Мой друг по профессии врач. Очень интеллигентный и образованный человек. Любит музыку. С юности играет на баяне, правда с увеличением возрастного хребта, в последние годы, стал реже и без особой любви брать в руки свой старый баян, и то такое случалось чаще по просьбе жены или гостей, так мне представлялось. Хороший врач, авторитетный и грамотный в наше время всегда востребован. Поэтому многие его пациенты так и норовят его отблагодарить. И вот в день весеннего праздника «Наурыз», когда сама природа щедро дарит солнечное тепло, ему на праздник благодарный пациент, выписавшийся из больницы, преподносит в подарок – домбру. С красивой отделкой корпуса, отороченный драгоценными камнями и с памятной биркой дарителя, а гриф инструмента окаймлен был - слоновой костью. Конечно, друг мой понимал, что домбра является главным музыкальным инструментом казахского народа и не принять его, он просто не мог. Но волнение его было лишь в том, что он не умел играть на нем. Хотя волшебные звуки этого инструмента всегда его завораживали. Однажды летом он сходил на концерт домристов из столицы и, придя домой с торопливым восхищением, рассказывал своим детям и внукам о концерте, и о замечательном звучании домбры. Даже старшего внука в тот день, он рекомендует невестке сына, отдать на курсы обучения игры на домбре. Но позже, в текучке профессиональных забот он забывает о своих рекомендациях. Хоть сам не умел на нем играть, но певучесть и музыкальность ее звуков понимал хорошо. Он с радостью и с большой благодарностью принял подарок и даже в растерянности какой-то пообещал дарителю, что непременно научиться, на нем играть и, возможно покажет ему когда-то мастерство свое, сыграв на этом замечательном музыкальном инструменте. В первых порах в свободное время, которое могло быть у него лишь после работы, он брал этот чудный подарок в руки и пытался выводить из него нужные звуки. Конечно, домбра не баян, у нее всего две струны и для них на грифе выделены 18 нотных ладов, а у баяна их значительно больше и клавиш, и звуковых диапазонов. Однако в умелых руках домбра тоже выдает прекрасные мелодии. Таким образом, невольно он стал пленником своей домбры. Очень усердно бренча на ней, он тратил не только свое драгоценное время, но и беспокоил свою семью (раздражающими слух звучаниями). Жена не раз его упрекала: «Лучше бы ты поиграл на баяне!» Но он, от сказанных в его адрес слов слегка отчаиваясь, продолжал оттачивать свое новое ремесло. Прошло несколько месяцев учебы, пока не вывел некоторые простые мелодии, да и те не всегда удавались повтору. Иногда, он принимал решение отказаться от безуспешных и трудных уроков, однако, смотря на немой, и красивый силуэт домбры, вновь тянулся к ней. Так проходили минуты, часы и дни мучительного творчества. Но спас его, как всегда случай…. Однажды к нему в гости пришел его родственник и привел своего друга, певца и музыканта местной филармонии. Родич, видимо, неслучайно его привел, зная, как бедный его родственник мучается своей «двухструнной…». И тогда хозяин домбры, наверно впервые задумался серьезно о своем положении в отношении данного подарка. Колеблясь и сомневаясь, он решил все же определиться в своем решении, особенно после прослушивания виртуозной игры мастера на его домбре. Он какое-то время, молча, смотрел то на гостя, то на домбру и буквально через несколько минут, похоже, сделав анализ: поблагодарил артиста, за профессионально и бесплатно проведенный концерт у него в доме и, приподнявшись, преподнес ему в подарок свою домбру; завершив свое действие, рассказом об истории этой домбры. С облегчением вздохнув, и прилюдно признав свое поражение, сказал: «Не все желаемое, можно претворить в жизнь!» Так добро попало в нужные руки и, каждый участник этого вечера не сомневался в будущем, о судьбе дарственной домбры. |