Наверное, многие авторы не раз читали статьи о закате литературы, о бессмысленности литературных писаний в современном, перенасыщенном информацией мире, и т.п. И действительно, тут есть над чем задуматься. Литература всегда относила себя к искусствам, но в значительной степени литература содержала информативный компонент: как, что, где происходило, кто в этом участвовал и т.д. И часто, для привлечения читателей, писатели старались их удивить. Придумывали мудрено- головоломные или сверхострые сюжеты, которые держали читателей в напряжении. Часто это приводило к тому, что ради деталей закрученных сюжетов читатели пропускали те страницы, в которых автор как-то пытался размышлять, показать красоту природы или человеческих чувств – то есть те моменты, которые в большей степени и давали право литературе относить себя к искусству. Затем появилось радио, кино, телевидение, развлекательные газеты и журналы, карманного или обычного формата книги с обложками под дешевую бижутерию - с низкосортным бульварным чтивом. Порой эти книги и авторства не имеют: подписанные вымышленными именами, они раскручивались как брэнды – подобно маркам пива! Наконец, на читателей упала эта комета, метеорит, астероид или даже целая комета: Интернет. И что началось… Читатели тире зрители тире пользователи Интернет ежеминутно получают огромное множество разных невероятных историй, придуманных или нет, завязанных на любовном, криминальном, политическом, военном, историческом и просто житейском сюжетах. Что значат только различные ток-шоу, которые смотрят миллионы людей, - только на нескольких телеканалах одновременно рассказываются сотни различных историй… Раньше над сочинением этих историй тысячи писателей творили бы свои произведения, стараясь чем-то удивить или просто занять читателей… Но сейчас все это мало кому нужно: ведь можно, не утруждаясь, лениво получать все эти истории с дивана или мягкого кресла. И зная, что после работы на те два-три часа свободного времени человеку на выбор предлагается двадцать пять часов кино-теле развлечений, писателям остается только развести руками: для хорошей книги времени у лежащего на диване уже не останется, да и желания открыть ее скорее всего не будет. И рискну сделать предположение: все писатели за всю историю человечества, начиная от старозаветных времен, не написали стольких историй, сколько можно узнать за неделю странствия по Интернет. Естественно возникает вопрос: а что же тогда остается литературе? Чем удивлять читателей, как заставить их так же, как раньше, думать, мучиться мыслью и совестью над прочитанным? И можно ли заставить мучиться мыслью и совестью над тем чтивом или теле-кино продукцией, где «занимаются любовью»? Кстати, о последнем словосочетании в кавычках, пришедшей в русскую культуру вместе с другими «ценностями» западной или американской культуры (я не теоретик, за точность не ручаюсь). Очень сомневаюсь, что когда-нибудь это словосочетание использовалось в литературе до последней трети 20 века. Если кто знает об этом – напишите! Вот на таких вопросах - что остается литературе – и возникают мысли, пишутся статьи и говорятся речи о конце литературы, об отсутствии мотивации для литературной работы, о бессмысленности и неблагодарности писательского труда. И в то же время десятки тысяч авторов продолжают писать, страдать вместе со своими героями или плакать над их горькой судьбой… Зачем??? Почему??? Когда я был ведущим портала, то не раз получал письма от авторов с большими сомнениями: стоит ли им вообще писать, и рядом с этими вопросами чувствовались слезы... Что это: графомания, болезненная потребность? Или авторы пишут, потому что в душе уверены – не пропадет их скромный труд? А может, писатель просто верен искусству, основному началу литературы, о котором я сказал вначале? И что именно любовь к литературе как искусству заставляет его сидеть по ночам и писать, писать, писать? Хотя он заранее знает, что читателей у него будет совсем не много, скорее всего, это будут такие же, как он, писатели… Сами пишем, сами читаем, – увы, эта фраза стала распространенной. И опять предательски возникает вопрос: а зачем нам это нужно? Зачем насиловать себя? Ведь многие творцы замечали, что сама природа человека противиться творческому началу. Сколько историй про великих, которые заставляли запирать себя в комнате, привязывать к стулу и т.д. Значит, это противно самой человеческой природе? Помнится, Толстой писал, что все созданное им до 50 лет не имеет большой цены, потому что писалось из тщеславия и денег. Интересно, а сейчас, будучи так же обеспеченным, но не имея никаких стимулов для творчества, стал бы он великим писателем? Стал бы писать вообще? Зачем же мы пишем? И что нам делать, если все равно не можем бросить это занятие? Да и надо ли бросать его? Может, это занятие – как любовь – относиться к тем, что даются свыше (неважно, как еще назвать это, смысл все равно понятен)? И мы просто не имеем права отказываться от него? Много вопросов. Кто-то бросает писательство, жгет рукописи и начинает просто проживать или прожигать свою жизнь. Хорошо, если он прочтет где- то, что, к примеру, от любви как об божественного дара, отказываться нельзя: расплата неизбежна, в последующем это скажется так или иначе. И подумает: любовь к творчеству, к искусству – это тоже божественный дар, и тогда снова возьмется «марать» бумагу или сядет за компьютер… Вспомнилось выражение: за любовь надо бороться, любовь надо заслужить. Может, и за любовь к творчеству, к искусству тоже надо бороться? Не все могут заступиться, отстоять свою любовь. Не все могут отказаться ради нее от много другого – выгодной или даже интересной работы, от денег, может быть, даже от семьи. И тем более не все могут активно защищать, отстаивать любовь к литературе как таковой. Но кто-то ведь должен отстаивать любовь в творчеству, тем более что это вполне возможно. Ведь по сути, Интернет, по мнению многих убийцу литературы, можно считать и могучим средством для ее возрождения. Ведь именно в Сети обосновались сотни и сотни литературных проектов, в которых авторы, томимые божественным даром, могут размещать свои произведения, обсуждать их и получать на них отклики и рецензии, и даже с помощью Интернета сочетать публикации в Сети с публикациями в традиционной бумажной форме. Когда еще автор из Тьмутараканска мог спорить или делиться мнениями с писателями из Гондураса, Израиля или США, и тем более печататься с ними в одних изданиях? Это – реалии сегодняшнего дня. Это – состояние современной литературы, и таков ее созидатель, современный писатель. Писателя, который позиционирует себя в Интернете, называют сетевым автором. Но не правы те, кто считают его каким-то второстепенным автором. Прежде всего – это современный писатель, которому давно уже пора начать активно отстаивать свои права и интересы, поднимать свой статус и добиваться признания. P.S. Эта статья опубликована и на Круглом столе портала, с добавлением информации, касающейся деятельности портала. |