Есть сказка о человеке, который отправился искать алмазы, обошел полмира, все увидел и все узнал, но вернулся домой ни с чем. Маленький сынишка стал играть блестящим камешком, лежавшем много лет в цветочном горшке. И тут человек увидел, что это необработанный алмаз. Эту сказку переживает каждый из нас. В этом убеждает меня опыт жизни моей семьи уже на протяжении многих поколений. Немногие семьи могут похвастать памятью о своем прошлом даже до четвертого колена. Наша же семья особенная. Мы – потомственные железнодорожники. Мой прапрапрадед приехал в промышленный город потому что в деревне из родных никого не осталось, а значит не о ком было заботиться. Физически очень сильный, он сразу нанялся на работу по прокладке железной дороги. Видную стать и покладистый характер заприметила одна мещаночка-вдова. У них родилось трое сыновей. Все женились, разъехались по разным уголкам необъятной страны. Но вот что странно. Все через десять-пятнадцать лет возвратились обратно. По разному судьба складывалась. Кто вернулся с семьей, кто сам. Но всем очень нравилось вместе. Все было бы ничего, но историю своих родителей стали повторять и внуки, и правнуки, и праправнуки. Мы в семейном кругу часто смеялись над этим, и каждый давал свое объяснение. Мой дед говорил, что причина в том, что мы живем на узловой станции, и поскольку все получаем работу, связанную с железной дорогой, так или иначе пересекаемся. На это мой отец возразил, что сегодня в больших городах на лестничной площадке пересекаются каждый день десятки людей, а не знают, зачастую, даже имени друг друга. А я считаю, что все очень просто. Пока мы живем в семье, давление авторитета старших принуждает нас искать свою дорогу в жизни. Разъехавшись по миру, мы не находим ни общности интересов, ни глубины отношений, какая была раньше, и начинаем ценить то, чему ранее не придавали значение. Вот и возвращаемся в родной дом. Но меня поправил мой сынишка. У нас в школе, сказал он, есть учителя, которые нас очень любят. Но их никто не слушается. Есть учителя, которые нас не любят нас. Их тоже никто не любит и не слушается. Но есть один учитель, которого любят и слушаются все дети. Хоть он уже и старый, и немного глуховат, и уроки у него не всегда хорошие. Но он умеет видеть то, как к нему ученики относятся. Действительно, подумал я, самый драгоценный алмаз – уметь чувствовать любовь к себе других. Не обязательно на нее отвечать. Просто уметь ее чувствовать. |