Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Ольга Грушевская
Объем: 11343 [ символов ]
В память об «атлантах» (памяти Зиновии Маркиной, актрисы и драматурга)
К 105-летию Зиновии Семеновны Маркиной
(Из Архива Ольги Грушевской)
 
Полная версия текста с фотографиями и кадрами из фильма здесь:
 
http://www.mossalit.ru/wd_docs/iz-arhiva-ol jgi-grushevskoi-z.s.markina.pdf
 
Официальный сайт Московского Салона Литераторов (МОССАЛИТ):
 
http://www.mossalit.ru/salon-oljgi-grushevs koi/iz-domashnih-arhivov/iz-arhiva-oljgi-gr ushevskoi/
 
Зиновия Семеновна Маркина (1906–1993) - актриса, кинодраматург, член Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. Родилась 14 ноября 1906 г. в Ленинградской обл. (п.Колпино). В 1918-25 гг. жила в Воронеже, была знакома с Андреем Платоновым и его окружением. Выступала на сцене Театра Вольных мастеров. В 1922-24 гг. училась на правовом отделении ф-та общественных наук ВГУ. Позднее, в 1931 г., окончила сценарный факультет ГИКа. Автор сценариев множества фильмов. Работала с Михаилом Витухновским, с Сергеем Герасимовым и др.
Лит.: Сценаристы советского художественного кино. 1917-1967: Справочник. М., 1972; ПМ;Ласунский (7);ГАВО.ф.Р-33.оп. 3.д.10458
 
По ее сценариям сняты художественные фильмы – см. в примечаниях ниже 1)
 
В ПАМЯТЬ ОБ "АТЛАНТАХ"
 
Я пишу о своей бабушке, Зиновии Семеновне Маркиной, - о той, какой ее знала я и какой она осталась для меня по сей день.
Зина (так я ее называла) была человеком удивительным и незаурядным. Может быть, когда-то таких людей было много, и все они были «обычными», как, например, красавцы атланты - жители Атлантиды, истории о которых сохранились лишь в легендах и сказках. Не знаю. Но сейчас таких людей мало, если не сказать – «они исчезли как Динозавры».
Это было монументальное поколение харизматичных и одаренных интеллигентов - поколение Александрова и Орловой, Леонида Утесова, Виктора Гусева, Юрия Милютина, Лебедева-Кумача, Игоря Ильинского, Грибова, Фаины Раневской, Ростислава Плятта, Сергея Довженко, Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, Сергея Михалкова, семьи Кончаловских… Ляли Черной.
 
Можно долго перечислять известные имена - имена, которые в моем далеком детстве не очень-то много для меня и значили, но постоянно были на слуху и где-то рядом, и то, что эти великие старики говорили и делали, было понятно мне – несмышленому ребенку. Это было средой моего детского обитания. В этих могучих людях всего было много: любви, таланта, иронии, мудрости и культуры.
 
И в моей Зине всего было много и это «много» фонтанировало ежеминутно. Женщиной она была яркой и эмоциональной. Драматургом – талантливым и самобытным. Другом – незаменимым и преданным. Хозяйкой – самой радушной и хлебосольной. Рассказчицей – виртуозной и ироничной. Домоправительницей – строгой и жесткой.
Она могла рассориться в одночасье, сказав «все, что она думает», но, вскоре забыв и простив обиды, помириться и покаяться.
 
Родилась она 14 ноября 1906 г. в городе Колпино под Санкт-Петербургом, затем родители переехали в Финляндию, позже - в Москву, где Зиночка пошла в гимназию, а позже в 1931 г. закончила самый первый выпуск ВГИКа – сценарный факультет. В 2011 году ей исполнилось бы 105 лет… Это немыслимо!
 
Жизнь у Зинаиды была бурная. Жила она сразу на два города. В Москве – друзья и работа, в Ленинграде – дядя Саша Разумовский: любимый муж и преданный друг 2).
Думаю, Зина была бы современной и сегодня, легко вписавшись в этот жесткий и стремительный город. Она ставила цели и легко их достигала - с улыбкой.
 
Дни ее были насыщенны до предела: вот кому в то далекое время требовались компьютер с Интернетом и мобильный телефон! По ночам беспрерывно стучала пишущая машинка – повсюду были разбросаны напечатанные страницы будущих сценариев. Днем по телефону без остановки обсуждались киношные дела: актерский состав и съемочный план.
Дом всегда был полон людей, никому отказа не было: на даче во Внуково жили «изгнанники» и непонятые гении, в московской квартире принимали столичных и заезжих кинематографистов, родственников и соседей. Да я и сама могла привести кучу друзей.
 
Порой, за столом оказывались даже те, кто не был лично знаком с хозяйкой. Но душевного и домашнего тепла у хозяйки хватало на всех. Иногда, накормив, обогрев, она внезапно прерывала громкую беседу и уточняла: «А кто тот человек, что сидит рядом с Н.? Какой милый, не так ли?!».
Зина кормила всех домашними пельменями и пирожками, а к чаю подавала внуковское смородиновое варенье. Всегда помогала деньгами нуждающимся и давала транзитный приют диссиденствующим. Вечно шуршали и хрюкали в ее кабинете «Голос Америки» и «Радио Свобода».
Зина была центром Вселенной!
 
Но еще Зина была и бабушкой. Очень часто, бросив всех и вся, ранним зимним утром она приезжала по темноте с Внуковской дачи. Приезжала «на перекладных», на метро «Речной вокзал», чтобы отпустить моих молодых родителей на работу, а самой остаться сидеть с «опять заболевшей Олечкой». В широкой шубе, в пуховом платке, грузная, морозная, шумная она появлялась в нашей маленькой квартирке, где сразу от ее присутствия становилось громко и тесно. Она принималась категорично лечить, читать книги и кормить куриным бульоном с фрикадельками - меня и всех моих игрушечных друзей. Она бесконечно рассказывала мне свои собственные сказки, которых было всего пять и которые я, естественно, знала наизусть, но любила слушать опять и опять – в них каждый раз появлялось что-то новое и неожиданное.
«Оля-ля, О-ля-ля! - запели котята, щенята и папа Костя с мамой Ирой, когда они однажды нашли в лесном дупле крохотную девочку, - рассказывала Зина, заливая в меня очередную ложку супа, - вот поэтому все и решили назвать эту девочку Оля-ля – О-Л-Я! Так ты стала Олей».
 
Зина была моим самым сокровенным другом! Ей можно было рассказать все – она все понимала. Была демократичной, ироничной и мудрой. Никогда не осуждала, не корила. А еще… она знала, что такое страстная любовь. И я, юная барышня, полная иллюзий, с замиранием сердца слушала ее удивительные истории.
Когда-то, по ее словам, она была влюблена в цыганского барона. А случилось это так: она приехала в табор, поскольку писала сценарий к будущему культовому фильму «Последний табор», и должна была провести с цыганами около месяца, чтобы понять и передать колорит их жизни! Там же она и влюбилась в красавца Барона. Чего только она не делала, чтобы завладеть его сердцем! Но он не отвечал ей взаимностью и оставался верен жене. В отчаянии Зина все бросила и уехала, и даже отказалась работать над фильмом. Госзаказ чуть не сорвался…
Но все-таки… сценарий был написан, фильм снят, а главную женскую роль исполнила Ляля Черная 3), которая навсегда с тех пор осталась доброй подругой Зины.
 
Зина всегда была по-детски любопытной и задавала кучу вопросов, сохраняя до конца жизни искренний интерес ко всему новому. Она много читала – в доме были издания всех выходивших тогда литературных журналов; следила за новостями, умела внимательно выслушать собеседника и отличить причину от следствия.
 
Она хорошо знала современную для тех времен моду и, что было совершенно удивительно, могла говорить на любую тему, близкую для нас - молодежи. Первые мои в жизни джинсы, Levi’s, вещь особой гордости, были куплены мне именно бабушкой у какой-то знакомой Марго - «спекулянтки» из Польши. Помню, как между делом, бросила она через плечо «Не выдавай меня, не говори маме, сколько они стоят», - когда я с замиранием сердца крутилась в обновке перед зеркалом.
 
Зина, как и все старшее поколение, многое повидала и пережила. За спиной были тяжелейшие годы войны - эвакуация, голод, смерть близких. Как активистка творческих Союзов и как человек широкой души, она помогала всем, кто нуждался в помощи – помогала продуктами, деньгами, связями, добрым словом. Ее дом был приютом для многих.
 
Она умела терпеть и ждать, выработав в себе удивительное спокойствие и снисходительность ко всему негативному: завистникам, наговорщикам, глупцам.
 
Она видела мир в положительном свете, хотя внутри себя всегда имела два-три сценария развития ситуаций – не даром же она была драматургом.
Она была великим стратегом!
 
Но было и кое-что, чего она не любила: она терпеть не могла, когда кто-то опускал руки, хныкал, жаловался на жизнь и неудачи, старался сознательно вызвать к себе жалость или завидовал и был неискренним – тут она видела притворщика насквозь. А мне, когда я распускала «нюни» или обижалась на нее (она ведь была порой и «взрывной» бабушкой!), всегда говорила: «А! Прекрати. Твои слезы мне дешево стоят!» – и махала рукой, и выходила из комнаты. Через минуту я, успокоившись, приходила к ней, и мы по-деловому решали, что предпринять.
 
Сегодня она по-прежнему с нами: я живу в ее квартире, дышу ее «воздухом», сижу в ее креслах, читаю письма Стейнбека, адресованные ей, и смотрю на ее такие разные лица с фотографий, развешанных по квартире.
 
Она приходит ко мне в снах: большая, тяжелая, идет с палкой и садится в холле в свое знаменитое кресло… Мне не страшно, хотя вид у нее внушительно-грозный. Она всегда приходит по делу и на минуточку: поддержать, когда на душе тяжело, или разделить мою радость. Иногда она что-то говорит, но, проснувшись, я никогда не помню ее слов и очень переживаю. Но потом… поступаю так, что все удается, словно она вкладывает свои слова, сказанные мне во сне, в мои собственные мысли и действия.
 
Я люблю ее бесконечно и благодарна за все деяния.
 
Ее любит и мой уже ставший взрослым сын Алекс, которому было только пять лет, когда она умерла. Но краткого общения с этой удивительной женщиной ему хватило, чтобы хранить в сердце особую сверкающую ярким огнем память. Я счастлива, что он застал ее – представительницу того грандиозного поколения «атлантов», которое безвозвратно кануло в нашем культурном прошлом, и что она успела «озарить» его своим «атлантическим» светом.
 
Мы помним тебя, Зина, ты по-прежнему помогаешь нам жить.
 
___________________________________________ ______________
Примечания:
1) Последний табор, 1935, реж. Евгений Шнейдер, Моисей Гольдблат
 
 
Комсомольск , 1937, реж. Сергей Герасимов
Посмотреть On-line: http://ruskino.ru/mov/7811
 
Дурсун, 1940 (совм. с М.Витухновским), Сталинская премия 1941 г.
 
Освобожденная земля, 1946, реж. Александр Медведкин
Посмотреть On-line: http://wwwap.ru/film/osvobozhdyonnaya-zemly a/
 
После 1948 года З.Маркина работала в кино-документалистике.
Фильм «Зачем я это сделала?» был отмечен на фестивале документального кино в Каннах в 1957 г. – За лучший сценарий по теме «Защита материнства и детства»
 
2) Александр Владимирович Разумовский, писатель, сценарист, по происхождению – из известного рода графов Разумовских
 
 
3) Ляля Черная - актриса
 
Танец из к/ф «Последний табор»:
Дата публикации: 14.01.2014 13:45
Предыдущее: Что такое "МИНИАТЮРА?" (полная версия статьи)Следующее: АНКЕТА участника 3-го Съезда МСП НС

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Александр Балбекин[ 29.09.2010 ]
   Какая же Вы, Оленька ( простите за фамильярность, но я тоже дедушка со стажем), молодец!!! Что так хорошо о своей бабушке!Она достойна похвал!Ё и внучка тоже!
    Вот видите, сплошные восклицания! И ни одного вопроса.
    С любовью, благодарностью от всех бабушек и дедушек нашего партала!
    Дед Александр.
 
Ольга Грушевская[ 29.09.2010 ]
   Как я рада, что вы написали отклик! Значит, я правильно сделал, что написала о Зине. Сначала подумала, что это не скромно - писать о ней, ее заслугах, и примазываться к ее славе. Но ведь не в этой славе дело. А в том, что она для меня образец стиля и образа жизни, отношения к жизни. Она для всех в нашей семье по-прежнему - стержень и объединяющее начало.
   Спасибо!
Ян Кауфман[ 01.10.2010 ]
   Замечательные воспоминания! И бабушка замечательная! И, конечно, внучка!
   А вот про дедушек редко вспоминают... Обидно! :)))
 
Ольга Грушевская[ 01.10.2010 ]
   Ян, спасибо! А еще есть фотографии, если пойти по ссылкам - на Моссалите.
   С дедушками сложнее, конечно. Но я могу и о дедушке написать. Например, моему прадедушке - Константину Суханову - во Владивостоке поставлен памятник и его именем назван корабль К.Суханов (рыболовецкое судно-завод), и снят фильм "Владивосток, 1918 г." Он был 25-летним первым Председателем Народного комиссариата во Владивостоке, а его отец - вице-губернатор Хабаровского края, отказался от сына в виду убеждений. Прадед был расстрелян якобы при попытке к бегству белочехами. Это по папиной линии. Вот так...
Ферафонтов Анатолий[ 14.01.2014 ]
   Очень понравилась Ваша работа: неторопливый, трогательный стиль повествования, ёмкость и глубина "подачи материала", нежность и восхищение недюжинным талантом бабушки, о которой теперь узнали многие читатели. Как буквоед и зануда, не могу не обратить Ваше внимание на "единственную блоху": в предложении - "В 2011 году ей будет 105 лет..." - на мой взгляд, правильнее было бы " ... ей исполнилось бы 105 лет..." Спасибо!
 
Ольга Грушевская[ 14.01.2014 ]
   Анатолий, спасибо за слова. Обязательно подправлю, вы правы!
Ферафонтов Анатолий[ 14.01.2014 ]
   Ещё в юности, проглатывая книги, заметил за собой невесть откуда взявшуюся особенность: сразу подмечал "очепятки"­ и ошибки. Возможно, во мне даром пропал талант корректора?! С признательностью, АИФ.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта