«В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был ещё не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее: «Aussitôt que Leppich sera prêt, composez lui un équipage pour sa nacelle d'hommes sûrs et intelligents et dépêchez un courrier au général Koutousoff pour l'en prévenir. Je l'ai instruit de la chose. Recommandez, je vous prie, à Leppich d'être bien attentif sur l'endroit où il descendra la première fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l'ennemi. Il est indispensable qu'il combine ses mouvements avec le général-en-chef»» («Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его. Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего»). Л. Н. Толстой. Война и мир. Том третий. Часть вторая
Летучий голландец в кавычках – и потому, что цитата, и потому, что так и не успел воплотить в жизнь свой грандиозный замысел. Хотя и очень обещал. И страстно хотел. Трудился вместе с рабочими по 17 часов в сутки. Ещё бы: бомбить самого Наполеона и его войска! Доказать ему на деле, что идея вовсе не безумна, как тот счёл на встрече в Париже. Незадолго до похода на Россию. Не захотел принять предложение изобретателя Франца Леппиха, уроженца Голландии. И даже изгнал Франца из Франции, казалось бы, созвучной. Странно... Я видел в Лувре картину Жака Луи Давида «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.». Папой Пием VII. Известный воздухоплаватель Гарнерен запустил в Париже разукрашенный флагами воздушный шар с гондолой в виде коронационного орла. Шар приземлился близ Рима на мавзолей Нерона. Корона гондолы сломалась и повисла на памятнике. Наполеон больше и слышать не желал о «виновнике»... Возможно, поэтому так и отнёсся к Леппиху. А ведь именно во Франции началось воздухоплавание. Каждый раз, посещая Лувр, останавливаюсь у мемориальной доски при входе в Тюильри. Там стартовал учёный Шарль на шарльере (шаре с водородом). Правда, через десять дней после полёта на монгольфьере (шаре с нагретым воздухом, конструкция братьев Монгольфье). Но неугомонный голландец страстно желал стать летучим. Видимо, знал, что и Россия не хотела уступать. А в теории даже играла на опережение. Ведь именно петербургский академик Леонард Эйлер предложил формулы, которые позволяют рассчитывать подъёмную силу аэростата. Однако Екатерина II опасалась пожаров в деревянных городах России. Она разрешила полёты монгольфьеров только зимой. Это задержало лет на двадцать полёты россиян, а также иностранцев на службе в России. Первый шарльер подготовил итальянский профессор Черни, но его не стало. Впервые в России полетел тот же Гарнерен с женой Элизой, потом с генералом С. Л. Львовым, затем в грозу с дворянкой Тушениновой. Состоялся исследовательский полёт Якова Захарова и фламандца Робертсона. ...Скачок от гужевого транспорта к воздушному представляется огромным даже нам сейчас. А что значил два века назад? Трудно вообразить. Но наверняка несравненно больше, чем незабываемый переход от авиации к космонавтике... Франц, как и многие, предчувствовал войну. Он в Тюбингене начал строить большой военно-воздушный шар с гондолой для команды – управляемый аэростат-бомбардировщик. Наполеон узнал об этом и приказал схватить Леппиха и доставить во Францию. Тот обратился к русскому посланнику в Штутгарте Алопеусу. Александр I повелел тайно перевезти Франца с его рабочими в Россию. Но тот боялся ареста, не стал ждать документов и денег, которые выслал канцлер Румянцев, и получил их в пути, в Луцке. А до него добирался по паспорту на имя доктора Шмидта, тайно выданному в Мюнхене князем Барятинским. Это малоизвестная победа российских императора и дипломатии над французскими. Над самим Наполеоном! Просто удивительная, если учесть огромные его преимущества в осведомлённости, времени и расстоянии. И особенно то, что именно на захваченной им земле находились и Тюбинген, и Штутгарт. А Мюнхен был столицей вассального королевства. И мне очень приятно, что мой город в этом случае прекрасно проявил себя. Александр I повелел, «чтобы губернатор Обрезков тайно в окрестностях столицы поместил Леппиха и снабдил средствами для производства его работ, не сообщая об этом главнокомандующему графу Гудовичу». Речь идёт о первопрестольной... А графу Аракчееву сказал: «Появился человек, который хочет строить воздушный шар, чтобы воевать с армиями Наполеона. Отведи ему близ Москвы удобное место и дай средства к работе…» Избрано имение князя Н. Репнина в селе Воронцове близ Калужской заставы. На «фабрике для приготовления новоизобретённых зарядов для пушек» в мае 1812 года начали строить огромный воздушный шар. Он должен был «бомбардировать наступающие французские войска взрывчатыми снарядами». Вскоре военный губернатор Москвы граф Ростопчин доложил императору: «Я подружился с Леппихом, а машину его люблю, как собственное дитя… Леппих тратит немало денег. Ему уже выдано 130 тысяч рублей. Но, если бы удалось его предприятие, то не жалко и миллиона». И сообщил в «Московских ведомостях»: «Нам поручено государем сделать большой шар, на котором полетят сразу 50 человек. В любом направлении: и по ветру, и против. Я заявляю, что шар сей будет вскоре сделан к вреду и погибели вражеских армий». Граф Аракчеев вспоминал: «Народ толпами ходил из Москвы на расстояние семи вёрст, к тому месту, где готовился шар. Однако уединённое здание было окружено забором, внутрь которого никого не пускали. Но люди, возвращаясь домой, рассказывали, что видели шар своими глазами, и предсказывали скорое поражение французов». К сожалению, работу не удалось завершить. Ростопчин доложил: «С прискорбием извещаю Ваше Величество о неудаче Леппиха. Кажется, надо отказаться от всякой надежды на успех. Сам Леппих, скорее всего, – сумасшедший шарлатан». Думаю, последнее неверно. Времени явно не хватало. А задача была сложнейшей. С ней справился Цеппелин лет через сто... Наполеон подходил к Москве. Шар перевезли в Нижний Новгород, а Леппиха – в Санкт-Петербург. Александр I сказал Аракчееву: «Для народа в известных случаях нужны подобные выдумки. Они могут успокоить легковерную толпу хоть на малое время. Особенно, если нет иных средств предотвратить беду». Удивительно! Но даже без чудо-оружия наши разбили Наполеона. Хотя первоначально его армия и превосходила российскую втрое... Воронцовский парк ныне относится к Обручёвскому району столицы. Парящий золотой орёл на его гербе символизирует «предпринятую в 1812 году попытку создать воздушный шар для обстрела французских войск с воздуха». Так её увековечили. Думаю, по заслугам. Да, ушло немало казённых денег. Но вера в мечту и победу неизмеримо дороже. Если хочешь жить по-настоящему и добиваться чего-то большого, а не просто проживать на растительном уровне, то летай, а не ползай. Или хотя бы делай для полёта всё, что можешь. В том цейтноте не удалось «сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор». Даже несмотря на самозабвенные усилия. Но эта поучительная история заставляет по-другому думать и о российской дипломатии, и об императоре, и о народе, и о России в целом. Они превзошли непобедимого, казалось бы, Наполеона. А это главное! ЛИТЕРАТУРА Е. В. Тарле Нашествие Наполеона на Россию Н. С. Лесков Герои Отечественной Войны по гр. Л. Н. Толстому («Война и мир». Соч. гр. Л. Н. Толстого, т. V, 1869 г.) Стр. 109. Леппих, Франц (род. в 1775 г.) — голландский уроженец; по его проекту в 1812 году в Москве строился воздушный шар для уничтожения наполеоновской армии. Дмитрий Шарко На заре истории воздухоплавания Кирилл Новиков Дутая авиация История возникновения и развития тепловых летательных аппаратов История воздухоплавания (художник В. Любаров) История воздухоплавания Самсон Глязер Летучая Машина |