тютчев (1803, Овстуг, Брянский уезд — 1873, Царское Село) —русский поэт-мыслитель, лирик, переводчик, дипломат итайный советник, консервативный публицист похоронен в северной столице России (СПб) на кладбище Новодевичтего монастыря, где также были упокоены многие его ближайшие родственники, но к сожалению не все могилы сохранились до наших дней. Кстати, красивейшая церковка в Мураново построена на фундаменте бывшего амбара и хладохранилища. Об этом мне поведал один из сведущих охранников, отдыхавший при исполнении на одной из лавочек в поле зрения усадебного храма. Утопающая в цветах часовня привлекла моё внимание, и я зашла помолиться за усопшую сестру, поставила свечку, набрала святой водицы. В самом храме меня поразила огромная медная труба в углу сверху донизу. Наверно это какой-то старинный камин. В следующее посещение обязательно разузнаю что это за агрегат. Рядом с храмом у входа в липовую аллею две общительные и доброжелательные работницы-садоводы высаживали цветы между двумя церковными постройками и спросили меня: нет ли у меня дачи и есть ли у меня красивые цветы. Я подумала о том, что может быть есть традиция делиться с усадьбой своими уникальными растениями… Кстати, во время экскурсии я узнала о том, что в теплице усадьбы раньше выращивали персики и даже ананасы. Может, в ту пору климат был другим или существовали какие-то уникальные технологии? Вспоминаю, знаменитую картину Валентина Серова «Девочка с персиками», которая была написана неподалёку с натуры, и позировала Вера — дочь Саввы Мамонтова, владельца писательской усадьбы Аксакова в Абрамцево Сергиево-Посадского района. Персиковые деревья так же ими были закуплены и высажены в усадебную оранжерею в те стародавние времена. Чудеса подмосковной природы или примета старинных усадеб? Итак, вернёмся ближе к праздничным литературным событиям. Мне посчастливилось попасть на экскурсию в кухню и буфет главного дома усадьбы. Интереснейшую познавательную лекцию провела среди уникальных экспонатов экскурсовод Наталья, разодетая в праздничную русскую одежду. Владение отставного генерал-майора Л.Н. Энгельгарда, участника Суворовских походов и автора знаменитых «Записок», было представлено аутентичными предметами кухонной утвари и столовыми приборами, изящными сервизами и чайными принадлежностями. В усадьбе бравого офицера и писателя бывали его друзья Давыдов, Гоголь, Одоевский, Аксаков, Путята, через которого породнились роды Энгельгарда и Тютчева, а дети и внуки Тютчева впоследствии стали владельцами усадьбы. Кстати, на литературном празднике присутствовал пра-пра-правнук Ф. И. Тютчева – ныне живущий потомок поэта — Василий Евгеньевич Бегинин. Он поведал историю усадьбы «Мураново». Выступления гостей и артистов развернулось с двух сторон усадьбы на входах, где были оборудованы сценические площадки с микрофонами и всей необходимой аппаратурой. Были приглашены известные писатели и исполнители-вокалисты, я прослушала стихи нескольких поэтов и посмотрела выступление театра глухонемых. Это было очень весело и интересно. В интерактивной форме под музыку неслышащие и неговорящие артисты знакомили зрителей выразительными движениями с языком жестов. Это немудрено, ведь именно в Пушкино проживает известная сурдопереводчица и специалист Всероссийского общества глухих Московской области, наша давняя знакомая по линии соцзащиты инвалидов. В истории не мало незрячих и глухих (ослепших или оглохших по воле рока) писателей, художников, музыкантов. Тот же Александр Блок, усадьбу которого я посещала на аналогичном литературном мероприятии в Шахматово Солнечногорского района, из-за болезни и осложнений на фоне приёма вредных ядовитых лекарств, к концу жизни практически потерял зрение и слух и такое в пору неразвитой медицины было сплошь и рядом. Потому, многих тогда спасало житьё-бытьё в глубинке на лоне природы и натуральные лекарственные травяные сборы, продукты без сахара и вредных примесей, умеренный (не разгульный) образ жизни. На большой лужайке у главного дома развернулось самое увлекательное действо. Специалисты библиотек им. Розанова и Горловского из Сергиева Посада проводили познавательные викторины для посетителей. Я тоже с радостью окунулась в это азартное занятие. В благодарность я подарила в наши библиотеки свои самиздатовские и типографские книжечки переводов, схематичные изображения поэтов, что нарисовала накануне и оформила в виде карточек. Особенно в ходу в этот день был конечно же Тютчев, его портретиков я заготовила побольше, их также вместе с книжками я подарила в библиотеки им. Ф.И. Тютчева в подмосковные Балашиху, Ашукино. Сотрудники не остались в накладе и обрадовали взамен литературно-публицистическим альманахом «Голоса сердец», главным редактором которого является Нина Попова – зампредседателя СПР. Особенно разбирали портретики Пушкина, Лермонтова, Бродского, Гоголя, Блока, Мандельштама, Цветаевой, Толстого. Более тридцати самодельных карточек поэтов и двадцать книг я раздарила в Мураново и по дороге туда и обратно. Книгообмен в Мурановской усадьбе – это особый штрих. На торце деревянного здания, где продавали горячие блюда и выпечку, я увидела красивый застеклённый шкафчик. Читателям и писателям было предложено взять любую книгу и поставить взамен свою. Таким образом я оставила свой сборничек с венками сонетов «Художники Крыма», а почитать взяла книгу Константина Кедрова-Челищева с его философскими стихо-шарадами. Только потом по дороге домой я увидела дарственную надпись поэта- преподавателя усадьбе от 2015 года. Он тоже бывал там и читал свои лекции в новаторской манере. Обязательно верну книжку следующим читателям и привезу ещё что-то своё. Хорошая традиция. Под большим шатром проходили лекции авторов книг о собаках и кошках. Тут было немало слушателей, пенёчки и лавочки, приготовленные для зрителей, так и звали в тенёк. С благодарностью прослушала небольшой фрагмент после общения с мастерицами из библиотеки, которые предлагали расписать гипсовый слепок-сувенир. Я также подарила им свои картинки, взамен мне презентовали три заготовки для магнитиков на холодильник. Распишу и залачу их дома. Вот будет память! Расписывали не только деревянные и бумажные носители, но даже полиэтилен. Большая мудрая сова на таком необычном полотне приглашала на фотосессию. Уже собираясь уезжать, я передала экскурсоводу Наталье свои книги и рисунки для музейной библиотеки, а она любезно познакомила меня с директором и администратором усадьбы, которые откликнулись на мой вопрос о посещении музея литераторами и ветеранами положительно, предложив написать письмо и приехать коллективно по льготным входным билетам. Кстати, администратор экскурсионных программ Татьяна Тавасиева – наша землячка из Абрамцево. Александр Евгеньевич — директор и симпатичный молодой человек с красивой запоминающейся фамилией – Богатырёв, предложил мне не покидать праздник, так как впереди было выступление «гвоздя» обширной программы – знаменитого поэта Юрия Михайловича Кублановского. Что я и сделала и о чём ни грамма не пожалела, спасибо организаторам! Тем более этого автора мне положительно отрекомендовала моя подруга – поэтесса из Твери Вера Грибникова. Лужайки усадебные были сплошь в цветущих маргаритках-дикорастущих самосейках. В Англии их называют Дейзи – именем девушки, прародительницы ромашки. Импровизированные зрительные места были оборудованы свежеструганными скамейками, лавочками, пуфиками, мягкими набивными креслами, туристическими ковриками. Именитым гостям и посетителям праздника было уютно и комфортно. В целом была непринуждённая обстановка и не было налёта бюрократизма, каждый мог себя почувствовать желанным гостем в этом сельском очаге культуры и искусства. В ходе выступления Юрия Кублановского я познакомилась с семьёй архитекторов и молодых журналистов (дочери профессиональных любителей и реставраторов усадебной архитектуры – студентки журфака МГУ и сами пишут стихи). Они подготовились к выступлению поэта и задавали интересные вопросы об эмиграции поэта. Общение со зрителями Юрий Михайлович, работавший когда-то до пожара в музее «Мураново» экскурсоводом, построил в виде вопросов-ответов, прочтя всего два своих стихотворения, не желая превращать встречу в академическое монотонное чтение. От него мы узнали о четырёх волнах эмиграции писателей, которые он определил как белогвардейскую, власовскую, общееврейскую и нынешнюю – спонтанную на фоне последних печальных событий. Убежавших после начала СВО он решительно осуждает, считая их предателями, так как борьба России с коллективным Западом – носителем вируса Содома и Гоморры, носит цивилизационный характер. Сам он провёл в вынужденной эмиграции, изгнанный по решению силовиков в 1982 году, восемь лет. Причиной стала его симпатия к творчеству Галича и Высоцкого, пристрастие к сюрреализму и футуризму. Да-да, тогда это было под запретом, как бы сейчас абсурдно не звучало! Писатель женат на Наталье Поленовой — искусствоведе, правнучке художника В. Д. Поленова, директоре музея-заповелника В.Д. Поленова в Тульской губеринии, где он в настоящее время работает научным сотрудником. О своём периоде работы в усадьбе Мураново Юрий Кублановский вспоминает с ностальгией. До пожара в музее, по его мнению, было больше «натуральных» вещей и экспонатов, больше аутентичных предметов старины. Восстанавливаю события из репортажей с 1 канала и сообщений РИА-НОВОСТИ: 26 июля 2006 года около 11 вечера в усадьбе во время грозы после удара молнией вспыхнул пожар. Дым повалил из-под крыши главного здания. Спасали жители села, пострадали два работника музея. Пожарные сработали штатно, но наутро была грустная картина: пропахшая гарью и промокшая старинная мебель, диваны, на которых в позапрошлом веке сидели Тютчев и Аксаков… Из полусгоревшего особняка выносили то, что не успели вынести ночью. Всё это бесценные экспонаты. Старинные журналы, портреты, размокшие рукописи из-под навеса уносят в машину, спасая их второй раз. Если хлынет дождь, восстановить коллекцию будет еще сложнее. Из огня успели вынести все, даже мебель из комнат Гоголя и Аксакова на верхнем этаже, но от воды мало что удалось уберечь. Но безвозвратно, к счастью, не утрачено ничего. Спасены уникальные иконы, редчайшая коллекция старинного фарфора, и совсем уж бесценный прижизненный портрет Серафима Саровского, передававшийся в семье Тютчевых из поколения в поколение. Пожарные расчеты уезжают, они провели на пепелище 12 часов, теперь в поместье ждут реставраторов. Глубокая реставрация понадобится и экспонатам, и самой усадьбе. Уникальная конструкция главного дома — внутри кирпичных стен сохранился старинный деревянный сруб — сыграла при пожаре роль катализатора. Поэтому сейчас никто не может гарантировать, что особняк, принадлежавший семье Тютчева, удастся восстановить в его прежнем виде. Но, усадьбу воссоздали и воскресили. Восстанавливали музей «всем миром», участвовала даже корпорация «Сименс», что наводит на некоторые мысли о природной причине возгорания. Россия будет жить именно в таких уникальных уголках. Беречь надо впредь каждый артефакт, каждое деревце, каждую могилку. И это нужно с кровью и молоком передавать детям и внукам. Чтобы помнили, чтобы ценили. Выступление Юрия Кублановского, которое предвосхитил перед широкой аудиторией и закончил в небольшом кругу слушателей беседой с автором на скамеечке директор музея Александр Богатырёв, было недлинным, но запоминающимся. Именно в эмиграции поэт познакомился с такими выдающимися соотечественниками как Бродский и Солженицын. Именно Александр Исаевич предсказал Юрию Михайловичу возвращение на родину через восемь лет. В своём послесловии к сборнику стихотворений Юрия Кублановского «С последним солнцем», (Париж, 1983) Иосиф Бродский писал: «Его техническая оснащённость изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после Пастернака. Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии». Зимою сумерки — предтечи философических глубин. Весь день потрескивают свечи. И Боратынский пьёт один. Ждал вдохновенья, как подарка, но открывая поставец, он видит, что в судьбе помарка, и выступает как истец. … Сороковые-золотые уже становятся судьбой. И западники молодые ведут беседы меж собой. — А здесь, где страх пытает душу, вобравшую его шрапнель, Настасья, приготовьте мужу на узком канапе постель. Чтоб не в Италии счастливой он умирал, обманно-бодр, а дома — с нежностью пугливой спартанский омывая одр, звезда над ярославским трактом взошла беде наперерез, покуда длинноклювый дактиль её не ухватил с небес. Уроженец Ярославской земли Юрий Кублановский прочёл это стихотворение на встрече и намекнул, что под дактилем-птеродактилем он имел ввиду конечно же Н.А. Некрасова — обитателя усадьбы Карабиха, ныне музея-заповедника под Ярославлем – владения великого писателя и подвижника в мире искусства и литературы. Всё заповедное на Руси так или иначе переплетается между собой, мир искусства и литературы тесен и вдохновляет всё новых и новых писателей на очередные бессмертные стихи и прозу, на бережное сохранение старины. Покидали мы Мураново на такси с попутчицами из посада под звуки мощного профессионального вокала. Распевалась солистка Большого театра Ольга Селивёрстова. Мураново погрузилось в атмосферу, в которой жил и творил великий русский композитор Сергей Рахманинов. Наверняка его также вдохновляли мурановские пейзажи. Впереди в музее-усадьбе новые праздники, такие как День Пушкина 6 июня, а мы планируем с писателями и ветеранами коллективную поездку в Муранов на 13 июня. В будний день больше шансов посетить все экспозиции и насладиться прекрасной природой в уединении. Тем более руководство дало зелёный свет! |