Произведение |
|
Объем: 69 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 17. Финал. Работы. |
А Парус Приходят строки в темноте ночной, В бессонницу стекая тишиной. В пустом проёме чёрного окна В карнизы бьётся мутная волна, Кидает жизнь, как лодку над волной… И я смирился со своей судьбой, Латает дождь дырявый парус мой. Не раз висела жизнь на волоске, Смывало штормом замки на песке. И гонит в неизвестность ветер злой… Во время бури, в самый трудный миг, Я парусу шепчу: «Держись, старик!» Ещё бы ночь, ещё бы день пройти, Ещё ответов не нашёл в пути — К чему стремился и чего достиг? Наверно, помню самый первый крик, Когда чужой, огромный мир возник С тех пор плыву под парусом во сне, И терпкий сон уже привык ко мне За жизни бесконечно яркий миг. Когда придёт пора — накроет тьмой. В обнимку с неприветливой судьбой Мы выйдем в мир, иной какой-нибудь. Я благодарен ей за дерзкий путь, Пока летел над бездной парус мой. Кидает жизнь, как лодку над волной, И гонит в неизвестность ветер злой… К чему стремился и чего достиг За жизни бесконечно яркий миг, Пока летел над бездной парус мой… ------------------------------------------- Работа выполнена на основе Варианта 8. -------------- Б Легенда о бесконечном пути Ему шептал туман из глубины расселин, что вечной будет тьма – рождённым в подземелье. Он был горбат и тих, его травили хором, он глаз не подымал, был бледным и несмелым, он знал, что нет пути из нор сырых и чёрных. В них света нет почти и безнадёжны лица. Но он во снах – летит, и всё вокруг искрится... Он сердцем ощутил и высоту, и скорость, и вдруг поверил в птиц и в то, что станет птицей: без крыльев - лишь ползти безмолвно и покорно. Но не откроешь тайн, когда сомненья давят – и мысль была проста, и вера долгожданна. Стремиться к небу – риск, он гор услышал шёпот: им в радость грохотать, грозя, предупреждая, лавиной повторив камней тяжёлый ропот. Но он к вершинам лез с мечтой о небосводе. Горб увеличил вес, стал необычно плотен – пришлось почти ползти: не бодро и не скоро. Он верил: крылья есть, раскроются в полёте – не верящие в птиц, над ним смеялись горы. Он не встречал других, он обходил завалы, а на краю дуги стеной вставали скалы, пугали (и внутри опять рождалась робость), что он уже погиб, и лет прошло немало, и отражали крик, когда он падал в пропасть. Он знал, что нет пути из нор сырых и чёрных, без крыльев – лишь ползти безмолвно и покорно. Лавиной повторив камней тяжёлый ропот, не верящие в птиц, над ним смеялись горы... И отражали крик, когда он падал в пропасть. -------------------------------------------------------- Работа выполнена на основе Варианта 4. |
|
|
Дата публикации: 27.03.2021 19:10 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Сэр Галахад ~ Бурат Д'Ино : 2:5 | | Задание сложное. Оно выполнено, но в ущерб содержанию и рифмам. Рифмы предельно упрощены : «ночной-тишиной-волной, волоске – песке, судьбой-мой-злой, крик-возник-миг и т.п. Встречаются неточные формулировки. «В пустом проёме чёрного окна». Проём (в данном случае – оконный) - отверстие в стене для установки оконного блока (окна). Если проём пустой, значит, в нем еще нет окна. «Кидает жизнь, как лодку над волной…». Лодка плывёт по волне, а не над волной. Кидать лодку может из стороны в сторону или подбрасывать в воздух волной (волнами), а так получается, что лодка парит в воздухе, а неведомая сила куда-то кидает её. «Смывало штормом замки на песке.». Замки на песке – настолько затёртая образность, что даже «шторм», как поэтическая находка, не спасает. Концовка сумбурная. «Я благодарен ей за дерзкий путь, Пока летел над бездной парус мой.»…. Если далее автор продолжает благодарить Судьбу, то логично вытраивается: «Кидала жизнь….», «Гнал в неизвестность….». А-0 Судья Татьяна Июльская Он знал, что нет пути из нор сырых и чёрных, без крыльев – лишь ползти безмолвно и покорно.» . Перефразирована известная цитата из произведения М. Горького «Песнь о соколе» - «Рожденный ползать — летать не может!.. .». Здесь не только перекликается тема, но и много моментов, схожих по содержанию с классическим произведением . У Горького : «И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. «И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и – вниз скатился. «И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья… У рыцаря – «Он сердцем ощутил и высоту, и скорость,…», «Стремиться к небу – риск, он гор услышал шёпот: им в радость грохотать, грозя, предупреждая, лавиной повторив камней тяжёлый ропот.», «…и отражали крик, когда он падал в пропасть.». У Горького: «А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? », «И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.», «– Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она – в паденье!.. Смешные птицы!». У автора - «Он был горбат и тих, его травили хором,…», «Он сердцем ощутил и высоту, и скорость, и вдруг поверил в птиц и в то, что станет птицей…», «…не верящие в птиц, над ним смеялись горы...». Да, тема не новая, Она перекликается не только с произведением Максима Горького и древнегреческой мифологией (миф об легендой об Икаре), но Закон не запрещает черпать творческое вдохновение, и тема изложена автором интересно. «Горб увеличил вес, стал необычно плотен…». В уродливом теле Квазимодо живёт душа, стремящаяся к полёту, а в плотно горбу спрятаны крылья, которые, как он верит, раскроются. Жизнь жестока. Мечты разбиваются, как тело человека, который хотел, но не смог стать птицей. Смерть Икара бессмысленна. Из «нор сырых и чёрных» никому не выбраться. Если тема стремления к чистоте неба столь долговечна, значит, Икары продолжают рождаться, верить, стремиться и вдохновлять художников, писателей, сценаристов и поэтов. И. по-моему, это прекрасно. Б-1 Судья Татьяна Июльская | | А Парус Финалистам выпал жребий участвовать в создании экспериментальной формы стиха с рабочим названием «Квинтет Пиастро». Могу сказать, что техническая сторона Задания особых затруднений у рыцарей не вызвала, значит, есть реальная возможность применять новую форму в конкурсных баталиях и просто в авторском творчестве. В выполнении темы Задания рыцарям предложено устремиться к цели и достичь ее, преодолевая камни преткновения. Здесь уж они сами выступают изобретателями нового стихотворения. Мы ждали этого момента, и вот, работы представлены. Читать буду с надеждой на встречу с талантом и с самым благожелательным подходом. Итак, работа рыцаря А Заголовок «Парус». Сюжет настраивает на морской мотив. Если бы лит. герой представился нам моряком, то проще было бы ему сочувствовать. Но, похоже, язык стихов аллегорический, и шторма здесь не настоящие, а жизненные, они же и трудности, которые били героя. И во сне они с детства снятся. Драматизм монолога усиленно нагнетается фразами: ● В карнизы бьётся мутная волна, Кидает жизнь, как лодку над волной… ● Не раз висела жизнь на волоске, Смывало штормом замки на песке. ● Я парусу шепчу: «Держись, старик!» Ещё бы ночь, ещё бы день пройти, Что-то «штормит» в жизни персонажа. Но что? Он то ли отчаянный рыбак, то ли по жизни неудачник. Можно только догадываться. Раскрыть бы тему безо всяких клишированных недомолвок. Есть неудачные места: Смывало… И гонит – несогласование времен глаголов; За жизни бесконечно яркий миг, – плохая инверсия. Правильный порядок слов: За бесконечно яркий миг жизни. Наверно, помню самый первый крик – о чем это? Если в смысле «точно помню», то запятая не нужна. Но строчка корявая. В финальной строфе пропущен необходимый знак вопроса, опечатка: К чему стремился и чего достиг? Избранный вариант рифмовки выдержан. Рифмы простенькие, но точные. Б Легенда о бесконечном пути В этой работе лит. герой борется с горами. Другие преграды встают на его пути: тьма подземелья, глубины расселин: …он обходил завалы, а на краю дуги стеной вставали скалы. Есть портрет персонажа: Он был горбат и тих, его травили хором, он глаз не подымал, был бледным и несмелым, Уже что-то. Но из этого эскиза ясно – какой ОН? Но не понятно – кто ОН? Не тот ли это глухой горбун, около двадцати лет, сирота, звонарь Собора Парижской Богоматери? – Нет, наш герой – обитатель «нор сырых и темных». Но что это объясняет?! Рыцарю лучше удались общие места о романтических устремлениях его героя: Но он во снах – летит, и всё вокруг искрится... Он сердцем ощутил и высоту, и скорость, и вдруг поверил в птиц и в то, что станет птицей… «И вдруг поверил»? Так простенько? Что-то, наверное, послужило толчком к стремлению ЛГ взлететь? Автор считает, что для объяснения достаточно намека на известную сентенцию: "Человек создан для счастья, как птица для полета». Только для фантазийных героев такие афоризмы не подходят. И реального человека толкать в пропасть нелепо. Налицо недоработка сюжета произведения. При сравнении работ А и Б заметно, что они похожи по исходной задумке. В одной работе ЛГ помещен в романтическую и драматическую среду штормового моря. В работе Б персонаж борется с горами, вслед за мифологическими героями, стремится взлететь как птица, и мечты его о другой природной стихии – о небе. Оба автора показали неплохие способности к стихосложению. Отдельные поэтические фрагменты им удались. Есть и недоработки. О работе А уже говорилось. Скажу о слабых местах в работе Б. Заголовок неточный «Легенда о бесконечном пути» – и не легенда, и путь не бесконечный, герой погиб; что вечной будет тьма – рождённЫМ в подземелье. – ошибка в согласовании, «для рожденнЫХ в подземелье»; …что станет птицей: без крыльев - лишь ползти безмолвно и покорно – пропуск слова: без крыльев МОЖНО лишь ползти безмолвно и покорно; Но он к вершинам лез с мечтой о небосводе.(?) – с мечтой о небе, «о небосводе» – рифмовка; Горб увеличил вес, стал необычно плотен – М-да, выдавать такие «перлы» ради рифмы?! Ох, не стоит она того; Он верил: крылья есть, раскроются в полёте – как наивно. Не верю; Он не встречал других(???), он обходил завалы, – он не встречал людей..; что он уже погиб(???), и лет прошло немало(???), – неожиданно и нелогично. Чтобы развеять последние сомнения в выборе победителя, пришлось более внимательно рассмотреть качество выполнения основного Задания финала. На мой взгляд, результат не в пользу участника Б. Рыцарь часто использовал ассонансные рифмы. И не было бы против них возражений. Но в пятистишии их приходится искать, и они резко перебиваются точными рифмами. Признаюсь, что на моё решение повлияли очень уж беспомощные строки в концовке. И окончательно добил меня злосчастный «горб с уплотнением». А – 1 Б – 0 Судья Николай Бурмистров | | Ну что, я, наверное, начну. Можно? А Отличное аллегоричное стихотворение! Собственно, весь текст – метафора, где наша жизнь – играпарус. Точнее, под парусом. Но в чём же стремление? Я в затруднении вместе с автором, который вопрошает: «К чему стремился и чего достиг?» И в чём камень преткновения? Но так как стихотворение о жизни, то стремление, наверное, банальное – жить. А препятствия – жизненные перипетии. Я решил для себя так трактовать выполнение задания, коль уж автор не удосужился ответить сам. Много образов, но все они об одном и том же. Автор подаёт жизнь с разных ракурсов, но в конечном итоге выясняется, что как ты её не назови, жизнь останется жизнью, и её итог не изменится. Самое обидное, что автор так и не находит смысла жизни. Жизнь кидает, гонит в неизвестность, но чего достиг герой, пока летел парус? Нет ответа… Это несколько разочаровывает, но и привлекает одновременно. Потому что автор честен перед читателем, перед ГГ. Ведь мало кто из нас может похвастать чем-то из ряда вон выходящим, а если и может, то так ли ценны эти достижения, когда придёт пора? Грустная философия, стройное стихотворение, мысль довольно проста, и она размазана по строчкам равномерно. Б Сюжет проще, нагляднее, однако со вторым дном, потому что тоже является хорошей и наглядной аллегорией. Мне кажется, эта работа поэтичнее, несмотря на то, что образов здесь меньше. И здесь явно видны устремление и преграды. Цель героя высока во всех смыслах, разве что не так благородна, как, например, цель Данко. Но о каком благородстве можно говорить среди безнадёжных лиц, в которых почти нет света? Это просто история о ином, о том, кто не смог существовать в социуме. Это стихотворение о светлой мечте, оказавшейся несбыточной. Горько… Несмотря на поэтичность, читается стихотворение хуже, чем работа рыцаря А. Виной тому преобладающие приблизительные рифмы. Однако очень здорово вплетены рифмы внутренние, это помогает в чтении, делает стихотворение звучным и красивым. И, наверное, перекрывает недостатки приблизительных рифм. Выбор очень сложен для меня… Обе работы чрезвычайно хороши, оба рыцаря достойны финала, достойны победить. И всё же делаю выбор в пользу того, что пришлось ближе к сердцу. А – 0 Б – 1 Судья Игорь Колесников | | Рыцарь А Задание выполнено. Построение стихотворения соответствует выбранному варианту. ЛГ в процессе жизни (цель) описывает камни преткновения, которые приходится преодолевать. Некоторые вопросы по тексту: -мутная волна стихов, темноты или тишины? - дождь латает дыры в парусе? - из первого пятистишия видно, что ЛГ не в лодке (как лодку над волной), во втором у ЛГ появляется парус и его (или ЛГ) гонит злой ветер; - далее, ЛГ разговаривает со своим парусом (парус – второй герой стихотворения?); - помню самый первый крик – при рождении? - - снова парус – плыву под парусом во сне – так парус только во сне, и все ситуации с дождем и бурей тоже во сне? - терпкий – горький, мучительно неприятный – сон, за что это наказание? - почти финал – вместе с обидчицей-судьбой выход в иной какой-нибудь мир и благодарность судьбе за почему-то дерзкий путь (вспомним – смирился, просил о помощи парус, плыл во сне); - и маргинал, как самостоятельное пятистишие: Было ли что-то в жизни ЛГ, кроме полёта его паруса (исходя из предыдущего текста- только паруса или ЛГ вместе с парусом или во сне). Стихотворение скорее соответствует названию и главный герой Парус, а ЛГ летел по воле злого ветра, хотя в иной мир отправился в обнимку с судьбой, но без паруса. Возможно, сложность формы повлияла на трудности восприятия результата. Рыцарь Б Задание выполнено. Построение стихотворения соответствует выбранному варианту. ЛГ в процессе движения к вершине описывает камни преткновения, которые приходится преодолевать (пропасти, грозы, скалы) Некоторые вопросы по тексту: - травили хором – дружно пели проклятия? - искрится во время полёта – что? Ответ – всё! Неубедительно. - что же шептали горы, о чем роптали камни – осталось неизвестным. - причина увеличения веса горба – внутренняя рифма? - кого других не встречал ЛГ – ползущих к вершине или желающих стать птицей? - на краю дуги какой? Опять погоня за внутренней рифмой. - как скалы пугали нашего мечтателя? В целом, несмотря на отмеченные замечания, текст стихотворения выглядит цельным и логично отражает борьбу ЛГ за достижение своей высокой цели С учетом вышеизложенного Оценка А-0, Б -1 Судья Вячеслав Дворников | | Рыцарь А Такое ощущение, что судьба героя стихотворения - это и есть основной камень преткновения в течение всей его жизни. И давно бы смыло мутной волной эту утлую лодочку, да спасает (спасает ли?) до поры до времени парус (вполне вероятно, алый), выступающий здесь, как мне увиделось, неким символом надежды. А судьба незавидная. Неприветливая, как признаётся сам ГГ. То жизнь на волоске висит, то кидает её, то накрывает штормом, то ветром злым гонит в неизвестность. Беспросвет... Печально, когда твой парус надежды нуждается в подстёгивании «держись, старик». Печально, когда дыры в нём латает да никак не залатает дождь. Печально, когда твоё существование сводится к одному: «ещё бы ночь, ещё бы день пройти». Стремлением к чему бы то ни было я бы это не назвала. А самое печальное – герою так удобно. Смириться с неприветливой судьбой, и в обнимку с ней в свой час сойти в другой мир (чтобы пройти там, вполне возможно, такой же унылый беспросветный путь). Удобно принять свою жизнь за сон и безропотно плыть по течению. Дерзкий ли в таком случае этот путь? Яркий ли этот миг? Очень сомнительно, исходя из всего изложенного. А ведь как шикарно звучит фраза: «когда летел над бездной парус мой»! Ведь это о преодолении вопреки всему, о сопротивлении несмотря ни на что. Увы, в тексте эта прекрасная фраза не подкрепляется ничем. Одни стенания и уныние. Рифмы, даже если они мужские, имеют право быть интересными, но ни одной такой, или хотя бы парочки свежих, в тексте мне не встретилось. Можно бы было дать скидку на сложность задания... но не в финале. Рыцарь Б Тема не то чтобы очень свежа, но обыграна неплохо. Здесь, несмотря на антураж, нет места унынию, но зато полно надежды, крепости духа, стремления к преодолению и несгибаемой веры. Того, про что Горький писал: «Безумству храбрых поём мы песню!». Внутренней потребностью вырваться «из нор сырых и тёмных» бывает награждён далеко не каждый, кому изначально было суждено жить среди тьмы и безнадёжных лиц. Но нашему герою повезло. Его убогое тело не мешает ему иметь неискоренимую мощь духа. Да, он не чужд сомнений, ему порой тяжело и страшно. Однако потребность познать другие ощущения служит опорой в стремлении переломить судьбу, культивировать мечту о полёте, взрастить в себе крылья несмотря и вопреки. И у него почти получилось: «горб увеличил вес, стал необычно плотен» – вот и они, крылья, и полёт так близок... однако не всем мечтам суждено сбываться. Но наш герой хотя бы пытался что-то изменить. У него была и мечта, и вера. Да, не получилось. А у других может и получится. Должно получиться! Путь будет бесконечным, покуда есть желающие встать на непростую дорогу преодоления и что-то исправить в своей жизни. Несмотря и вопреки. «Безумству храбрых поём мы песню!» (с). Рифмы не то чтобы особенно удивили, но не вызвали неприятных эмоций, а кое-где даже порадовали новизной. И смысл этого стихотворения мне гораздо ближе. А потому Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Людмила Царюк | | А По сути, ЛГ «смирился со своей судьбой» и не имеет иных устремлений, кроме как продержаться под своим парусом и «Ещё бы ночь, ещё бы день пройти». Это не совсем то, о чем наша тема. «Ещё ответов не нашёл в пути – К чему стремился и чего достиг» - из этого снова следует, что герой понятия не имеет, что у него за цели в этой непростой жизни. Но тогда и описываемые бури невозможно рассматривать как «камни преткновения» на пути к некой цели. Чему же они препятствовали? В общем, раскрытие темы у меня тут под большим вопросом. В целом перечисление перипетий жизни в комплекте с обречённым непониманием, для чего это всё, показалось довольно однообразным и не отозвалось. Слегка что-то ёкнуло на словах «помню самый первый крик, Когда чужой, огромный мир возник». «Я благодарен ей за дерзкий путь» - а всё остальное говорит как раз том, что путь не был дерзким, ведь «смирился с судьбой» и «плыву под парусом во сне» с самого первого крика… На мой взгляд, фразы «плыву под парусом во сне» и «летел над бездной парус мой» имеют очень разное значение и здесь друг другу фактически противоречат. Во фразе «И терпкий сон уже привык ко мне За жизни бесконечно яркий миг» вопросы и к смыслу (сон привык к герою, не наоборот?), и к неудобоваримой инверсии. Б Здесь тема обозначена и раскрыта довольно четко. Идея и сюжет оригинальные, но одновременно с тем образ изгоя, карабкающегося из подземелья в гору с мечтой о полете – узнаваем. Пожалуй, ситуацию можно применить в качестве общей метафоры к любому преодолению, настолько типичны это стремление взобраться из самого низа к вершине – а здесь оно буквальное; эти лавины камней на пути, которые здесь тоже буквальные. Работа показалась более цельной, логичнее выстроенной, все фразы работают на идею, а не перетирают уже сказанное. Не всё прозвучало гладко: «что вечной будет тьма – рождённым в подземелье» - инверсивность фразы в данном случае привнесла корявости (что для рожденных в подземелье - вечной будет тьма); «лавиной повторив камней тяжёлый ропот» - смысл нечёткий и спорный, на мой взгляд, хотя понятный; «и лет прошло немало» - там это как-то лишнее по смыслу. А – 0 Б – 1 Судья Евгения Валиева | | Здравствуйте! В финалах Хита, как в любых спортивных финалах, часто так бывает, что рыцари, чувствуя возложенную на них ответственность, осторожничают и выдают не самую яркую игру. Как мне кажется, здесь именно такой случай. Рыцарь А развил стихотворение вокруг строки "Кидает жизнь, как лодку над волной" и преспокойно, в штиле, доплыл до финального "маргинала". Лексика достаточно однообразная, как непритязательный морской пейзаж - вроде, ничего лишнего, но и ничего яркого. Много общих мест (жизнь висела на волоске и т. д.). Но все-таки это целостный образ. Рыцарь Б вспомнил стихопрозу Горького и интерпретировал ее по-своему (хотя романтизация ЛГ идентична), тяжеловесно, как будто сам двигал каменную глыбу. Вероятно, здесь есть достаточно находок и в рифмовке, и в символике. Но сыграет ли это стихотворение вне конкурсного задания - у меня на этот счет сомнения. Простите, но (особенно сравнивая с произведениями рыцарей Феникса) в данном случае приходится выбирать "из двух зол". Рыцарь А - 1 Рыцарь Б - 0 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |