«На Осинцевом кряже, где собран и спет Приближённый мотив Отдалённых примет. Где порою проходят знакомые сны и приятный покой прониикает в умы. Где всё та же стена и взобравшийся рад, что он выше чем был лишь минуту назад. Где серебрянный голубь в обмане немом погибает в пыли за красивым холмом. И над всем - Окружённый знамением слов Полубог - полудьявол Смотритель умов. И во всём - Пронесён, растворён и пропет Приближённый мотив Отдалённых примет!» (неизвестный поэт 21-го века) На настоящий момент – 20 февраля 2004 года – в разделе прозы литконкурса «Просто о жизни» размещены работы 70 авторов. Многие авторы выставили по 2-3 рассказа и некоторые труды занимают по 5 страниц и более. Короче, если распечатать все произведения на бумаге потребуется целый воз и пару маленьких тележек. Так что печатать не будем, сэкономим бумагу и пару гектаров леса. Будем читать запоем с экрана и портить глаза. Почему то на этот раз мне захотелось начать мой обзор не с прямого прыжка в океан строчек и мыслей, а с личного знакомства с авторами, с перехода на личности. Наверное, меня подтолкнули к этому некоторые литературно-критические статьи, в которых настоятельно обращается внимание на доброжелательность и осторожность критики. Так как считаю вопрос критики очень важным, особенно для начинающих авторов и особенно на начальном этапе, просто вынужден втиснуть мои размышления на этот счет. Вот они. О критике и критиках Интересно, что многие хорошие авторы литпортала получали приглашение стать обозревателями и отказывались. Без сомнения, у каждого из них находились свои причины для отказа. На мой взгляд, всех отказников об'единяет одна и та же болезнь – боязнь самокритики, а значит и боязнь «критики» кого-то другого. Боязнь «загубить» автора своей некомпетентной «критикой», отметить его некомпетентность своей же некомпетентностью. Более того, скорее всего, боязнь попробовать себя в новом качестве. По-моему, болезнь боязни вполне возможно вылечить сдвигом привычной умственной парадигмы, пересмотром устойчивого мнения «я начальник – ты дурак», «я великий обозреватель - ты простой автор», «я великий феодальный авторитет – ты мой вассал», «я критик – ты никто» и т.д. А если сдвинуть парадигму на «я начальник – ты начальник», «я простой автор – ты простой автор», «я король моего королевства – ты король твоего королевства», «я самокритик – ты самокритик», «я помогаю тебе – ты помогаешь мне (стать лучше)», «мы одной крови»? Что мешает сдвигу парадигмы в первую очередь? Скорее всего, боязнь самокритики и неуверенность в собственных силах и накопленных знаниях, привычка не высовываться, боязнь не сесть в лужу в глазах других? А если этой лужи (умственной) нет, она давно уже высохла под солнечными лучами опыта жизни? Что тогда? Какая еще боязнь мешает быть самим собой? Боязнь ответственности за сказанное слово? Очень возможно. И это очень хорошая боязнь является основополагающей в критическом отношении автора к самому себе, своим творениям и высказанным мыслям. К сожалению, большинство авторов литконкурса не страдают такой боязнью. Иначе не было бы на сайте так много сырого материала. И это плохо. Не согласен, что « ...чем малообразованней люди, тем с большим рвением они "изрекают истины»». Человек малообразованный очень хорошо и всегда виден своей манерой общения и изложения мысли. Достаточно услышать или прочитать всего несколько фраз и сразу же виден и весь человек с его уровнем образования и мышления. И сразу видна достоверность его «истин». У меня другой взгляд. Не вижу ничего плохого в том, чтобы давать рекомендации (а не критические упреки и плевки) авторам не частным образом, а на страницах портала. Если эти рекоммендации доброжелательны, справедливы и не несут на себе нагрузки «укусить автора во что бы то ни стало». Рекоммендациям «укушения» автора – грош цена. Одновременно, я верю в радикальную честность к самому себе и в ответственность за сказанные слова и свои поступки. А значит, если автор подвесит откровенную «лапшу» на страницы, я не постесняюсь сказать ему об этом прямо и конкретно, что называется принародно и в лицо, без оскорблений и унижений оного. В этом тоже, отчасти, и состоит «Школа литературного мастерства», по-моему. При желании, любой текст (включая текст своей жизни) можно корректировать и без всякой ненависти к самому себе. Человек, который знает свои ошибки сам, никогда не станет панически бояться критики. Он понимает, что идеальных текстов просто не бывает. Совершенный текст мертв. Даже Библия не совершенна по написанию (чем и интересна). Он принимает мнения и суждения других людей о своем творчестве, примеряет их на себя и спокойно откладывает в сторону те одежки, которые не подходят ни по размеру, ни по ткани, ни по цвету мысли. Он никогда не станет тратить бесценную творческую энергию на бессмысленные перепалки и диспуты. Энергия творческая любит экономию и рациональное использование. Полагаю, что привычка испытывать все самому на своей собственной шкуре очень помогает становлению себя как автора своей собственной творческой личности. В конце концов шкура самокритики только грубеет и любые комариные укусы любых критиков принимаются во внимание, но ни в коей мере не меняют основное направление твоего собственного творчества. Голоса «критиков» несутся как-бы вдогонку и ты их уже почти не слышишь, убежав далеко вперед. Ты к ним все еще только прислушиваешься, но они уже не являются основопологающими в твоем творчестве. По-моему, так должно быть. Очень правильно и хорошо сказал об этом в одном из комментариев Александр Красный: “Писатель - тот, у кого "есть что сказать" читателю, ему не важно, понравится это читателю или нет..."Угождение читателю" обычно сводится к игре на самых низких инстинктах и поощрению безнравственности. Посмотрите, чем нас развлекают и смешат по ТВ... Можно ли назвать писателями, тех, кто пишет эти сценарии и хохмы? Меня больше интересует сам творческий результат, чем объективность его оценки: оценки творчества могут пересматриваться, а его результат - нет... “ Кстати, уверен, что работа обозревателем (не боязнь попробовать свои силы) и наблюдателем, и корреспондентом, и репортером и просто исследователем словесных причуд позволяет не только не ждать (много лет) критики от крупных авторитетов в области филологии и литературы, но самому рано или поздно стать таким авторитетом (частично, через самовыражение - высказывание своего же частного мнения). Если гора не идет к Магомету, правильно, он пойдет к горе сам, не так ли? Для меня лично важно мое отношение к творчеству любого и каждого, где я совсем не критик, а, скорее, - соучастник, сообщник, сопереживающий за творчество тех, кто кольнул мое сердце. И здесь я всегда был, есть и буду доброжелательным, осознавая хрупкость и бесценность поэтических творений. Это как первая любовь, когда натыкаешься на чей-то посторонний взгляд и сердце учащенно начинает биться. Еще ничего не произошло (и, может, никогда ничего не произойдет), но капелька росы скатилась и блестнула... И напротив, потоки невежества и человеческой грубости и глупости меня коробят. Ошибочно допускать, что можно быть подонком, подлецом, бездельником и писать красивые стихи. Никогда такого не случится. Есть прямая закономерность между чистотой помыслов и результатом творческого труда. Доброжелательного отношения к фальшивомонетчикам от творчества у меня никогда не было и не будет. В ответ они встретят мое холодное безразличие. Извините отвлекся от вступления к обзору. Возвращаюсь к ожидающим авторам. Об авторах, их визитных карточках и псевдонимах Авторитет портала повышается день ото дня и интересных авторов на нем становится все больше и больше. Вот стою я в окружении 70 авторов в разделе «Просто о жизни», авторов всяких разных, юных и пожилых, мужчин и женщин, высоких и коротких, худых и не очень. У каждого из них свое лицо, своя творческая комплекция, свой стиль. И самое главное достоинство людей творческих в том, что все мы разные, в уникальности и неповторимости каждого из нас. Или мне только мерещится эта неповторимость? У 25-ти авторов обнаружилось ни слова о себе и своих достижениях, не говоря уже о фотографии, только адрес электронной почты. Невольно возникает вопрос, как вы думаете, с какого автора я начну писать свой обзор? Наверное, с того, с творчеством которого мне бы хотелось познакомиться поближе, правильно? Как рассмотреть такого безликого автора в толпе из 70 человек? Некоторые авторы протягивают мне свои визитные карточки. И я их с радостью принимаю и читаю. Вот одна из них. Визитная карточка от Елены без фотографии: “Очень хочется начать публикацию на этих страницах с чистой душою и открытым сердцем: я верю в то, что натуральная природа человека, так же, как и русская ментальность - вера, надежда, любовь, однажды возвратится в этот мир и изменит его в лучшую сторону.» Я с радостью принимаю слова Елены и почти бегом лечу читать ее прозу. На двери в ее страничку меня встречает вывеска: «Сумма баллов: 0. Количество произведений: 0. Получено рецензий: 0. Написано рецензий: 0.” Огорченный возвращаюсь к остальным призерам и продолжаю поиск интересных и лучших. Вспоминаю, как однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: "Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать". Интересно, как бы почувствовал себя Чехов, если бы ему подсунули почитать Нюрку, или Тварьку, или Васика, или Моха, или Чужака, или того, который просто Next? Наверное от прочтения Пизанской Башни он бы точно не отказался. Ну-ну. Известно, что обычай придумывать себе другое имя возник задолго до изобретения книгопечатания. Первые словари псевдонимов появились где-то в 17 веке. В 1874 г. В России впервые вышел в свет "Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков", составленный Н.Голицыным. Наиболее же авторитетным русским источником по теме псевдонимов и по сей день считается словарь Масанова, последнее (четырехтомное) издание которого датируется 1956- 1960г.г. В нем собрано свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Очень интересно кто-же из наших 70 авторов прозы раздела «Просто о жизни» пополнит своми именами и псевдонимами словарь русских авторов 21-го века? Сегодня в литературном мире псевдоним - не только вымышленное имя автора. Это еще очень часто и коммерческий брэнд. В мире виртуальной реальности это уникальное регистрационное имя (nickname). Почему и кому нужны такие имена и какое значение они имеют для личности творческой? Попробуем разобраться в этом на примере Игоря-Северянина. На мой взгляд, здесь мы столкнемся с очень интересным случаем. Поэт Константин Фофанов, с которым молодой поэт Игорь Лотарев был знаком с в начале 20-го века (1907-1911), внушил ему идею личной творческой гениальности. Он внушил молодому человеку также и то, что ум поддается тиражированию, поэтому ум есть достояние толпы, а индивидуальностью обладает только безумие, поэтому безумие и есть удел гения. В этом есть какая-то своя логика, которую при всей ее парадоксальности нельзя не признать за логику. Псевдоним Игоря Лотарева в творческой биографии поэта символизирует переход от эпохи ученичества к эпохе мастерства. Если юношеские псевдонимы Игоря Лотарева "Мимоза", "Игла" и "Граф Евграф Д'Аксанграф" - это еще неотъемлемая часть ученического процесса, даже игры в поэта, то псевдоним "Игорь-Северянин" - это уже акт инициации Поэта с большой буквы. Игорь-Северянин - это уже зрелый, опытный мастер. Профессор С.А. Белковский в работе "Инициация взросления в различных культурах" отмечает: "Инициация была одним из "ритуалов перехода", сопровождающих наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр. Выражение "ритуал перехода" показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития. Как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получить новые инструкции для правильного прохождения новой стадии жизни. Институт "инициации" очень древен, его находят в самых архаических культурах". Как подчеркивает Михаил Петров в эссе «Псевдоним поэта как часть творческого наследия и факт биографии»: «Современники поэта - издатели, журналисты и критики воспринимали форму написания псевдонима либо как проявление безграмотности его носителя, либо как проявление излишнего, запредельного для общества индивидуализма - игры в гениальность. Поэтому еще при жизни поэта сложилась практика опрощения псевдонима и написание его в форме имени и фамилии - "Игорь Северянин". Вытравление дефиса из псевдонима поэта - суть проявление остатков древнего магического сознания. Ритуальная кастрация литературного имени как бы дает критику, редактору, журналисту определенную власть над его носителем. Если современное литературоведение не идет далее вытравления из псевдонима дефиса, то журналистика и публицистика довершают процесс кастрации, доводя его до логического завершения - "Северянин" или трансформируют имитацию имени и фамилии в полное гражданское имя – "Игорь Васильевич Северянин". Вот что далее говорит Михаил Петров о гениальности и индивидуальности: «В основе всего творчества Игоря-Северянина лежит посылка "я -гений" практически равнозначная утверждению "я - индивидуальность". Мы можем судить об этом с достаточной степенью вероятности, именно потому, что поэзия для него никогда не стояла на первом месте. Музыка (опера), женщины, рыбалка, выпивка в компании - эти приоритеты часто и на разное время менялись местами, но поэзия как таковая никогда не была на первом месте долее того времени, которое было потребно для того, чтобы сложить на бумагу "выпевшиеся" свободно строки. Поэтому: Я - соловей: я без тенденций И без особой глубины… […] Я так бессмысленно чудесен, Что Смысл склонился предо мной. ("Интродукция". Соловей. Берлин, 1920.) Соловей гениален изначально по своей природе, только потому, что он - соловей, а не по какой-то иной причине. Поэт гениален, потому что он - поэт, а не по какой-то иной причине, например, по причине его "выдающегося" творчества, оцененного современниками в качестве "гениального". Соловей на ветке выполняет предназначение: свободно поет и в песне называет вещи своими именами. Он не нуждается в одобрении слушателей и равнодушен к критике. Предназначение поэта в мире, - это предназначение соловья: петь и в песне называть вещи своими именами, причем не просто называть, а именно давать им первоначальные названия. По мнению поэта, философа и переводчика Владимира Микушевича, первый человек Адам, созданный по подобию Божию, т.е. наделенный свободой воли, был и первым поэтом. Адам выполнял в райском саду первопослушание, давая названия растениям и бессловесным тварям. Именно через название вещи и твари начинали быть и получали право на самостоятельное существование.» О теме псевдонимов, гениальности, индивидуальности людей творческих можно говорить бесконечно. И, казалось бы, псевдоним не играет никакой роли. Тем не менее, считаю, что ваш виртуальный литературный псевдоним всегда и во всем так или иначе отражается в творчестве вашем и изменяется вместе с вашим ростом духовным. Ваш псевдоним – это ваша мифологема. Выбор псевдонима, выбор мифологемы – есть ваша визитная карточка, визитка вашего творческого подхода к своей собственной жизни прежде всего. Продолжает Михаил Петров: «Псевдоним "Игорь-Северянин" равнозначен формуле "я - гений". Тандем в известном смысле представляет собой основную мифологему поэта. Под мифологемой мы понимаем в данном случае устойчивое состояние индивидуальной психофизиологии, в котором зафиксированы каноны существующего для поэта порядка вещей, а также описания того, что для него существует или имеет право на существование. То, чему поэт отказывается дать название, перестает для него существовать в реальности и наоборот, то, что им названо, получает право существовать самостоятельно, право быть вне мифологемы поэта. Основную часть стандартной мифологемы составляет объяснение того, почему существует то, что существует, и почему оно функционирует именно так, а не иначе. Псевдоним - суть особая мифологема, но и в усеченном виде она фиксирует основной порядок вещей и служит концептуальным обоснованием взаимодействия поэта с обществом. В некотором смысле люди, реализующие собственную мифологему, живут в ней и поэтому нечувствительны к реальности. Отчасти это объясняет тот факт, что история хотя и прошла сквозь биографию поэта Игоря-Северянина, но не оказала существенного влияния на ее творческую составляющую, потому что не была частью личной мифологемы.» Пока я отвлекся на Игоря-Северянина авторы «Просто о жизни» разошлись по домам. В моей руке осталось только несколько визитных карточек. С одной из них мне улыбнулся подросток с такими словами о себе: «Оказывается, тяжело писать о себе... Учусь, хотя все мы учимся, если не в школе, то в ВУЗЕ или в жизни! Проходим общеобразовательный курс... Я же пока "школяр"... Вы скажите - мал; возможно; недоразвит; возможно; и главное не понимаю того, что понятно вам; от части согласен, но я надеюсь научиться и познать все тонкости, которые известны Вам ... Все мы здесь ученики! Люблю читать, так как считаю, что с каждой проработанной мною книгой, становлюсь на граммуличку умнее. Живу в родном городе Пермь! Глубинка! Иногда так называю свою Отчизну! Писать люблю... о как люблю я писать, сочинять, фантазировать... О себе... Что можно сказать о себе - бываю злой, но почти не обижаюсь! Жестокий - присутствует и такая черта характера; не то чтобы я изверг какой, но думаю... Любвиобильный - если есть такое слово, то оно подходит! Наглый - конечно же! Добрый - безусловно. Отзывчивый, дружелюбный и могу похвастаться! Даже не представляю, какое у вас сложилось обо мне впечатление!» Итак, скажем так, я даже и не начинал читать произведения авторов раздела прозы «Просто о жизни», но мне уже удалось выделить тех кого хотелось бы прочитать и с кем хотелось бы познакомиться поближе. Вот они эти авторы: Гладышев Александр, Юля К., Антарес, Владимир Безладнов, Натали, Михаил Грязнов, Лара Федорова, Яна Велк-Угланова, Ирина Ларина, Эдуард Снежин, Дьяченко Нина, И. А. Шевченко. Хочется посмотреть на соответствие визитных карточек авторов с их творчеством. Ждут ли меня какие-то приятные сюрпризы? Пока не знаю. Посмотрим... В городском парке на скамейке осталась лежать позабытая тетрадь. Теплый весенний ветер равнодушно шевелит страницами. На одной из страниц высыхают чернила замечательных строк: «Соловей на ветке выполняет предназначение: свободно поет и в песне называет вещи своими именами. Он не нуждается в одобрении слушателей и равнодушен к критике. Предназначение поэта в мире, - это предназначение соловья: петь.» 2004 |