Я решила поддержать отзывами членов жюри ВКР-9. Поскольку они не могут размещать свои произведения (а лично мне это всегда было обидно, непременно в это время заканчивалось какое-либо произведение, и мне казалось, что поезд за счастьем уходит от меня в направлении признания других писателей). Выбор мой был спонтанным: я искала на страницах жюристов произведения из разряда «юмор и ирония», так как сама работаю именно в этой номинации. Я искала на страницах хорошо знакомых мне авторов новых произведений и знакомилась с творчеством незнакомых мне коллег по творческому цеху. Вот в итоге кто попал «под раздачу». 1. Карен Агамирзоев. Треть фунта шведских гвоздей Вот угадываю я, угадываю для себя положительные эмоции. В студенческие годы много раз в Карелию в походы ходили и на байдарках, и просто на озере постоять. Рыбалка, грибы, ягоды. И каждый из нас обязательно что-то знал про местных жителей. Ну, как же, нам с ними меняться. Про таких как мы, туристов, мы все знали. А вот про карелов – нет. Не было тогда Инета. Эх, не попался нам тогда рассказ Карена. Считается, что очень трудно подлинно передать национальный колорит, любой. Чтобы вышло не описание «странных привычек», а картинка с натуры. Такой игровой эпизод. И у автора это хорошо получилось. Искренняя растянутость истории, «условная смешинка», но очень подходящая описанным людям. Вы можете понимать, можете не понимать, они все равно буду жить в своем темпе, огорчаться, радоваться и смеяться по-своему. Классно передано. 2. Светлана Макаренко (Princess) Женщина с рыжей кошкой. Мне понравилось. Я бы позволила себе заметить, что логика восприятия этой женщины с кошкой рассказчиком абсолютно женская, и так и не поняла, зачем было писать рассказ от лица мужчины. Разве это добавит вес? Ведь емко и целостно получилось. «Пришедшая осень расписывалась грифелью паутинок на красных и желтых листьях клена… Иногда, шалости ради, она мочила их дождем, превращая письмена в загадочные пятна клякс - иероглифов и солнечных бликов… Неярких, но пронзительно теплых. В такие дни, седая дама неспешно бродила по дорожкам двора, подбирая листья в странно – изысканный букет. Рыжая пушистая спутница неизменно трусила рядом с хозяйкой, брезгливо обходя мелкие и большие озерца луж, то и дело потряхивая мягким лапами…» - хорошо. Вот дальше мне показались лишними оправдания автора, почему он заговорил с женщиной. Как будто после этого абзаца оправданий мне вдруг показали, что осень эта нарисована на холсте, а я уже поверила, что она настоящая. «Осень - для всех…Наслаждайтесь!» - подписываюсь!!! «поймать тепло, словно золотую, прыгучую мышь…» - отлично! 3. Голубое молоко. Тут буду цепляться. Потому что нравится. И потому что это миниатюра. Искусство избранных. Точный выстрел в душу каждого слова. Рефрен «грифель осени» и «паутина» - хорошо. Далее ровное дыхание текста, хорошо до фразы «марево детства» - это плохо. Потому что красиво и пусто. Как фраза «красивая женщина». «Терпкий запах смородиновых почек…» - хорошо, потому что конкретно. Про облака слишком приторно и много. «Небесная собака. Страж прозрачной выси… Ее можно пить.» Здесь я бы посоветовала написать «Эту высь можно пить». Потому что работает каждое слово и только что была ярко описана небесная собака…» Когда семантическое переключение сбивает впечатление, это плохо. «Как молоко. Голубое молоко-пену….» Еще что-то??? Ну, очень хочется! Потому что вы назвали миниатюрур «голубое молоко»… Аккорд вышел на смородиновых почках. «С привкусом смородиновых почек.. С привкусом весны. Терпким, манящим.. Я спускаюсь с крылечка, протягиваю руку, срываю почку.. Кладу ее в рот.. Аромат весны.. Чуть горчит..» В рот кладут все-таки не аромат. Да, это придирки. Здесь слишком мало слов, чтобы ошибаться!!! И эта странная фраза – Собака друг человека! – так бы я выразила свое возмущение по поводу совершенно неуместного здесь «Или - терпения?»! «Времени, которое я всегда путаю» - блестящий финал!!! 4. Анна Кссо. Как барышня себе жениха выбирала. Это произведение из разряда «юмор и ирония». Это что-то народно околосказочное. Но не волшебное и очень авторское (что мне всегда нравится. Я сама «исповедальник» в творчестве и люблю, чтобы мне было ясно, где у автора болит). Ну очень меня повеселил авторский ход с «тест-драйвом» жениха. От это ход!!! И бизнес-начало – отдать аванс. Это было вкусно, но потерялось в нахлынувшей иронии над барышней. В формулировке по потерянных или желающих потеряться я слегка запуталась, но мысль вкусная. Но – полуфабрикат, не захотелось автору приготовить эксклюзивное блюдо. Будто торопилась Анюта скорее свою барышню утопить в слезах и выдать ей нравоучение. Аня, осторожно. Есть такое понятие, как самоисполняющиеся сказки. Поэтому лучше баловаться этим жанром разрешая сказочным образом реальные проблемы. Например, перестала барышня на свадьбы ходить, решили ее силком притащить, типа нечего другим праздник портить. Сбежала она в чисто поле лес далекий, глядь – корабейники знатные с товаром с пути сбились. И, как на подбор, все свободные – мешал им бизнес успешный любовной охотой заниматься… Как писал Пушкин: читатель избавит меня от необходимости описывать развязку». 5. Анна Кссо. Другой меридиан Вот узнаю то, что мне нравилось раньше: «тут невозможно влюбиться, думала я, тут можно только любить, уже смирившимся и утихающим сердцем» - состояние. «Своей невидимой связью мы оплетали весь город» - эмоциональное действие «Я наугад выбирала дорожки в саду, чтобы выйти к реке и увидеть ее в ночной одежде могучих Альп» - красочное действие. «Я курила на лестнице и думала, что именно в этом отеле снимали все фильмы ужасов, которые я когда-либо видела. Но мне было не страшно. Мне было душно, оттого что некуда бежать»… - действие плюс состояние. После этой фразы впечатление от художественности текста стало падать. Больше видна попытка, чем естественное развитие повествования. Как-то «не просто о жизни», усложнено. Но прелюдия была качественная. Я сразу вспомнила горную Италию и свою историю «неправильных отношений». Но, все-таки, любовь – это состояние души, а не перечень достоинств твоих или партнера. Настоящая любовь аморальна и редко имеет отношение к гармоничной социальной функции, называемой браком. И для чего-то любые связи нужно пережить, лучше – перерасти! 6. Мария Гринберг. Новый год под пальмами. Здесь я обрадовано провалилась в произведение «юмор и ирония», поскольку с далеким от юмора и иронии произведением уже столкнулась. Меня и в «Ивушке» немножко насторожила склонность к жестоким натуралистическим подробностям, но там они были на месте. А вот здесь оказались выпуклыми, потому что не доработаны до «смешно». Идея произведения экзотичная. Необычная. Это плюс всегда. А кто сказал, что вкусная проза – это всегда сладко и всегда наслаждение. Нет уж, дудки. Извольте поморщиться! Но, тоже вкусно!!! Если запомните этот вкус. «Да, сделано было немало, и куда больше предстояло сделать» и где развитие этой фразы? Произведение то крохотное! «Мвана милостиво улыбался соплеменникам, но его мысли блуждали далеко» - зачем мне знать, что он улыбался милостиво, и чем могла грозить его немилостивая улыбка. Ага, придирки в чистом виде. Это то, что мешает вкусу экзотического блюда автора. «Настоящая вкусная девушка, разве можно её сравнить с местными, или хотя бы с этой жилистой козой, провонявшей дезодорантом?» - ай!!! Он таки откусил кусочек Маши, раз знает, что она вкусная? «Смахнув слезу, Мвана повернулся к застолью и приветствовал соплеменников коротким царственным жестом» - опять крахмал в колбасе! «Белый, на вид не очень вкусный человек что-то говорил, стоя у стены» - я смеялась в этом месте! 7. Блинов Андрей Вячеславович. Товарищ по одной. Было обещано «юмор и ирония». Но это из какой-то запредельной области либо того, либо другого. Прочитала три раза. И с экрана и распечатала. Искала смешной смысл в каждом слове. Не нашла. Наверное, потому что сама бросила курить девять месяцев назад. Видимо курительный процесс остался мною непознанным, потому что «курили вместе и молча» повергло в стопор и сразу же возникли альтернативные и вполне понятные видения. «В наступившей тишине стало слышно, как по помещению стремительно, с жужжанием курит муха». Наверное, я не то курила… Но я теперь знаю, что дело было не зимой… Хотя… «Сергей Петрович с надеждой посмотрел на Тимофея, который упоенно потягивал, куря, сигаретку-другую». Вот это вот потягивал, куря, - ну, чисто фокус какой описан. Не буду больше ёрничать. Песня «Давай закурим, товарищ по одной» в исполнении Клавдии Шульженко была народным культурным символом, частью легендарной эпохи, с настоящими героями и произведениями. Неужели для «мухи», «смолить», «вплыла» и прочего не нашлось другой аллюзии? 8. Павел Шерстобитов. Сказка для дедушки. Потому что опять захотелось «юмора и иронии». Я упрямый добыватель того, чего хочу! И попала. Очень смеялась. Кратко и образно! Метко и сочно! «Там еще соседи-беспредельщики авторитета по кличке Царь прессовать начали, и он к другому авторитету по кличке Звездочет за помощью обратился. Обещал за это любую просьбу выполнить. Тот помог, а потом предъяву сделал, приблуду Цареву себе попросил. А Царь - в отказ: «Ты, что, в натуре, пути попутал?». И замочил Звездочета. Царя за это заказали. Килер – Золотой Гребешок Царя и тюкнул в темечко». Вот эти находочки: предъява, приблуда (я и слова такого не знала), пути попутал. Тут, правда, опытный следак отметил бы нестыковочку: кто Царя то заказал? И где та малява? Тут же главное то на заказчика выйти, а то очередной висяк… Но это уж я так, от углубления в процесс. 9. Ольга Грушевская. Неспешность II. Мы когда-нибудь отдыхали у моря в «бархатный сезон». И мы уже не отдыхали там два года и это более невыносимо (хотя о чем-то свидетельствует, но ничего не объясняет. О пене в ванной, о выворотке наизнанку, об элегантном глянце морских впечатлений в огородах все камни разные). Сама не поняла, но это попытка обезьянничать. Без обид, чисто попробовать, прикинуть на себя другое одеяло. Недавно один из братьев Запашных сказал в какой-то передаче, что человек, который любит быстро принимать душ, никогда не поймет того, кто любит лежать часами в ванной. Даже если он лежит в душистой пене. Я с ним согласна. У нас с Ольгой разная манера в творчестве, что не мешает мне читать с интересом. Меня друзья драматурги ругают – нельзя так раздеваться в творчестве. Последнее время ты уже и «кожу снимаешь»… А я им парирую – а господин Тютчев, например, в своей лирике и письмах не только «кожу с себя снимал, но еще и сдавал с потрохами создателя этой кожи»… У Ольгиных героев кожи не увидишь. Тут щедро и мастерски розданные детали-атрибуты. Порэо и т.д., и слепые комнаты и курящие привидения, требующие еще и стриптиза (ах, негодники). И масло для загара, и разные тонкости. Неспешное течение пляжной жизни, элегантно одетое автором в непроницаемый глянец. Поэтому мне больше всего понравились черепахи (черепахи, там два раза, это я запомнила и яйца). Девичку в ярких трусиках я таки увидала – от поганка-энерджайзер! Бурбулька мне была скучна, Друг забавен как источник информации про маму Сокровища (от это тот еще экземпляр, хоть и не раздевается). Морские гадости оптом – колор, безусловно! «Вот пробежал смешной человечек, отдаленно похожий на уменьшенную копию Жанна Габена. А вот прошла молодая блондинка, покачивая тяжелыми бедрами, напоминающая красотку Бритни Спирс. А вот и просто соседка со второго этажа – крупнотелая, с тяжелой грудью и покатыми плечами – нет, конечно же не сама она, а ее хорошая копия в лице добропорядочной немки, загорающей топлес рядом со своим добропорядочным мужем. А вот и «Бандерос» - местный загорелый мачо, в черной бандане на голове и рваной футболке» - про этих я до конца читала с интересом. Еще про счастье и про море. Короче – неспешно. Но уж очень вычурно изъясняются, смущает. Но… «Новый день принесет новые замки!» И еще старухи и собаки – определенно конкретная удача автора! 10. Велесов Олег. Я – писатель. Ввиду полного отсутствия всякого присутствия разорванных звеньев в цепи я его слепила из того, что было… Искренне надеюсь, что произведения убраны, потому что так попросили издатели… Потому как нервические убирания своих произведений это как истерические женщины убирая морщины верят, что стирают с лица прожитые годы… И становятся снова девочками и все у них впереди. Никогда не знаешь, что именно из сделанного (написанного) тебе пригодится. Или будет интересно другим. (Другие близкими людьми бывают крайне редко). Поэтому с изгнанием из племени в принципе согласна! «Едва ступив в пещеру предков, я получил от вождя ультиматум, дескать, изобретённая мной наскальная живопись травмирует психику подрастающего поколения, ибо рисунки есть не что иное, как профанация естественного природного процесса. Проще говоря – их нельзя съесть. Взрослые особи ещё как-то мирятся с подобной невозможностью, а вот молодая поросль с завидным постоянством ломает о рисунки зубы. .. искусство стереть невозможно, ибо оно нацарапано костью на камне, но вождь не понял и дал мне три дня сроку.» - да тикать надо от такого вождя!!! И чего терять три дня на размышления. И пусть они пробуют стирать искусство (нового им лоска интеллектуального от пятен в помощь!!!) «Топор… Кремень… Дров в изгнании насобираю…» - заходи, дорогой. Я отправляюсь в изгнание периодически, нерегулярно, но у меня там уже горит огонь и кипит похлебка. Так что с дровами и топором – милости просим. На днях вождь прислал гонца, пришлось прикидываться наскальной живописью. Не хочу я пока с соплеменниками общаться! (пусть мои нацарапанные костью на камне произведения читают). |