Сегодня я вновь поведу речь об убийствe, хотя нужно бы написать о чем-нибудь хорошем, добром, светлом. Однако начальник угрозыска ежедневно соприкасается с ворами, грабителями и прочей шушерой, то есть с лицами, деяния которых направлены от радостного в противоположную сторону. Отсюда и не улучшающие настроения записи в дневнике: украл, обманул, пырнул ножом. Но кто-то должен показать мирно отдыхающим людям обратную сторону человеческого бытия. И предупредить: ещё не наступило время жить с распахнутыми окнами квартир или ездить в трамвае с выпирающим из кармана кошельком. На эту тему в последние годы писать не запрещено. Просто некому. В Узбекистане нет братии, работающей в жанре детектива. Чаще других с негативной стороной бытия сталкиваются оперативники. Поэтому я и осмелился взяться за перо. Моя цель указать читателю к кому следовало бы внимательнее присмотреться, чтобы оградить свою жизнь от посягательства. В моем дневнике нет ни одной выдуманной истории. Все сюжеты, а их более девятисот, взяты из личной практики. К сегодняшнему дню я опубликовал лишь малую толику бесценного материала, собранного за годы. Так что впереди у меня ещё уйма работы. И снова о людях, мешающих нам безмятежно спать. Вернее об одном человеке, сумевшем на условном пьедестале негодяев, занять верхнюю ступень. Правда, на пик «славы» возвёл его я, исходя из собственной оценки действий преступника. Он выделен мной из семи убийц, задержанных угрозыском за месяц. Я хочу, чтобы фамилию подлейшего из подлейших знала вся планета, поэтому записываю его данные крупными буквами: БАДРУТДИНОВ РАМИЛЬ РАМИЛЬЕВИЧ. Люди имеют какое-то хобби, увлечение, пристрастие. Они коллекционируют значки, монеты, столовые приборы. Так интереснее жить. Моя же слабость - художественная литература. Я собрал домашнюю библиотеку, малочисленную по количеству томов, но отвечающую моим духовным запросам. Мне особенно нравится античная литература, поэзия и проза XIX века, а также серия «Мастера детектива». Ряд любимых авторов открывают собрания сочинений Лермонтова, Карамзина, Толстого. Далее, на видном месте, бессмертное творение братьев Вайнер «Эра милосердия». Поставленный по роману фильм «Место встречи изменить нельзя», я смотрел неоднократно, каждый раз открывая для себя что-то новое как в творчестве писателей, так и в игре актеров. Сегодня приходится констатировать, что год от года таких гениальных творений становиться всё меньше. В то же время масса издаваемой литературы резко увеличилась. Поток низкопробных романов, вытеснив классику, заполнил прилавки магазинов. Впрочем, это ещё полбеды. На каналах телевидения замелькали «крутые» ребята, по любому поводу пускающие в ход автоматы, пистолеты, гранатометы: взрываются автомашины, кафе, рестораны. Заживо сгорают люди. А когда «герой» фильма летит, скажем, в Америку, где проводит «разборку» в стане всевластной криминальной группировки, и слегка усталый возвращается назад, то смысл увиденного обнажается до бесстыдства. Зритель отходит от экрана непоколебимо убежденным - русская мафия сильнее всех. Такие ленты, забыв об уроках, смотрят дети, восторгаясь действиями бандитов. Сегодня кино, этот мощный фактор идеологического воздействия, в частности, на подростков, стало повсеместно рекламировать насилие, жестокость, безнаказанность. Теперь мальчики, собравшиеся в подворотне, не пинают слабого, а зверски запинывают; проходящую мимо девчонку не просто дергают за косичку, а обязательно брызгают ей в лицо какую-нибудь гадость; вор не уйдет из квартиры, пока не прикончит свидетеля, оказавшегося дома. Так мы воспитываем молодое поколение, идущее нам на смену. И наивен тот, кто задается вопросом: «Почему бритоголового юнца тянет в криминальные структуры». За литературными новинками я слежу, внимательно просматривая газету «Книжное обозрение».В ней приводятся все исходные данные книги: автор, формат, цена, количество листов, типография. Очень жаль, что некоторые издания выпускаются малым тиражом и практически мне не доступны. Например, «Книга рекордов Гиннеса». В эту уникальную энциклопедию включаются невероятнейшие достижения человечества: парень дольше всех простоял на одной ноге, девочка съела килограмм бумаги, пара танцевала сутки... Это вызывает улыбку. Но рекорд есть рекорд. Чтобы его поставить необходима длительная, изнуряющая тело система тренировки. И как награда - имя победителя вносится в Книгу, выписка из которой начинается словами: «Самый огромный.., самый яркий.., самый высокий...». О литературе я могу писать и писать. Однако сейчас моя цель несколько иная, более низменная, неприятная - описание действий морального урода, ставшего рекордсменом месяца среди себе равных. Но это не означает, что Гиннес должен обратить на него внимание. Для такой категории людей необходима отдельная книга, обрамленная траурной каемкой. А пока такого издания нет, ограничимся рамками дневниковой записи. Андрей Стрельников ежедневно навещал свою больную тетку, прикованную к постели много лет - приносил хлеб, лекарства, стиранное бельё. Старушка чувствовала его заботу, и благодарила бога за то, что ей в помощь ниспослан ангел в образе племянника. Сама она, будучи парализованной на обе ноги, вот уже пять лет самостоятельно не передвигалась и, соответственно, не могла ходить в магазин, готовить пищу, сметать паутину. А молодой человек все это делал без напоминания. Понимая, что её дни сочтены, тетка завещала свою квартирку Андрею. - Женишься, будет куда супругу привести, - ласково говорила она, - комната тесная, зато твоя, собственная. Но вступать в брак Стрельников не торопился, и денег на свадебный костюм не откладывал. Семидесятилетие тётки Андрей решил отметить ценным подарком - купить видеомагнитофон. Книги женщина не читала, слабоватым стало зрение, а родственники больную не наведывали. Фактически она изолировалась от внешнего мира. Или же, наоборот, мир отгородился от старухи, напрочь забыв о её существовании. Правда, этого человека помнили бывшие коллеги по работе. Раз в год, в день Учителя, кто-то из них сидел у постели тетки Вари, оставлял поздравительную открытку, цветы, торт и исчезал ровно на 365 суток. «Так что видик разнообразит жизнь», - заключил Андрей, отправляясь в мастерскую по ремонту бытовой техники. В крохотном помещении мастер его спросил: - На какую сумму рассчитываешь? У меня есть старенький, однако прекрасно работающий аппарат. Он стоит двадцать баксов. - Договорились, - ответил Стрельников, положив деньги на стол. Тётка отказывалась принять дорогостоящий подарок. Но племянник включил видик, и стал по утрам приносить новые видеокассеты. Серые будни инвалида заметно преобразились. Женщина, разучившаяся смеяться, теперь хохотала до слёз. А такие фильмы как «Девчата», «Карнавальная ночь», «Весна на Заречной улице» крутила несколько раз в сутки, пересказывая увиденное Андрею. По пути на работу Стрельников зашел к тётке и... ахнул. Она лежала на кровати с широко открытыми глазами, безжизненно свесив руку. Подушка, одеяло, лекарства валялись на полу. Андрей бросился к ней, сделал искусственное дыхание, припал ухом к сердцу. Но не уловив биения, выскочил на лестничную площадку и попросил бабулек, сидевших у подъезда, вызвать «Скорую». Через пятьдесят минут бригаду медиков сменил наряд милиции. В услуге врача пенсионерка больше не нуждалась. Я вернулся с места происшествия в отдел и повторно спросил Андрея: - Имела ли тётка какие-то финансовые накопления, антиквариат, золотые изделия? Нас интересует за что преступник мог задушить инвалида. Стрельников зарыдал: - Какие ценности могут быть у человека, проработавшего тридцать лет в средней школе? Её пенсии едва хватало на скудное питание... Из квартиры исчез только видеомагнитофон. Аппарат, разумеется, меня заинтересовал. - Есть ли на него документы? В них указан заводской номер. - Документов нет. Я приобрел его в мастерской. Но сам видик приметный, замазан светлым клеем. Видимо, прежние владельцы вещь уронили, затем верхнюю панель склеили. Пока мы беседовали, сотрудники угрозыска опросили жильцов дома, и выяснили приметы человека, вероятно, задушившего тётку Варю. Майор Воробьёв мне доложил: - По утрам две соседки потерпевшей сидят у подъезда, вдыхают свежий воздух, обмениваются новостями. Они нам рассказали, что в здание входил мужик, лет сорока, не бритый, в забрызганной краской тёмной куртке. Он мимоходом поздоровался и поднялся наверх. Минут через десять этот молодец спустился, и неторопливым шагом направился в сторону кафе «Мечта». - В какой из квартир ещё находились люди, - спросил я. Не задумываясь, оперативник ответил: - Кроме бабулек в доме никого не было. Все остальные работают или учатся. - Убийца редко проходит мимо свидетелей, которые могут его опознать. Обычно так себя ведут приезжие. Совершив преступление, они садятся в автобус, поезд, самолет и исчезают. Судя по лицу, подозреваемый к категории «залётных» не относится. Но не исключается и другой вариант: тётка убита до восьми утра, то есть до появления старушек на своём излюбленном месте. Поэтому «щетинистый» так спокойно вынырнул из подъезда. Я вырвал листок из блокнота и написал адрес: - Сгоняй за художником. Попроси его нарисовать лик мужчины со слов очевидцев. Думаю, вопрос с художником читателю ясен. Такой «единицы» в органах внутренних дел нет. К помощи специалиста мы прибегаем в необходимых случаях, оплачивая услугу из собственного кармана. Иногда он рисует один и тот же портрет дважды или трижды, впустую потратив личное время, бумагу, краски. Затраты, естественно, нами компенсируются. Сложность его работы состоит в том, что приметы убийцы свидетели всегда называют по-разному. И чем больше людей участвует в процессе «создания образа преступника », тем затейливее мастеру подобрать, например, точную форму носа. В итоге, зачастую портрет совершенно не похож на оригинал. Однако на сей раз конечным результатом обе стороны остались довольны. После трёхчасовой баталии по поводу цвета волос, разреза глаз, строения подбородка Щетинистого, старухи зааплодировали: - Похож, великолепно! Я протянул рисунок оперативнику: - Срочно размножить и раздать сотрудникам отдела. Минуло три дня, в течение которых инспектора проводили оперативные мероприятия, а десятки милиционеров беседовали с жителями массива, показывая им фотографию разыскиваемого. Такая работа, невидимая глазу простого обывателя, проводится всегда. Иначе преступника скоро не найти. Вот и сейчас уста одного из восьмисот опрошенных человек произнесли: «Да, этого алкоголика я знаю». Искандер сел на своё излюбленное место у окна и сказал: - Некто Лукин снимает комнату по улице Франко. Не работает, пьет запоями, разведён, судим за кражу... - Всё ясно, - ответил я, - улица находится в другом конце города, поэтому Лукина пришлось так долго искать. Зачем он приезжал в наш район? - Раз в неделю алкоголик хлоркой обрабатывает яму, в которую повара кафе «Мечта» сливают остатки пищи. А узнала разыскиваемого буфетчица, ей время от времени мужик признаётся в любви. Я занёс анкетные данные Лукина в свою тетрадь. - Когда будем его задерживать? - Щетинистый доставлен в отдел, и уже дал показания. Искандер отыскал в папке исписанный лист и стал читать: - Я, Лукин Евгений Павлович, по средам чищу яму, предназначенную для сброса отходов. Три дня назад, недалеко от дома № 20, меня остановил парень и спросил: «Выпить хочешь?» Я ответил, что более глупого вопроса мне слышать не приходилось. Ибо выпить тянет всегда. Незнакомец показал бутылку красного вина: «Тебе нужно войти в подъезд и подняться на лестничную площадку третьего этажа. Как только из своей квартиры выйдет юная особа, то шепнёшь ей, мол, Вовчик подъедет к кафе вечером. Если она не появится, то минут через десять можешь возвращаться, и забрать этот пузырь бормотухи... Его любимая не появилась. Человек отдал мне вино, и скорым шагом скрылся за домами... Я перебил Шаймиева: - А он запомнил приметы незнакомца? Искандер стал читать объяснение дальше. «Его лицо я не запомнил, так как в основном глядел на бутылку». Мы принялись обсуждать странную встречу. Без сомнения, Вовчик умышленно направил алкоголика в дом, чтобы сидящие у подъезда бабули, своими показаниями запутали сотрудников милиции. Но сыщиков это не расстроило. Обычно, в ходе поиска убийцы, им приходится отрабатывать несколько версий, из которых выбирается единственно верная. Так что незамысловатая комбинация, удачно проведённая неизвестным нам «кавалером», не выбивалась за рамки вседневного рабочего процесса. Выслушав мнение Искандера, я сказал: - На щетинистого мы «выйдем» только обнаружив видеомагнитофон. Найти аппарат будет нелегко. Думаю, он уже продан. Шаймиев взглядом указал на карту: - Город огромный, найти иголку в стоге сена ой, как непросто. Кто-то тихонько царапнул дверь кабинета, и тут же в проёме выросла мальчишеская голова. - Можно войти? Сюда меня направил дядя-милиционер. - Заходи, коль пришел, - ответил я, - садись на диван. - Не-е, - возразил паренёк, - у меня нет времени, на улице ребята ждут. Разговор поддержал Искандер: - Тогда выкладывай свою проблему. Тебя обидели? - Не-е, - опять протянул он. - Мы насчет видика. - Какого видика? - насторожился Шаймиев. - Участковый повесил в школе ориентировку. В ней сказано, что крышка видеомагнитофона замазана клеем. Вот пацаны и... - Ты знаешь кто склеивал панель? Мальчик замотал головой: - Не-е, в малом зале кинотеатра теперь крутят кассеты. Там стоит аппарат «Panasonik», его крышка облита светлым клеем. Такого рода информация нами проверялась молниеносно. Не важно, подтверждалась она или нет. Главное - люди всячески помогали милиционерам искать подонка, задушившего инвалида. Искандер распаковал коробку, изъятую в кинотеатре. - Кажись, это именно тот аппарат, - сказал он, - вот хорошо видимая полоса. И марка соответствует. Опера уже приступили к допросу его владельца со странной фамилией Гвоздь. Я ответил, разглядывая склеенные части: - Не буду ребятам мешать. Ты пока найди Андрея, пусть взглянет на видик. К вечеру допрос Гвоздя закончился. Новоиспеченный бизнесмен рассказал, что в арендуемом зале кинотеатра открыл пивную. Чтобы привлечь клиентов в столь серьёзное заведение, он решил демонстрировать видеофильмы, и занялся поиском аппарата. Как раз в это время один из клиентов бара предложил ему взять видик на прокат. Гвоздь спросил: «Почему на прокат?» - И получил ошеломляющий по простоте ответ: «Продавать не выгодно, бабки пропью за день. Вместо денег я хочу каждое утро иметь литр пива и бутылку вина». Итак, круг поиска сузился до минимума. Оставалось лишь задержать молодого человека, которого уголовный розыск, кстати, не торопился назвать убийцей. Ему видеомагнитофон мог дать сосед, брат, родственник. Обдумав детали предстоящей операции, я сказал инспекторам: - Утром три опера займут столик в баре. Как только мужик появится, бармен накачает его пивом, даст закурить, отвлечёт разговорами. В общем, посодействует нам. Скорее всего, клиент оружия не носит, тем не менее, будьте предельно внимательны. Стрелки на часах показывали привычное для нас время - полночь. Допив остывший чай, мы разъехались по домам. Угрозыск раскрыл ещё одно преступление, на мой взгляд, самое тяжкое за последний год. Убийца задушил беспомощного человека с единственной целью - завладеть видеомагнитофоном стоимостью двадцать долларов. Аппарат хронический алкоголик Бадрутдинов «пристроил» в пивбаре, где за несколько дней успел выпить восемь литров скверного по качеству напитка. Но слушая отчёт Искандера, корреспондент местной газеты, приглашенный на оперативное совещание, недоуменно закатывал глаза: «Рядовой случай, читателям будет не интересно». Он ждал сенсационного разоблачения преступника, мордобоя, перестрелку. Однако в жизни все обстоит по-иному. И кто, как не начальник угрозыска, может подтвердить известные лишь руководству статистические данные: семь из десяти убийств лиходеи совершают на почве стремления завладеть вещами намеченной жертвы – наручными часами, курткой, видеомагнитофоном. Проще говоря, сегодня криминал оценивает жизнь человека в пределах сотни баксов. Для меня это и есть сенсация, о которой пресса обязана кричать на каждом шагу. Искандер взял в руки отвертку. - Этим предметом Бадрутдинов отжал язычок дверного замка и вошел в квартиру тётки Вари. Убийца жил с ней в одном доме, в следующем подъезде. Их разделяла только кирпичная стена. Громило, уловив характерный звук видеомагнитофона, замыслил аппарат украсть, а затем, вспомнив что больная прикована к постели, решил её убить. Начальник милиции прервал Шаймиева: - Ты нас просвети, каким образом лиходей незаметно проник в квартиру инвалида? Ведь у подъезда сидели женщины. Искандер показал специально начерченную схему. - Здесь изображен стандартный дом, построенный четверть века назад. Все мы помним, что над лестничной площадкой четвертого этажа имеется крышка-люк, ведущая на чердак. Бадрутдинов воспользовался этим ходом, и минуту спустя оказался в соседнем подъезде. К тому времени бабульки уже сидели внизу, на скамейке. Он, совершив убийство, вернулся тем же путем. После окончания оперативки мы спустились во двор покурить. Я подозвал к себе инспектора кадрового подразделения и, указав на Андрея, сказал: - Прошу оформить его на работу в органы внутренних дел. В рапорте сделай отметку – рекомендацию молодому человеку подписала Жизнь. |