Произведение |
|
Объем: 5174 [ символов ]
|
|
|
|
Апокалипсис душ |
или Кто мы с вами, люди-человеки?! <Мы много нынче пустословим - о пониманиях, доброте и милосердии. Особенно это благодатная тема в современной поэзии. Отчего не поговорить? Особенно, если сидишь дома, да и пописываешь стишки.> Ехала я в метро. Нечасто езжу общественным транспортом, потому как машина есть - отвезут куда надо, с комфортом под радио Эхо Москвы, а еще лучше - под какую-нибудь кассетку с любимым исполнителем, вроде Юры Шевчука... Но, сегодня мне надо было ехать на встречу в Мемориал. Везла с собой - видео, фото, книги - одной моей майской поездки 2009 года на родину моих харбинских предков. Ну, ехала и ехала бы. Что, впрочем, и делала. Но, в какой-то момент в вагон вьехал инвалид на тележке. Такие мне доводилось видеть в далеких годах начала 60-х. Редкое явление уже и тогда, потому как их просто-напросто "стыдливо" убирали и прятали напрочь от "социального благополучия" тогдашних городов, от людских глаз да и подальше. А нынче? и вовсе как-то это выглядит странно и страшно - демонстрацией былого бездушия. Нет, инвалидов не убирают, не прячут теперь - и слава Богу, хоть в этом милосердны. Времена иные, а вот тележка-то прежняя, советская - как и та, послевоенная, похоже. На голове инвалида голубой берет десантника, одет в тельняшку. Не берусь предполагать - где и как тот человек лишился обеих ног, по самое "дальше некуда". Лицо обыкновенное, неспившееся, чистое и сам во всем чистом. Господь знает его беду. А мы - "не суди да не судим и будешь". И не о том я вовсе! Его глаза открытые и ясные, голос без "нищенских ноток" - просто и обыденно что-то сказал, прося помощи - за грохотом электропоезда я и не расслышала. Отвела глаза в сторону. И как-то невольно взглянула на сидящих напротив - каменные лица безразличия, ничего в них живого, глаза пустые. А вот у него обычные живые - человеческие глаза - без "деланного" самоуничижения "за ради Христа", коим отличаются все нищие-трудяги или опустившиеся пьяницы наших улиц, метро и особенно вокзалов.. Оттолнулся чуть вперед. И я не смогла... что-то горестное шевельнулось во мне! полезла в кошелек и достала бумажную денежку. Она у меня не лишняя, но мне - двуногой - стало как-то мерзко от чужих пустых взглядов. Протянула я ему, он еле слышно, с достоинством поблагодарил. И покатил дальше по вагону. А там и остановка. Я не смотрела, как он выкатился на платформу. А чтобы не видеть пустоту сидящих вокруг людей, прикрыла глаза и так и проехала до своей станции. И представьте себе - если раньше в таких ситуациях кто-то, ничего не дающий, мог отчужденно-осуждающе смотреть в сторону дающего, эти - сидели как и сидели до всего того. Безразличные. Каменные лица. И пустые зерцала души... Мы все нынче более, чем красноречивы - на словах. Многие самоупоенно рассуждают о добре, человечности - милосердии. Большинство даже любит в пылу эмоциональной чувственности рассуждать о "бедных ливийских детях". При всем при том, что судьбы российских детей - буквально у себя под носом - их мало или почти не трогают... Мне тоже жаль детей - любых - страдающих в войнах политик -противостояний взрослых. Мне жаль любых детей - потому как они самое незащищенное людское племя. А что я могу? Что можете и вы - простые люди-граждане. Это дело политиков! Это дело администраторов! Это дело - тех, кто движет мир или творит войны... А ведь у многих из них - глаза не пустые, как у людей того вагона метро... у большинства из них маски - живых, человеческих лиц... только дела их не милосердны и злы. Молиться, право, не умела... Но нынче слово из души Так скорбью робкой неумело Прорваться к небу захотело Из потаенностей души. Но я молиться не посмела И вновь молчу в своей глуши. Так мрачен мир вокруг меня - Чего в нем только нет, послушай, В нем все есть!!! Божьего огня И слова Божьего нет в душах. Да, городские нищие - это еще и "клановость", многие из них гнусаво выплакивают себе вспомоществование, как зарплату. Не понимаю таких профессиональных нищих - особенно моложавого, работоспособного возраста! Но, не могу пройти, проехать, просидеть - мимо нуждающихся, особенно таких - как тот молодой человек. Особенно мимо старухи, которая не просит подаяния - а просто вглядывается голодными глазами в ваши с нами лица... большинству из таких - очень неловко, даже очень стыдно просить денежно-копеечной вашей помощи. Это видно по ним - как по потерянным "домашним собакам", которые вдруг потерялись в чужом месте. Да простят меня бедные наши бабушки, вынужденные иной раз выходить на улицы - я не хотела их обидеть. Но, у тоски голодной немощи - глаза мудрых "дворовых брошенцев", они не лезут на вашу/ нашу - "помойку жизни" до тех пор пока не подопрет под самое горло - они видят людское тупое безразличие и даже просить порой не осмеливаются, так и бредут или отталкиваясь, как тот человек, тележкой - отъезжают или уходят в свои житейски-нищенские нужды-бедноты. Кто мы - близкие и далекие соседи? современные человеки-земляне? современные сограждане? Кто же мы все с вами - люди?! 11-02-2012 19:38 © Copyright: Людмила Солма, 2012 |
|
|
Дата публикации: 25.05.2012 14:13 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Людмила, добрый день! Ваше НЕбезразличие живительным ключом бьет между строк. У меня такое ощущение, что видела мужчину, который задел ваше сердце. А, может, и не того, но очень похожего. Ситуация была такая: ехала домой после работы, почти спала (давление резко скакнуло вниз), по вагону тенью, немой, без завывающих ноток профессиональных нищих, проскользнул мужчина, я бы даже не заметила, если бы не вскрикнул ребенок. У дверей в противоположенном от меня конце вагона рядом с инвалидом-тенью стоял малыш с мамой. Когда мужчина подкатился к дверям, малыш вскрикнул, и мать решила закрыть его собой, спрятать от калеки. А мужчина очень расстроился (видно было по лицу), попытался улыбнуться малышу. Мальчик украдкой выглядывал из-за мамы, и постепенно его испуг прошел, он неуверенно улыбнулся калеке в ответ. Мужчина обрадовался, улыбнулся еще шире... но неловкость за себя перед ребенком так и сквозила из-под улыбки. Пока поезд мчался к остановке он все продолжал смотреть на малыша, мне показалось, он думал о том, что у него никогда уже не будет сына... Очень сильная сцена, словами описать трудно... сидела как завороженная, а самое интересное, что люди, стремящиеся занять место поближе к выходу, отступили, малыш, мужчина остались одни в небольшом полукруге свободного пространства... В вашем эссе заметила некоторых блошек: "Оттолнулся"; "мне! полезла"; "дело - тех" (на мой взгляд, тире слишком много в тексте, хотя понятно, что вы их использовали для графического выделения важных мыслей); "Но, не могу пройти" ( запятая тут лишняя); ""помойку жизни" до тех пор пока" (запятая перед "пока" потерялась); "так и бредут или отталкиваясь, как тот человек, тележкой - отъезжают или уходят в свои житейски-нищенские нужды-бедноты" (тут тоже бы знаки препинания надо посмотреть". Но это не суть все, очень эмоциональное эссе, много психологически верных характеристик. Стих-молитву немного бы попробовать подкорректировать. Оценка 5. С Уважением, Анастасия | | Добрый день, Анастасия! Спасибо за внимание, понимание и такой душевный отклик. Вы правы, к сожалению, со знаками препинания дружу плоховато, случаются и "блошки", от которых потихонечку избавляюсь, вот и с этим текстом надо поработать основательно, а мысли и эмоции не всегда оказывают добрую службу в этом грамматической визуальности-) Спасибо за приглашение, сейчас загляну и к Вам. С благодарным уважением, Людмила | | Блошки-это ерунда. Просто в готовом тексте их надо выловить, и все. Я вот ругаю себя все время за то, что ленюсь перечитывать с целью поиска оных свои комментарии в сети: отправишь, отобразится, ужаснешься, как много запятых не хватает, мягкие знаки исчезли, окончания левые. Если е меня в текстах что-то заметите, напишете обязательно=) Рада знакомству! |
|
| | Думается, что написано от чистого сердца. При этом написано грамотно и ритмично, с соблюдением всех норм и требований русского классического :) Есть, конечно, спорные философские моменты по содержанию и взглядам автора на поднятую тему (например, унижение подаянием; или факт: настоящие воины-ветераны НИКОГДА не просят милостыню, следовательно, это работают мошенники; в 90% подобных случаев в роли просящих выступают профессиональные попрошайки - статистика; замороженные лица попутчиков могут быть по причине личной семейной трагедии - сын погиб, например - и т.д. и т.п., не стоило бы судить или тем более ОСУЖДАТЬ КОГО-ТО), но коль автору непременно хочется распространить милосердие по миру со своей легкой руки - удачи ему и успехов. "5" - текст в тему. | | Добрый день, Дмитрий! Спасибо за такой искренний отклик и столь щедрую оценку. А насчет "осуждать" - да не осуждаю я, у каждого свои видения на отзывчивость и милосердие человеческой доброты, как и на душевную глухоту тоже. Все это есть в нашем обществе - в той или иной мере, но присутствует. И, думается порой с сожалением, что люди становятся более практичными, меркантильными, как и безразличными и безучастными тоже. Я не ратую за нищих-мошенников (психологически играющих на душевной доверчивости бесхитростно-добрых людей), мне и самой глубоко неприятны такие попрошайки. НО, я бывала свидетелем того, что Вы пытаетесь отрицать - в крайне безвыходной ситуации, когда государство не помогает тем, кому оно и должно - обязано оказывать моральную, медицинскую и финансовую поддержку, но не делает этого в должной мере или вовсе безучастно к своим остро нуждающимся согражданам... сильные и гордые люди... порой тоже вынуждены просить помощи - им неловко, стыдно, горько! НО, они порой это делают - когда иного выхода нет. Не приведи Господи, так унижать достоинство людей! НО, это на совести госчиновников отечественных организаций и департаментов - хотя и среди таковых тоже есть понимающие люди. И при всем при том, у нас нынче не очень-то и совестливое государство - оно как машина, перемалывает порой всех - и гордых и не очень. Если бы дела обстояли иначе, то и темы "апокалипсиса души" не стояло бы здесь - на литературном сайте. Как и вообще на повестке нашего людского сообщества. Даже религиозность и вера, к сожалению, тоже не у всех наших граждан ассоциируется с милосердием их собственной души. Это-то и есть апокалипсис - раздвоение мышления и поведения отдельных наших сограждан. Разве не так? |
|
| | Хорошее получилось наблюдение небезразличного человека за безразличностью людей. Ко всему и к себе тоже. Не выражая сочувствия к боли чужой, мы перестаем чувствовать свою боль и этот вопрос последней строки повествования кому? Безразличие - смерть, а вопрос живым. Неслучайный вопрос и его цена - существование самой жизни. Откровенное видение мира, описание которого - хорошее, краткое, безжалостное. Оценка - 5. | | Николай Петрович, спасибо за прочтение с пониманием и неравнодушный отклик! |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |