Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Наталья Колмогорова
Объем: 9741 [ символов ]
ДЕТСТВО - 3
(окончание)
 
3
Вылавливать лук из тарелки с супом – сплошное мучение! Наверное, бабушка специально его кладёт, чтобы окончательно пропал аппетит. Баба Таня наблюдает за моими манипуляциями, смотрит строго, но не ругается, только алюминиевой ложкой стучит громче обычного. Чтобы как-то отвлечься, тычу пальцем на портрет в раме:
- Ба, а это кто нарисован?
- Это не рисунок, а фотокарточка.
На белёной известью стене – несколько чёрно-белых фотографий под стеклом. Рамы даже с виду кажутся тяжёлыми, а лица на фотографиях – строгими, напряжёнными и словно бы нарисованными. Теперь я знаю это слово – «ретушь».
- Энто я, ишшо молодухой была. А энто дед твой, Павел.
- А куда дед делся?
- Знамо куда – помер. На небесах таперича почивает.
Кроме слова «небеса» я ничего не поняла, но рада и тому, что бабушка не смотрит теперь сердито.
- Ты покудова одна поиграйся, книжку с картинками погляди. Я до Никитишны дойду.
Бабушка забирает тарелку с недоеденным супом, вздыхает:
- Горюшко ты моё луковое!
Почему «луковое», если я лук терпеть не могу? Не понимаю…
 
Лишь только за бабушкой захлопнулась дверь, я не стала терять ни единой минуты! Очень часто присутствие взрослых вредит ребёнку, оно не даёт воплотить в жизнь заветное желание и сковывает фантазию. Только и слышно: это – нельзя, это – не трогай, положи на место, даже не вздумай!..
Огромный, потемневший от времени комод, давно не давал мне покоя. Казалось: открой дверцу, и там окажутся несметные сокровища! Но как только я подбиралась к нему поближе, бабушка тут же давала по рукам:
- Цыц! Даже думать не моги.
Но это доказанный факт - чем больше запрещают, тем больше хочется!
Хорошо, что бабушка ушла к Никитишне – значит, это надолго. У Никитишны бабушка покупала молоко, иногда – сметану.
- Ох, и балаболка! – сетовала баба Таня, вернувшись с банкой молока от соседки, но я чувствовала, что бабушка в хорошем расположении духа.
 
С верхней застеклённой полкой я управилась довольно быстро. Так, что здесь?.. В железной круглой коробочке из-под леденцов – пуговицы всех цветов и размеров. В спичечном коробке – то ли зёрнышки, то ли семена... А это что? Ух ты! Старая засохшая ириска. Старые ириски даже вкуснее, чем свежие, потому что они мягкие. А свежая ириска иногда так прилипнет к зубам, что склеивает рот намертво!
А вот ещё какой большой железный ключ, больше моей ладошки! А где замок? Если нет замка, то зачем, спрашивается, хранить ключ?
А вот пачка чая с нарисованным слоником. Комовой сахар – крупный, жёлтый, размером с мой кулачок. Рюмки гранёные… Графин… А-аа, да ладно, больше ничего интересного!
 
Верхний ящик выдвигается со скрипом и с большим трудом. Аккуратными стопками здесь сложены коричневые хлопчатобумажные бабушкины чулки, шерстяные вязаные носки… Не-ее, не интересно!
Я наконец добралась до нижнего ящика… Есть! Вот оно, богатство! Карандаш - с одной стороны синий, с другого конца – красный. В пожелтевшем почтовом конверте – значки в виде звёздочек, с нарисованным кудрявым мальчиком. Сломанная серёжка… Колечко без камешка… Колода потрёпанных игральных карт… Новая деревянная ложка… Очки в круглой роговой оправе… И даже три оловянных солдатика!
Все эти находки тут же перекочёвывают на кухонный стол.
Я играю так самозабвенно и увлечённо, что не слышу, как отворяется дверь и входит бабушка.
- Шо, кулёма, до комода-таки добралась?
Бабушка улыбается:
- Играйся, покуда, а я прикорну малёхо…
 
Первый урок жестокости преподнесла мне именно бабушка.
Рано или поздно, каждый из нас сталкивается с жестокой действительностью этого мира, только «учителя» у каждого – разные. И как бы ни старались взрослые оградить от этого детей, рано или поздно, это случится. Это неизбежно!
 
В это утро я проснулась внезапно, с каким-то тревожным чувством, явственно ощущая, что нахожусь в доме одна. Бабушка обычно спала на печке, за редким исключением – на топчане. А мне стелила на кровати, на мягкой перинке.
Ни на печке, ни на топчане бабушки не оказалось.
Чувство беспокойства и брошенности буквально вытолкнуло меня за порог дома. Я выскочила на крыльцо и… Замерла от ужаса!
На большом берёзовом чурбаке трепыхалась обезглавленная, но ещё живая, курица. Баба Таня, в забрызганном кровью переднике, одной рукой придерживала птицу, а в другой руке сжимала рукоять топора.
От неожиданности бабушка ослабила хватку, курица вырвалась и понеслась, безголовая, по двору, оставляя на зелёной траве красные капли крови.
 
Меня вырвало.
Бабушка, побелевшая, как мел, от страха, не знала, что со мной делать и как успокоить. Её ладони, всегда сухие и твёрдые, теперь взмокли и ходили ходуном. Морщины у рта обозначились глубже, светлые серые глаза потемнели, а речь стала какой-то судорожной и невнятной.
- Прости. Господи, дуру старую!.. Напужала дитяко в усмерть… Ой, беда бедовая! Внученька, прости, как лучше хотела! Бульону куриного сварить. Чуть тебя не угробила!
Баба Таня, укутав меня в байковое одеяло, качала, тютюшкала, и гладила, гладила, гладила… И слёзы капала из её глаз на моё разгорячённое лицо…
Женщины послевоенного времени хорошо знали, что такое боль, и что такое голод. Баба Таня – не исключение. Все они жили с этой болью всю оставшуюся жизнь. Чтобы вырастить и выкормить детей, им приходилось делать то, что противоестественно для женской природы. Бедные, бедные!..
Но именно бабушка Таня преподнесла мне урок милосердия и храбрости, когда из пасти полудикой собаки выхватила котёнка, и тем самым спасла ему жизнь…
 
- Никак, проснулась? – бабушка Таня виновато заглядывает в глаза.
Я лежу в кровати тихо-смирно и почему-то боюсь пошевелиться.
- Угадай, Иришка, куды мы сегодня пойдём?
Бабушка смотрит выжидательно, но я упорно молчу.
- На лисапеде ты каталась? Каталась. На мотоцикле каталась? Каталась! А на лошадке каталась?
Я отрицательно мотаю головой.
- Ужо мы сейчас покушаем, соберёмси, и пойдём с тобой в конюшню, к лошадкам в гости.
- К лошадкам? – я сажусь в кровати.
- К лошадке. Красулей её кличут.
- Она не кусается?
- Шо ты! Она деток любит. Мы для Красули гостинец возьмём – кусочек сахару.
- Ладно! – я спрыгиваю с кровати и бегу умываться.
 
Ах, Красуля и впрямь оказалась красавицей!
Карие влажные глаза с фиолетовым отливом, в обрамлении длинных загнутых ресниц, смотрели ласково и понимающе. Шёрстка у Красули коричневая, с рыжеватым отливом. Грива шёлковая, длинная. И пахнет Красуля замечательно! Сухой травой, солнышком, летом… Я протянула лошадке ладонь с кусочком сахара. Она бережно взяла гостинец мягкими губами, благодарно фыркнула.
Конюх дядя Петя разрешил нам с бабушкой прокатиться в телеге один круг. Бабушка натянула вожжи, крикнула «но!» - и Красуля смиренно пошла по дорожке. А я, восседая на подстилке из свежескошенного сена, чувствовала, как щекочется в груди от радости и восторга! Я ощущала и силу, и, вместе с тем, доброту, исходящую от этого красивого животного, и непередаваемое обаяние, и ласку, и тепло. Я чувствовала, как радуется вместе со мной бабушка Таня. И как гармонично устроен весь этот мир вокруг меня – зелёная лужайка, щебет птиц, дыхание ветра, ласковое солнышко…
 
Отец приехал за мной тогда, когда я почти уже смирилась и перестала ждать и тосковать.
- Хочешь, секретик тебе покажу? – Василиса специально делает такие круглые глаза, чтобы я заинтересовалась и сказала «хочу».
- Ага, хочу! А какой секретик?
- Скажи своей бабушке, что мы возле моста будем играть.
- Не-ее, она не пустит.
- Пустит! Скажи, что мы купаться не будем, и в воду не полезем, а на бережку будем играть.
- Ладно.
На самом деле, секретики для того и существуют, чтобы их раскрывать! Бабушка, хоть и нехотя, но всё-таки благословила меня на маленькое приключение.
- Глядите мне, анчутки, не хулюганьте!
 
Жара после обеда немного спала, оводы присмирели. Яркий солнечный свет приобрёл мягкие оттенки розового, а в небе наметились лиловые и сине-изумрудные тона.
На пологом берегу, куда привела Васька, ничего необычного я не заметила.
- А где секретик?
- Смотри! – Василиска спустилась ниже к воде, зачерпнула в пригоршню какую-то смесь. – Знаешь, что это такое?
- Земля?
- А вот и нет! Это глина. Мы сейчас игрушки будем лепить. У нас в деревне один дяденька такие игрушки лепит – ужас какие красивые! А потом на огне обжигает.
Ваське я поверила на слово. Сначала, конечно, скептически отнеслась к её затее, но когда увидела в руках первую игрушку в виде птички, у меня загорелись глаза и зачесались руки!
Не теряя времени, мы занялись самым важным делом на свете – творчеством!
Из куска глины мы удаляли камешки, травинки, всякий мусор, добавляли немного воды из речки и – нате вам! – вот птичка, вот вам зайчик. Глина в наших руках плющилась, сжималась, грелась, пела и стонала, как живая.
Ах, какая красота выходила из наших рук!..
 
- Ири-и-нка-аа!
Я вздрогнула от неожиданности – надо мной стоял улыбающийся отец! Представляю, какое удивительное зрелище предстало его взору: живописный берег реки, вода, переливающаяся в лучах заходящего солнца, словно золото, и две чумазые, но довольные собой, девчушки.
- Ну что, Ириш, я за тобой. Поехали?
Ну, почему взрослые всегда появляются не вовремя? Когда они нужны – их нет, когда в них нет особой надобности – тут как тут!
Все наши с Васькой зверушки вмиг осиротели…
А Васька почему-то запоздало сказала «здрасьте!». Наверное, от огорчения.
 
И всё-таки я обрадовалась – ура, за мной приехали, про меня не забыли! Я еду домой…
Снова заботливые руки посадили меня на мотоцикл позади отца.
- Держись крепче!
Бабушка смотрит строго, но я чувствую, что эта строгость – понарошку, не настоящая, а в глубине её глаз плещется большая печаль.
Бабушка, подняв руку в прощальном взмахе, кричит:
- Держись крепче, Иринка!
А что мне ещё остаётся?
Я держусь, бабушка Таня, держусь…
Дата публикации: 27.12.2022 07:54
Предыдущее: ДЕТСТВО - 2Следующее: ОКСЮМОРОН

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Иван Меженин[ 03.03.2023 ]
   Все городские дети любят бывать в деревне у своих бабушек и
   дедушек. Там красивая природа, домашние животные, лошадка в
   упряжи, печка с грубкой теплой, с лежанкой греющей наши спины. А
   яства там какие вкусные, щи, в печи бабушкой сваренные, с мясом
   бараньим, с картошкой и с капустой, выращенные своими руками на
   собственном огороде. Там всё вокруг свое, всё натуральное, полезное и
   неподдельное. Это детей городских в село и привлекает. Особенно та
   самая курочка руками бабушкиными обезглвленная.
 
Наталья Колмогорова[ 04.03.2023 ]
   Жизнь бывает жестока, и видеть обезглавленную курицу - испытание для ребёнка. Вот с таких "мелочей"
   и начинается подготовка ко взрослой непростой жизни... Благодарю за отклик!
Иван Меженин[ 05.03.2023 ]
   А теперь ту самую жестокую жизнь где проводите, в селе или в городе?
   Интересно, Наталья...
 
Наталья Колмогорова[ 05.03.2023 ]
   Нечто среднее - посёлок городского типа. А вы?
Иван Меженин[ 05.03.2023 ]
   А я житель старинного села Зуевка, Самарской области. Поэтому и
   заинтересовался землячкой, коллегой по творчеству. Найди меня в ВК
   или в "Одноклассники&­quot;.­ Преложишь дружбу, приму с удовольствием...

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта