К 105-летию Зиновии Семеновны Маркиной (Из Архива Ольги Грушевской) Полная версия текста с фотографиями и кадрами из фильма здесь: Официальный сайт Московского Салона Литераторов (МОССАЛИТ): Зиновия Семеновна Маркина (1906–1993) - актриса, кинодраматург, член Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. Родилась 14 ноября 1906 г. в Ленинградской обл. (п.Колпино). В 1918-25 гг. жила в Воронеже, была знакома с Андреем Платоновым и его окружением. Выступала на сцене Театра Вольных мастеров. В 1922-24 гг. училась на правовом отделении ф-та общественных наук ВГУ. Позднее, в 1931 г., окончила сценарный факультет ГИКа. Автор сценариев множества фильмов. Работала с Михаилом Витухновским, с Сергеем Герасимовым и др. Лит.: Сценаристы советского художественного кино. 1917-1967: Справочник. М., 1972; ПМ;Ласунский (7);ГАВО.ф.Р-33.оп. 3.д.10458 По ее сценариям сняты художественные фильмы – см. в примечаниях ниже 1) В ПАМЯТЬ ОБ "АТЛАНТАХ" Я пишу о своей бабушке, Зиновии Семеновне Маркиной, - о той, какой ее знала я и какой она осталась для меня по сей день. Зина (так я ее называла) была человеком удивительным и незаурядным. Может быть, когда-то таких людей было много, и все они были «обычными», как, например, красавцы атланты - жители Атлантиды, истории о которых сохранились лишь в легендах и сказках. Не знаю. Но сейчас таких людей мало, если не сказать – «они исчезли как Динозавры». Это было монументальное поколение харизматичных и одаренных интеллигентов - поколение Александрова и Орловой, Леонида Утесова, Виктора Гусева, Юрия Милютина, Лебедева-Кумача, Игоря Ильинского, Грибова, Фаины Раневской, Ростислава Плятта, Сергея Довженко, Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, Сергея Михалкова, семьи Кончаловских… Ляли Черной. Можно долго перечислять известные имена - имена, которые в моем далеком детстве не очень-то много для меня и значили, но постоянно были на слуху и где-то рядом, и то, что эти великие старики говорили и делали, было понятно мне – несмышленому ребенку. Это было средой моего детского обитания. В этих могучих людях всего было много: любви, таланта, иронии, мудрости и культуры. И в моей Зине всего было много и это «много» фонтанировало ежеминутно. Женщиной она была яркой и эмоциональной. Драматургом – талантливым и самобытным. Другом – незаменимым и преданным. Хозяйкой – самой радушной и хлебосольной. Рассказчицей – виртуозной и ироничной. Домоправительницей – строгой и жесткой. Она могла рассориться в одночасье, сказав «все, что она думает», но, вскоре забыв и простив обиды, помириться и покаяться. Родилась она 14 ноября 1906 г. в городе Колпино под Санкт-Петербургом, затем родители переехали в Финляндию, позже - в Москву, где Зиночка пошла в гимназию, а позже в 1931 г. закончила самый первый выпуск ВГИКа – сценарный факультет. В 2011 году ей исполнилось бы 105 лет… Это немыслимо! Жизнь у Зинаиды была бурная. Жила она сразу на два города. В Москве – друзья и работа, в Ленинграде – дядя Саша Разумовский: любимый муж и преданный друг 2). Думаю, Зина была бы современной и сегодня, легко вписавшись в этот жесткий и стремительный город. Она ставила цели и легко их достигала - с улыбкой. Дни ее были насыщенны до предела: вот кому в то далекое время требовались компьютер с Интернетом и мобильный телефон! По ночам беспрерывно стучала пишущая машинка – повсюду были разбросаны напечатанные страницы будущих сценариев. Днем по телефону без остановки обсуждались киношные дела: актерский состав и съемочный план. Дом всегда был полон людей, никому отказа не было: на даче во Внуково жили «изгнанники» и непонятые гении, в московской квартире принимали столичных и заезжих кинематографистов, родственников и соседей. Да я и сама могла привести кучу друзей. Порой, за столом оказывались даже те, кто не был лично знаком с хозяйкой. Но душевного и домашнего тепла у хозяйки хватало на всех. Иногда, накормив, обогрев, она внезапно прерывала громкую беседу и уточняла: «А кто тот человек, что сидит рядом с Н.? Какой милый, не так ли?!». Зина кормила всех домашними пельменями и пирожками, а к чаю подавала внуковское смородиновое варенье. Всегда помогала деньгами нуждающимся и давала транзитный приют диссиденствующим. Вечно шуршали и хрюкали в ее кабинете «Голос Америки» и «Радио Свобода». Зина была центром Вселенной! Но еще Зина была и бабушкой. Очень часто, бросив всех и вся, ранним зимним утром она приезжала по темноте с Внуковской дачи. Приезжала «на перекладных», на метро «Речной вокзал», чтобы отпустить моих молодых родителей на работу, а самой остаться сидеть с «опять заболевшей Олечкой». В широкой шубе, в пуховом платке, грузная, морозная, шумная она появлялась в нашей маленькой квартирке, где сразу от ее присутствия становилось громко и тесно. Она принималась категорично лечить, читать книги и кормить куриным бульоном с фрикадельками - меня и всех моих игрушечных друзей. Она бесконечно рассказывала мне свои собственные сказки, которых было всего пять и которые я, естественно, знала наизусть, но любила слушать опять и опять – в них каждый раз появлялось что-то новое и неожиданное. «Оля-ля, О-ля-ля! - запели котята, щенята и папа Костя с мамой Ирой, когда они однажды нашли в лесном дупле крохотную девочку, - рассказывала Зина, заливая в меня очередную ложку супа, - вот поэтому все и решили назвать эту девочку Оля-ля – О-Л-Я! Так ты стала Олей». Зина была моим самым сокровенным другом! Ей можно было рассказать все – она все понимала. Была демократичной, ироничной и мудрой. Никогда не осуждала, не корила. А еще… она знала, что такое страстная любовь. И я, юная барышня, полная иллюзий, с замиранием сердца слушала ее удивительные истории. Когда-то, по ее словам, она была влюблена в цыганского барона. А случилось это так: она приехала в табор, поскольку писала сценарий к будущему культовому фильму «Последний табор», и должна была провести с цыганами около месяца, чтобы понять и передать колорит их жизни! Там же она и влюбилась в красавца Барона. Чего только она не делала, чтобы завладеть его сердцем! Но он не отвечал ей взаимностью и оставался верен жене. В отчаянии Зина все бросила и уехала, и даже отказалась работать над фильмом. Госзаказ чуть не сорвался… Но все-таки… сценарий был написан, фильм снят, а главную женскую роль исполнила Ляля Черная 3), которая навсегда с тех пор осталась доброй подругой Зины. Зина всегда была по-детски любопытной и задавала кучу вопросов, сохраняя до конца жизни искренний интерес ко всему новому. Она много читала – в доме были издания всех выходивших тогда литературных журналов; следила за новостями, умела внимательно выслушать собеседника и отличить причину от следствия. Она хорошо знала современную для тех времен моду и, что было совершенно удивительно, могла говорить на любую тему, близкую для нас - молодежи. Первые мои в жизни джинсы, Levi’s, вещь особой гордости, были куплены мне именно бабушкой у какой-то знакомой Марго - «спекулянтки» из Польши. Помню, как между делом, бросила она через плечо «Не выдавай меня, не говори маме, сколько они стоят», - когда я с замиранием сердца крутилась в обновке перед зеркалом. Зина, как и все старшее поколение, многое повидала и пережила. За спиной были тяжелейшие годы войны - эвакуация, голод, смерть близких. Как активистка творческих Союзов и как человек широкой души, она помогала всем, кто нуждался в помощи – помогала продуктами, деньгами, связями, добрым словом. Ее дом был приютом для многих. Она умела терпеть и ждать, выработав в себе удивительное спокойствие и снисходительность ко всему негативному: завистникам, наговорщикам, глупцам. Она видела мир в положительном свете, хотя внутри себя всегда имела два-три сценария развития ситуаций – не даром же она была драматургом. Она была великим стратегом! Но было и кое-что, чего она не любила: она терпеть не могла, когда кто-то опускал руки, хныкал, жаловался на жизнь и неудачи, старался сознательно вызвать к себе жалость или завидовал и был неискренним – тут она видела притворщика насквозь. А мне, когда я распускала «нюни» или обижалась на нее (она ведь была порой и «взрывной» бабушкой!), всегда говорила: «А! Прекрати. Твои слезы мне дешево стоят!» – и махала рукой, и выходила из комнаты. Через минуту я, успокоившись, приходила к ней, и мы по-деловому решали, что предпринять. Сегодня она по-прежнему с нами: я живу в ее квартире, дышу ее «воздухом», сижу в ее креслах, читаю письма Стейнбека, адресованные ей, и смотрю на ее такие разные лица с фотографий, развешанных по квартире. Она приходит ко мне в снах: большая, тяжелая, идет с палкой и садится в холле в свое знаменитое кресло… Мне не страшно, хотя вид у нее внушительно-грозный. Она всегда приходит по делу и на минуточку: поддержать, когда на душе тяжело, или разделить мою радость. Иногда она что-то говорит, но, проснувшись, я никогда не помню ее слов и очень переживаю. Но потом… поступаю так, что все удается, словно она вкладывает свои слова, сказанные мне во сне, в мои собственные мысли и действия. Я люблю ее бесконечно и благодарна за все деяния. Ее любит и мой уже ставший взрослым сын Алекс, которому было только пять лет, когда она умерла. Но краткого общения с этой удивительной женщиной ему хватило, чтобы хранить в сердце особую сверкающую ярким огнем память. Я счастлива, что он застал ее – представительницу того грандиозного поколения «атлантов», которое безвозвратно кануло в нашем культурном прошлом, и что она успела «озарить» его своим «атлантическим» светом. Мы помним тебя, Зина, ты по-прежнему помогаешь нам жить. ___________________________________________ ______________ Примечания: 1) Последний табор, 1935, реж. Евгений Шнейдер, Моисей Гольдблат Комсомольск , 1937, реж. Сергей Герасимов Дурсун, 1940 (совм. с М.Витухновским), Сталинская премия 1941 г. Освобожденная земля, 1946, реж. Александр Медведкин После 1948 года З.Маркина работала в кино-документалистике. Фильм «Зачем я это сделала?» был отмечен на фестивале документального кино в Каннах в 1957 г. – За лучший сценарий по теме «Защита материнства и детства» 2) Александр Владимирович Разумовский, писатель, сценарист, по происхождению – из известного рода графов Разумовских 3) Ляля Черная - актриса Танец из к/ф «Последний табор»: |