Я плакала перед кувшинками Моне. От этой невозможной простоты. От изящества свободного мазка. Казалось бы – непродуманного, случайного, нетщательно выписанного, неаккуратного даже (ужас учительницы начальных классов!) Но каждый красочный мазок находится на единственном своем месте и неизбежно вызывает отклик в душе. Impression. Впечатление. Не написать картину, а отразить. Отразить впечатление, мир вокруг и свои эмоции. Выплеснуть. Импрессионистам удалось перевернуть мир искусства. На их натюрмортах цветы и фрукты столь же свежи и пахучи, как и тщательно, с фотографической точностью, выписанные на картинах «старых мастеров». Но передано это совсем другими средствами. Именно перед картинами импрессионистов осознаешь, быть может, истинный смысл выражения «свободный художник». Обращали внимание? Мы ведь не говорим «свободный писатель» или «свободный композитор». Но выражение «свободный художник» прочно поселилось в нашем языке. Не «свободный» - в смысле «нигде не работающий», как мы иногда слышим и говорим. А свободно выражающий себя, свой мир. Свободно касающийся кистью холста и заполняющий не только холст, а пространство нашей души. Я несколько раз была в Париже. Надеюсь, приеду еще. Но какими бы ни были цели моего приезда, и каким бы количеством дней я не располагала, на эти три музея я всегда найду время. Оранжери, Орсе, Мармоттан. А Лувр? Лувр подождёт. |