Произведение |
|
Объем: 24 [ строк ]
|
|
|
|
В России рая нет без ада |
В России рая нет без ада - Парадоксален сей закон Как подвиг Соньки Мармеладовой На фоне блудных дездемон: По-европейски бриты бороды, По-азиатски - языки... В глуши полей, в столичном городе Всё правда - певчие крюки, Морозы, братство боевое И чьи-то громкие слова, И чье-то дело непростое… На плахе буйна голова Безвинных. Крест тысячелетний Ее народу и земле - Непостижимо для Вселенной, Блистать жемчужиной в золе. Как не любить мне Русь Святую, Ее наследье и сынов? Израненную, но живую, Предоставляющую кров Для самых светлых устремлений, Для самых низменных страстей… В ней ярко погибает гений, И этим – возрастает в ней... |
|
|
Дата публикации: 07.10.2019 22:33 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Просите критики - пожалуйста ;)). Очень спорный текст... Первый катрен лично мне не совсем понятен по смыслу, возникают множественные вопросы: в чём подвиг Сони Мармеладовой? "Фон блудных дездемон" - это что? И как соотносится словосочетание "блудная дездемона"? Не нравится сочетание "парадоксален сей закон" - звучит оно как-то неестественно, вычурно, что ли... "На плахе буйна голова//Безвинных" - одна голова на всех безвинных? Сложнопонимаема фраза "Крест тысячелетий//Ее народу и земле". В первом катрене ритмический рисунок отличается от всех остальных катренов - чем это оправдано? "Наследье" -устаревшая форма, да, иногда используется для сохранения ритма и благозвучия, но выглядит архаично. Разбивка на катрены тоже весьма странная, везде разное количество строк: 4-7-5-8. Не лучше ли в таком случае не дробить совсем, напечатать сплошным текстом. Что действительно понравилось - две заключительные строчки. | | Благодарю за отзыв! Это действительно важно было услышать. Чтобы лучше всего ответить на Ваши вопросы, готов немного пролить свет на историю этого произведения. Первый вариант произведения был написан в марте 2013 г. в более мистическом (и ироническом) ключе, и в песенном варианте прозвучал в исполнении московского манихейского барда Макса Лазара. Эта же редакция обращается за истоками не к творчеству Даниила Андреева и гностическим учениям, но к нашему родному Достоевскому, его жертвенной драме надрыва, противопоставленной англосаксонской шекспировской драме эгоистических дерзновений. Вероятно, следы этой редакции так или иначе отразились на ритмическом рисунке, и очень хорошо, что Вы обратили на это внимание. Хотя, как мне казалось, это вызовет гораздо меньше вопросов в нашем культурном контексте. Именно текущая редакция была выдвинута региональным жюри для участия в федеральном молодежном конкурсе "Русские рифмы" в патриотической номинации. Хотя я сам патриотическим его не считаю. Многие мои произведения написаны в традиции темных миннезингеров, поэтому "простого" языка Вы здесь действительно не увидите, как бы ни старались. Это же касается и архаизмов, которые по моему личному мнению, не равнозначны "мертвым словам живого языка", но подспудно составляют его действенную, магическую основу. Что касаемо катренов - разбил их таким образом по большей части для того, чтобы приблизить текстовое полотно к сценическому варианту. Большинство моих произведений выглядят на сцене гораздо лучше, чем в рукописи. С точки зрения бумажной книги мне конечно же следовало бы следовать до конца и избрать самый радикальный, церковнославянский вариант - не разбивать текст на катрены вовсе. Но как однажды сказал Альдо Палаццески - "Это пытка, скажу я Вам, это пытка, которую я не желал бы врагам" |
|
| | Что сказать? Явных проколов я не вижу, но работа, на мой взгляд, могла бы быть и лучше. Стихотворение философское - размышления автора, его взгляд на судьбу гениев в России. Название работы и первая строфа задают тему и тон повествованию. Поскольку тема задана, то задача автора связана с ее раскрытием и углублением. В этом случае востребована отточенность мысли. Идея к которой подводит автор должна быть непротиворечива и ясна читателю. Лишние фразы и размытость сюжета в подобных случаях только вредят. Вторая строфа, на мой взгляд, не концентрирует мысль, не позволяет бить точно в цель. К чему эти бороды и языки? Они разве связаны с итоговым выводом, который делает автор? По сюжету в России "ярко погибает гений, И этим – возрастает в ней..." . Но гений может быть не только добрым, но и злым. Все зависит от того к чему он стремится. В каком смысле возрастает? Совершает возвышающий его подвиг, выражает чаяния народа, борется за них? Но тогда, если быть более точным, он не гений, а герой. Вот герой всегда стремится делать добро. Герой в отличии от гения всегда за народ, всегда выражает его интересы, всегда за всеобщее благо. Ему чуждо личное обогащение, он готов на жертву, чего не скажешь о гении. Например, многие талантливые российские ученые и программисты уехали на запад. Они не срослись с судьбой народа или страны - они уехали туда, где лучшие условия. Я не буду оценивать их поступок. Не каждый может быть героем. Тут правомерен и другой вопрос - кто создал такие условия в России, что талантливые люди уезжают? Что касается фразы: На плахе буйна голова Безвинных. Этот художественный прием называется синекдоха. Вместо множественного числа используется единственное. Так можно. Например, у Лермонтова: "И слышно было до рассвета, как ликовал француз" | | Вполне ясно, с чем связано тяжкое положение гения в нашей стране - это тот самый диалектический разрыв, когда еще во времена Петра Первого русского человека насильно лишили корневой традиции, самой своей сути, ради некоей внешне (но не внутренне!) европейской благопристойности, символом чего является брадобритие, и при этом укрепили незавидное положение свободы слова, что характерно, в свою очередь для восточных, азиатских деспотий. Это вполне очевидный образ, который я хотел показать в этих двух строках. А гений, как по мне, категория вне добра и зла, поскольку она в некотором роде лежит и вне времени. Герой же приличествует своему времени, олицетворяет его. С гением все в разы сложнее - его могут понять спустя очень долгое время, предварительно уничтожив и стерев из своего времени физически | | Петр повелел взимать налог на бороды практически со всех, освободив от него только священников и, если не ошибаюсь, крестьян. Но гении в этом отношении никак не выделялись, и считать их обиженными больше других Петром 1 не стоит. Петр 1 в определенном смысле наоборот поощрил гениев, создав своим указом в России Академию наук и назначив ее членам постоянное жалование. Именно после реформ Петра в России начинает активно развиваться наука. Что касается утверждения - герои привязаны ко времени, а гении нет, думаю, что оно спорно. Единственно могу сказать (мне так думается) что когда в образование и в науку вкладывают достаточно средств, то количество гениев возрастает. | | Браво, Дмитрий! Я совершенно ничего, кроме рифмы как таковой, не знаю в теории стихосложения, но смысл, подача его очень понравились. С уважением, Виктор Федоров | | Вот как раз-таки "француз" для обозначения полков неприятеля очень даже удачно, одну голову на всех безвинно казненных использовать как-то нелепо... |
|
| | Использовать синекдоху или нет это, конечно, дело вкуса, но в принципе так можно. Это не ошибка. У Лермонтова есть похожие примеры: В стихотворении "Прощай, немытая Россия" Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. или в том же "Бородино" Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала... | | В приведенных примерах Лермонтов заменяет множественное число на единственное, но возможно и обратное действие, т.е. замена единственного числа на множественное. Этот художественный прием называется синекдоха. Приведенные примеры отражают только одно из ее свойств. Более общее ее определение: СИНЕ́КДОХА, синекдохи, жен. (греч. synekdoche) (лит.). Один из тропов - стилистический прием (обычно в поэтической и ораторской речи), состоящий в употреблении части вместо целого, частного вместо общего и наоборот, напр. "очаг" вместо "дом", "грошовый" вместо "дешевый". Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. Подробнее можно почитать о ее свойствах, например, в Википедии. | | В приведенных примерах Лермонтов заменяет множественное число на единственное, но возможно и обратное действие, т.е. замена единственного числа на множественное. Этот художественный прием называется синекдоха. Приведенные примеры отражают только одно из ее свойств. Более общее ее определение: СИНЕ́КДОХА, синекдохи, жен. (греч. synekdoche) (лит.). Один из тропов - стилистический прием (обычно в поэтической и ораторской речи), состоящий в употреблении части вместо целого, частного вместо общего и наоборот, напр. "очаг" вместо "дом", "грошовый" вместо "дешевый". Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. Подробнее можно почитать о ее свойствах, например, в Википедии. | | Чтобы ссылаться на Лермонтова (в данном случае), нужно хотя бы приблизиться (творчески) к нему, а оправдывать неудачные попытки выдать обыкновенную нелепость за нечто значимое - это просто луквство. | | И на кого же мне тогда ссылаться? Вот вы, думаю, в своем творчестве использовали какие-то художественные приемы. Сравните их с аналогичными творениями классиков. Если сказать мягко — есть вероятность того, что ваши художественные пробы поблекнут в сравнении с текстами прославившихся мастеров пера (на то они и классики). Но вы же не запрещаете себе применять эти приемы. Мне не раз приходилось судить поэтические конкурсы, писать рецензии и обзоры, и не только на ЧХА, и , думаю, я могу определить является ли прием синекдохой или нет. Словосочетания «голова безвинных» и «рука бойцов», может, и выглядят для кого-то неожиданными, но являются вполне законными в представленных поэтических текстах! Множественное число заменяется на единственное — в этом согласно теории и состоит один из вариантов использования синекдохи! Я дал определение, привел примеры. Если вы не поняли, то мне вас жаль. Я не считаю работу Дмитрия шедевром и, думаю, он тоже не считает, раз выставил ее для критики. Критика же, на мой взгляд, должна помогать автору. И если ограничиваться краткими общими фразами, то какая же ему польза? Поэтому нужны и примеры из классики, и доступные разъяснения. |
|
| | Молодой поэт Дмитрий Шашкин написал стихотворение. В нем звучит категоричность: приличествует его возрасту. Крайность суждений: в самом названии: «В России рая нет без ада». Рай и Ад написал без заглавных букв. Это еще ничего: сравнил Россию с Сонькой Мармеладовой времен Достоевского, подводит к не меняющейся современной структуре «блудных дездемон». Простите: какое место рядом с ними занимают Мужчины? Верно, «заказывают музыку» и платят. Как выглядит Россиянин? «По-европейски бриты бороды, / По-азиатски - языки...» Наши люди! С петровских времен… Сопровождает нас история… «На плахе буйна голова (вернее: головы – М.Б.) / Безвинных. Крест тысячелетний / Ее народу и земле –» Да, в истории достаточно трагических моментов… Но и героических! И все же автор высказывает свои сыновьи, патриотические чувства. «Как не любить мне Русь Святую, / Ее наследье и сынов? / Израненную, но живую, Предоставляющую кров / Для самых светлых устремлений, / Для самых низменных страстей… / В ней ярко погибает гений, / И этим – возрастает в ней...» Автор пока не созрел: до недозревшей России… Еще молодой, перспективный… | | Ох, дорогой Дмитрий! Рай, который приходит через такую боль и такие утраты, горько ощущается... Да и где он , этот рай мы видели? Вот про ад (кусочек моего старого): Да, для России это страшное число, Забыть не смогут год тридцать седьмой: Такие жизни в вечность унесло, Что, верно, жутко вечности самой. Стих Ваш мне показался весьма размытый разными темами (весьма актуальными), но всё-таки разными. С уважением Вспомните бьющие стихи Евтушенко -концентрация мысли и слова, ничего лишнего ни в поэзии, ни в прозе. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |