Одной из студенческих групп Санкт-Петербургского государственного университета предстояло сдавать экзамен по истории Древней Руси своему куратору. Профессор Николай Петрович Орлов предложил вместо одной из консультаций посетить Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Белая ночь июня как будто обошла кругом несказанную красу Северной Пальмиры и жемчужин-пригородов. Словно заключительный аккорд этой безмолвной симфонии, ворвался в олимпийское спокойствие зодчества молниеносный гром. Дружные капли срочного дождя с восхитительной лёгкостью смыли пыльное наследие былого дня. Посветлели тучи. Скромно расступились замысловатые облака. Настойчивое светило прозрело в мановение ока и широким жестом бросило первые ласковые лучи на дивный город Петра Великого. Линейка Невского проспекта от Адмиралтейского трезубца главных улиц до Лавры очаровала свежий день. Обаятельная блондинка подарила собравшимся увлекательную экскурсию, которую незаметно запечатлели плееры в режиме звукозаписи, а также куда более громоздкие диктофоны. Словно живая, предстала в лицах героическая жизнь наших славных предков. Даже не верилось, что это «дела давно минувших дней». И, конечно, в фокусе художественного повествования был легендарный Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Полгода назад он выиграл массовое голосование «Имя Россия» и вполне может быть назван её символом. Дмитрий Александров сразу передал свой включённый плеер Петру Иванову, товарищу по группе, а сам так и не отошёл от святых мощей. Напряжённые мышцы сосредоточенного лица выражали необыкновенное усилие. Что-то быстро записывал в блокноте на старославянском языке. Не обращал никакого внимания на любопытные взгляды многочисленных посторонних посетителей. Экскурсия давно завершилась. Студенты разошлись. Пётр вернул другу записывающее устройство, а Дмитрий даже забыл его выключить. Недоуменные вопросы явно обиженного Петра так и остались риторическими. Тот ушёл безмолвно, по-английски. Пометки в блокноте завершились после обеда. Только теперь их автор включил воспроизведение и прослушал начало. Присел на стул, раздумывая, не двинуться ли самому по предполагаемому маршруту экскурсии. Но вскоре подошла уже знакомая блондинка вместе со слушателями, которые сразу окружили её. Неведомая сила заставила студента забыть о голоде и присоединиться к ним. Но рассказ как бы отскакивал от ушей. Пришлось вновь включить звукозапись. Добросовестный плеер принял слуховую нагрузку на себя. А вот глаза неустанно вбирали море попутных впечатлений... Лишь вечером дома удалось совместить обед с ужином. Дмитрий нашёл в Интернете старый фильм «Александр Невский». Прослушал и просмотрел все записи. Почувствовал, что полностью погрузился в далёкую незабываемую эпоху. Неудивительно, что тут же именно она и приснилась в лицах... А утром улыбнулась редкая удача. На экзамене довелось вытащить единственный желанный билет, главное в котором так или иначе относилось к эпохе и делам Александра Невского, а также их историческому значению. Подготовка к ответу показалась ненужной. А профессор высоко ценил подобную оперативность и радостно пригласил Дмитрия. Александров кратко назвал общеизвестные события удивительно насыщенных судьбоносных лет Древней Руси. А обсуждение получилось чуть позже, когда речь зашла о критике известных теневых сторон, которые встречались, конечно же, и у Святого Князя. Тот подавлял довольно многочисленные восстания подданных, благосклонно принимал папских послов, ездил (однажды, возможно, с жалобой на своего брата Андрея) в Большую Орду и Каракорум. Профессор по обыкновению решил обострить диалог: – Разве не свидетельствует подавление восстаний о жестокости Александра Невского? – Постоянно военное время. Татаро-монгольское нашествие. Начало ига. Почти беспрерывные набеги со стороны немецких рыцарей, шведов, финнов, норвежцев. Требовалось во что бы то ни стало единой волей сплотить разрозненные удельные княжества и собрать все силы в кулак. Вопрос стоял о жизни или смерти народа. Во имя сохранения целого приходилось жертвовать частью (теми, кто на деле мешал спасать Русь). Другого пути просто не существовало. А если ситуация позволяла, то князь проявлял мягкость к подданным. Например, осенью 1262 года не вмешивался в ход народных восстаний против татарских баскаков, которых прислал хан Хубилай. Так было во Владимире, в Суздале, Ростове, Ярославле, Костроме и Великом Устюге. – А благосклонный приём папских послов – разве не предательство православной веры? – Конечно же, нет. Дипломатия. Межконфессиональное общение – нормальное явление. Существенно добавить: князь вначале полагал, что Римский Папа обуздает западных агрессоров, и лишь позже узнал, что тот благословлял их нашествия. Кроме того, была надежда на помощь против монголо-татар. Но затем выяснились три важных обстоятельства: 1. Монголо-татары были тогда настолько сильны, что путь войны даже с реально возможной помощью потенциальных союзников не сулил успеха. 2. Монголо-татары довольствовались данью и вассальным положением Руси, не захватывая её, да и не мешая её народу сохранять свою национальную и религиозную идентичность. 3. Крестоносцы были захватчиками, к тому же стремились обратить население в католическую веру. – Не предавал ли князь Русь поездками в Большую Орду и Каракорум и своего брата Андрея своей жалобой там на него? – Александр увидел тогдашнюю мощь монголо-татар и последовательно умиротворял их. Выигрывал драгоценное время, спасал народ и давал ему возможность объединиться и собраться с силами на решительный бой. Понимал, что сам до него не доживёт, и рассчитывал на потомков. В последней поездке буквально отмолил Русь от монголо-татарского набора рекрутов. О жалобе на брата Андрея летописи молчат, лишь Татищев высказал одинокую гипотезу. Скорее, был плановый поход монголо-татар против непокорного княжества, о неподчинении которого они знали задолго до соответствующей поездки Александра. – Но, может, дела столь «давно минувших дней» стали достоянием былого и не имеют практического значения? – Именно эти уроки истории на редкость поучительны, удивительно современны и, не исключено, простираются и в грядущее. Западные иноверцы многократно пытались захватить русскую землю. Если ограничиться последними веками, то это нашествия шведов в 18-м, Наполеона в 19-м, кайзеровской и гитлеровской Германии в 20-м. Последнее – в точности через 700 лет, если учесть многократность давних набегов и его длительность. Есть и географические совпадения типа длительной оккупации Пскова. Что касается нападений с востока, то можно вспомнить тоже через 700 лет Хасан и Халхин-Гол. Будущее, конечно, туманно. Однако более чем наивно всерьёз надеяться на то, что история захватов завершилась. Нужно хранить единство народа как зеницу ока, наращивать силу и, опираясь на неё, проводить умелую внутреннюю и внешнюю политику. В этом и в сражениях бессмертный опыт Александра Невского бесценен. Не случайно орден его имени, – насколько знаю, единственный совпадающий по сути названия в Российской империи, СССР и Российской Федерации. – Отлично! И такие ответы – экспромтом, без подготовки к ним! Правда, мне кажется, Дима, что ты в своих знаниях выходишь за пределы летописей, известных мне публикаций и моих лекций, но чего-то явно не договариваешь... – Вы правы, Николай Петрович. Однако не решаюсь. Опасаюсь, что Вы мне не поверите, просто посмеётесь и сделаете меня «притчей во языцех». – Ну, что ты, Дима! Да разве я стану так обращаться с моим лучшим студентом? К тому же, как смею надеяться, между нами сложились особые, искренние, доверительные отношения. – Верю Вам, Николай Петрович! Только, если можно, пообещайте, что сами без моего ведома никому больше не расскажете об этом! – Конечно, Дима, соглашаюсь! Ты меня так заинтриговал... – Всё равно язык почему-то не поворачивается. Однако не зря же Вы взяли на себя обязательство хранить тайну! Вижу выход. Попробуйте взглянуть на содержимое этого блокнота. Профессор настолько углубился в записи, что забыл об экзамене. Быстро пробежал их глазами и уверенно заявил: – Это слова самого Александра Невского! И мысли, и лексика, и язык. Для верности хочу отдать на экспертизу в Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом). Чей почерк? – Мой. – Тогда, как и обещал, не будем тебя выдавать. Вот тебе мой ноутбук. Садись за последний стол у окна, набери весь этот старославянский текст и сохрани его в папке «Летописи» под названием «Александр Невский». Вправе же я как экзаменатор дать тебе дополнительное задание! Профессор отложил в сторону раскрытую зачётную книжку Дмитрия Александрова и решил пока воздержаться от очевидной оценки, чтобы не вызывать подозрений со стороны остальных студентов. Он опросил их всех поочерёдно, выставил отметки, вышел в коридор, поздравил с успешной сдачей, пожелал дальнейших успехов в сессии, а также счастливого пути домой. Вопрос о Диме был на устах у каждого из них, но никто не решился. Конечно, все заметили, что в Лавре он был с ними недолго. А Пётр так и не выдал друга... Тем временем Дмитрий завершил работу. Вернул профессору ноутбук с сохранённым файлом. Получил законную оценку «отлично». Оба в приподнятом настроении разошлись по домам. Студент радовался и ей, и тому, что удалось сохранить тайну происхождения записей в блокноте и при этом сделать их достоянием научной общественности. А Николай Петрович предвкушал, как неторопливо будет читать бесценный текст, наслаждаясь подлинной речью легендарного князя. Оба с редким чувством тревожной надежды ожидали того, как именно отнесутся к подобной новости в Институте русской литературы. Профессор провёл бессонную ночь за увлекательнейшим занятием. Окончательно убедился, что такое выдумать нельзя. Утром позвонил директору института и рассказал о дивной находке. Тот попросил немедленно отправить её электронной почтой. Через пару недель экспертиза полностью подтвердила мнение Николая Петровича. Он тут же радостно сообщил об этом ректору университета и Дмитрию. Все они вчетвером встретились в кабинете директора, и студент сам решился раскрыть страшную тайну. Речь князя оформили как устное предание, которое записал Александров. Договорились о его докладах на заседаниях учёных советов обоих учреждений. Отметили, что известны чудеса Александра Невского и передача мыслей Михаила Афанасьевича Булгакова через его последнюю жену Елену Сергеевну. Решили установить Дмитрию стипендию имени Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По окончании университета с красным дипломом Александров получил направление на должность младшего научного сотрудника Института русской литературы. По совместительству назначен ассистентом кафедры древнерусской литературы Санкт-Петербургского государственного университета. После успешной сдачи вступительных экзаменов зачислен аспирантом этой кафедры. Через три года под руководством Николая Петровича защитил кандидатскую диссертацию, ещё через пять – докторскую. Вскоре стал профессором кафедры и главным научным сотрудником института. Однако оставалось непонятным, почему именно Дмитрий услышал речь Александра Невского. В итоге многолетних поисков удалось выяснить, что Александров – прямой потомок Святого Благоверного Великого Князя. Он узнал от великого предка ещё очень много дотоле неведомого и впоследствии создал и возглавил Институт Александра Невского Российской академии наук. Рядом со Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой... |