Произведение |
|
Объем: 17959 [ символов ]
|
|
|
|
Одиночество |
«Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» Ф. Ницше. Вечерело; грузные, грозовые облака нависали над городом К., и казалось, что той странной тишине, в которую обратилось все в округе, никогда не будет конца. Ветер подозрительно затих; дворы и площадки опустели: одинокие люди неуклюже спешили домой, иногда в надежде поднимая головы вверх, и после секундного молчаливого созерцания ускоряли шаг; одна лишь автострада оставалась жить в динамичном ритме, прогоняя по своим венам стаи искрящихся желтым огней. Все это наблюдал Иван с балкона скромной, съемной квартиры; он внимательно следил за каждым изменением, происходящим в поле его зрения, и, если что-то нарушало статичность картины, то он перемещал фокус своего внимания на новый объект. Его мысли находились далеко от реального мира. Иван представлял себя исследователем, погруженным в глубокие пучины необъятного океана. Океан был темен и скрыт; в нем было много неизведанного и непонятного, захватывающего и манящего, а у него был только тусклый луч света, пронизывающий на несколько жалких метров маслянистую жидкость. То, что он видел своими глазами в присутствующем мире, состоящим из материи и вещей, казалось ему нереальным, словно отдаленным от поразительно очевидной действительности, однако то, что происходило в его незаурядной игре сознания без правил, было намного реальнее торопливых и скучных людей, хмурых туч, отскрипевших минорные ноты качелей, одинокого двора и вереницы глазастых огней: все это было до мурашек ясно и прозрачно, поэтому Ивану ничего не оставалось, как беспечно переводить томный взгляд с одного места раскрывающейся перед ним картины на другое. Никаких дел на сегодняшний день у него не оставалось, поэтому он мог позволить себе и океан, и тишину, и вечерний покой, и глубокое погружение в неизведанные или давно позабытые мысли; в общем, он мог насладиться своим собственным одиночеством в то время, как одиночество наслаждалось им. Его расколотые мысли олицетворялись корявыми рифами или вальяжно проплывшей рядом могучей рыбой, или тянувшимися на длинные метры в разные стороны водорослями, или устрашающими муренами с хищными рауагами, или стайкой разноцветного планктона, за которым резво скакали морские коньки, или, если везло, он освещал тусклым лучом света подводные пещеры, в которые можно было пробраться и ступить на твердую почву, огибая скалистые выступы и минуя узкие места. Ивану нравилось состояние пассивного эскапизма, смешанного с вымыслом, но вымыслом, который отсылал его к мерцающему прошлому, его давно пережитому и позабытому в жизни - к его будто недавно пережитому, но давно потерянному. Он жалел только об одном: о том, что не может осветить все подводное царство ярким, всеохватывающим светом и увидеть его растерзанные и жалкие осколки в чем-то едином. Иван думал, что, если бы у него это получилось, то он бы разобрался в утраченном времени. Начался сильный дождь; вдалеке прогремел раскатистый гром; из клубящихся копотью облаков сверкнуло несколько молний; во дворе в ассонанс затрещали сигнализации машин. «Если только на минуту увидеть свое прошлое в одной фразе или выражении, или образе… это тоже, что и обрести пропащую ясность и понятность. - Думал Иван и удивлялся своим мыслям. – К чему это все? Какое прошлое? Что такое, в конце концов, пропащая ясность?». С изменившимся настроением он вернулся в темную комнату и не без раздражения осмотрел ее: ничего в ней не менялось, вещи, как были, так и оставались сами собой - тихие и смирные, как покойники, от них исходила прохлада и равнодушие, или с улицы веяло холодом? Иван закрыл балкон, включил свет. Свет осветил комнату: мягкая оранжевая палитра растеклась по геометрии углов. «Когда ты думаешь, что погружаешься в одиночество – одиночество погружается в тебя. – Сказал себе Иван и сел на диван. – Впрочем, это только игра слов и ничего больше». Он просидел наедине с самим собой около получаса; весь мир словно забыл о нем, и Иван был благодарен ему за забывчивость в этот вечер. «Интересно, сколько людей до меня испытывали нечто подобное? – Спросил себя Иван, но так и не пришел ни к какому ответу, потому что не мог понять, что конкретно он испытывал и чувствовал, и что значит: «…нечто подобное». Дождь не прекращался. Ивану стало неожиданно тошно и скверно на душе: эта комната, эти вещи, эта мрачная погода, эта атмосфера отчужденности, эти мысли, которые будто были только его мыслями и ничьими больше, эти переживания и душевная рефлексия как бы принадлежащие его личность, его сугубо наполненному существованию в самом себе, эти выводы и красивые вопросы, которые были ничем иным, как умелой комбинаторикой слов и смыслов… «Все это уже было; именно так и было; было с кем-то, так же как и со мной. Я знаю, что я уже видел и слышал, где-то читал именно об этом: об утерянном времени, о темном океане, который сравнивался с тем, что недоступно нашему сознанию, а сознание выступало в качестве тусклого луча света, которым освещается подводное царство. Моя вальяжная поза, комната, диван, одинокий вечер, усталость, звучание дождя, окончание долгой и изнурительной подготовки к завтрашнему дню, в котором решится моя судьба: особая атмосфера, которую я чувствую и не могу объяснить… Эти антропоморфные мысли об одиночестве… Я словно попал на съемочную площадку, в стремительно развивающиеся события фильма, переписанный с книги, которая была всего лишь жалким завуалированным плагиатом огромного пласта искусства. Все это уже было, все это уже думалось и чувствовалось до меня; никогда я не смогу сказать, что я мыслил мои и ничьи больше мысль и имею на них суверенное право. Разве когда-либо я воображал образы, принадлежащие лишь мне? Мой взгляд на мир… разве это мой взгляд на него? Я мыслю копии, бесконечные копии, которые я неправомерно присваиваю за свою собственность. Я лишен всякой индивидуальность, я лишен авторства, лишен интеллектуального права собственности. Я обманщик, выдающий себя за новатора: стоит только признаться себе в том, что каждая мысль – это переделанная мысль, взятая из книги у харизматичного героя или вырванная из контекста хорошего фильма, или прочитанная в стихотворении или поэме, услышанная краем уха в вагоне метро или за ужином в Метрополе. Если так, то кто я после этого? Оригинальный копировальщик, искусный фальшивомонетчик или бездарный подражатель? Быть может, всего лишь пустое место? Что в таком случае остается от меня? Какой смысл в моих украденных размышлениях, душевных поисках, освещаемых тусклым светом в мрачных водах океана? Что я могу чувствовать после этого? Презрение? Презрение к себе, к людям, ко всему человечеству, которое лишило меня моих исключительных мыслей, моей неповторимой и суверенной жизни, моего авторства, лишило мне возможности быть оригинальным… Я чувствую презрение к своему существованию. Презрение к избыточной культуре. Каждая моя мысль – это мысли человечества, каждое мое действие – это действие моего окружения, мои чувства – это следствие моей человечности, эволюции, генезиса, логоса, хроноса, расы, эроса. Я словно лишаюсь всякой меры ответственности за самого себя; я словно теряю свою личность – пустого места, которого нет». Раздался телефонный звонок. Иван вздрогнул от неожиданности и ощутил громкое биение сердца. Номер был незнакомым. Он ответил, но на другом конце была тишина - тишина необычная, будто чем-то разрушаемая то ли редким дыханием, то ли помехами связи. Около минуты Иван стоял с телефоном у уха, после чего отключил вызов. «Сигнал, который сообщил мне пустоту» - подумал раздражительно Иван, после чего лег на диван и спустя несколько минут уснул, но прежде напомнил себе, что завтра для него будет ответственный и важный день – день, который может изменить всю его жизнь. Желтый; ярко-желтый свет разбудил его. Из окон струились мягкие и теплые солнечные лучи, и, попадая на тонкую кожу сомкнутых век, забирали Ивана из его беспокойного сна. Часы показывали шесть утра; Иван после недолгого раздумья резко вскочил на ноги, добрался до телефона и набрал одиннадцать заученных наизусть цифр. - Все в силе? – Спросил он, когда услышал хриплый бас в трубке. - Нет. Только хотел тебе звонить. Все отменяется. Ночью объект увезли. Рембрандт ушел по-английски, оставив в место себе репродукцию. Прощай. Облегчение; груз с плеч; конец всему. Иван чувствовал печаль, досаду, разочарование, ведь только что наступил конец всем его планам, надеждам, мечтам. Сколько раз он твердил себе, что ни на что уже надеяться не стоит, что лучше не планировать ничего и, если и планировать, то только худшие исходы; но, что, в противном случае, может быть сильнее и живучие крохотной частицы надежды, которая вирусом заражает собой человеческое существование? И все-таки было облегчение. Конец, видимо, всегда такой и неважно, что окончилось: дружба, любовь, детский сад, школа, рабочая смена, день, праздник, будущее, мечта, жизнь… это было и больше уже не будет, разве не приятное и не странное чувство закрадывается в душу, когда мыслишь об утрате? или когда думаешь о прошлом, которого не вернуть никогда? Иван бесцельно слонялся по квартире. Нужно было думать о том, как жить в положении не только утерянного прошлого - с этим еще можно было примириться - но как быть с похороненным заживо будущим? Иван не мог отделаться от образа: его будущее, которое он лелеял и ласкал в своих мечтах, закапывают в глубокую и сырую яму, а он стоит рядом и смиренно, как монах, смотрит на него и улыбается, чувствуя облегчение и досаду. Нужно было что-то предпринимать. Иван хотел напиться, но отказался от этой идеи: «Слишком предсказуемо. Банально, следовательно, отвратительно». Он знал одно, что ему необходимо было наметить новые ориентиры своей жизни: жизнь без будущего была для него невыносимой; он не мог жить без надежды и без цели, поэтому позвонил Свете. Света ответила сразу; ее тонкий и почти детский голос никогда не оставлял его равнодушным. Год; уже прошло около года как Света начала любить Ивана и около года после их первой встречи. Ее любовь, как говорят, началась с первого взгляда. Света увидела Ивана, не очень опрятного, не совсем красивого, потерянного, хмурого и влюбилась; кто может ответить, как случается любовь? Если и есть образец женской любви - любви преданной, бескорыстной, тихой и смиренной, то ей соответствовала любовь, которую несла в своем сердце Света. В редкие моменты Иван внимательно смотрел в ее глаза и спрашивал: «Зачем ты меня любишь? За что? Ты ведь знаешь, кто я и какова моя жизнь? Ты знаешь мое ремесло и мое призвание. Для чего ты себя обрекаешь на жизнь без будущего?»; «Если и есть в жизни что-то поистине ценное, непохожее ни на что, редкое, как таафеит, то это моя любовь к тебе» - Отвечала она; «Ты ведь знаешь, что у нас нет с тобой будущего» - повторял Иван; «Будущим живут одни несчастные» - говорила Света. - Я бы хотел сегодня с тобой встретиться. – Сказал Иван. - Что-то случилось? – Спросила Света. - Да. Случилось. – Иван не хотел ей лгать, потому что знал, что его настроение выдает голос, который она чувствует с поразительной точностью. - Серьезные проблемы? – Испуганно сказала Света. - Да. – Иван усмехнулся. – Если это так можно назвать. Он неожиданно подумал о том, что любит ее. Откуда он нашел в себе это чувство, оставалось для него неизвестным, но оно появилось, как вспышка, осветившая густую темноту его подводного мира, эту черноту, в которой он нелепо барахтался в поисках утраченного прошлого и нелепых очертаний будущего. - Я могу приехать к тебе. – После паузы сказала она. - Не нужно. Давай встретимся в восемь в Метрополе. - Хорошо. До встречи. Люблю тебя. Ровно в восемь Иван зашел в ресторан Метрополь. В руке он держал пышный букет из роз; к нему подошел официант и предложил пройти на свободное место. В просторном зале было людно, почти все столики были заняты; играла легкая и ненавязчивая музыка. Когда Иван присел и официант принес ему меню, позвонила Света: она сказала, что опоздает на минут сорок или пятьдесят, потому что ее задерживают на работе; Иван ответил, что будет ждать ее столько, сколько нужно; «Мне уже некуда спешить» - подумал он про себя. - Вы будете что-нибудь заказывать? – Спросил официант. Иван задумался. «Что обычно заказывают в подобных моментах, когда нужно подождать человека, которому признаешься в неожиданной любви, которая открылась тебе спустя год равнодушного молчания? Чашку кофе? Минеральной воды? Бокал вина или шампанского? Или, может, виски с содовой? Или есть смысл заказать отбивную или стейк? Сколько людей оказывалось в таком же положении, в котором оказался я? Интересно, что бы заказал Рембрандт или Пикассо, или Дали? Они настоящие новаторы и оригиналы в своем деле, но даже их жизни – это постоянное повторение, неизбежная утрата авторства, однако в чем-то они были неповторимы». - Мне, пожалуйста, водки. – Ответил Иван. - Насколько много? - Насколько вам позволит ваша совесть. – Язвительно сказал Иван. - Желаете поставить букет в вазу? – Спросил официант. - Нет. Благодарю. Пусть лежит рядом. Иван бегло осмотрел зал. За небольшими столиками сидели по два – четыре человека; Метрополь был известен тем, что в этом заведении всегда происходит квинтэссенция душ, первые признания в любви, признание в любви и последующие прощения за совершенные грехи; в этом месте люди решаются на отчаянный шаг связать свою жизнь узами брака, поэтому нередко здесь происходит театральное, пафосное и порою, казалось бы, невообразимые предложение руки и сердца, после которого каждый посетитель считает своим долгом подойти к жениху и невесте, и сказать пару-тройку поздравительных слов. Иван некоторое время работал в Метрополе официантом и успел сполна насмотреться на разные способы выражения любви; со временем его чувство восторга и удивления сменилось равнодушием и тихим презрением: его невозможно было ничем удивить - особенно выражением чувств, нелепым обличением в языковую форму «тайных переплетений психики». Однако одним обычным днем у одного человека это получилось. Его звали Леонид. Он был невысокого роста, слегка полноватый, с аккуратно выбритым лицом и зачесанными волосами с пробором; его наружность характеризовала его как педантичного и строго человека, и, как оказалось в последующем, Леонид был экспертом в области искусства. Лишь тембр голоса не сочетался с его внешностью; говорил Леонид басовито и отрывисто, словно отдавал приказы. Между ними завязались приятельские отношения на почве взаимной симпатии к культуре и искусству, и спустя некоторое время Леонид сделал Ивану предложение, от которого тот не смог отказаться. Они ужинали в Метрополе, когда он поманил Ивана к себе и таинственно прошептал ему на ухо: «Вскоре мы завладеем оригиналом Рембрантда способом, который будет не менее оригинальным, чем сама картина, и оставим свою лепту в истории. Мы станем известными на весь мир революционерами, не имеющих имен». Пожалуй, то было самым необычным предложением, которое произносилось в стенах Метрополя. «Но все окончилось крахом; долгие месяцы подготовки, тщательного планирования, разработка альтернативных стратегий, поддельные паспорта, билеты в другую страну… а также анонимная известность, подготовленные статьи, броские манифесты, наметки будущих книг о переосмыслении искусства, миллионные печатные издания… – все оказалось в прошлом. И, главное, сама идея переосмыслить культуру и показать миру, что искусство мертво; и оставила она после себя только затягивающуюся рану, символизировавшая прошлое, которое становилось нашим будущим. Все это погрузилось в глубокие и темные воды моего океана. - Подумал Иван. – Я останусь тем, кем был рожден – многофункциональной, биологической копировальной машиной, производящей за один только день бесчисленное количество тошнотворных копий. – Иронично подытожил он». Его размышления прервал официант. На подносе он принес аккуратный и изящный графин, наполовину наполненный прозрачной жидкостью, и поставил его на стол. - Вы, молодой человек, - сказал Иван, - очень совестливый. Приятно, что такие сотрудники обсуживают клиентов. - Благодарю. – Ответил официант, смутившись; он собрался уходить, но Иван его остановил. - Подожди немного; у меня к тебе есть одна просьба. Иван налил содержимое графина в большой стакан, предназначенный для воды, немного подумал о чем-то и в несколько длинных глотков выпил. Потом он достал из кошелька несколько купюр и отдал их официанту. - Мне всегда нравился камин в Метрополе. Я мог долго любоваться огнем. Официант с достоинством принял деньги и что-то пробубнил в знак согласия. - Как тебя зовут? – Спросил Иван. - Александр. – Ответил он. - Хочу сказать, Александр, что у тебя довольно редкое имя. Официант смутился, не понимая, шутит ли Иван или говорит серьезно. - Как думаешь, Александр, полученных от меня денег хватит на то, чтобы сжечь этот букет в камине? По правде, я никогда не чувствовал запах жженых роз. - Это противоречит правилам этого заведения. – Промямлил официант. Иван достал еще несколько купюр и протянул их Александру. - Если ты не заметил за время своей работы в Метрополе, то каждый посетитель стремиться в этом месте к оригинальности, а оригинальность не может быть достигнута, если следовать правилам. - Я работаю в Метрополе месяц. - И сегодня ты получил самые внушительные чаевые. - Если вам угодно, то жгите букет. – Ответил официант и сконфуженный ушел. «Когда ты думаешь, что погружаешься в одиночество – одиночество погружается в тебя. - Неожиданно вспомнил Иван фразу, которая вчера вечером пришла ему на ум, и задумался о том, где он ее слышал или слышал что-то очень схожее с ней. – Как я могу признаться в любви Свете, если это не любовь, а всего лишь мое знание о любви - ее жалкая репродукция, жалкая подделка, будущая игра неумелого актера?». Иван взял букет и подошел к камину. Некоторое время он внимательно смотрел на огонь, после чего бросил розы в пламя. Он впервые услышал запах жженых роз; их аромат символизировал о любви, которой уже не существовало. |
|
|
Дата публикации: 21.10.2019 20:09 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Меня, читателя, рассказ заманил к прочтению своим названием и началом. Обычно, одиночество настраивает героя на размышления, на остроту чувств и переживаний. И вдруг читаю* "«Интересно, сколько людей до меня испытывали нечто подобное? – Спросил себя Иван, но так и не пришел ни к какому ответу, потому что не мог понять, что конкретно он испытывал и чувствовал, и что значит: «…нечто подобное». Возможно ли это? В перспективе успешная афера, которая готовилась не один год, любимая женщина, желающего его... И вдруг такое безразличие ко всему. Уважаемый Мирон! Как говорил известный режиссёр - Не верю. Кроме всего начало все таки показалось мне перенасыщено рассуждениями ГГ, при одновременном его жизненном безразличии.. | | Ян, вы правы, но вы правы, если бы я писал об одиночестве, которое мы с вами понимаем в общем смысле. То есть либо об одиночестве физическом, когда изолированность от социума вгоняет в тоску и различного рода размышлений, либо об одиночестве духовном, когда даже находясь среди людей, чувствуешь пустоту. Но я писал о другом роде одиночестве. Приведу пример: вы писатель и хотите сочинить что-то хорошее и по-настоящему стоящее; вы пишите рассказ, роман, стих или повесть. Возможно, даже остаётесь довольны своим творчеством. Проходит год или два, за которые вы успеваете прочесть много книг и узнать немало нового, и вам попадается на глаза ваше старое сочинение. Вы читаете его и в какой-то момент предельно ясно понимаете, что об этом уже писали, и писали лучше и точнее, и глубже, и проникновеннее. Какие вас посетят чувства? Лично меня - одиночество: оно парализует, но в то же время желает быть развенчано и забыто поиском оригинальности: именно из этого равнодушие моего героя резонирует с его будущей жизнью. Какое чувство окажется в вашей душе, если вы меня поймёте - мне неизвестно. Поэтому, видимо, вы так подметили о несоответствии вашего понимания и понимания автора. Я старался передать не просто человека с его переживаниями, а человека, вовлечённого в культуру 21 века, где сама культура утрачивает свою созидательную силу, но усердно и качественно продолжает копировать свою историю. |
|
| | Мирон, уважаемый! Не знаю, о чём думал Ницше, когда высказывал свой перл, но он думал! Человеку свойственно думать и глядя в темноту и в одиночестве. Человек думает сидя в камере заключённого, думает глядя на чёрный квадрат Малевича, Мозг человека устроен так, что он думает и переживает и во сне. Я иногда во время сна находил решения, над которыми мучился днями. Аферист, готовивший и идущий на афёру тоже думает и переживает. Шизофреник тоже думает (правда о чём и по какой причине - это другой вопрос). Все переживания героя после "Дождь не прекращался. Ивану стало неожиданно тошно и скверно на..." настолько противоречивы и пространны и болезненны. Мне даже не понятно, а что ГГ любит в жизни? Какова причина его "одиночества"? В чём заключена его индивидуальность? Психическое расстройство? Одиночество в целом мире?! | | Рассказ мне интересен, поскольку он психологический. Но я ощущаю какое-то несоответствие между эпиграфом, названием и содержанием. | | Ян, и вы снова правы, и вновь в одном могу не согласиться. Вы слишком большое (что вполне оправданно) внимание заостряете на мыслях и сознании человека. Человек много думает, но в гораздо большей мере в нем происходят бессознательные процессы, формирующие его мысли. Всякому живому присуще рационализировать и приводить в казуальную стройность разброд своих чувственных процессов. Существование человека, если угодно, это постоянный диалог, который происходит внутри человека; «даже во сне человек думает и переживает» - верное замечание, но думает во сне не совсем «Я» человека и его личность. Сон в больше мере - это проявление в индивиде как личного, так и коллективного бессознательного, тесно связанного как с его персоной, так и со всем человечеством. И при всём при этом полагаю история и культура человечества знает, что существуют в жизни человека моменты, когда мысли перестают звучать в его голове. Думаю и у вас бывали минуты, когда вы ничего не мыслили, ничего не хотели, ни о чем не переживали - вы смотрели, например, в окно, через которое видели картинку вечернего города. На счёт эпиграфа рассказа: слова Ницше в контексте рассказа были изменены героем. У Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя», мой же герой извлёк (бессознательно!) в памяти это выражение и интерпретировал его в зависимости от своих собственных, наличествующих в настоящем переливаниях. Произошла семиотическая трансформация и в ней мало конкретного, казуального, предельно ясного и объяснимого смысла. Мой герой думал: «Когда ты думаешь, что погружаешься в одиночество – одиночество погружается в тебя», и он же себе отвечал, что это игра слов и ничего больше. На поверхность его сознания всплыло старое и позабытое изречение и видоизменялось путём сознательного акта. Именно этим эпизодом рассказа я хотел показать как работает наша культура: когда берётся какой-то сюжет, каркас, фундамент, опора, идея и т.д., которые уже были придуманы человечеством, и при помощи интеграции и изменения создаётся нечто «новое». В этом я вижу проблему современной культуры: в ней мало оригинальности и новаторства, даже если нам кажется, что она преподносит что-то поразительно свежее и ни на что не похожее. Во многом культура - игра слов. | | Мирон! Когда я вижу в окне вечерний город, я им либо восторгаюсь, но не смотрю бестолково бессмысленно словно баран, хотя и он о чём-то думает, или о чём-то сожалею и вспоминаю. Когда гляжу на неподвижный поплавок, тоже о чём-то думаю. "Произошла семиотическая трансформация и в ней мало конкретного, казуального, предельно ясного и объяснимого смысла". Ежели в этой семиотической (простите за выражение) трансформации нет ничего ясного, конкретного и даже смыслового, то что даёт всё это читателю? Вы хотите его тоже погрузить в одиночество? И человеческую культуру нельзя сделать одинаковым эталоном. У всех она разная. А Вашему герою это вообще не под силу, в связи с его взглядами и наклонностями (криминальными) на жизнь. "Культура - игра слов". И что читателю от этого? Всё получилось сложно и плохо доходчиво... Может только мне. :))) | | Молчание ума и тишина сознания великий дар, которым может воспользоваться человек в своей жизни. Я говорю, быть может, о нескольких прекрасных минутах внутреннего безмолвия. Людям, если угодно, многому можно поучиться, например, у баранов или у других животных, которых не терзают мысли. Не поймите меня не правильно в данном контексте и не сочтите мои слова, как призыв к бессознательной жизни. Мне необходимо исправиться: «современная культура - это знаковая игра»; что от этого читателю? Например, вам, быть может, ничего, потому что наверняка вы человек, который понимает разницу между настоящим искусством и искусством, как части культуры, которая транслируется с экранов ТВ и телефонов. Посмотрите, что в большинстве читает, слушает и смотрит нынешнее поколение. Полагаю, им было бы полезно о многом задуматься. Человек потребляет то, что ему предлагают, а предлагают то, после чего не хочется искать ответы и задумываться. И, если кто-то в определённый момент сможет понять, что его культура - это игра, в которой все упрощено и извращено до минимума, то появится потребность узнать огромный фундамент, на котором зиждется современность. Как или иначе человеку свойственно искать истину. Не к одиночеству я призываю, а к переосмыслению, которое, конечно, очень сложно для человека. Мой герой в конце рассказа сжигает букет из роз, и в этом он обретает хоть и банальную, но оригинальность. | | Спасибо Мирон, за Ваше терпение моей занудливости и бестолковости. Но привык даже в мелочах быть понятным читателю. Всех Вам благ! |
|
| | На нашем Портале начали обсуждать рассказ Мирона Варламова «Одиночество». Варламов… Сужу по фотографии… Верно, внук писателя… Зашел на страницу автора… Он опубликовал недавно три рассказа «Суд», «Одиночество», «Время»… Его произведения читали 31 раз (читателей ?). Еще я прочитал: автор является членом Международного Союза писателей "Новый Современник". Он кооптирован. Для большей ясности, я вошел в Интернет. Узнал настоящее имя автора Максим Куропятник. Уже опубликовал книгу «Безликий». Мирон Варламов – псевдоним автора. С этим первичным знанием с большей уверенностью приступил к чтению его рассказа «Одиночество». Признаю: название симптоматичное. Да, и эпиграф… Все это троединство: псевдоним автора, Ф. Ницше плюс «Одиночество» - симптоматично для Православной России. Начинаю читать… И сразу мне бросается в глаза: 1. длинномерные предложения; 2. не к месту торчащие точки с запятой: вроде разрывают предложение, но ни к месту стоят; 3. возникло мнение глобального масштаба: нужен Вам опытный редактор. Представляю свой вариант возможного редактирования. Одиночество «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» Ф. Ницше. Вечерело. Грузные, грозовые облака нависали над городом К.. И казалось: той странной тишинЫ – в нее обратилось все в округе, никогда не будет конца. Ветер подозрительно затих. Дворы и площадки опустели: одинокие люди неуклюже спешили домой. Они иногда в надежде поднимаЛИ головы вверх и, после секундного молчаливого созерцания, ускоряли шаг. Одна лишь автострада оставалась жить в динамичном Ритме, прогоняя по своим венам стаи искрящихся желтым огней. Все это наблюдал Иван с балкона скромной, съемной квартиры. Он внимательно следил за каждым изменением, происходящим в поле его зрения. Если что-то нарушало статичность картины, то он перемещал фокус своего внимания на новый объект. Его мысли находились далеко от реального мира. Иван представлял себя исследователем: погружен в глубокие пучины необъятного океана. Океан темен и скрыт: в нем много неизведанного и непонятного, захватывающего и манящего. А у него только тусклый луч света: пронизывает на несколько жалких метров маслянистую жидкость. Он видел своими глазами в присутствующем мире: состоит из материи и вещей. Казалось ему нереальным, словно отдаленным от поразительно очевидной действительности. Происходило в его незаурядной игре сознания без правил: намного реальнее торопливых и скучных людей, хмурых туч, отскрипевших минорные ноты качелей, одинокого двора и вереницы глазастых огней. Все это до мурашек ясно и прозрачно. Ивану ничего не оставалось, как беспечно переводить томный взгляд с одного места раскрывающейся перед ним картины на другое. Никаких дел на сегодняшний день у него не оставалось: он мог позволить себе и океан, и тишину, и вечерний покой, и глубокое погружение в неизведанные или давно позабытые мысли. В общем, он мог насладиться своим собственным одиночеством в то время, как одиночество наслаждалось им. | | Моисей, по поводу Ваших замечаний: я согласен с ним. За редакцию отдельное спасибо, но пунктуационный знак «точка с запятой» - моя писательская причуда; понимаю, что во многом этот знак лишний и ставится мной ни к месту, однако ничего с собой поделать не могу. Вы ревностно отнеслись к своему выводу о «Православной России» и симптомах ее характеризующих. Это для меня весьма любопытно. | | Моисей! И у Вас рядом противоречия: "Все это наблюдал Иван с балкона скромной, съемной квартиры. Он внимательно следил за каждым изменением, происходящим в поле его зрения. Если что-то нарушало статичность картины, то он перемещал фокус своего внимания на новый объект. Его мысли находились далеко от реального мира. Иван представлял себя исследователем...." И т.д. То :перемещал своё внимание на новый объект". Полагаю в зоне видимости. :) То его мысли враз оказались чёрте где, далеко от реальности,, в качестве какого-то исследователя. Это уже определённо психологическая паталогия. | | Патология. |
|
| | В данном рассказе, как мне показалось, есть ряд странностей или шероховатостей: 1. Автор пишет: «Все это наблюдал Иван с балкона скромной, съемной квартиры; он внимательно следил за каждым изменением, происходящим в поле его зрения, и, если что-то нарушало статичность картины, то он перемещал фокус своего внимания на новый объект. Его мысли находились далеко от реального мира.» Но можно ли следить за вечерним городом и одновременно быть мысленно далеко от «реального мира», «внимательно» наблюдать за внешним и быть погруженным в себя, размышляя о каких-то абстрактных вещах? Какое-то раздвоение личности получается. 2. Г.Г. мнит из себя мыслителя, человека как минимум вдумчивого, и тем не менее соглашается совершить преступление (украсть картину известного живописца), довольно легко поддавшись на уговоры знакомого. Предположим, что афера с картиной бы удалась. И что в итоге — общество лишилось бы величайшего произведения искусства. О людях-то и не подумали! Желание прославиться любым путем — довольно опрометчиво и эгоистично. 3. Г.Г. приглашает в ресторан свою девушку и сжигает принесенный для нее букет. Что он этим хотел сказать? Что он ее не любит и хочет расстаться, но зачем эдакая демонстративность поступка? Разве ему не пришло в голову очевидное - что этим он наверняка оскорбит и обидит любящего его человека? Неужели Иван не мог расстаться по-хорошему, к примеру, подарив на прощанье девушке букет и сказав, что он ее недостоин. Чем Света, девушка, допустим, им и нелюбимая, заслужила такое отношение? Да и чувства у ГГ какие-то мимолетные, несерьезные, меняющиеся в течении одного дня или даже часа. 4. Представление ГГ о любви довольно пессимистичное и странное. Разве можно понять любовь рационально? Она же не не часовой механизм, который можно разобрать на детали, развинтить на винтики. Любовь — это чувство, которое возникает при соприкосновении с прекрасным, с некой гармонией. А гармония, на мой взгляд, может быть облечена как в материальную форму, так и в условно нематериальную ( музыка, поступки, благие мысли...). Суммируя поступки ГГ можно сделать вывод, что он тщеславный эгоист, не думающий о людях, запутавшийся в самокопаниях. Цель его действий прославиться чуть ли не любой ценой. Причина его страданий в том, что он не стремится совершить благо — нечто полезное для людей, для общества, не думает сделать жизнь окружающих более гармоничной, что было бы, кстати, приятно и ему самому... Самоотверженно служа людям ГГ в итоге непременно бы добился признания. Есть сотни способов менять мир к лучшему. Можно стать врачом и начать спасать людей от опасных болезней, можно стать композитором и создавать прекрасную музыку, вносящую гармонию в души, можно стать революционером и бороться за светлое будущее, а можно просто каждый день совершать добрые поступки, бескорыстно помогать старикам или отстающим ученикам. В любом из этих случаев ГГ бы как минимум заработал доброе имя и не впал бы в депрессию. Почему необходимо трудиться на общество ? Потому что любой человек связан с обществом множеством связей. И когда большинство трудится на создание гармонии и социального равенства - в конце концов эта гармония возникает и начинается этап невиданного процветания (быстрое развитие искусства, науки, экономки и т.п.)! Этот этап называют по-разному: золотым веком, веком чистоты и гармонии и т. п. Гармоничное общество — пролог к процветанию и развитию! Если же преобладает обратный процесс - каждый человек, семья, страна стремятся только к личному доминированию, обогащению, славе и т.п. — общество раскалывается изнутри и начинаются ускоряющиеся процессы распада ( войны, болезни, межнациональные распри, коррупция, бандитизм). Этот этап называют темным или железным веком. Максимализм Канта работает здесь в полной мере. Почему людей тянет к прекрасному? Почему приятно созерцание некого великолепия? Думаю, потому что соприкоснувшись с ним у человека внутри возникает некий резонанс, некая сонастройка, вызывающая приятные переживания. Происходит процесс внутренней алхимии. А это уже говорит о том , что искусство не мертво, не пассивно - оно реально действует на окружающих, меняя их в лучшую сторону. Культурная среда — это некая почва в которой взращиваются человеческие сознания. Без культурной среды люди бы так и остались безнравственными дикарями. Поэтому так важно воспитание, привитие определенного утонченного вкуса. Поэтому так вредна низкопробная масскультура, вызывающая грубые чувства, ведущая к грубым поступкам. | | Павел, благодарю за ваши замечания. 1. Герой не всегда обязан быть положительным. Если литература ангажирована и идеологизирована, то - да, герой произведения должен отвечать соответствующим требованиям. ГГ рассказа, как вы верно заметили, эгоистичен и тщеславен; полагаю, что большая часть молодых людей именно такими и являются, хотя боятся признать в себе подобные качества. Молодость, как писал Гессе, эгоистична. Если копнуть еще глубже, то эгоизм - основная человеческая черта, побуждающая его совершать какие- либо поступки. Если вы возражаете против подобной точки зрения, то с радостью объясню вам причины, которые дают мне основания думать именно так. 2. Любовь может быть рационализирована. Вернее, человек всегда старается систематизировать и объяснить свои чувства рациональным языком. Я не встречал человека, который бы не предпринял подобной попытки. Вы пишите "Любовь — это чувство, которое возникает при соприкосновении с прекрасным, с некой гармонией. А гармония, на мой взгляд, может быть облечена как в материальную форму, так и в условно нематериальную ( музыка, поступки, благие мысли...) - и это частная форма рационализации, в чем, конечно, исходя из вашего замечания "Разве можно понять любовь рационально?" - следует противоречие. 3. ГГ рассказа понимает, что в современной культуре все, что могло быть создано - уже написано, сочинено, придумано, слеплено, построено, обдуманно и осмысленно (кроме чисто научной области - здесь впереди у человечества большой потенциал (прим.)), и вот, ГГ оказывает лицом к лицу с огромной историей культуры, он чувствует свою слабость перед великим достоянием прошлого. Но он хочет быть оригинальным, поэтому решается совершить преступление. Полагаю, что вам случалось видеть, как современные деятели искусства, чтобы привлечь к своему творчеству внимание совершали странные, вызывающие и аморальные поступки. В 21 веке именно так: хочешь прославиться, сделай что-нибудь резонансное и о тем тут же узнают. Разве это не проблема культуры? | | 1. Согласен с тем, что эгоизм в темном или железном веке является довольно распространенным явлением и побуждает некоторых людей совершать поступки, способствующие самопиару. НО! Это не касается героических поступков, ибо народными героями движут более высокие чувства, позволяющими им преодолевать даже страх смерти. Вряд ли эгоист будет рисковать жизнью во благо общества. Эгоисты у власти никогда не приведут страну к истинному процветанию!!! Только народные герои и их подвиги в кратчайшее время производили позитивные изменения в стране и способствовали сдвигам в общественном сознании! 2. Любовь может быть рационализирована? Очень сомневаюсь. Чем выше и духовнее явление, тем в меньшей мере оно поддается рациональному описанию. Мне кажется, что нельзя свести трансцендентное явление к математическим формулам или каким-то логическим построениям. Оно превосходит их. «Герой не всегда обязан быть положительным.» Согласен. Но зачем тогда нужен отрицательный герой? Не для того ли, чтобы показать узость и ничтожность его взглядов, греховность поступков, гибельность избранного пути, приводящего к краху. Верно сказано Ю. Олешей о том, что писатели является инженерами человеческих душ. Это изречение нравилось Сталину, хотя ему и не принадлежало. Хорошее определение. Деятели искусства (как впрочем и политики) всегда публичны и всегда влияют на десятки и сотни, если не на тысячи людей генерируемыми образами. Поэтому так велика ответственность. Писатель своего рода проводник, ведущий за собой массы читателей. И куда он их заведет зависит только от него. Если создавать иллюзорные образы, подменять истинный героизм фальшивым, не приведет ли это к ложным стремлениям и идеалам, и как следствие к долгим блужданиям в потемках? Не будет ли в результате этого потеря времени болезненной для страны и ее народа? Не кажется ли вам, что у нас уже были, писатели и правители, восхитившиеся иллюзорными западными ценностями и заведшими страну в тупик? Не долго ли мы находились в этом состоянии? Сейчас очень и очень ответственный момент в истории России! Начало вхождения в Золотой век! Но это не означает мгновенной и безоговорочной победы над тьмой и переходу человечества без усилий к счастливой жизни. Есть несколько вариантов будущего. Если вхождение произойдет по лучшему, более быстрому, стремительному варианту, то люди не только добьются невиданных успехов в медицине, науке, искусстве, покорении космоса, но и перейдут на более высокую ступень развития. Поэтому, думаю, не нужно отвлекаться на второстепенное. Можно уже сейчас творить позитивные образы будущего. Чем быстрее наше общество войдет в Золотой век, тем быстрее наступят благие перемены и человечество воспользуется его плодами , а значит исчезнут болезни, дальний космос станет «ближним», продолжительность жизни возрастет на порядок и тд. С полноценным вхождением в ЗВ позитивное развитие страны пойдет в геометрической прогрессии! Вы хотите чтобы ваши родители прожили еще сотни лет вместе с вами? Помогайте, пишите правду, рассказывайте об истинных ценностях и настоящих героях, ну и сами подавайте достойный пример. Следующий 2020 год заканчивает темную эпоху и многие ее тенденции(возможно, не все сразу). В РФ будут большие положительные сдвиги в политической и экономической жизни, и это будет только самое-самое начало позитивных изменений. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |