На совещании правительства в Санкт-Петербурге наш известный режиссер Карен Шахназаров в качестве культурной проблемы назвал засилие американского кино на российских экранах. Что делать, факт неоспорим. Но как правильно отметили в программе «Ночное время», вышедшей тогда же, 16 июня, современное российское кино не создало ничего, что можно было бы смотреть. Конечно, сентенция не бесспорная. Однако если попытаться вспомнить, что действительно оригинального было создано с 1991 года, мне на ум приходят только три произведения: не очень любимый мной за идеи пьянства, но нестандартный фильм «Особенности национальной рыбалки» («Особенности охоты» сильно уступают); насыщенный потрясающим тонким юмором мини-сериал «Ускоренная помощь», в своем юморе, обыгрывании ситуаций с помощью известной и вызывающей определенные ассоциации музыки и известных цитат из книг и фильмов, похожий на гениальный мультфильм «Ну, погоди!»; и аккуратный в исторических деталях проект Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» с потрясающе красивой психологической игрой актеров. И вот теперь еще «Идиот» с актерами, которые не кажутся чуждыми декорациям, и декорациями, которые не вызывают ощущения, что смотришь на сценическую площадку. И это все. После гениев российского кино Леонида Гайдая и Эраста Гарина, после «Весны на Заречной улице», «Обыкновенного чуда» 1967г., «Формулы любви», «Приключений Шурика», незабвенной «Бриллиантовой руки» и множества других шедевров, которые можно и хочется смотреть снова и снова, трудно взять столь же высокую планку. Но ведь выросли же за последнее десятилетие поляки, сняв «Ведьмака», а были скучнее советских режиссеров. Кто-то скажет, что современные фильмы созданы для современной молодежи и именно молодежь понимает их. Пардон, но в мои 23 года имею полное право относить себя к современной молодежи. При этом никакая «современность» не оправдывает, на мой взгляд, любовь к «бандитским» сериалам и боевикам, списанным с американских целиком и полностью, с той же неграмотностью взрывов, редко заканчивающимися патронами у главных героев, скучными линейными погонями с неоригинальными трюками и уголовными физиономиями главных героев. Кино, самое влияющее на умы людей искусство, формирует у нового поколения «зековскую» культуру. Посмотрите, как подростки носят одежду и какую, в речь привнесена масса слов из тюремного жаргона, а в отсутствие лавочек, да и в присутствие часто сидят на корточках, как заведено у заключенных. И это в то время как бандиты в России неизбежно устаревают, они получают высшее образование, меняют автоматы на сотовые телефоны и ноутбуки и «выходят из тени». Какое поколение мы растим? Кто будет формировать нашу культуру через 10-20 лет? Что останется в истории российского кино нашего периода: занудная Сокуровская «Кукушка», закономерно не получившая ни одной награды из тех, на которые почему-то претендовала, или бандитский «Брат»? В последнее время то, кто и как представляет российское кино на зарубежных фестивалях, заставляет ужасаться и беспокоиться за репутацию России, также как ужасают безголосая Алсу и стандартно-«попосовый» «Премьер-министр» на «Евровидении». Да, у нас немного нового, достойного внимания. Но ведь виноваты в этом мы сами! Мы поддерживаем производителей этой «культуры», мы смотрим это кино, мы слушаем эту «музыку». И это странно. Притом, что мы любим и американские фильмы, среди которых есть и действительно шедевры, мы не в состоянии отличить качественное российское кино от бездарного. Мы смотрим убогие сериалы, как будто снятые на любительскую видеокамеру с актерами, как будто взятыми с улицы. При этом актеры умудряются становиться звездами. Как Алсу и «Премьер-министр»... Что касается документального кино, здесь ситуация в последнее время стала легче, по крайне мере в последние три года. Спасает данный жанр телевидение. Конечно, приходится подстраиваться под телевизионный формат, но это не сильно портит произведения. Документально кино охватывает все жанры, рассказывает обо всем, от космонавтов до жизни чукотских шаманов, и это правильно. Впрочем, то, что документалистика выживет в любых условиях, уверены все, кто ею занимается, в том числе и ваша покорная слуга, дипломант за документальный фильм об академике М.А. Лаврентьеве. Но едва ли каждый десятый россиянин может похвастаться знаниями из истории и теории нашего кино. Может быть, стоит ввести по примеру итальянцев в школе обязательный спецкурс «История и современность отечественного кино»? Ведь мы не знаем классики, не знаем актеров и режиссеров, не знаем критериев оценки кинокартин и актерской игры. И с этим незнанием хотим не только жить, но и возрождать культуру… |