Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ол Томский
Объем: 4798 [ символов ]
Надо ли понимать стихи и можно ли научиться понимать стихи
Timur Selin на сайте Поэзия.ру один из немногих «Откровенно признался, что не понял о чём строки стихотворения «Зазеркалья рябиновый лист». И
вот, что я попытался ему ответить. В этом мне помогли также мнения о понимание стихов других читателей, тех кто задавался этим вопросом.
 
Вы не первый кто признался в том, что не понял стихи. Я думаю, что это нормально, именно стихи как раз не требуют обязательного их понимания.
Парадокс в том, что стихи можно не понимать, но при этом они могут нравиться. А бывает и так, что всё, вроде, понятно, а стихи не понравились.
Хорошо, когда всё совпало и стихи понравились, и всё в них понятно. Если же вы стихи и не поняли и они не понравились, то это гораздо хуже. Но и
это не беда, всё равно не стоит огорчаться. Ни вам, ни нам. Как сказал мудро поэт – «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, и нам
сочувствие дается, как нам дается благодать»…
Есть много вариантов проникновения в поэтический текст… вы пытались зайти через смысл строк всего текста, но похоже у вас нет к ним (к нему)
ключа, попробуйте расшифровывать отдельные слова зашитые в строки текста, может, идя по этому пути, у вас сложится пазл.
 
Мнения из интернета: (https://yandex.ru/q/question/dolzhny_li_st ikhi_byt_poniatny_chitateliu_e7096e96/?yscl id=locmlfu87899288489)
 
«В конце прошлого года я занимался переводом одного текста Джереми Принна, имеющего репутацию самого герметичного современного
английского поэта (хорошей аналогией в русской поэзии наверное был бы Михаил Ерёмин — не по стилю, но по степени насыщенности). Перевод
одного этого текста занял недели две, отчасти именно потому, что в тексте были непонятны не только отсылки, но даже грамматическая структура —
что к чему тут вообще относится.
При этом мне совершенно не нужно было понимать текст чтобы определить пару ключевых вещей:
- Что это текст о травме пережившего конец света;
- И что он офигенно написан.
Строго говоря, любой читатель, наткнувшийся на этот текст, способен вынести для себя по крайней мере пункт №1, при условии что посвятит ему
достаточно времени — и, строго говоря, большего от читателя и не требуется. Сам Принн, в напутствии переводчикам сложных текстов, предлагал
переводить слова, а не смыслы — это прекрасная рекомендация и для читателей тоже.
Иными словами, читателю требуется не разбирать обскурные аллюзии, а чувствовать форму, просодию (система фонетических средств), примерно
представлять, что автор поэтизирует, какую задачу себе задаёт, и как подходит к её решению. Хотя бы в общих чертах.
Что в свою очередь требует минимального представления о механизмах поэзии в принципе. Поэзия — не естественная речь, и от неё бесполезно
требовать доступности и прозрачности естественной речи.» (Глеб Симонов)
 
«Мы никогда не узнаем, что вкладывал автор в свое произведение и я считаю это не главным. Главное это то, что я представлю читая стих. В своем
произведении автор открывается как человек, каков он. Именно как человек, Не зря писал Сократ: " Заговори, что бы я тебя увидел." Я тоже вижу
человека, его суть, когда он говорит или пишет. Это мое личное мнение и мне нравятся все стихи от японской хайку до российского романа.» (А.К)
 
«Стихи должны быть понятны автору. Если стихи автору непонятны, значит это выпендрёж, а не результат самовыражения, в процессе достижения
которого автор стремился высказать свои чувства и ощущения.
А если исходить из того, что все люди чувствуют и мыслят в целом одинаково, значит в таком случае любой другой человек также сможет понять эти
стихи, если захочет поставить себя на место автора. А захочет ли он это сделать или нет, зависит от этого человека, но не от стихов.» (Л.П.)
 
В заключении хочется напомнить, что «автора должно судить по законам, им самим над собою признанным» (А. С. Пушкин). То есть автора можно и
нужно оценивать (судить) по тем законам, которые он сам для себя установил, сформулировал берясь за перо. Применение к автору своих
собственных мерок и клеше, а также взятых напрокат, может и выглядит как эффективное средство критического анализа литературного текста, но
противоречит его авторской природе и может завести такого критика-эксперта в область надуманных и притянутых за уши выводов, оценок и
координат.
 
Таким образом, суммируя сказанное:
 
- Стихи априори должны быть понятны прежде всего самому автору…
- Если отталкиваться от того, что все люди чувствуют и мыслят в целом одинаково, значит любой другой человек также сможет понять о чём эти
стихи, если поставит себя на место автора.
- Следовательно, желание понять стихи полностью принадлежит воле читателя, хочет ли он это сделать или нет, и зависит только от человека, но не
от стихов.
- Ключ к пониманию смысла стихов автора находится в его стихах…
Дата публикации: 15.10.2024 12:20
Предыдущее: Мысли вслухСледующее: Миссия — одушевлять

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ян Кауфман[ 23.01.2024 ]
   "...суммируя сказанное..."
   1. Стихи непонятные самому автору
   априори ересь.
   2. Все люди различны по интересам,
   образу жизни, воспитанию,
   образованию, полу и т.п. Поэтому
   поставить себя на место автора почти
   невозможно. Тем более, для этого надо
   хорошо знать саму личность автора...
   3. Понятие стиха может быть только в
   случае интереса читателя к проблеме
   говорящей в стихе.
   4. С ключом к пониманию полностью
   согласен, но не у всех он есть.
   С уважением Ол.
 
Ол Томский[ 23.01.2024 ]
   Благодарю, Ян.
   
   По первому пункту… «априори ересь», когда стихи не понятны автору.
   Ян, мой первый постулат никак не противоречит вашему первому утверждению, ваше лишь
   дополняет его, усиливая словом «ересь». :)
   Хотя такое случается часто, пусть и выглядит как парадоксальный нонсенс. Случается не только в
   стихах, но и в прозе, что может показаться маловероятным.
   Известны классические ляпы: такие как неэвклидова геометрия Достоевского в виде «круглого
   стола овальной формы» и то как Дарья Онисимовна из романа «Подросток», к концу книги
   становится Натальей Егоровной и, как дети семейства Мармеладовых Поля, Коля, Лида в начале
   романа превращаются в Полю, Колю, Лёню в конце… м.б Лида/Лёня… это трансгендер?
   Мифическая смертельная травма кобылы на скачках в «Анне Карениной»… Толстой яростный
   обличитель любой неправды «правдиво» описал случай, реальность которого под большим
   вопросом, как и то, что Лиза Болконская уже заметно беременная в июле родила в марте, т. е. была
   в положении более 11 месяцев.
   По поводу неэвклидовой геометрии в стихах: «я с детства не любил овал! Я с детства угол
   рисовал»… как минимум это повод написать пародию… ( https://stihi.ru/2009/01/29/4306) или вот
   «Пикассо не любил овал… порвав шаблон, кубистом стал!» мой вариант (О.Т.)
   В «Собаке Баскервилей» практические нет реальной собаки Баскервилей.
   Булгаков в романе «М&М» забыл про Геллу, Шекспир в «Короле Лире» забыл про шута… - «А как же
   шут?..» - «Шут?» - «А шут с ним!!!»…
   «Эй, вратарь, готовься к бою, Часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса
   пограничная идет». (Вратарь. В. Лебедев-Кумач.) Если за спиной у пограничника идет полоса
   пограничная, значит, он находится на чужой территории, или охраняет что-то по ту сторону
   границы.
   Ян, если читатель гипотетически не в состоянии поставить себя на место автора, но всё-таки хочет
   его понять, то попробовать сделать это ему всё-таки придётся. Здесь ключевой фактор то, что «все
   люди чувствуют и мыслят в целом одинаково», а не то что у них «разные марки автомобилей»…
   Если же читатель не хочет даже попробовать понять автора, потому что он предпочитает устриц
   «Танака», а автор «Муроцу Тцуда», то браться за прочтение его творений ему не стоит.
   Третий и четвёртый ваш пункт, судя по всему, моим постулатам не противоречат.
   
   С уважением, Ол.
Ян Кауфман[ 23.01.2024 ]
   Практически всё перечисленное тобой
   по 1 пункту не украшают
   произведения. Да ты и сам относишь
   их к недостаткам.
   По 2 п. Но вставить себя даже на место
   Белл Кауфман я бы никогда не смог,
   живя в разное время, в другом
   обществе с другим мировоззрением.
Валентина Тимонина[ 21.03.2024 ]
   Ол, простите, но в некоторых утверждениях согласиться с Вами не могу. Солидарна с Яном. И ссылки на разные личности неубедительны, да и ни к чему они.
    "Ересь" и, добавлю, "чушь" желающий, даже гений (если он сам себя так ощущает или его так считают) может писать себе в сундук. А если он обнародует свои стихи, читает их публике, издает книги и т.д., тогда надо писать, чтобы его понимали. И произведение должно что-то нести для ума и сердца.
    Конечно, у читателей и слушателей разный уровень интеллекта и душевных качеств. И вряд ли такие пойдут на вечер даже настоящей поэзии или будут перечитывать поэтические сборники. А уж абсурдные, где "ересь - тем более. Но все-таки подавляющее большинство - люди понимающие и хотят читать умные произведения.
    Не зря же существует определение, что поэзия - это искусство выражать мысль в слове. Это одна из форм отражения и познания жизни. Но от других форм отражения и познания ее отличает художественность, чувственность, образность, определенное влияние на читателя или слушателя, т.е. сила и благотворность воздействия.
    Простите, Ол, я высказала свое мнение. Слава Богу, что у нас на Портале уровень произведений разный, но абсолютной бессмыслицы нет.
    С уважением и добром. Валентина.
 
Ол Томский[ 21.03.2024 ]
   Сложную тему вы затронули, Валентина!
   Думаю, что на этот вопрос нет простого ответа. Если отвечать на него не а бы как, а по
   гамбургскому счёте (объективно).
   Соглашаться со мной или не соглашаться, Валентина, этим не улучшишь ситуацию с общим
   пониманием литературных текстов, тем более на серьёзные темы: о вечном и бесконечном. Тем
   более поэзии. Я имею в виду настоящую поэзию.
   Не игру в поддавки с потребителем чувственных виршей, в которых обо всем и не о чём, а что-то
   более серьёзное, выходящее за эту примитивную обывательскую черту.
   По ту сторону добра и зла, куда ещё не ступала нога человека - разумного, с пытливым умом и
   трепетным сердцем, требовательного ищущего читателя.
   Проникая туда и, осмысливая то что за этой гранью, в открытом космосе непознанного, и пропуская
   через себя, автор пытается рассказать об этом, ставя перед собой задачу говорить просто о
   сложном.
   А для этого ему нужно отказаться от всех наработанных стереотипов и найти свои единственно
   точные слова, раскрывающие непознанные ещё смыслы и донести всё это для страждущего этой
   новизны потребителя - идеального читателя. Не читателя вчерашнего дня, а читателя будущего.
   Всё это большая и амбициозная задача для настоящего автора. Вероятно мы уже не станем
   свидетелями рождения такого автора, который станет кумиром миллионов. Проводником
   непреходящей истины, который наконец-то откроет ту саму потайную белую дверь, о которой
   поётся в известной песне.
   С уважением и всего вам доброго, Валентина.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта