Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мною и моральный закон во мне Иммануил Кант! Пара строчек о самом значимом – сама Вселенная, и человек как величайшее из творений с его самосознанием, душой и личным внутренним содержанием. Кто же он Кант, что за явление (и века назад, и в наше время, не страдающее от отсутствия ярких личностей и событий), явление, – такое же парадоксальное, как и его «феномены» и «ноумены», которые учат нас мыслить о природе вещей не так однобоко! Небольшого роста, сухонький, болезненный, в юности – зачастую голодный, подрабатывающий репетиторством и игрой на биллиарде… Буквоед и педант. Говорят, он НИКОГДА не покидал свой город? Преувеличено, но пределы региона он не пересекал ни разу. Он сделал больше для судеб мира, чем многие государи и армии. Он мыслью своей охватил и осветил тёмные закоулки Вселенной, первый, кто объяснил, как образовалась наша Солнечная система. Он был подданным двух империй. Был ли он человеком, с душой русской? Вряд ли, но от подданства Российского не отказался, в отличии от многих своих соотечественников. «Удел величия — одиночество. Редко жизнь великого человека служит таким полным доказательством этого, как жизнь Канта. Он … никогда не знал счастья, которое испытывает гений от соприкосновения с родственными ему умами. Никогда, как ученик, он не сидел у ног выдающегося человека, и из тех личных поощрений, которые он испытал в своем развитии, ни одно непосредственно не обусловило его истинного значения…» — сказал немецкий философ Вильгельм Виндельбанд. А так сказал поэт: …Сижу за ширмой. Здесь тепло Здесь кто—то есть. Не надо свечки Глаза бездонны, как стекло. На ручке, сморщенной – колечки… 1903 г. Александр Блок Не всякий человек, при жизни ни разу не выезжая за пределы своей малой родины, мог побывать гражданином сразу двух империй. В середине XVIII века Пруссия на несколько лет вошла в состав России и ученый, как и остальные жители города, оказался подданным русской царицы Елизаветы Петровны. Эти годы дали возможность России впервые узнать о Канте, и наоборот. Когда все вернулось на круги своя, философ продолжал поддерживать связь с цветом русской интеллигенции. Его гостями в Кенигсберге в разное время бывали и Карамзин, и Державин, и Милорадович. Будущий генералиссимус Александр Суворов не смог отказать ученому и по личной рекомендации профессора принял на службу молодого человека, который, к слову сказать, оказался приличным разгильдяем. Если бы философ знал, какие метаморфозы произойдут с его могилой после кончины, наверняка бы с присущей ему иронией создал еще при жизни очередной емкий труд под названием "Критика короткой памяти" или "Критика блуждающего тела". Во всяком случае события тех лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта? Первый парадокс … во время погребения в феврале 1804 года: несмотря на то что весь город провожал своего почетного жителя, процедура похорон была торжественной и помпезной, не нашлось персональной усыпальницы, и Канта погребли в общем склепе профессоров местного университета — Альбертины. По злой иронии судьбы сразу же после смерти философа в Кенигсберге о его последнем пристанище забыли. А, через три года после смерти Канта наполеоновская армия, оккупировавшая город, заняла этот пантеон под конюшню. А теперь – небольшое отклонение от прямого повествования, но связанное с человеческими памятью и забвением. У Святослава Логинова, мною любимого, в повести «Свет в окошке», он рисует необычный загробный мир, который очень далек от религиозных представлений. За деньги тут возможно все — стать молодым, обрести могущество, построить маленький рай в соответствии со своими представлениями о загробной жизни. Герой, просыпается в некой пустыне, голый и с мешочком на шейной петле, где находится горсть монеток малого достоинства. Не понимая, где он, тащится километры, попав в одинокую таверну. И… узнает, что умер, что в реальности своё существование нужно оплачивать (еда, кров и прочее): если деньги заканчиваются, покойник окончательно исчезает. На небесах полно проходимцев, готовых заполучить монеты неопытного покойника. Лучше всех, в специальной Цитадели, живут люди, память о которых навечно остается в истории. Не так важно, хорошим или плохим был человек при жизни, творил он добро или делал зло. За каждое воспоминание о мёртвом на его «личный счет» зачисляется некоторая сумма. Кто, по— вашему, живет там лучше всех? Правильно: кровавые тираны — Гитлер со товарищи, Сталин; убийцы, наркобароны, насильники, которых помнят, чтобы мстить. А великие ученые, литераторы, художники, инженеры довольствуются тощими кошельками, так как наполнение их зависит как от количества, так и от эмоциональной силы воспоминаний… Думаю, наш почтенный Иммануил, в периоды от смерти до наших дней, оказывался то в нищете, то в злате. Сейчас, я уверен, для него – наиболее благополучный период! Его помнят! О великом философе сказано много, и не сказано почти ничего о нем самом. Странный затворник. Его ставят в один ряд с Аристотелем и Платоном, книги его стали основой для развития философии в мировом масштабе. Его философия — сложна и запутанна, переросла в неокантианство, в австромарксизм, социализм как недостижимый нравственный идеал общества, путь к которому лежит через постепенные социальные реформы. Не в этом ли секрет взаимоотношений Советской власти и философа? Не это ли позволило сохранить Кафедральный собор – именно наличие пристроенного пантеона—склепа? Места в данном опусе мне недостаточно, чтобы осмыслить Канта. Но его теория познания поразила меня, думаю удивит и вас своей неординарностью: феномен и ноумен? Так ли уж жестка граница между этими понятиями? Общепринято (это из Википедии и других источников): Феномен – нечто, познанное нашими органами чувств (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание), то есть знание апостериорное. Ноумен – понятие, которое обозначает какую–то неочевидную и неосязаемую сущность. Что–то, что нельзя познать опытным путем. В греческом оригинале – «разум», нечто познаваемое только и исключительно силой разума без использования каких–либо чувств. ФЕНОМЕН (внешнее проявление вещи) – в камине пылает полено, покрытое корой, сучки, волокнистое и шершавое, пахнет деревом, мягкой структуры, горит, дымит… и органы чувств говорят нам – это полено! НОУМЕН (скрытая сущность предмета) – органика, состоящая сложных живых клеток, клетки из молекул, молекулы из атомов углерода, водорода, кислорода, фосфора, фтора, кальция и проч. Атомы – протоны, нейтроны, облако электронное, а все барионы … Все барионное вещество Вселенной– содружество комбинаций кварков, скрепленных глюонными полями. Тогда, что такое полено? Задумались? Зеленая трава. Уверены, что зеленая? Да! ДНЕМ! Наступает вечер и все сереет, а в ночь безлуния – вы видите зеленый цвет? Куда он подевался? В инфракрасном, в рентгеновском излучении, какого цвета трава? Какова трава для слепого? Если светило солнечного спектра (желтый карлик), — видим привычные цвета, если голубой гигант, красный карлик и проч. – видим все цвета иначе. Именно скрытая сущность предмета –здесь цвет является предметом изучения, раскрывает нам тайны спектров, уровни поляризации и преломлений, квантово—волновую природу света, и биологическую (видит не глаз, а мозг. Не каждое существо видит именно этот цвет или оттенок, или не видит). Самое ужасное – преодоление фотоном пластинки с двумя щелями, когда он оказывается одновременно в разных местах – квантовая природа – жизнь и смерть кота Шредингера… Вы всё поняли? Я нет! Квантовая механика не понятна даже гениям! Кант подал нам суть «философии познания», но не аксиому. Поразмышляем? Почему это оспоримо? Отчего зависит граница между двумя философскими понятиями? Граница ли, или линия «наступления»? Начнем с первого понятия – ФЕНОМЕН: Наши органы чувств, (пальцы, кожа, нос, ухо, язык…), не могут работать самостоятельно, в отрыве от мозга. Сигналы нервных окончаний поступают в центральную нервную систему, анализируются, каталогизируются, и выдают ответ (синтез полученного знания от органов чувств). То есть, разум в данном случае – очень даже причём! Чувствуете отличие? Разум, как орган чувств. Это он является Главным в ощущениях – связкой (пальцы, кожа, уши, ноздри, глаза… и Нервная система). Следовательно, ФЕНОМЕН, как понятие о предмете–явлении, воспринимается с участием разума. Далее. Восприятие зависит: От остроты наших органов чувств. Слепой (или плохо видящий, или дальтоник) – не определят цвет, спектры, детали колера; ладонь с мозолями, не ощутит мелких шероховатостей (трещин, изгибов…); слабое обоняние – тонкостей запаха… и т.д. Чем острее органы чувств, тем глубже мы проникаем в сущность предмета–явления: телескопическое зрение, позволяет рассмотреть детали на Луне, например; рентгеновское – то, что мы не в состоянии видеть обычным зрением; микроскопическое зрение позволит нам видеть детали булыжника, где мы видим в отдельности составляющие (в граните – кварц, слюду, полевые шпаты), понимая уже детальней и глубже его природу; а видя – (можем мы предположить наличие такого зрения?) – молекулы, колеблющиеся атомы – приближаемся к восприятию, адекватному уже НОУМЕНУ. Опыт предыдущего знакомства, с предметом–явлением, позволит выдать более точную информацию о них, – так слепец находит дорогу там, где уже был ранее, то есть работает Мозг (а значит – Разум), крот ищет пищу, используя нюх… И наоборот, слепой с рождения (никогда не видевший и не понимающий, что такое свет, цвет) – не имеет такого опыта и у него совсем иное восприятие, так как его Мозг (Разум) перерабатывает информацию иначе. Среда (пространственная)! Представим инопланетянина на планете с отсутствием атмосферы, следовательно, – там нет запахов, и нет звуков (атмосфера – среда распространения молекул); на планете, вращающейся вокруг светила с иным спектром, или погасшего солнца, или при его отсутствии, он воспринимает свет, цвета – иначе, или вообще не воспринимает, возможно орган зрения у него отсутствует, и зеленый лист будет для него, чем–то иным. Среда (временнАя)! Допустим, (каким–то образом), средневековый человек, человек каменного века, обнаружил ТЕЛЕВИЗОР… В этом времени нет электричества, телекоммуникаций, Wi–Fi?.. Те же органы чувств, с остротой, схожей с нашими, (возможно острее), мозг, сравнимый с нашим, но без нашего технологического опыта. Понятие Феномена у него будет отличным, от нашего Феномена?! Конечно. И, конечно! – Мозг и Разум, здесь – именно причём! И наше восприятие предмета–явления, будет для австралопитека, ближе к понятию Ноумена. Современные технологии, позволяющие нам глубже, острее и дальше видеть (телескопы, микроскопы, рентген, эхо…); слышать (звуко–техника на границах (ультра и инфра); ощущать запахи на уровне единичных молекул, и так далее, есть ничто иное, как просто – ОБОСТРЕНИЕ наших ОРГАНОВ ВОСПРИЯТИЯ, следовательно, Мозг получает новую, более полную и детальную информацию о предмете–явлении. Думаю, не ставится под сомнение, что эволюция Мозга – напрямую зависела от наших органов восприятия окружающей среды, накопления опыта о предметах и явлениях. Мозг не мог бы возникнуть без инструментов получения информации, и весь период эволюции наш Разум (Мозг) был Главным Инструментом Восприятия, позволяя нам видеть, слышать, воспринимать запахи, осязать. Можно ли отсюда сделать вывод, что восприятие предмета–явления в понятиях Феномен–Ноумен, имеет условную границу, которая отодвигается в сторону Феномена, с учетом обострения наших Органов Чувств (технологии), опыта, накопленных знаний; и (второе и главное), опровергнуть то, что восприятие предмета–явления, как Феномен, происходит без участия Разума, а восприятие предмета–явления, как Ноумен, без участия Опыта? Думаю – Да! У Канта огромное количество трудов, от модели происхождения из межзвездной пыли Солнечной системы, до научного понимания Бога. Над Кантом смеялись: король Пруссии Фридрих—Вильгельм написал Канту, что его философия искажает религию. Генрих Гейне с иронией писал: «Иммануил Кант штурмовал небо, и перебил весь небесный гарнизон, сам верховный владыка небес, не будучи доказан, плавает в своей крови; а бессмертие души лежит при последнем издыхании – тут стоны, там хрип – и старый Лампе, в качестве удрученного зрителя стоит рядом, с зонтом под мышкой, и холодный пот и слезы струятся по его лицу. Тогда Кант разжалобился и показал, что он не только великий философ, но и добрый человек; он задумывается и добродушно—иронически говорит: «Старому Лампе нужен Бог, иначе бедняк не будет счастлив, – а человек должен быть счастлив на земле – так говорит практический разум, – так уж и быть – ну, пусть практический разум дает поруку в бытии Божьем». У Достоевского, устами Ивана Карамазова: «Если нет Бога, все дозволено». И над Достоевским будут смеяться: — «…будто мало и с Богом дозволенного и недозволенного! Одни Крестовые походы чего стоят, а «молот ведьм»! Перед Кантом — две проблемы. Бог — дело церковное. И надо церковного Бога заменить философским. Отсюда и появится знаменитая работа «Религия в пределах чистого разума». Не триединый Бог — источник нравственного закона в людях, а совсем другой. Просто Бог. Знает человек или нет, его «мое» чувствует, что он существо нравственное. Бог — сила трансцендентная (потусторонняя) — сидит в нас в форме категорического нравственного императива, т.е. морального закона. Помните у Булгакова? …Патриаршие пруды, Воланд, Берлиоз, поэт Бездомный… – Но, позвольте вас спросить, – … спросил заграничный гость, – как быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять? – Увы! – … ответил Берлиоз, – ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может. – Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила … Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство! …– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – … бухнул Иван Николаевич. …предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг. – Именно, именно, – закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал, – ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что—то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут». Берлиоз выпучил глаза. «За завтраком... Канту?.. Что это он плетет?» – подумал он. – Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? – Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос. – Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как—никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько—нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой—нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу... Давайте представим, на минуту: Иммануил Кант – ожил! Вот именно здесь, у его склепа и представим. Семидесятидевятилетний, сухонький, в сюртучке… огляделся… и ужаснулся! Вообразите, кого из нас не приведут в состояние ступора: склеп, мемориальная доска с … Собственным ИМЕНЕМ (здесь похоронен…) и датами жизни и смерти! Хорошо, если обойдемся инфарктом! Совершенно незнакомый город: собор перестроен, старого университета нет, набережная с катерами, пейзаж… А, автомобили! Архитектура! Да ещё новая Синагога… Согласитесь, для Канта (с его взглядами на еврейский вопрос), — это больно. Кругом толпы зевак, туристы (пока еще не заметили, но уже раздражают нашего философа) и, наконец, наши ослепительные девушки в мини, макси с разрезами, голыми ножками и загорелыми прелестями… Тут и привычный наш современник, зазевавшись, под машину попадет, или на своем авто въедет в бордюр…А, старина Иммануил… с его—то репутацией, и понятиями века пиетизма? Экономика, наука, технологии, искусство, литература, политика, нравы, войны!!! А интернет, космос? Как объяснить ему ЭТОТ Мир! Сели в тихом уютном кафе, ему — чай и трубку, вам кофе! О чём вы будете говорить с великим Кантом? Признаюсь, мне хотелось бы узнать, были у Канта, хотя бы кошка или собака? Почему? Да потому, что разноречивые описания жизни Канта, без таких вот деталей, не могут показать суть человека. Где, когда, труды, научная деятельность и прочее – это сухо и невнятно. А вот кошка с собакой и женщина… и человек, как на ладони в неглиже. И.К. – «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности». Это высказывание о «разумных вопросах» меня остановило. Я не стал спрашивать Канта о животных. Тогда, о чем нам поговорить? Может приятным для Канта окажется знание того, что именно ему жители города обязаны сохранению Кафедрального собора, да и не только? Может он будет рад этому новому цветущему городу, где дома не так холодны, уютны и благоустроены, и он с радостью, поедет с вами посмотреть, хотя бы кусочек нового мира? А, что будет если он узнает и другую, негативную сторону этого города? Что этот маленький кусочек земли, переходя из рук в руки, истоптан сапогами нескольких кровавых войн, и что именно его соотечественники – виновны в двух последних, самых кровавых и мировых по масштабу, жестокости и жертвам? Что опять здесь Россия, и название у города иное… Не сведёт ли это его назад, в могилу? Сбылся ли знаменитый «Категорический императив» Канта о Нравственности внутри нас, которую он возвёл в статус Бога? Прошли века, а Бога мы не нашли…А, может нужно еще много времени, и Бог, пока ещё младенец? Не сведёт ли это его назад, в могилу? Будет приятно и ученый оказался прав, и его теория о формировании Солнечной системы из «рассеянной материи, находящейся в единообразном вращательном движении вокруг центрального сгущения – Солнца» – до сих пор актуальна. Математически подтверждена лишь в середине ХХ века, став одной из главных частей современной космогонии. О Энштейне, теории относительности? А, выдержит ли он рассказ о том, что в нашей Галактике около 200 млрд. звезд, и каждая из них образует свою «солнечную систему. О том, что насчитано около 400 млрд галактик только, в зримой Вселенной. О скорости света и парадоксах Энштейна; о черных дырах и магнетарах; о темных материи и энергии, о квантовой механике, которую ни один гений так и не понимает окончательно…О коте Шредингера… О космических полетах и высоких технологиях… Не сведёт ли его такой массив информации и сознание того, как он отстал, назад, в могилу? • Имей мужество пользоваться СВОИМ умом. • Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть Все. • Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений. Для многих, из ныне живущих, эти фразы имеют только философский, салонный смысл, без практического наполнения. Трудяга Кант! Будет ли приятно ему знать, что, зачастую молодые люди, не инвалиды, не больны, — ноют и стонут, что где—то там, зарплаты высокие, пенсии бесподобны… Что нет нормальной жизни, но виноваты — не они. И невдомек им, что каждый строит, благоустраивает свой дом сам, прибирает его и лелеет. Им так хочется всего и сразу! Без затрат и усилий, не потратив времени, не ошибаясь, не набивая шишек и не натирая мозолей. Чтоб не мучиться ночами … «Кактегорический императив» — нравственный императив! Всё зря? А мир спасать – да ну его! Жалко мне стало старину Канта. Ничего новенького в этом времени. Пусть лучше — покоится с Миром и Богом, и бережет Город, Собор и остров, на радость нам и привлекая туристов! |