Уникальный храм земли Калачеевской (отрывок) …Казалось бы, небывалые вещи происходили! Однако местные жители привыкли к существованию подземных коридоров под церковью. Более того, многие то и дело упоминали о монахах, хотя монастыря, каким его мог бы представить себе обыватель, в округе не было. Наиболее интересны в этом плане воспоминания Марфы Петровны Лебедевой, 1924 г.р.: «Наша улица, что теперь называется Крупской и ведёт к церкви, очень старая. Здесь по всей улице жили монахи. Их потом куда-то выселили, остался один, совсем старый, он всех лечил… А еще монахи жили в церковном доме, что ниже шестой школы. Потом там сделали начальную школу №7. Я работала уборщицей в школе №6 и знаю, что под этой начальной школой был меловой ход к Воскресенской церкви. Старые люди говорили, что монахи ходили по нему в церковь. Был еще один подземный ход – с улицы Герцена, дом №36. Сейчас там стоит совсем другой дом, старый снесли, а вообще это было подворье батюшки, который служил в Воскресенской церкви. Мой отец говорил, что батюшка часто ходил по нему и выходил прямо в алтаре. Это видел отцов друг, который прислуживал в церкви. Люк находился за престолом». О том, что «в общежитии для школьников раньше жили монахи и ходили под землёй в церковь», помнят многие старожилы. Василий Федорович Ивонин, заведующий отделом культуры при администрации Калачеевского района, считал, что монахи жили вблизи пещеры, но поддерживали тесную связь со священниками Воскресенской церкви, а те направляли в меловые ходы своих прихожан – для отработки церковных повинностей. Так было до 1917 года. И вот церковная жизнь в округе замерла, только колокол храма Воскресения Христова звонил на каждый пожар. «В Калаче было 7 церквей, – невесело повествовал Д.Г.Высоцкий. – На Дерезовке – взорвали... Милиционер Колесников Иван Васильевич расстреливал иконы». Опустела и церковь рядом со школой №6. В ней хранились небольшие запасы зерна. И если бы не один случай, забыли бы люди со временем и монахов, выселенных из Калача неизвестно куда, и меловые ходы под церковью. Рассказ Ивана Васильевича Хвостикова, 1925 г.р., один из тех, которые хочется привести полностью: «Летом 1937 года я и двое моих друзей, Иван и Григорий, залезли в пещеру с улицы Ильича. Мы собирались искать клад и взяли с собой еду, взяли толстые хозяйственные свечи. Но мы заблудились. Кончилась еда и свечи. Мы ходили в полной темноте очень долго, потом узнали, что три дня. Мать уже заявила в милицию о нашей пропаже. Мы совсем отчаялись, иногда сидели, иногда спали, приготовились умирать, брели, сами не зная куда. Долго шли по ровному ходу. Вдруг услышали над собой грохот подводы по камням и поняли, что стоим под дорогой, которая проходит мимо нашей школы. Мы обрадовались и пошли по этому ходу дальше. Скоро наткнулись на завал, вверху была большая отдушина и свет из нее. Мы начали копать и оказались в комнате под церковью, возле печей. В ней были окна (цокольные окна церкви – авт.)… После этого многие ученики шестой школы лазили в окна под церковь и ходили по этому ходу до пещеры». Рассказ Ивана Васильевича Хвостикова подтвердил и Дмитрий Гаврилович Высоцкий: «Когда идёшь от пещеры к церкви (1937 г. – авт.), то впереди маячит свет, выходишь в большое помещение. В нем окошки с решётками светятся. Там стояли лампадки, были иконки…» Вскоре подверглись поруганию и подземная православная обитель, и загадочные ходы-коридоры, и наземный храм, главный алтарь которого был освящён в честь Христова Воскресения… Церковь громили в 1938 году… Боясь расстрела, звонарь Николай Частнев вызвался снять колокола. Он соорудил большой помост, по которому должен был съехать вниз самый большой колокол. Но помост не выдержал тяжести металла, рухнул, и колокол дал трещину. А ночью никто из жителей округи не спал: прославленный благовест прицепили к трактору и тащили по булыжной дороге в сторону вокзала, колокол надсадно стонал, спотыкаясь о каждый камень… Старожилы, которые в то время были детьми, учениками школы №6, помнят, как срывали кресты. На кресты накинули веревки и заставили школьников тянуть. Кресты не поддались, тогда их выдернули с помощью трактора. «Потом ломали главу, – рассказала Ирина Ивановна Пузенко. – Из церкви выносили иконы, ломали, бросали и жгли. А мы приносили домой осколки. Мама плакала и целовала их». Местная жительница Мария Андреевна Иншакова помнит, что погромщики очень радовались, даже плясали. Танцевала в алтаре и комсомолка-активистка Малева, будучи беременной. «У неё родилась девочка-урод», – с каким-то даже удивлением заключила Мария Андреевна. Наказан был и звонарь Николай Частнев – он ослеп. Воскресенская церковь оказалась такой богатой, что «в Калаче открылся магазин по обмену золотых вещей – на муку, порох, водку и т.д. Люди тащили, что могли, все разграбили. Было много золотых тарелок, золотые подсвечники высотой 1 м, золотая Плащаница, какая-то посуда» (Д.Г.Высоцкий). Храм наполовину разрушили и приспособили под нужды школы. В нем появились учебные классы, в главном алтаре устроили сцену для различных мероприятий. «Первый выпускной был в церковном здании, – рассказала учительница 30-40-х годов Мария Ивановна Гордиенко. – Только что сняли купол, на дыре лежало большое стекло (несколько сбитых между собой оконных застекленных рам – авт.). Молния сверкала, гремел гром, было очень страшно». Тяжёлое впечатление оставил у выпускников такой «праздник»… |