Японское хайку и техасский холдем. Казалось бы, что может объединять твердые формы японской поэзии и покер? И карты, и слова – символы. В символах отражается мироздание. Сакральные словесные формулы – мантры, молитвы, заговоры, а также карточные гадания присущи людям с давних времен. Интересно, что формулы хайку и холдема одинаковы: 5-7-5. Помимо этого хайку и карты связывает цикличность. I. Японская поэзия. Вот что писал академик Н. И. Конрад в 1927 году после всестороннего изучения японской поэзии: «Уже в древнейшие времена установились и продержались вплоть до настоящего времени два размера: семисложный и пятисложный. Строго говоря, и теперь, несмотря на все попытки японских поэтов воспринять Европейское разнообразие метрики, они не в состоянии преодолеть исконный метрический закон: пятисложные и семисложные размеры постоянно обнаруживаются в самых, как будто бы, свободных формах современного японского стиха. Объяснить происхождение этих двух размеров мы в настоящее время все еще не можем…» «Японская литература в образцах и очерках», Н. И. Конрад, М. Наука, 1991 г, стр. 465-466. «Нетрудно заметить, что при всем этом разнообразии стихотворных форм и размеров, одно явление оказывается наиболее часто повторяющимся, наиболее устойчивым и, поэтому, т. ск. наиболее «правильным». Это – наличие двух размеров для стиха: пятисложного и семисложного. Эти два размера оказываются наиболее частыми, и формы их сочетаний являются наиболее очевидными и постоянными. Этот наглядный вывод целиком подтверждается и другой областью древнейшей японской поэзии. Нужно заметить, что стихи, содержащиеся в Кодзики, Нихонги, Фудоки, Ман’ёсю, принадлежат, т. ск., к «литературной» стихии японской поэзии. Помимо них существовала и «народная» поэзия, образцы которой – правда, относящиеся ко временам уже гораздо более поздним: к переходному периоду между Нара и Хэйаном, т. е. к IX в., - дошли до нашего времени. Это – т. наз. песни Кагура, Сайбара – прежде всего, и Адзума-асоби и Фудзоку – за ними. Форма этих песен очень неустойчива. В этом смысле эта народная поэзия укладывается целиком в то русло, по которому развивалась в первое время и поэзия литературная. Пяти и семисложный размер для нее не обязателен; встречаются стихи из 2, 3, 4, 9, 10, 11 слогов. И все-таки, метр 5-7 встречается чаще всего и при этом в лучших образцах этих жанров. Наиболее частой строфической формой в этих народных песнях оказывается шестистишие, при чем большая часть таких шестистиший построена по схеме: 5-7-5-7-7-7; иначе говоря, по той самой, на которой основаны шестистишия и в литературной поэзии. Таким образом, метрическая тенденция древней японской поэзии, как литературной, так и народной – совершенно ясна: японское стихосложение стремится к утверждению пяти и семисложного стиха, как основного элемента при складывании строфы. По мере приближения ко временам более поздним, эта тенденция выражается уже в совершенно прочном факте: главнейшие представители ранней литературной поэзии – Хитомаро (вторая половина VII и начало VIII вв.), Акахито (первая половина VIII в.), а также и другие писали свои стихотворения, - каких-бы строфических форм они ни придерживались, - вполне устойчивым пяти и семисложным размером. «Шестеро бессмертных» (IX в.) и сам великий поэт Кокинсю – Цураюки (IX-X вв.) других размеров для стиха, в сущности, уже не знают. Иначе говоря, вся метрика японского стиха, - к тому времени, как она вообще сложилась, - стала культивировать только два этих размера. И они стали единственными на протяжении всей последующей истории японской поэзии». «Японская литература в образцах и очерках», Н. И. Конрад, М. Наука, 1991 г, стр. 467-468. II. Карты. Негативное отношение к картам воспитывается в нашей стране всеми институтами: школой, церковью и государством. Впрочем, когда-то также отторгались и шахматы. А сейчас – школьные кружки, терпимое отношение церкви и государственная поддержка. Церковь видит в карточной символике распятие Христа: трефа – крест, пика – копье, черва – сердце, бубна – губка. Дмитрий Лесной в энциклопедии «Игорный Дом» (М., ЛИГА ИГР, 2006 г) на станице 412 озвучивает другие версии: «…масти…изображают собой 4 главнейших предмета рыцарского обихода: трефы – эмблема меча, пики – копья, бубны – знамена или гербы, черви – щиты… …другое толкование…, данное французским священником отцом МЕНЕСТРИЕ в 1704 г. – игра представляет собой картину битвы, в которой принимают участие политические силы: представители 4-х классов общества: сердца – священники (люди сердца); пики – воины (дворяне), кубики – горожане (бюргеры) – полы в городских домах выложены кубиками (по-французски – carreau); клевер – деревенские жители (по-французски – trefle)…» Михаил Кожин в книге «Игра и жизнь» (Рязань, «Поверенный», 2007 г) на странице 90 пишет: «Вкратце масти символизировали религию, деньги, войну и земледелие…» Странным образом, но я вижу связь техасского холдема с хайку. 1. Сезонность и цикличность В колоде 52 карты, в году 52 недели. 4 масти – 4 сезона. Карты цикличны. В каждой масти 12 карт и нулевая (или начально-конечная) – туз. Именно туз выдает цикличность карт, так как он может быть и самой младшей (например, в стрите А, 2, 3, 4, 5) и самой старшей картой. Кстати, и в блэкджеке туз двулик (1 или 11 очков). Можно ассоциировать туз с Новым Годом – с него год начинается и им заканчивается, но на новом уровне. А остальные двенадцать карт – с месяцами. Хайку, на мой взгляд, имеют также четыре ипостаси: 1. Двуопорность (двучастность), 2. Картинность, 3. Сезонность, 4. Настоящее время. 2. Форма 5-7-5 Рождение схожих с покером игр в средневековой Европе закончилось появлением покера в Америке. А в начале XX века в штате Техас появилась версия, покорившая весь мир – техасский холдем. Правила игры просты: «5» - на столе лежат общие для всех игроков пять карт, «5-7» - игрок смотрит на свои две и на общие пять, «5-7-5» - и выбирает из 7 карт лучшую пятикарточную комбинацию. Таким образом, схематично игра имеет вид «5-7-5». Почему именно 5 карт на столе, почему именно две у игрока, почему в итоге лучшая пятикарточная комбинация из семи? Ответ может дать лишь изучение строф японской поэзии. А это изучение говорит – таков «логос», таков принцип. Эти цифры идут из основ мироздания. 7 февраля 2010 г. Игорь Шевченко г. Дубна |