Произведение |
|
Объем: 42 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 18. 1/4 финала. Пара 3. |
А Немного о рояле Мы с роялем моим в поединке давно. Здесь – игра на двоих. Как бывает он чуток, Если мягко журчит серебрением нот, Раскрываясь романсовой вязью кому-то! Но бывает и строг повелитель-рояль. Властно требует жертвы, пощады не зная. Водопады пассажей его бытия Захлестнут – и очнёшься в долине без края, Где громам и лавинам рождаться пора, Где шальным ураганам велят: не молчите! Пальцы – в кровь… Это снова меня обыграл В поединке извечном суровый учитель. Но когда удаётся его приручить, Отступают и боль, и аидовы тени. В этот час он дарует от Неба ключи – И крыла расправляет само Вдохновенье. Вот тогда мы на сцене. Огонь наш един. Кто там царь, кто там раб – не понять изначально… Ты – судьбы моей ритм, дней моих господин, Чёрный лебедь – рояль. Мой полёт. И причал мой. Б *** Ты слышишь? Лист ложится на траву, На множество частей дробится звук, И снова за стеной играют Грига. Сквозь пальцы – прорастают боль и страх, И возникает так же, как вчера, Бессонный и бессмертный голос скрипки. Пылает город. Плавятся мосты. Прислушайся – в утробе темноты Звенят браслеты и смеётся ведьма. Как странно – скрипка. Горстка лёгких струн – Игра страстей на сказочном пиру, Где каждый гость хозяину неведом, Невидим. Над скучающей толпой – Пой о любви, о ненависти пой, Вплетая листья и дожди, и звёзды. О Боже, этих звуков серебро! …Я медленно нащупываю трость И выхожу из комнаты на воздух. |
|
|
Дата публикации: 14.01.2023 21:20 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Добрый день! Вот и начинаются традиционные драмы, присущие каждому Хиту. Когда оба рыцаря достойны финала, но одному придется выбыть. И снова сходство мотивов - в данном случае мотивов музыкального творчества. Оба автора описывают эффект, производимый музыкой. Рыцарь А Здесь лирический герой поглощен собственными чувствами, ощущениями от "поединка" с роялем. Здесь я немного потерялся. Непонятно, почему "очнёшься в долине без края, // Где громам и лавинам рождаться пора, // Где шальным ураганам велят: не молчите!"" - это плохо? По-моему, это красиво. Одно из самых мощных описаний в этом тексте. То есть я понимаю задумку автора - приручение Инструмента Творцом - но не осознал, как победа рояля обоснована в первой части. А "пальцы в кровь" - не преувеличение ли? Знаю, что у пианистов (как и у всех, кто много печатает текст на клавиатуре) есть профессиональная болезнь, связанная с деформацией косточек на кончиках пальцев. Но пальцы в кровь от гладких клавиш - не представляю. Это же не гитара. В концовке (два последних катрена) лирический герой сосредоточивается на собственных ощущениях, что, на мой взгляд, для читателя не так интересно. Хотя финал и логичен, но для меня он не стал каким-то открытием и не принес эмоций, он слишком предугадывается. Техника Рыцаря заслуживает похвалы. Вальсовый ритм анапеста музыкален, в наиболее эмоциональных моментах (многоточие, тире) возникает закономерная, значимая пауза, которая к месту выглядит как при чтении, так и при декламации. Рифмы есть просто уверенные, а есть классные - например, "молчите-учитель", "изначально-причал мой". Рыцарь Б В отличие от предыдущего стихотворения, в центре этого поэтического текста - не ощущения ЛГ, а сама Музыка. И это очень круто, когда музыка описывается словами - это интеграция искусств. Правда, я не услышал здесь особой звукописи - автор делает акцент именно на описаниях. Эдакая академичность. Что ж, зато описания чудесные. Читатель сам должен это "услышать" в голове - неслучайно ЛГ не единожды обращается: "Ты слышишь?", "Прислушайся..." Из преимуществ этого стихотворения - изящность, лаконичность, музыкальность. Безупречная техника. Заставила напрячься только концовка. Во-первых, "Над скучающей толпой – // Пой о любви, о ненависти пой, // Вплетая (куда, в толпу?) листья и дожди, и звёзды". Вообще строка "Вплетая листья и дожди, и звёзды" кажется единственной, которая и по ритму, и по смыслу чужда остальному тексту. Во-вторых, сцена с тростью показалась как бы случайной, не обоснованной предыдущим текстом. И логику в финале я не совсем уловил. Герой восхищается музыкой, но тем не менее стремится на улицу, где музыка не слышна? Она слишком сконцентрирована и невыносимо плотна? Или музыку играют как раз на улице? Но по экспозиции ("за стеной") мне показалось, что речь идет о соседней комнате, а не об улице. Может, тогда лучше "за окном"? Очень нетривиальное исполнение конкурсного задания. А - 0 (простите) Б - 1 (Хотя более справедливо было бы А = 1+ Б = 1++) Судья Блинов А. В. | | По работе Б "И логику в финале я не совсем уловил." Лирический герой слеп, очевидно же. Отсюда тонкое описание звуков (начиная с листа), отсюда нащупывание. И выход на улицу нужен исключительно для того, чтобы эту трость ввернуть. Достаточно изящно. Собственно, финал и делает всё стихотворение. Без него оно пусто. | | Ни разу не очевидно. Трость носят не только слепые, равно как не только слепые умеют "читать" музыку. | | Ой, да ладно вам! «Сквозь пальцы», «в утробе темноты», «медленно нащупываю» - какие тут ещё могут быть трактовки? И какие ещё смыслы? | | Любые смыслы могут быть. Я могу примерить этот текст на себя и так же восхищаться им. Оставьте мне такое право. | | Да, это неочевидно, неявно, но с пониманием появляется новый слой смысла и это очень круто. Круто, когда доходит. Как фамилия Клары в прошлом туре. Автор гениально умеет открывать суть. | | Очевидно или неочевидно - вы бы определились для начала. Я допускаю различные трактовки, более того, увечье ЛГ, если оно есть, не добавляет стихотворению обертонов и не объясняет того, что мне хотелось бы понять. Герой слеп, ребус разгадан, расходимся? Данунафиг. | | Уважаемому судье Блинову Андрею Вячеславовичу от Рыцаря А пары 3 Четвертьфинала. Прежде всего, спасибо Вам за чуткий подход к тексту стихотворения! Однако хочу кое-что уточнить – просто к сведению. Вот фрагмент Вашего комментария: «А "пальцы в кровь" - не преувеличение ли? Знаю, что у пианистов (как и у всех, кто много печатает текст на клавиатуре) есть профессиональная болезнь, связанная с деформацией косточек на кончиках пальцев. Но пальцы в кровь от гладких клавиш - не представляю. Это же не гитара». Отнюдь, это ничуть не преувеличение и даже не метафора. А просто суровая правда профессии… Вы правы, струнники – гитаристы, скрипачи, домристы, особенно балалаечники, РЕЖУТ пальцы в кровь о струны, пока в местах порезов не нарастёт мозоль… Пианисты ПОРЕЗАТЬ пальцы действительно не могут. Но знали бы Вы, как они РАЗБИВАЮТ свои несчастные пальцы об эти ГЛАДКИЕ клавиши! Подушечки пальцев лопаются вертикально – физическая перегрузка никуда не девается при подготовке концертной программы… Так что это так и есть – пальцы в кровь! Уж автор стихотворения знает это на собственной, простите, шкуре! Если будет возможность и желание, посмотрите фрагмент какого-нибудь концертного выступления, скажем, выдающегося пианиста Эмиля Гилельса. Конечно, как правило, в целом – это общий план. Но, если оператор показывает крупно клавиши, замечательно видно, что кончики пальцев музыканта – почти все – ЗАКЛЕЕНЫ! Потому что разбиты - в кровь! Это я просто в подтверждение написанного в стихотворении… :) С грустной улыбкой | | Уважаемый Рыцарь, спасибо за пояснение. Из клавишных я знаком в первую очередь с синтезаторами, не учел, что у настоящего рояля клавиши в разы тяжелее. Тем не менее, это мое упущение не сказалось на оценке вашей работы, она целиком положительная. |
|
| | А Интересно и образно показан дуэт музыканта и инструмента. Здесь они равноправны. Оба – живые, личности. Начинается как-то буднично, но потом накал музыки нарастает, эмоции усиливаются, образы оживают. Оживают и герои. Особенно главный герой – рояль. Технически хорошо, ритм выдержан, рифмы интересны. Фразы сложены умело, гармонично, грамотно. Хорошая, крепкая работа! Б Здесь трудно что-то сказать. Что-то ещё, кроме того, что высказал сам автор. Хотя он просто взял и вывернул кусочек своей души. Просто показал свои чувства, а на самом деле – озарил чудесным светом поэзии. Настоящей, тонкой, чувственной, волшебной. Недостижимой. Это просто… нет, не просто просто, а просто изумительно! Рыцарю А не повезло с соперником. А – 0 Б – 1 Судья Игорь Колесников | | Работа А Интересная работа. Мне импонирует идея как олицетворения рояля, так и более конкретно – представления его неким антагонистом, в