Произведение |
|
Объем: 61 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 17. 1/4 финала. Пара 1. |
А Нет смерти хуже, чем безмолвие уныния Пришла весна, беременная солнцем, распелись птицы, вновь зацвёл ивняк. Земля вот-вот родит – ростки на всходе, нежна, тепла – Мадонна, что с полотен. А мне за тридцать восемь – это факт, паршиво с одиночеством живётся. Ходила к Богу, бабушкам и прочим, спускалась к чёрту в пекло. Падал мир: врачи одно твердили – шансов нет и не ждать. И время стало тише смерти. А муж ушёл к другой с двумя детьми (вчера звонил: «У нас уже три дочки»). Пелёнки, недосып, игрушки, соски – неведомы заботы (подлый рок). Уныние – не зависть – лезет в душу, горчит, не вырывается наружу, разматывает чёрный свой клубок, показывая жизнь безмерно плоской. Пусты рассветы, ветры на излёте – с унынием нет сладу, мало сил. Раскинул мутный город паутину, раскрыл тягучий омут – тянет сгинуть в канале у моста... и не просить. Но шёпот за спиной: «Там страшно, тётя!» Стоит худой малыш, глядит упрямо, грызёт батон. Глаза – бездонней вод. Детдомовский, ничейный, в куртке рваной. Он вызвал сильный трепет – яркий, тайный, как свет от сотен радуг, как полёт. ...Теперь вдвоём, и сладко слово «мама». _______________________ уныния //в названии// Уныние с унынием ------------------------------------------------- Б Спасаюсь алчностью – пусть грех... Он – совсем горбат и почти что слеп, а она – давно добела седа, старики опять у окна сидят, Впереди – лишь смерть и сотрётся след пережитых войн и печальных дат, самых лучших дней и спокойных лет. Я смотрю на них, запасаясь впрок уходящей милостью быть с людьми, жизни слишком мало, в груди щемит: с каждым годом больше лишь похорон. Это алчность – жажда впитать весь мир, не отдав ни крошки его даров. Каждый миг ловлю и теряю счёт, ухвачу "сейчас", не отдам "вчера", пусть ветра приносят мне запах трав, пусть мне небо снова дожди прольёт... Есть причина алчности – это страх не успеть у жизни забрать своё. ________________________ алчностью //в названии// алчность алчности |
|
|
Дата публикации: 13.03.2021 18:58 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Рыцарь А Неоднозначное впечатление. Казалось бы: необычная графика, интересные рифмы, прекрасные образы, неплохой моностих. Чисто технически – мастерское исполнение. А глубины нет. Всё на поверхности: тридцать восемь, детей иметь нет шансов, муж ушёл к другой, тянет в омут. И вдруг – бац! – «детдомовский, ничейный». (К слову, детдомовские теперь не ходят в рванине, да и просто по улицам – не ходят). Почём героиня знает, что детдомовский? Да и не это важно. А важно: «он вызвал сильный трепет». И это всё?! Сильный трепет? Это должно настроить читателя на сопереживание? Увы. Это не эмоции, это, извините за категоричность, картон. Повторюсь: при таком мастерстве ожидаешь других слов, другого наполнения. А получилась плоская, надуманная, искусственная картинка. Лубок. Рыцарь Б А вот здесь настоящее. В нём и глубина, и печаль, и свет. Хрупкое, тонкое, но многогранное и ёмкое. По крайней мере, с моим мироощущением оно совпало в точности. Здесь нет наглядной демонстрации причинно-следственных связей. Здесь эти связи глубоко внутри, на уровне подсознания, ты их либо чувствуешь, либо нет. «Алчность – жажда впитать весь мир» при этой хрупкости показана так ярко и достоверно, что просто дух захватывает. Мощнейший эмоциональный отклик – а не это ли самое главное в стихах? «Запасаясь милостью быть с людьми»... Рыцарь, вы покорили моё сердце. Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Людмила Царюк | | Рыцарь А Тема Уныние Задание выполнено, необходимые слова присутствуют в разных грамматических формах. Название вызывает вопросы: Безмолвие уныния – если уныние безмолвствует, то его как бы нет, то причём здесь смерть? По тексту: Весна, беременная солнцем – весна приходит вслед за солнцем, а не солнце дожидается внутри весны Муж ушел к другой с детьми ЛГ или у новой жены уже было двое детей? Тягучий омут тянет – тавтология. Такая энергичная ЛГ – была у Бога, в пекле у чёрта, у бабушек и прочих – и вдруг нет сил справиться с унынием – не верится. Тайный, как свет от сотен радуг – трудно представить. Появление малыша не подготовлено текстом – мутный город в паутине только тянет к каналу у моста, а мальчик уже тут, за спиной. Не все рифмы хороши, хотя есть удачные: прочим-дочки, мир-детьми, нет и – смерти. Слабые – солнцем-живётся, ивняк-факт, всходе-полотен, душу-наружу, рваной-тайной. Рыцарь Б Тема Алчность Задание выполнено не полностью, хотя необходимые слова присутствуют в разных грамматических формах. Название вызывает вопросы: от чего спасается ЛГ – от страха, что не успеет у жизни взять своё (если своё – то его и надо забирать, оно уже принадлежит ЛГ). По тексту: Исходя из определения: «Алчность (или стяжательство) в религиях мира является смертным грехом. Этот порок заключается в том, что человек не контролирует свое желание приобрести все больше материальных ценностей. При этом какого-либо морального удовлетворения от этого он не получает. Алчность – это патологическая страсть к получению наживы.», автор не выполнил задания, его ЛГ не стремится к получению наживы (кроме крошек даров мира), а только не материальных ценностей (милости быть с людьми, запах трав, дожди). Вынужденный выбор А-1, Б-0 Судья Вячеслав Дворников | | Приветствую участников Хита-17! Рыцарь А – 1 Объёму «Нет смерти хуже, чем безмолвие уныния» соответствует, теме задания – не вполне. Есть авторский моностих и страсть (смертный грех), использованная в тексте дважды, в двух разных грамматических формах, отличных от формы слова в названии. Не очень органично, по-моему, в моностих вписалось не только «безмолвие», несущее скорее позитивное, чем негативное… (ведь безмолвие - это особое духовное состояние, сопровождаемое покоем в душе), но и то, что «это» ещё не самое худшее, как утверждает автор, ведь есть ещё что-то похуже… Что же это похуже… посмотрим, как автор докажет эту «мифологему», заложенную в авторский моностих… ЛГ переживает сложный период жизни в вынужденном одиночестве: «паршиво с одиночеством живётся», вызванном несостоявшимся материнством… при этом самим текстом автор не определяет состояние ЛГ как нахождение персонажа в греховности, в состоянии уныния (то есть перешедшего грань и решившего уйти из жизни, которая более не радует). В нашем случае ЛГ ещё не впал в состояние, приводящее к самоубийству; он находится на пути к грехопадению, в периоде осмысления его пагубности, в состояние, в котором (по мнению психологов) находиться даже полезно, отгораживаясь от всего на время; не так страшна отстраненность, как её последствия. По мнению святых отцов, такому состоянию подвержен определенный тип людей, поражённых гордыней. В этом состоянии человек считает, что в его проблемах виноваты другие или обстоятельства. Опасность в том, что человек не желает принять Божью волю, и отворачиваясь от Бога, погрязает в гордыне и доведенный до отчаяния, может совершить тяжкий грех – самоубийство, что навсегда закроет ему путь в Рай. Описанная автором история достаточно неоднозначная, в ней я не увидел полноценной реализации темы уныния, как греха-страсти и грехопадения. История завершается хеппи-эндом (ИМХО притянутым за уши): картинка как будто «выдрана» из фильма про беспризорников: «Стоит худой малыш… грызёт батон… детдомовский, ничейный, в куртке рваной.» плюс закадровый текст (эпилог)… «Теперь вдвоём, и сладко слово «мама». Автор не раскрыл полностью сложную тему, упростив сюжет и подогнав его под общий знаменатель. По технике исполнения существенных претензий нет: зеркальная рифмовка строк по схеме abccba, использованы технические приёмы (анжамбеманы), ассонансные и диссонансные рифмы. Рыцарь Б – 0 Объёму «Спасаюсь алчностью – пусть грех...» соответствует, а теме задания (написать об одной из семи страстей (семи смертных грехов) - вопрос. Есть авторский моностих и страсть, использованная в тексте дважды, в двух разных грамматических формах, отличных от формы слова в названии. Алчность использована автором как аллюзия, как бледная аналогия «греха», но не смертного… да, есть – жадность стремления к жизненной полноте, насыщенности впечатлений – («Это алчность – жажда впитать весь мир»). Алчности в смысле греха не заметил… жажда впитать весь мир – это не грех; алчность как грех – это жадность, накопить побольше, поменьше потратить. Недаром таких людей называют сребролюбцами, они в буквальном смысле чахнут над своим добром и губят душу. Отказывают в помощи близким людям – для них деньги важнее милосердия и любви. Несмотря на то, что техника исполнения и ритмика на высоком уровне – задание, увы, не выполнено. Счет 1:0 Судья Ол Томский. | | Трудный выбор… Обе работы эксплуатируют жалость – в одном случае к детям несчастной героине, в другом – к старикам. Впрочем, во втором всё несколько сложнее. Но всё равно там и там – «хромая собачка". Но при этом ни одна работа не вызывает отторжения, не выглядит слезодавилкой. Всё благодаря мастерству исполнения. А Героине, конечно, не позавидуешь. Тем более – весна и всё вокруг так или иначе напоминает о материнстве всем, кроме героини, для которой рождение жизни выглядит горьким упрёком, болезненным напоминанием об ущербности. Образно и эмоционально, очень здорово написано, горе героини по-человечески понятно, переживания не производят впечатление «на публику», неизвестно откуда взявшийся на мосту сирота выглядит своего рода божьим посланником, пусть и несколько рояльным. И радостно. Слова подобраны удачно, по технике замечаний нет. Хорошие, убедительные образы, достоверные эмоции. Строфа, начинающаяся с «пелёнки» обманывает. Из-за инверсии на некоторое мгновение смысл меняется на противоположный. Б Хорошо и нешаблонно раскрыта тема – речь идёт об алчности к жизни. Автору удалось вызвать эмоции – после прочтения появляется светлое чувство щемящей грусти. Хорошие образы, своеобразный чёткий ритм. Работа хороша! И это неудивительно в четвертьфинале. Но выбор сделать надо, а я всё ещё в колебаниях. Ну… чуточку поэтичнее мне показалось стихотворение рыцаря А, хотя удовольствие получил от прочтения обоих. Но стихотворение рыцаря Б глубже и благороднее по смыслу. Героиня первого переживает по поводу бездетности и находит счастье в приёмном ребёнке (таком, кстати, чуть ли не карикатурно-шаблонном, чуждым вызывавшей до этого доверие картинке. Во втором идея глобальная, касающееся всех и каждого. Здесь нет личных мотивов у героя (героини). По сложению больше понравилось первое, по смыслу – второе. И всё же… с большим удовольствием я бы хотел увидеть в полуфинале глубокую по смыслу поэзию. А – 0 (к большому сожалению) Б – 1 Судья Игорь Колесников | | А Название интересно сравнением уныния со смертью (души, очевидно). Однако сочетание «безмолвие уныния» можно прочитать двояко: безмолвствует уныние (то есть не проявляет себя) или уныние – причина безмолвия (чего-либо, например, души). Мне здесь видится второй вариант, кому-то первый, амфиболия – она такая. Первая строфа. Двойное упоминание женской природной функции (весна беременна, земля родит) противопоставлено одиночеству ЛГ – отличный прием, усиленный тем, что всё вокруг цветет и поет. Почувствовала. Правда, беременность весны солнцем спорна, скорее у них это наоборот. После многих напрасных усилий героини «время стало тише смерти» - вероятно, это и отражено в названии (безмолвное уныние). Для женщины, действительно, такое испытание порой как самая худшая смерть (нет смерти хуже). Представилось и понравилось: «разматывает чёрный свой клубок, показывая жизнь безмерно плоской». Финал. Ничего не предвещало, что речь о том времени, когда голодные детдомовские малыши в рваных куртках бродили по улицам. Поэтому, конечно, эта картинка вызывает недоверие. С другой стороны, если не воспринимать ее буквально… Но это с трудом тут получается. Если бы не финал, мой голос был бы здесь. Б «Спасаюсь алчностью»? Тут ЛГ как бы кокетничает: мол, грешен (грешна), а сам ведет разговор вовсе не про алчность в её буквальном значении. «Жажда впитать весь мир» - ну, что тут плохого. Но вот «не отдав ни крошки его даров» (отлично сказано) - это, говорят, нехорошо, правильнее отдавать. Но какие именно «крошки даров» имеет в виду ЛГ? Теряет счет потраченному времени, ловя каждый миг; ухватывает настоящее, не отдавая (кому?) прошлое (не отдам «вчера».) Это все красивые образы, которые ничуть не выглядят «недостатками или слабостями», и алчность тут, конечно, иносказательна. То есть оно тоже как бы жадность, но ближе к здоровому корыстолюбию)), чем к грешному сребролюбию. Не совсем точное раскрытие задания. Это задание вынуждает нас лавировать между тонкими нюансами понятий в попытках обойти острые углы теистических дебрей, дабы избежать невольного проповедничества. ))) Первая строфа покорила звучанием. Но и стальные прозвучали не хуже. Стихотворение очень цельное, в то же время оставляет пространство для переживаний читателя. Мысль раскрывается нетривиально, красиво, глубоко. Мучительный выбор. А – 0 Б – 1 Судья Евгения Валиева | | Звёздный кочевник ~ Бурат Д'Ино : 2:3 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |