Юрия Александровича Орлова называют успешным художником. Искусствоведы, биографы, критики добавляют к этому эпитеты: выдающийся, яркий талант, достойный представитель классической школы живописи. Ему присвоено почетное звание Заслуженный художник России, он награжден медалью «Достойному» Российской академии художеств. Такое «звездное» резюме дополняют блестящие грани: свое двадцатилетие, в 1977 году, Юрий Орлов отметил началом выставочной деятельности, в 25 лет был принят в Союз художников СССР, в 1987 г. его картина «Девушка с черным бантом» была приобретена Государственной Третьяковской галереей, а в сорок лет он стал номинантом Государственной премии с картиной «Крещение». К этому можно добавить участие художника в многочисленных выставках в стране и за рубежом. Его работы находятся во многих коллекциях отечественных и зарубежных ценителей живописи – от Америки до Западной Европы, Китая, Японии и Австралии. Понятие «успешный» сегодня часто соседствует с понятием «богатый». Юрию Орлову для достижения этой гармонии недостаёт самой малости. Коллеги по живописному цеху и поклонники творчества называют Ю. Орлова честным художником. Его честность, в первую очередь, в том, что он не изменил избранному в юности пути художника-реалиста классического направления. Обретая знания и опыт, он всё лучше понимал, как нелегка задача подниматься на высоты, обозначенные мастерами-классиками: И. Репиным, А. Куинджи, И. Левитаном, В. Суриковым, Веласкесом, Эль Греко, Гогеном… Немало было искушений свернуть на более легкие тропинки авангардизма. Но… Как выяснилось в нашей беседе, Ю.А. Орлов ещё в юности понял разгадку «Черного квадрата» Малевича. И не изменил своему призванию. Успехов художник добивался упорным трудом. Его «стаж» можно отсчитывать с… трехлетнего возраста, когда он впервые взял карандаш и начал рисовать. Вырос Юрий в южном городе Ставрополе, в простой работящей семье. До сих пор душа его согрета тем солнечным светом, которым были полны мир детства и увитый виноградными лозами дворик их дома. Художник рассказывает: - С детства моими игрушками были карандаши, кисточки, краски. Отец работал художником-оформителем. Он был влюблен в искусство живописи и эту любовь передал мне. Смотреть, как он работает, было для меня сказкой и «мультяшкой» наяву. В доме у нас пахло масляными красками, лаком, разбавителем. Эти ароматы мастерской художника я, можно сказать, впитал с молоком матери. Мне казалось чудом, что краски с палитры, переносясь на холст, проявляют на нем картины природы и лица людей. Отец научил рисовать, поставил первый натюрморт, брал с собой на этюды. Он помогал осваивать мастерство. Оценку его труды наставника получили, когда я поступал в детскую художественную школу. Строгие экзаменаторы, рассматривая мои рисунки и натюрморты, не поверили сначала, что они сделаны рукой десятилетнего юнца… Затем была учеба в Ставропольском художественном училище. Его Юрий окончил блестяще и, как лучший выпускник, получил рекомендацию для учебы в институте. Мы беседовали в мастерской Ю.А. Орлова, что расположена в московских Черемушках. Наш разговор сам собой перешел к системе подготовки и поддержки молодых дарований. Юрий сравнивал, что было и что стало: - Эту студию мне предоставил Союз художников. Спасибо ему за это. Но плата за аренду помещения сравнима с ценой аренды большой московской квартиры. При этом, все понимают, что творчество – не торговое предприятие или автосервис. Постоянных доходов у художников нет. Иногда годами приходится жить в долг. Нашему поколению повезло в том, что мы начинали в советские времена. Что бы ни говорили сегодняшние реформаторы культуры, но факты – упрямая вещь. Одаренные дети могли свободно посещать творческие кружки, студии. Из училищ способные ребята направлялись в высшие учебные заведения. Свои работы мы могли выставлять на многочисленных выставках: региональных, республиканских, всесоюзных. Организовывались творческие поездки по стране. Мне, например, запомнились наши «десанты» в Нижневартовск, по Тюменской области, на Байкал. Если художник работал плодотворно, получал хорошие отзывы критики и посетителей выставок, то ему оказывалась дополнительная поддержка. После вступления в Союз художников я два года был его стипендиатом. Кроме того, была возможность два месяца в году работать и отдыхать в Домах творчества, расположенных в живописных местах от Твери до Байкала. Пребывание на творческих дачах было бесплатным. А главное, они предоставляли нам мастерские для работы. Юрий Александрович не лукавит, когда говорит о работе в райских уголках, которыми нам представляются дачи различных творческих союзов. На мой вопрос об этом он сказал: - Были и шашлыки, и «Али-готе», как пелось в модной песенке. Но у меня всегда получалось так, что приезжал на этот отдых с готовым замыслом картины. Вез с собой баулы этюдов по теме. Ведь в прекрасных студиях домов творчества были все условия для работы. В таком отношении к своему делу – весь характер художника Юрия Орлова. Недаром говорят, что талант и трудолюбие вещи неразрывные. Но может быть, всё дело в желании побольше заработать? Оказалось, что независимо от времен, не это главное для мастера. Судите сами. В годы великих строек легко раздавались заказы на полотна, прославляющие трудовой энтузиазм масс. Как-то друзья агитировали Юрия ехать с ними на БАМ. ЦК Комсомола предлагал роскошный договор. Но Орлов отказался. Причина? Он говорит так: - Могу написать на заказ портрет человека. Но при условии, что он вызывает во мне симпатию. Однако «красить плакаты» - это не моё. И он уезжал в осеннюю распутицу или в заснеженные поля писать дороги России, золотые купола ее храмов, великие реки и Богом забытые деревушки. Вот, такие они непрактичные люди, талантливые художники. Видно, честное отношение к своему призванию делает их настоящими творцами. В 90-е годы Юрий Орлов мог заработать хорошие деньги. Его приглашали расписывать известный храм. Но Юрий горел тогда другим духовным заказом: - У меня в это время созрело решение приступить к работе над картиной «Крещение». Чувствовал, что если не возьмусь немедля, то никогда ее не сделаю. Так родилось великолепное произведение! Оно могло и не увидеть света, если бы корысть взяла верх и мастер проявил бы малодушие. Но тогда он не был бы мастером. Наша жизнь не делает поблажек для творческих людей. Свои черные и белые полосы она чертит без разбора. Были периоды, когда художник переживал долгое безденежье. Он работал и терпел. Как-то к нему в студию пришел солидный покупатель. По разговору было понятно, что человек хорошо разбирается в живописи. Он отобрал несколько полотен, а потом предложил: - Давайте, я куплю у вас все картины? Какое везение! Художнику предложили сумму, которой хватило бы на несколько лет безбедной жизни. И что же? Он опять отказался. Отдал только несколько работ, чтобы хватило расплатиться с долгами. - Почему же так? – пытался я понять. Юрий Александрович посмотрел на меня с сочувствием: - Вряд ли смогу это объяснить… Картины, как дети. Они не сразу готовы уйти в свет, а художник не готов с ними расстаться. Мы ответственны за своих «детей». Где-то я читал, что у гениальных живописцев отнимали полотна силой. Иначе они, добиваясь совершенства, переписывали их до умопомрачения. Ох, непросто нам понять душу художника. Но и перед людьми искусства время ставило и ставит вечные вопросы: каковы их роль и место в этой жизни? для чего они творят? Может быть, в обществе технократов и потребителей искусство нужно только для «развлекухи»? Мы говорили и об этом. И получалось, что судьба каждого таланта что-то значит для цивилизации. Ведь если исчезнут из нашей жизни музыка, поэзия, изобразительное искусство, то вслед за ними придут в упадок наука, архитектура, инженерная мысль, изобретательство. Не могут они существовать без творческого начала. Есть формула: творчество – это оправдание нашей жизни. И каждый человек решает её в силу своих способностей и талантов. В общении Юрий Александрович человек скромный и доступный. Он не сторонник манерности, игры в богему. Он любит порядок и может смастерить столик для красок. Палитра, сделанная его руками, на моих глазах словно вспорхнула и плотно легла на локоть мастера. Он взял кисть и встал перед холстом. Встревать в их молчаливое общение я был не вправе. Но, прощаясь, всё-таки спросил: - Так в чем же тайна «Квадрата»? Художник показал кистью на чистый холст и сказал: - Отгадка здесь… Москва, октябрь 2011 г. Картины художника Ю.А. Орлова |