Рецензии
| Эх, хорошая тема (я вижу древнюю дату, но комментирую, п.ч. актуально), вот только концовка как-то так слабовато сделана, что воин вряд ли что-нибудь стоящее из нее почерпнет... Начало напомнило более концентрированную поэзию: "Беснуется Всеволод. Разве зарубленный ляжет..." (Соснора) Или мою миниатюру (она у меня на немецком, начинается с Der Todesmutige..., но дам в переводе): Презревший смерть Убивает презревшего смерть. Обоих это устроило. Учуять в жизни (когда она не на грани смерти, а на взгляд постороннего наблюдателя идет очень даже ровно) много того же самого, что чувствуешь в экстремальных ситуациях и через что наполняешься буйной силой, - это особое искусство, и если хочешь передать какие-то азы этого искусства воину или просто читателю, надо подобрать более конкретные слова, хотя бы такие же конкретные, как в начале этих стихов. В утешение автору хочу сказать, что не только в этих стихах четко обрисовано, чего предлагается НЕ делать, и совсем неясно, что же конкретно делать - воину - взамен. Отсутствием позитивной программы грешат куда более известные этические тексты. Даже в Библии среди 10 заповедей то и дело встречаются такие, где говорится, чего "НЕ", и не говорится, что же делать взамен. У меня нет статистики, но подозреваю, что именно их нарушали гораздо чаще заповедей, не содержащих слова "НЕ" и имеющих четкое положительное содержание! | | Чем прикрыть свою внешность, Обнажив свою нежность? Есть банальный совет: Залезай в Интернет! :) | | На Шекспира уже Толстой "махал". Володя пошутил. :) Задор Вашей реакции на Бродского лично меня по-хорошему впечатляет вот в этом восьмистишии: "Снег, словно половицы скрип…? Капустный лист хрустит! Послушай! Дымы тусклы, рассвет охрип, Лопаты стуком режут уши…? Неужто ты совсем ослеп?! Взгляни на мир в проем оконный! Там в алый рог трубит рассвет! Дым – золоченные колонны!!!" С этим можно спорить или не спорить, но здесь 4 последние строки довольно сильны, а остальные подводят к ним, не слишком раздражая (не будем всерьез придираться, что кто-то терпеть не может капусту и скрип половицы ему приятнее, а кто-то с кем-то не пил на брудершафт). Всё. В остальных строфах где-нибудь да есть что-то такое, из-за чего коробит: либо этические перегибы (Иосиф, перебравшись через океан, показал, что умеет "вставать с дивана" и "в жизни что-то изменять", да и между датами на плите у него кое-что есть, причем уже именно МЕЖДУ датами, в отличие от нас с Вами, - есть вторая дата; а вот протереть люстру ему, кажется, даже при обвинении в тунеядстве не предлагали!), либо элементарные ляпы ("запутался ты в мыслях, где-то!" - лишняя запятая, "Зим, не бывает Лет длинней" - тоже что-то не то с орфографией, "для дела нет понятия - «рано»!" - лишний слог, просто мягкий знак вставьте вместо него, и т.п.). Отдельно остановлюсь на фразе "Не день, не год, не два – века//Стареют люди и родятся!" - это вообще нечто... напоминает о сцене сложных родов в конце фильма "Тарас Бульба" (где полячка трое суток разродиться не может), растянутой на века; но даже если понять сказанное правильно, как то, что автор хотел сказать - что род человеческий существует не день и не год, все равно неясно: неужели Бродский мог в этом сомневаться? Как и в том, что "не нам решать - //Куда ведёт судьба-дорога!" и что ни к чему "«с яичницей мешать»// То, что даровано от Бога!!!" А если для Бродского это были известные банальности и если сам автор согласен, что мухи дохнут от такого, то к чему тут это? Строфу с мухами (8 строк) надо выкинуть сразу, а остальное если оставить, то - творчески переработать. | | Ух ты! Поэтические экзерзисы, почти как у Гумилева, но у него были более безупречны по