конце переходящим в роль… как бы сформулировать? Боевого товарища? Не очень нравится определение, но сейчас не могу придумать ничего лучше. Нравится сравнение рояля с лебедем – сердцем чую, что не первое и не второе за историю поэзии, но в любом случае красивое. Нравится отражение личного – сам я от музыки далек, но мама моя в музыкалку ходила и рассказывала. Она остановилась на третьей строфе, да. Нравится концовка – полёт и причал. Техника практически идеальная. Единственный крохотный момент, к которому можно было бы придраться – без ударения осталось слово «пальцы» в третьей строфе. На общем фоне совершенно незаметно, но… надо же за что-то покритиковать. Ибо ко всему остальному у меня даже теоретически претензий нет. Работа Б Я почти что восхитился концовкой. Если я её правильно разгадал, конечно. Но иных вариантов не вижу – «сквозь пальцы», «в утробе темноты», «медленно нащупываю» – тонкие намеки, и в конце – бац – трость. Тот момент, когда концовка делает всё стихотворение, поглощая его без остатка. Что тут без неё? Некая игра с атмосферой, ода скрипке, образность музыки. Красиво, но не более. Всё подчинено финалу. Это не хорошо и не плохо – это метод, вполне рабочий. С чисто технической точки зрения понравилась схема рифмовки. Люблю нетипичные вещи. Однако, не могу не отметить, что отрывать две строчки от трехстишия… Не уверен. Мне показалось, что звучит не очень хорошо. Ну и претензии к ямбу стандартные, но не критичные. Меня больше смущает фонетика местами. Например, «Горстка лёгких струн» – это ужас ужасный с точки зрения произношения. Да и в целом работа вышла достаточно угловатой в этом плане, что, кстати, сильно противоречит описываемому – скрипка же. ______ Дилемма. Первая серьезная дилемма в четвертьфинале. Стихотворение-качество против стихотворения-концовки. И я серьезно не знаю, чему отдать предпочтение. Мне очень понравился финал второй работы и подводка к нему. Как фанат крутых концовок не смогу поступить иначе: Работа А - 0 Работа Б - 1 Судья Артём Виноградов | | Рыцарь А Поединок музыканта и инструмента, описанный автором с использование различных музыкальных образов. Чуткие романсы, лавины и громы ураганной музыки! Пальцы – в кровь! И, наконец, единение с роялем, дающее высшую степень вдохновения. К ритмике и рифмам претензий нет, всё на высоком уровне. Единственный нюанс – в предпоследней строке вместо Ты, наверное, должно быть Он, поскольку весь текст рояль – Он. Рыцарь Б. Стихотворение о чистой музыке, которая пронизывает всю нашу жизнь, все события и чувства. Одной фразой автор выразил всю её божественную сущность: О Боже, этих звуков серебро! Каждый образ ложится в мелодию стихотворения и звучит, звучит… Все рифмы хороши, может чуть неточно серебро –трость. Несчастный случай, когда две работы достойны финала. Но ведь и там нам пришлось бы выбирать. Оценки пары 3 Рыцарь А – 0 Рыцарь Б -1 Судья Вячеслав Дворников | | Рыцарь А Это прямо Рахманинов какой-то! Паритет пианиста и инструмента выписан именно с музыкальной виртуозностью. Звучит крещендо, тихая лиричность во вступлении сменяется драматизмом в основной части, звук как бы усиливается и совершенно логично выливается катарсисом в финале. Интересно. Сначала главенствует рояль, как бы диктуя свои условия, привыкая, позволяя привыкнуть к себе, но талант пианиста, его работа над собой, его совершенствование в конечном итоге позволяют партнёрам слиться в экстазе прекрасной мелодии. Очень цельное, технично исполненное стихотворение. Рыцарь Б Ох, какое. Всего лишь «горстка лёгких струн» (слов) – а ты вместе с рассказчиком слышишь прекрасную музыку (Пер Гюнт?), чувствуешь то же, что и он, испытываешь те же эмоции. А эта трость в финале… И стихотворение приобретает новый смысл, ты возвращаешься и слушаешь Грига уже по-другому, ты воспринимаешь слуховую информацию, эту игру страстей, обострёнными фибрами, ибо ты сам – незряч. Очень выразительно, при этом очень ювелирно тебя превращают в другого человека. Вот это мастерство! Хотя нет – талант. Оба рыцаря, безусловно, достойны финальных игр. Но жребий слеп и беспощаден. Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Людмила Царюк | | Айзер – Рагнар ~ 0:5 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |