А, что? Не прошло и полувека, как обаятельные гайдаевские герои (студент – «Дуб», профессор – «Лопух» , и тот приятель без имени, который транслировал ответ на 9-ый билет, материализовались наяву, правда на современном техническом уровне... Ничего не поделаешь, Интернет – это всё наше. Студентам советского времени такое чудо и не снилось. Хотя есть некоторые опасения, что скандал, разразившийся при сдаче ЕГЭ, станет ещё одним поводом перекрыть российским гражданам доступ в это непредсказуемое и чересчур свободное пространство... Кто знает, поживём - увидим. Но упорно ходят слухи... Да, как-то нечаянно связались у меня эти две темы – экзамены и слухи вокруг них. А экзаменов, вступительных, переводных и выпускных на моей памяти было – воз и маленькая тележка!. Не только лично у меня, но и моих детей, (внучки ещё не подросли), знакомых, детей знакомых... А слухов и баек вокруг них тоже было немерено. Вот одна из них. По окончанию восьмилетки я последовала совету учительницы математики Екатерины Михайловны: «Лен, иди в педучилище. Самая женская профессия – учитель. Пока одноклассники закончат 11 классов (как раз мы стали жертвами очередной школьной реформы), у тебя будет ещё и специальность. И себя прокормишь, и семье поможешь. Итак, дома решено: я поступаю в педучилище. Маме, действительно, тяжело тянуть «пятёрку» после смерти отца, вот и старшая сестра пошла работать и перевелась в "вечерку". В самом начале шестидесятых педучилище было одно-одинёшенько на всю нашу немаленькую Брянскую область, и далековато, в районном городке Сураже, что на границе с Украиной и Белоруссией. Проходящий поезд Харьков-Орша как раз делал остановку (3 минутки) на этой станции. Конкурс приличный, шесть человек на место. Страшновато... Поселили в общежитии, в комнате – 15 человек. Разговоры, домыслы, страшилки: "Ага, вон тая – чемодан сала приволокла. Точно, попадеть". "А етта с мамочкой приехала, видать, с Брянску. Сама идёть пустая, а мамаша тянет за ей чемодан. Как пить дать, поступит, наверно, денежки имеются". "Видели, вон там стоит машина председателя местного колхоза? И дочкА сдаёт на одни «пятёрки». Что вы на это думаете?" "А что думать? Наверно, яблок да картохи навёз учителям..." И так, целый день. Народ приезжал, плакал, уезжал. Некоторые за короткое время умудрялись подружиться и давали адреса для переписки. Первый экзамен - по музыке, что для многих стало неожиданностью. Проверяют слух, голос, ритм. Не получишь проходной балл, не допускают к общеобразовательным предметам. Отсеивались пачками. И опять передавали очередные непроверенные слухи, что кто-то из деревенских девочек спел: 2Ночь была с ливнями и трава в росе, про меня счастливая говорили все ..." , а её "зарезали", потому что про ЛЮБОВЬ – нельзя! Мы со страхом подслушивали по дверями аудиторий, ожидая своей очереди. И вдруг: "Ах, ты, Дунька, моя красотка, на чём играешь, не понимаю, а я играю, всё понимаю, я на дудочке играю..." Голос сильный, красивый, чистый. Неужели и ей поставят двойку за недетскую песню? И я спешно вспоминала всё, что мы пели в школьном хоре. "То берёзка, то рябина", ой, страшно, лучше: "Скворцы прилетели"... Спасибо школьному талантливому учителю пения и музыки Георгию Митрофановичу, первый экзамен проскочила. Дальше три общеобразовательных. Возможно, то ли везло, то ли подготовка была на уровне, кто знает, но - полный ажур, проходной балл – в кармане, можно со спокойной душой ехать к маме. И честно говорю, -не "валили". Нормальное доброжелательное отношение. Хотя за "шпоры", видела – просто удаляли. А насчёт дурацких слухов о взятках за вступительные экзамены, то позже, проведя в родном педучилище четыре трудных, но замечательных года ( нас готовили по полной программе, на совесть), скажу твёрдо, что всё это выдумки и придумки. И Танечка – наша отличница, которая, действительно, пела: "Ночь была с ливнями...", и Ниночка, оглушившая всех своей «Дунькой», оказались со мной в одной группе и стали солистками училищного хора. А Фрося – дочка председателя колхоза, оказывается, обладавшая феноменальной памятью, и учившаяся в школе исключительно на «пять», со второго курса «загуляла» и была отчислена за неуспеваемость. И ещё. Наши учителя не только не брали с кого-то «борзыми щенками», но в тяжёлые хрущёвские дни, когда стипендию (а жили мы практически на свои - от 14-ти рублей на первом курсе, до 20 – на четвёртом) задерживали на 2-3 недели, учителя, которые находились в аналогичном положении, всё же старались нас поддержать, чем могли. За что большое им наше человеческое спасибо. Но, вот что интересно. На вечере встречи спустя 20 лет после выпуска выяснилось, что в жизни лучше всех устроились не отличники, которых у нас было немало, а именно заядлые «троечники», и вообще, вся жизнь – игра в рулетку, и экзамены по большей части – просто лотерея, как, впрочем, и всё в этой жизни... |