форме. Замысел - о римской богине - требует безупречности. Меня по-настоящему тронуло (в контексте) "Боги не могут себя наказать суицидом" и последняя строфа. "В семье офицера - и дети как будто в погонах." (Поправьте в этой симпатичной строчке знаки препинания; можно без моего тире, но убрать запятые обязательно.) Есть, увы, и сырые места, не оправданные оригинальностью, например: "Мной создана и будет жить важнейшей из религий: служенье мне, в повальной вере. Я – монета." Конечно, интересно вспомнить, что именно от поклонения Юноне пошло слово "монета", но сказать это надо грамотно! | | Тронула Ваша любовь к родным местам. Гора Верблюдка, похожая на двугорбый Эльбрус, - это где? | | Ну что ж... Жизненно. Даже с моралью. В начале "пастырь произнёс великолепную проповедь о ежедневных победах харизматов над сатаною, и теперь лёжа ржал над жалким демоном", к концу выясняется, что демон плотских страстей был не такой уж жалкий, как эти харизматы. Из повести следует и еще одна "мораль", точнее - практический вывод для женщин (о чем не стоит говорить с близким мужчиной), но они об этом и сами знают. Так что вывод о победе демона над харизматами представляется более стоящим. Ну, а более личные впечатления - жалко людей, которые не могут спокойно расстаться, прервав половые отношения, на какой-то там год (не на десять же, а ведь кому-то и это нипочем!). И дурочек, которые о своей жизни могли бы рассказать только то, что рассказала мужу эта бедная Люда. | | Плясать с внучкой - это выход! :) Хорошая песенка! | | А меня это эссе заинтересовало не столько само по себе (хотя оно очень нежное и трогательное!), сколько в сочетании с рецензиями Лилии Менковской (под ее словами, в целом, готова и сама подписаться: нечисто не влечение к женщине, а только этот фетишизм - "не видя глаз, на грудь ее уставился в упор", как писал Саша Черный ) и Анастасии Казаковой. Первая рецензия Анастасии Казаковой меня слегка ошарашила, как, думаю, и автора: обычно такое пишут те, кто "косит" под этих самых "мачо-немышкиных", а не женский пол! Уже для выявления таких разных мнений у современниц стоило опубликовать это эссе. Тема эссе интересно перекликается с одной детской песенкой: У фонтана, где большой каштан, Стоит Вовка, смуглый мальчуган... - и, в общем, Олечке в любви шепеляво объясняется. А потом лет через 15 ее снова встретил и "загорелась прежняя любовь." В песенке вопрос о чистых и нечистых помыслах не поднимается. :) Наверно, потому, что она для детей! | | Встретив в числе своих читателей такого человека, как Георгий Лахтер, вспоминаешь стихи Гумилева "Мои читатели" (и это даже преуменьшение, потому что, думаю, в наши дни Гумилеву неприятно бы было здороваться за руку с человеком, кого-то там застрелившим среди толпы, таких многовато развелось). Весьма польщена! Цитирую Лахтера для тех, кто будет читать ленту рецензий: "К концу 2009 года вы получите уникальнейшие записи, и ознакомитесь с документальными событиями, связанными с внедрением агентов в криминальную среду. К тому времени действие данной мной подписки, наконец-то, истекает. И будьте уверены, из-под пера старого сыщика выйдут самые захватывающие, доселе неслыханные истории." Постараюсь не пропустить! | | Уважаемый Алексей, при некотором избытке погрешностей стиля (наводящем даже на мысль, что это их скопление - нарочно, как у Набокова в "Даре" стиль одного литератора, который употреблял такие обороты, как "танец МАСКОВ" и "ласкает меня, ШЕПТАЯ"), отдельные места Вашего самоанализа вызывают живой отклик (ПРОСИТЬ ЧЕГО-ТО ДЛЯ СЕБЯ СЧИТАЮ ЛИЧНЫМ УНИЖЕНИЕМ) , другие воспринимаются как добрый, слегка наивный юмор (МОТАЛСЯ С ЗОРЬКИ ДО ЗАРИ, И НА РАБОТЕ, И НА ДАЧЕ, ХОТЬ ВОВСЕ НЕ БЫЛО ЖЮРИ... - естественно, откуда же на даче жюри? - разве что если избрать туда жену и тещу!). .. Но почему все это крупным шрифтом? | | Вот это ангидрид твою через перекись водорода... :) Респект! | | Если это быль, назовите нам, пожалуйста, тот удивительный народ, у которого всего полвека назад существовал обычай хоронить вместе с человеком (очевидно, поверх гроба?) шифоньер с его одеждой! Интересно, сохранилось хоть одно захоронение? :) Все это тем более удивительно, что представители этого народа, судя по Вашим стихам, встречались и в городах, где уже полвека назад были институты... | | Давно я не читала таких классических, настоящих, действенных стихов. Огромное Вам спасибо, Кадри! | | Очень мило! "Трамвайчики там останавливаются не на остановочных площадках, а просто на площадках, где это будет особенно красиво..." До чего трогательно! "А приближен кондуктор, конечно же, к Месту Водителя. Мне рассказывали, что одно время в Марьево существовал дивный культ приношения даров на Место Водителя; особо облагодетельствованные разрешались даже на разговор с Духом Места Водителя, на очень отвлеченные, однако, и не связанные с красивой ездой темы. Теперь же даже такой чудовищно непросвещенный приезжий, как я, знает, что никакого водителя у трамвайчика нет..." Начало 4-й истории - переложение Набокова в другой стиль... да и конец записок тоже... ну, все равно трогательно. | | О технической стороне: в фразе про "зеленнУю бутылочку" и "джин" буква Н не на месте - имелись в виду, конечно, зелёная бутылочка (тот же суффикс и в слове "бешеный") и джинн (не напиток же!). И дальше: "когда ни будь... а кресте" - явные опечатки. Когда-нибудь исправьте. Ну, а если по существу, то сравнение ученого-ядерщика и создателя религии, в которой сумела уютно себя почувствовать инквизиция (вообще-то это вряд ли недостаток самой религии, т.к. свинья на любой стол ноги поставит), - такое сравнение сначала показалось мне смелым и новым, а потом я вдруг увидела в нем неточность. Значит, так: физик заранее знал, что выйдет из его "чертежа бомбы"; Иисус же, по мнению атеиста, коим, несомненно, этот физик являлся, не мог заранее предвидеть инквизицию. Так что здесь между ними - большая разница. Если же физик был верующим (что, согласитесь, нетипично для советских физиков), причем именно христианином, полагающим, что Иисус должен был всё знать заранее, то уж наверняка он бы знал теодицею, принятую в русле христианства: Бог не для того дал людям свободу, чтобы каждый раз лишать их этой свободы, как только они замыслят зло, - так что за зло они уже сами отвечают. Ну, а допустить, что физик, от которого что-то зависело при создании бомбы, мыслил нелогично - то как атеист, то как верующий, - это уж слишком смело! То есть икона-то в углу может висеть и у атеиста, это не натяжка, а вот ход мысли - это инструмент ученого, и тупым инструментом много не наработаешь. Злата, направление Ваших мыслей мне ОЧЕНЬ интересно. Не согласитесь на личную переписку по е-мейл (пока предлагаю краткую, а там - как понравится) на интимную тему религиозности? Рассказать (и, возможно, услышать от Вас что-то новое) хотелось бы именно о том аспекте, который на люди не выставишь. В той мере рассказать и услышать, в какой это возможно. Предварительно - вопрос: Вы обращали внимание на то, как относился к... - условно говоря, религии (ну, можно сказать "к сфере религиозных чувств") - В.В.Набоков? Если да, то что Вы об этом думаете? | | Здравствуйте, Злата! Зашла почитать Ваши произведения. И сразу нашла кое-что цепляющее. Сразу попрошу не обижаться, если Вы с чем-то в моей рецензии не согласитесь: одно то, что мама, уложив ребенка спать днем (а проспит он в лучшем случае полтора часика!), вдруг садится комментировать какое-то произведение - уже огромная похвала воздействию этого произведения! "Ад, созданный нами" - вещь интересная, но вот какая закавыка: ее главный герой Звенислав смотрит на жизнь с нравственно незрелых позиций, и, кажется, это устраивает авторов - или же они замаскировали "разоблачение" этой позиции так глубоко, что раскапывать его читатель должен в себе, а не в тексте. А в себе, смею Вас заверить, Злата и Андрей, раскопает это не каждый - особенно из поколения, рожденного в 90-е*. Пример нравственной незрелости Звенислава - формулировка вопроса: "почему подлецы в состоянии жить счастливо, а порядочные люди – нет. " Очень может быть, что для авторов это необоснованное обобщение звучит так же пошло, как "почему блондинки глупы, но мужикам нравятся". (Прошу прощения у блондинок! Я привела пример первой попавшейся глупости, подпадающей под ярлык "необоснованное обобщение".) Может быть и другое: авторы действительно так считают (не про блондинок, а про подлецов и порядочных людей). Тогда могу попытаться объяснить, в чем тут необоснованность и пошлость, но мне это будет трудновато, примерно как объяснить, что такое бумага или белый цвет. Уточню: я вовсе не считаю, что писатель ВООБЩЕ не имеет права создавать персонажа, чья, так сказать, черная магия не разоблачается в тексте. Если он полагается на компетентность читателя - почему бы и нет? Но если автор в шутку сказал - "бумажки, мол, граждане, настоящие", а легковерные граждане взяли эти бумажки и пошли на них что-то покупать, так что - сами виноваты? Непонятость Ницше, которая пришла мне на ум при чтении первых же абзацев, как выяснилось к концу рассказа, пришла на ум и авторам ("Ницше, на самом деле, терпеть не мог немцев и всячески потешался над ними. Мог ли он предположить, что его учение используют таким образом..."), объясняется не только тем, что немцы оказались какими-то не такими, но и тем, что сам Ницше как автор оказался каким-то не таким. (Думаю, Злата, декларирующая свое право писать на серьезные темы с юмором, признает это право и за мной. :) ) Конкретнее: Ницше имел несчастье написать для тогдашних немцев, как для кого-то получше и попонятливее. Вряд ли нужно повторять его ошибку. Неприятно знать о себе, что ты будущий "идеолог нацизма" или чего-то еще такого. Читать Вас почти так же интересно, как Ницше, буду заглядывать! ЗЫ. Кстати, я во многом согласна с Федерико, автором первой рецы на этот рассказ, а также с мыслью В. Разумовского насчет Бога как Родителя, а не Императора. Перетолкую ее для атеистов: если ребенок одинок, лучше ему придумать себе Карлсона, чем Бяку-Закаляку. ________________________________________ ______ *О поколении 90-х - на закуску "гарик" от И.Губермана: Не в том беда, что наглой челяди Доступен жирный ананас, А в том, что это манит в нелюди Детей, растущих возле нас. | | Прочитаю своему Вовке, когда подрастет. Юля. :) | | А почему его урезали? | | - Вчера из-за Ленки сцепились 2 дяди... - Старо! Об этом - еще в "Илиаде"! С улыбкой, Юлия. | | Да, всего-то в полутораста километрах, и сколько поэзии нашлось! Желаю Вам еще поездить по России (побывать, к примеру, и за 9000 км от Москвы), повдохновляться и в других вдохнуть Ваш оптимизм! А за удачные строки (не диссонирующие, впрочем, с общим оптимистичным настроем стихотворения) "И бедностью наследной// Здесь тянет, как костром," - дарю Вам ссылку на стихи моего земляка А.А.Егорова: http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&ti d=48966&pid=68 Эти Ваши строки могли бы стать эпиграфом ко многим его стихам, но те, на которые я даю ссылку, солнечны и жизнерадостны! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |