Произведение |
|
Объем: 53 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 18. 1/4 финала. Пара 2. |
А Гладиатор Солнце купает в зелени спину. К циркусу хлеба! Зрелища Риму! В бой, гладиатор! Чрево арены Требует жизней, крови и нервов. Ты будешь первым. Скольких сегодня выберет Оркус, Скольким обрежут ниточки сёстры? Бей, гладиатор! Зверь хочет крови. Тысячеглавая будет довольна – Допьяна боли. Спину прикроет мать Немезида, Только тупая колет обида. Пой, гладиатор, брачную песню. В сердце победы тёплое место, Вика – невеста. Звери, беснуясь, требуют жертвы, Будет однажды первый последним, Эй, гладиатор, что выбираешь? Битву сегодня, это ты знаешь, Не проиграешь. Игры со смертью – экая малость, Руку подводит подлая старость. Спи, гладиатор, в смерти свобода. Место готово в лодке Харона, Маны у входа. Раб умирает, смерти покорный. Прошлое – пепел... Славы невольник Встань, гладиатор! Смерь – это просто. Взгляды ласкает гладиус острый, Падают звёзды… ----------------------------------- Б Ветреное Игривый безродный ветер лохматит мою макушку. В кармане тройчок и двушка. И жизнь, как сплошной тумак. Как воздух нужны мне лужи, как сон – три цветных лягушки, как пища – большое небо для сердца и для ума. Однажды проснёшься взрослым, летит в заоконье морось. В кармане – дыра – дырпропасть, дыряма, дыра едрит. Сорваться бы на край света, лететь бы лучом, на скорость... Но твой философский камень, похоже, простой пирит. Однажды проснёшься зрелым, у листьев рассмотришь поры, коснёшься коры деревьев, надышишься на века. И больше не тронут споры, ты просто увидишь горы, узнаешь где небо ближе, откроешь свой океан. Пожил я и хватит, Боже… Глаза дождём обесцветив, ты тянешь меня подняться, за хлипкий схватив рукав. Старик у костра согнулся и выдул из углей медь и... И ветер законтрабасил, играя на проводах. Внизу тишина земная... А я рассекретил ветер, лягушек, большое небо и лужи во всех дворах. |
|
|
Дата публикации: 14.01.2023 21:18 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Здравствуйте! Судьба часто сталкивает в плей-офф Хита стихи со схожими мотивами. Я уже перестал этому удивляться. Здесь в обоих случаях мотивы жизни и смерти. Рыцарь А Здесь жизнь представляется как борьба, постоянный вызов и врагам (зверям на арене), и судьбе (Паркам, тянущим за нити). Но финал дает понять, что гладиатора по сути исход только один. Разница лишь в том, насколько яркой будет путь к гибели. Есть некие аллюзии к "Колизею" от "Арии" (например, там "воет толпа, чувствует кровь", здесь "Чрево арены // Требует жизней, крови и нервов"). Но в принципе тема диктует наличие таких общих мест - их будет много в любом произведении о гладиаторах. Что-то новое придумать здесь сложно. Возможно, стоило бы сделать какую-то привязку к современности - например, сопоставить гладиатора с лирическим героем. Но поскольку этого нет, перед нами просто песенный текст с неприхотливым философским выводом. Песенный - потому, что бедные рифмы типа "жертвы-последним" (а также и простые однородные типа "выбираешь-знаешь") заходят только в песенных текстах. Многочисленные имена заставили погуглить, сопоставить римские и греческие мифы. Это подход к поэтике, близкий поэтам Золотого века, когда имена богов и прочих мифологических персонажей были для читателей мейнстримом, им гуглить не нужно было, они понимали все отсылки. Но и здесь это не мешает, даже развивает кругозор. Викторию только как-то автор обидел - к остальным богам отношение почтительное, а к ней фамильярное. Рыцарь Б Жизнь описана легкими, полными образов этюдами, по четверостишию на каждый период (детство, взрослая жизнь, зрелость, старость, смерть). Что важно: жизненные периоды описаны не абы как, а между ними есть связка - мотив неба. Также важно: описания гораздо менее клишированные, чем те, которыми обычно такие стихотворения снабжаются. Хотя опять же - и этот мотив без общих мест описать сложно. "Однажды проснёшься взрослым" - здесь хорошая фраза для анафоры, но в целом - "где-то я это уже слышал". Понравилось сравнение "жизнь как сплошной тумак" (запятой не нужно). Мне даже мерещится здесь "too much", хотя автор, очевидно, этого не подразумевал. Хорошая находка здесь: "выдул из углей медь и... // И ветер законтрабасил". Хотя есть мысль, что второго "я" можно было бы избежать. Но самое крутое - "выдул из углей медь". Из недостатков - не всегда стройный текст. Например, во второй части строки "Пожил я и хватит, Боже… Глаза дождём обесцветив" очевидный сбой ритма. Рифмы "на века-океан", "рукав-проводах" - слабые на фоне отличных "тумак-ума", "обесцветив-медь и". Хотя тут есть попытка поиграть на обертонах, неявных созвучиях. В песне было бы норм. Стихотворение зацепило, оно на извечную тему, но написано нетривиально. Кроме того, обыгрывание игры (по заданию) здесь пока самое удачное. В первом случае эпитет, во втором - метафора. Рыцарь А - 0 Рыцарь Б - 1 Судья Блинов А. В. | | А Гимн, речёвка? Много восклицательных знаков, пафоса, повелительного наклонения. Мифология и философия скромно утонули в лозунгах. Картинка получилась. Однако вроде где-то я это уже видел… Ну да, в кино. Это похоже на нарезку эпизодов из известного фильма. Или нескольких известных фильмов. Да, довольно бодро, но жаль, что ничего нового. Ничего лично авторского. Своего. Выбрана не совсем обычная форма, технически хорошо (но что за дОпьяна?), однако пятые строки, на мой взгляд, портят ряд. Выбиваются. Понятно, что этим акцентируется внимание на итоговом выводе, но получилось чуждо и неубедительно. В целом – бравурный марш про тяжкую судьбу гладиатора. Б Это душевно и поэтично! Новояз органично вошёл в текст, разнообразил лексикон, придал нужную эмоциональную окраску. Здесь много героя-автора, личного, своего, сокровенного. Это всегда ценится в поэзии. Скучные догмы, избитые истины, исторические факты – это непривлекательно. Передача мысли через чувства, ощущения, индивидуальный взгляд на, пусть, те же самые привычные вещи – это делает стихи поэзией, при должном уровне умения, конечно. Думаю, рыцарь Б справился с экзаменом на звание поэта. А – 0 Б – 1 Судья Игорь Колесников | | Работа А Ох, автор! Спасибо вам! Хоть что-то действительно оригинальное. Нет, не новое по сути, но на фоне этих вечных «вечных тем», реализуемых одинаковыми фразами, хорошие «фильмы», как работу назвали выше, встречаются редко. Здесь есть экшн, есть энергия, есть исторический контекст, есть повод что-то погуглить и просветиться. Что ещё надо? Ах, да ещё и отступление, пусть небольшое, от традиционной строфики. Обрав строки всегда смотрится выгодно для придания акцента, а здесь это важно. Не вижу смысла расписывать больше. Работа Б «Пожил я и хватит, Боже…» Простите, автор, но здесь я уснул. Мне окончательно стало скучно. Сколько раз повторялось это нытье лирических героев о прожитой жизни? Да, написано стихотворение поэтически хорошо, но я не вижу для себя ничего интересного, ничего оригинального, ничего хоть как-то выделяющего его из массы конкурсных работ. Очередная ретроспектива детство-юность- зрелось, наполненная образами ради образов. Вот третья строфа о чём? Поры, кора, горы… Она пустая совершенна, просто набивает объем. Слово «едрит» мне не понравилось. Я не ханжа, но конкретно здесь – к чему? Фраза «рассекретил ветер» тоже совершенно не понятно и к тому же просто выбивается из поэтического стиля. Оно слишком казённое. Из плюсов вот эта строчка: «Но твой философский камень, похоже, простой пирит». Вот она вышла красивой Причем именно пирит неожиданно возникает, не помню, чтобы встречал его в стихах. Но общую оценку это никак не меняет. Для меня вывод очевиден Работа А - 1 Работа Б - 0 Судья Артём Виноградов | | Рыцарь А Претенциозное рассуждение на тему «вся жизнь борьба, а от смерти не уйдёшь». Такая громкая претенциозность неплохо заходит в рОковом исполнении, но проигрывает как самостоятельная стихотворная единица – чересчур пафосно, слишком плакатно. «Спину прикроет мать Немезида» – она же богиня возмездия, должна карать, а не прикрывать, нет? Чья она мать и кто на кого обижается? Вика – невеста, это, надо полагать, Виктория, богиня победы, за что с ней так фамильярно, особенно среди пафоса. Схема рифмовки очень неплоха, но рифмы – ни к чёрту: не сколько ассонансные спину-Риму, крови-довольна, жертвы-последним, столько грамматические – выбираешь-знаешь-проиграешь, малость-старость. Послушайте, это четвертьфинал. Но самое главная проблема этой работы – обезличенность. Здесь не просматриваются авторские чувства, авторские эмоции, которые только и могут достать до сердца читателя. Здесь исключительно общие фразы, не способные, к сожалению, хоть как-то отозваться, скребануть внутри. А как же «кровью чувств ласкать чужие души»? Не мифологией единой, что называется. Рыцарь Б Вот здесь отличный пример ярко выраженного авторского взгляда. Написано как бы о себе, а на самом деле – о каждом конкретно человеке/ читателе. Кому не лохматил макушку ветер, у кого в кармане не было дыры, кто не разочаровывался в своём философском камне? Было, у всех такое было. Поэтому и отзывается, и резонирует, и захватывает. И не ново вроде, но так свежо, что не надышаться. Тема такая же, как у соперника, но до чего шикарно обыграна своими собственными, идущими от сердца, искренними словами! И юмор здесь, и горечь, и задумчивость – и всё изумительно гармонично. А закольцовка какая здоровская! Классное стихотворение, Рыцарь! Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Людмила Царюк | | Судье Людмиле Царюк от Рыцаря 2 А ------------------------------------------------ Уважаемый судья, благодарю Вас за развёрнутый комментарий, ошибки учту. Разрешите небольшое пояснение по богиням? К богине победы Виктории с фамильярностью? Нет, как можно! )) "Вика Пота (лат. Vica Pota) (могущественная победительница) — в древнеримской мифологии богиня, святилище которой находилось у подножия холма Велия. Цицерон объясняет имя богини как производное от vincendi atque potiundi, «побеждающая и властвующая»". Уверенность гладиатора, что Немезида "прикроет спину" (убережёт от предательского удара), отсюда: "Богиня Немезида – покровительница римских гладиаторов Римские воины очень чтили данное божество. В комнате каждого греко-римского гладиатора обязательно было изображение богини и ее фигурка. Воины верили, что справедливая Немезида обязательно поможет одолеть им своего противника, а ее гнев настигнет любого, кто будет действовать нечестно". Рыцарь А. |
|
| | Рыцарь А Краткое содержание очередной истории римского гладиатора. Хлеба и зрелищ – ничего нового, в бой, гладиатор! Римские боги наблюдают, поддерживают и ждут жертвенной смерти. Не стоило обижать Викторию, вот и потерял победу. Почему обижался на судьбу – тоже непонятно. Неудачные рифмы: Крови – довольна; Жертвы – последним; Свобода – Харона; Покорный – невольник. Глагольная группа рифм тоже не порадовала. Рыцарь Б Интересная интерпретация жизненного пути от детства до старости и после… Понравились образы: - безродный ветер лохматит мою макушку. - жизнь, как сплошной тумак. - пища – большое небо для сердца и для ума; - проснёшься взрослым, летит в заоконье морось; - проснёшься зрелым, у листьев рассмотришь поры; - ветер законтрабасил, играя на проводах. Оригинальные рифмы: Тумак – ума, обесцветив – медь и. Ритмика соблюдена. Оценки пары 2 Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Вячеслав Дворников | | Феникс – Синоптик ~ 1:4 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |