Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 9477 [ символов ]
Отличие хайку от трехстиший с точки зрения уплотнений.
В этой статье на примерах из различных областей знания хочу ввести понятие «уплотнение» и с его помощью провести, кажущуюся мне, грань между трехстишиями и хайку.
В детстве я увлекался математикой. В юности - теорией чисел и шахматами. В зрелые годы стал уделять внимание игре блэкджек и чтению хайку. Удивительно, что ключом к решению разнородных задач явилось изучение уплотнений. Мои увлечения экзотичны, поэтому заранее прошу извинить меня за выбор довольно специфических тем.
 
I. Деление на ноль.
 
Восемь лет я учился в интернате, в 14 км от Тамбова. Кругом лес и пруды. Мне нравилось учиться, однако на всех уроках приходилось слышать об ограничениях. Особенно мне не нравилось правило, что на ноль делить нельзя. Второе ограничение – бесконечность числовой прямой. Представляя самое большое число, я хорошо понимал, что всегда найдется число и на единицу большее, и в два раза большее.
Много раз мысленно направлял числовую ось до ближайшей деревни, до города Тамбова, до Москвы. Однажды я направил ее в Космос, и произошло чудо. Моя числовая ось описала окружность вокруг Солнца и вернулась ко мне на планету Земля, в интернат, на урок математики. Потрясенный увиденным, я не поднимая руки, вдруг сказал вслух – «на ноль делить можно». Класс смеялся, всем было хорошо известно, что на ноль делить нельзя.
- Хорошо, - сказала Анна Григорьевна (так звали мою учительницу по математике), - на следующем уроке ты научишь нас делению на ноль. А пока ставлю кол за выкрик с места.
На следующем уроке я вышел к доске и начал издалека.
- В жизни все неравномерно – длинная полоса неудач сменяется краткой вспышкой удачи. Числовой луч от ноля до бесконечности на самом деле совсем не прямая, - самоуверенно заявил я и начертил окружность. Выделил точкой 0 южный полюс окружности, сверху 1 – северный полюс.
- Давайте наносить числа со смыслом и мы увидим настоящее расположение чисел. Рассмотрим левую полуокружность. Найдем точку, в которой она делится пополам и поставим там дробь 1/2 с тем смыслом, что эта точка делит окружность пополам, это как раз самая западная точка окружности. Также осмысленно давайте расставим точки 1/3 – треть окружности, 1/4 - четверть окружности и т.д. Мы увидим первую странность – все числа, которые мы выделяем, скапливаются около ноля. Образовалось естественное числовое уплотнение. Теперь, чтобы логично отобразить число «2», проведем горизонтальную прямую до пересечения с восточной дугой. Это как раз самая восточная точка окружности. Продолжая наши действия по аналогии, получим расположение обычных чисел 2, 3, 4 и т.д. Бесконечно увеличиваясь, числа вновь скапливаются у точки 0. Выясняется еще одна странная штука, точка «бесконечность» может находиться только в точке 0, так как любая точка слева и справа от нуля – конкретное число. Смысл числа левее нуля – доля дуги, а справа – обратное этому числу. По самому построению произведение чисел, находящихся на одной горизонтали равно 1. Например, (1/2)*2=1, (1/3)*3=1 и т.д. Смысл нахождения бесконечности и нуля в одной точке понятен: всё – это обратная сторона «ничего», и наоборот «ничего» - это то что останется если убрать всё. Выясняется, по построению, 0 умноженный на бесконечность равен 1. Деление – процесс обратный умножению и, значит, 1 деленное на 0 будет бесконечность. А бесконечность не где-то там – она здесь – с обратной стороны 0.
Класс меня не слушал, слушала лишь учительница. Затем она сказала, что подобные псевдодоказательства давно известны, и когда я буду учиться дальше, мне будет понятна ошибочность моих рассуждений.
Но для себя я открыл первую тайну: натуральные числа на самом деле расположены неравномерно. Они уплотнены. И моя числовая модель жизненна, она допускает множество интерпретаций. Мне стало понятно и другое: то, что открылось тебе, открывается, в первую очередь, для тебя, как награда за усилия. Не нужно отстаивать свое мнение, им можно только делиться.
 
II. Теория чисел.
 
В девятом классе я узнал, что до сих пор не открыта формула простых чисел (2, 3, 5, 7 - грубо говоря, это числа, которые делятся только на 1 и на самих себя). Через несколько месяцев мне удалось вывести формулу простых чисел. Она была записана на двух страницах. Учительница (учился я уже в Тамбове, в престижной в то время школе № 29) организовала мне встречу с доктором математических наук преподавателем тамбовского пединститута Молчановым. Уже через минуту доктор мне объяснил, что я зашифровал определение простых чисел математическими символами, и поэтому формулой, то что я написал, назвать никак нельзя. Доктор высказал предположение, что формула должна быть рекуррентной (где искомое простое число с заданным номером находится через предыдущие члены). Через несколько лет мне удалось вывести рекуррентную последовательность числовых клеток. Статьи нигде не публиковались. В 1989 году в наше отделение НИИ «Атолл» пришел работать будущий профессор МГУ Сергей Гриценко. Я показал ему свою работу. Сергей вывел, что если моим способом тестировать числа на простоту, то на 1989 год улучшение составляло lnlnln n. Это микромало. Обращаю внимание, что числовые клетки улавливали все простые числа. В каждой следующей числовой клетке плотность простых чисел возрастала. Иными словами, мне удалось уловить уплотнение простых чисел.
Надеюсь, что мои математические статьи по теории чисел в ближайшее время разместит Наталия Леви на сайте http://haiku-kampai.ru/ в разделе математические открытия.
 
III. Шахматы.
 
Цель игры в шахматы – поставить мат королю противника. Первым следствием наличия цели является возможность жертвы. Мне кажется, что и высшая сила, создавая этот мир, жертвовала собой, так как, и это мое убеждение - жизнь имеет цель. Уплотнением в шахматах называю наложение силовых линий фигур или их концентрацию на каком-либо участке доски. Игра сводится к максимально быстрому созданию уплотнений в лагере противника при одновременном противодействии в этом неприятелю.
 
IY. Блэкджек.
 
Для игры в блэкджек с ручной раздачей обычно используются от шести до восьми колод. Опытный игрок следит за изменением плотности десяток в оставшихся для игры колодах. Лишь с выходом критического количества мелких карт, когда плотность десяток в оставшихся колодах становится достаточной – игрок («счетчик») должен резко увеличить ставки ( в зависимости от запаса денег можно увеличить и количество боксов). При казино есть аналитики, которые внимательно следят за техникой игроков. Если увеличение ставки произошло на положительном счете, почти сразу последует запрет на игру. В итоге, перед сильным игроком встает математически неразрешимая задача. Можно ли обыграть казино на длинной дистанции без сарэнды на тузе, когда игра математически убыточна, и - на бесконечном шафле при использовании шафл-машины, когда игра становится еще более невыгодной. Остаются, на мой взгляд, лишь следующие методы борьбы:
1) играть на всех боксах и вести счет (опять-таки используя изменения плотности десяток оставшихся карт в шафл-машине),
2) использовать выигрышные серии для повышения ставок (здесь используется тот факт, что есть участки игры с повышенной плотностью побед игрока),
3) строгая финансовая дисциплина – проигрыш не должен быть выше 10% игрового фонда.
Но так как запас денег при этом должен быть астрономическим, думаю, играть с казино нереально.
 
Y. Хайку.
 
В языках также происходят уплотнения. Увеличивается количество терминов и понятий. Идут процессы взаимопроникновения языков. Из-за стремления к экономичности появляется все больше омонимов.
Хайку родились в Японии, где язык, по общему мнению, высокоомонимичен, т.е. плотен. Поэтому для меня, хайку отличаются от трехстиший, прежде всего, уплотнениями. Это не значит, что хайку лучше трехстиший, просто хайку отличаются языковой или смысловой плотностью. Трехстишие, на мой взгляд, чем-то похоже на ката, т.е. боевой танец, который исполняет каратист с мнимым противником. В ката боец - «кузнец своего счастья», он один, и никто ему не мешает показывать свое умение вести бой.
Хайку же подобно борьбе с реальным противником, где центр тяжести общий. Борец, даже владея большим арсеналом приемов, не может показать их по своему желанию.
Автор хайку, с моей точки зрения, должен считаться с исторически сложившимися различными смыслами того или иного слова или словосочетания, т.е. должен сочинять, преодолевая трудности многозначности. В каком-то смысле хайку для меня похоже на две переплетенные косички (два значения, которые при обыгрывании переплетаются). Или - на горный ручей, который, встретив камень, раздваивается и соединяется вновь.
Речь ни в коем случае не идет о том, что лучше и что хуже. Я лишь сообщаю о своем видении грани, которая разделяет хайку и трехстишия.
Понятно, что перевод, практически всегда, «переводит» хайку (в моем понимании) в разряд трехстиший (т.е. в другую область миниформ), так как омонимия каждого языка неповторима, а полные совпадения случайны или временны. Переводу подлежат лишь смысловые уплотнения.
 
Игорь Шевченко, 9 марта 2009 г.
Дата публикации: 14.04.2009 11:16
Предыдущее: Бурич и четвертая строчка.Следующее: Профанация хайку.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентина Томашевская (Лавиния)[ 17.04.2009 ]
   Размышление о хокку и трехстишиях.
   Для новичка точная строфика важна:
   тренировочка.
   Но как сошел с горшка –
   неповторимость тона нужна:
   Чтоб тебя читали,
   я уже не говорю: строки твои продолжали,
   цитировали тире это предел мечтаний.
 
И. А. Шевченко[ 17.04.2009 ]
   Ваш опыт, конечно, занимателен. Я же склоняюсь к ощущению Ньютона. Ты ходишь около океана и подбираешь лишь камешки на берегу.
Валентина Томашевская (Лавиния)[ 18.04.2009 ]
   Кто рано встает, тому бог дает
    камешки на отлива полосе,
   и весну во всей красе.
   
   Пиши – кораблик на волю отпусти –
    отправится он в путь,
    встретится ему кто- и что- нибудь.
 
И. А. Шевченко[ 18.04.2009 ]
   :)
Валентина Томашевская (Лавиния)[ 19.04.2009 ]
   Это первое, что пришло на ум после прочтения Вашей статьи.
   В японской поэзии есть предписания кратчайшей и сверхлаконичной формы поэзии (17 или 31 слог), а Басё никогда не боялся нарушать их. Другое дело, что в его стихах -глубокий смысл, два, три, а то и четыре смысловых слоя, поддающихся расшифровке лишь знатоками, а то и лишь самим автором. И здесь он Мастер, у которого стоит поучиться.
   
   Не успел отнять руки,
   Как уже ветерок весенний
   Поселился в зеленом ростке.
   Басё
 
И. А. Шевченко[ 19.04.2009 ]
   К моей статье то, что пришло Вам на ум, не имеет отношения. Я ничего не нарушаю, а лишь показываю возможность уплотнений в трех строчках.
    Если же Вы решили побеседовать на тему нарушений, то сообщу Вам по большому секрету, что в подлиннике Басе я не читал. Переводчики же Басе вряд ли смогут донести языковые уплотнения японского языка. Переводчики вынуждены идти на очень большие искажения первоисточника, думаю, на гораздо большие, чем это позволял себе Басё. У меня нет преклонения перед авторами. Но мне нравятся тексты.
    Теперь по пунктам.
   1) Текст, который привели Вы, очень похож на перевод Веры Марковой. Нечто подобное впервые встретил в книге 1973 года издания:
   
   ПОСАДКА РИСА
   
   Не успела отнять руки,
   Как уже ветерок весенний
   Поселился в зеленом ростке.
    Басё (30, 131)(39,112)(40,148)­
   «Японские трехстишия», пер. В. Марковой, М.: Худ. лит-ра, 1973 г, с.137.
   
   Однако, в 1977 году появился несколько другой перевод Веры Марковой.
   
   ПОСАДКА РИСА
   
   Не успеет отнять руки,
   Как уже ветерок весенний
   Поселился в зеленом ростке.
    Басё
   «Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии», М.: Худ. лит-ра, 1977, с. 762.
   
    От Вас я узнаю о третьем переводе уже без предпослания "ПОСАДКА РИСА" и новой трактовкой первой строки "успел", т.е. посадкой риса занимается уже мужчина.
   
    Это к вопросу о нарушениях. Далее.
   
   2) Глубина смысла теряется при использовании олицетворений и сравнений, так как автор заставляет нас смотреть на картину, нарисованную в хайку, под своим углом зрения. И не дает возможности самостоятельного, а тем более вариативного восприятия.
   
   3) Данное трехстишие абсурдно с точки зрения хайку. Нельзя ветерку, даже весеннему, поселиться в зеленом ростке. Хороший пример пагубного влияния олицетворения (персонификации). Хайку, как говорил Мюнхгаузен, никогда не врет: видите, ветра нет, значит, будучи еще весенним ветерком, он поселился и, наверное, до сих пор хорошо живет в зеленом ростке.
Валентина Томашевская (Лавиния)[ 19.04.2009 ]
   ПОСАДКА РИСА
   
    Не успела отнять руки,
    Как уже ветерок весенний
    Поселился в зеленом ростке.
    Басё (30, 131)(39,112)(40,148)­
    «Японские трехстишия», пер. В. Марковой, М.: Худ. лит-ра, 1973 г, с.137.
   
    Однако, в 1977 году появился несколько другой перевод Веры Марковой.
   
    ПОСАДКА РИСА
   
    Не успеет отнять руки,
    Как уже ветерок весенний
    Поселился в зеленом ростке.
    Басё
   
   Не успел отнять руки,
    Как уже ветерок весенний
    Поселился в зеленом ростке.
   
    Этот вариант перевода мне нравится больше. Басё - однако Он, к чему бы ему псать от имени женщины. Хотя как знать.
   Вам угодно с научной, энциклопедической точки зрения подойти к вопросу хокку. Мне ближе лирическая, авторская постановка вопроса, вопроса свободы авторского выбора.
   По-моему, хокку изначальна была задумана как соревновательный момент, момент общения и продолжения ее, а никак не умствования.
 
И. А. Шевченко[ 20.04.2009 ]
   Валентина!
    Полностью согласен, хайку не для мудрствования и умствований:)
   С уважением, Игорь Шевченко.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта