Когда Юля училась еще в первом классе школы, папа привез ей в подарок из командировки детское пианино. Это была очень редкая вещь: хотя пианино было небольшое, игрушечное, но все клавиши на нем были настоящие – и черные и белые. И настроены они были как у настоящего пианино в пределах двух октав. Новая игрушка сразу же понравилась Юле. К тому же папа привез и самоучитель игры на пианино, написанный специально для детей – с яркими картинками. А читать Юля умела давно, еще с пяти лет она запомнила буквы и вскоре уже бойко стала сама читать детские книжки. Так и с нотами она быстро разобралась самостоятельно, и вскоре уже бойко наигрывала на своем пианино одним пальцем разные детские песенки. Наверное, тогда и появилась у нее мечта научиться играть «по-настоящему» на большом «взрослом» пианино. Но она прекрасно понимала уже тогда, что вряд ли родители смогут купить для нее когда-либо такую дорогую вещь, так как денег в семье почему-то всегда было мало. Да так жило и большинство их соседей – в те далекие уже 60-е годы двадцатого столетия. Как-то в школу, где училась Юля, пришла женщина из дома культуры и стала у всех проверять музыкальные способности. Всех ребят, кто смог правильно спеть предложенные песенки, она пригласила приходить в дом культуры на занятия хора. И вот Юля вместе с подругами после уроков в школе тоже пошла на эти занятия. В хоре ей понравилось. Она и раньше на праздниках видела выступления на сцене участников старшей группы хора, и ей очень нравилось слушать слаженное двух- или трехголосное пение, от которого сладко замирала душа, и почему-то хотелось плакать… И вот теперь она три раза в неделю спешила на репетиции в дом культуры и с удовольствием разучивала новые песни, радуясь, когда после долгих тренировок наконец-то появлялась эта слитность голосов, ради которой они и ходили на репетиции. Родители одобряли ее занятия, им было приятно видеть, что дочь их не бесцельно бегает по улице, а занимается искусством, тем более, что Юля всегда успевала и все уроки выучить, и маме по хозяйству помочь, и с младшим братом поиграть. И хотя некоторые подруги, начинавшие вместе с ней ходить на занятия, потом забросили их, Юля старалась не пропустить ни одной репетиции. На всю жизнь запомнилось ей первое выступление на сцене. Ее, как самую маленькую, поставили с самого края в первом ряду. Но зато отсюда было слышно звучание всего хора, и Юля от волнения, что все в зале смотрят на их хор, и на нее в том числе, что все слушают их пение, и от того, что слышала она, что поют они правильно и красиво – от этого волнения она и петь не могла, а полушепотом проговаривала слова, искренне, от всей души, как будто молилась…. Рвать сирень мы не станем, чтоб гадать о судьбе, Нет, мы выберем сами в жизни счастье себе!.. Как-то во время перерыва в репетиции она, желая похвастаться перед подругами, наиграла на пианино какую-то детскую песенку. Ее услышал руководитель хора – Яков Моисеевич, уже пожилой мужчина, а в Юлином понимании – вообще старик. Он послушал ее, а потом сказал, что хотел бы поговорить с родителями Юли. Девочка так испугалась! Она думала, что ее будут ругать за то, что она без спроса стала играть на «взрослом» пианино, поэтому она не сразу сказала дома, что руководитель хора приглашает их для разговора. И только когда Яков Моисеевич несколько раз напомнил ей об этом, она со слезами на глазах сказала папе, что ее, наверное, выгонят их хора… Но все оказалось совсем наоборот: Яков Моисеевич сказал, что у Юли неплохие способности к музыке, и посоветовал родителям учить ее игре на пианино в музыкальной школе. Юля была буквально счастлива, хотя мама все вздыхала о том, где же взять денег на пианино, да и обучение в музыкальной школе уже тогда было платное. В музыкальную школу можно было поступить только на следующий год, а пока Юля ходила в хор и с нетерпением ждала осени. Но в один из морозных дней, вернее ночей, музыкальная школа, которая находилась в старом деревянном доме и отапливалась дровами, сгорела вместе со всеми инструментами и нотами. Другое временное здание нашлось не сразу, и долгое время ученики ходили на занятия на квартиру к своим учителям. О новом наборе учеников не могло быть и речи до тех пор, пока не построят в городе новое здание для школы и не закупят новые инструменты. Юля сначала очень расстроилась, но потом оказалось, что в доме культуры, куда она ходила в хор, открывается платный кружок пианистов, и она одна из первых записалась в него. Но пианино в доме так и не было, да и мама не торопилась его покупать. Во-первых, покупка пианино сильно подорвала бы семейный бюджет, а во-вторых, она боялась, что желание заниматься музыкой у Юли быстро пропадет, и пианино будет стоять без дела. Но родитель договорились с соседями, которые жили ниже этажом и целый день оба были на работе, что в их отсутствие Юля будет приходить к ним и заниматься на пианино, которое они купили для своего сына, а он совершенно не любил музыку. Сын уже давно вырос и уехал от родителей в другой город, а пианино у них так и стояло «для красоты». Все люди тогда были добрее и доверчивее, поэтому они сразу же согласились и дали ключи от своей квартиры, только попросили, чтобы за одним уж и кота выпускали погулять. Так Юля занималась около года, и уже делала успехи в учебе, и руководительница кружка хвалила ее за усидчивость, как однажды, возвращаясь из школы, Юля увидела во дворе около своего подъезда грузовик, а рядом с ним свою маму, которая что-то командовала рабочим. Подойдя ближе, Юля с восторгом увидела в грузовике новое большое черное блестящее пианино! Оказывается, мама взяла кредит и купила наконец инструмент, чтобы Юля могла заниматься дома, а не ходить по соседям. Теперь дело пошло еще лучше. У Юли оказалась хорошая память, она быстро запоминала не только то, что задавала ей учительница в кружке, но и самостоятельно разбирала новые пьесы. Но каждый год в августе они с папой ездили на автобусе в музыкальную школу и каждый год узнавали, что пока еще приема нет. Так прошло несколько лет. Родители Юли получили новую квартиру почти в центре города, и после переезда она стала продолжать учебу в другой школе. Девочка не забыла свою детскую мечту о музыке и с радостью наблюдала, как недалеко от их дома достраивается новое здание музыкальной школы. Она заканчивала девятый класс, когда наконец-то появилось долгожданное объявление о том, что проводится набор учащихся в музыкальную школу на все инструменты, нужно только пройти прослушивание. Что это такое Юля толком не знала, но на всякий случай повторила как следует пару пьес, которые ей особенно нравились. И вот она стоит перед комиссией и протягивает свои документы, чтобы ее тоже записали на прослушивание. Но женщина за столом, глянув на них, возвращает документы обратно: - Девочка, мы не можем тебя принять, - говорит она. – У нас детская музыкальная школа, сюда принимают детей до 14 лет, а тебе уже почти 16! - Как это не примите? - возмущается Юля. – Да разве я виновата, что школу так долго строили, что я уже выросла?! Но документы у нее все равно не приняли. Юля вышла в коридор и разрыдалась. Ей было так обидно! Несколько лет она мечтала учиться в музыкальной школе, так ждала, когда ее построят, когда начнется прием в нее, а теперь, оказывается, что Юля уже выросла, и никогда не сможет учиться музыке! Детская хрустальная мечта разбилась вдребезги!.. Вокруг собрались взрослые, уговаривали успокоиться, но Юля не могла и не хотела сдерживаться и рыдала в голос, пока не вышла та женщина из приемной комиссии и сказала, что в следующем году будет прием на взрослое отделение, где не будет ограничения по возрасту. Этими словами она просто вернула Юлю к жизни – всего один год еще подождать, и ее примут в этот храм музыки! Она тут же перестала плакать, вытерла слезы и радостная заспешила домой. Ее одноклассники выпускники строили планы кто в какой институт пойдет учиться после окончания школы, а Юля мечтала только о музыкальной школе, никаких институтов ей было не надо! И хотя родители уговаривали ее поехать поступать куда-нибудь, тем более, что школу она заканчивала с хорошими оценками, Юля им твердо заявила, что никуда не поедет, а устроится на работу и будет учиться в музыкальной школе. Даже на последнем классном часе в школе, когда учительница предложила всем выпускникам написать, кем они мечтают стать в жизни, чтобы потом через несколько лет встретиться и посмотреть, сбылись ли их мечты, Юля уверенно написала, что хочет стать знаменитой пианисткой. Едва получив аттестат об окончании школы, Юля пошла устраиваться на работу. Поскольку она еще ничего не умела, ее взяли подсобной рабочей в сборочный цех вагонного депо, где она должна была целый день подметать его и убирать мазут. Работа физически не очень тяжелая, но грязная. Это нисколько не смущало Юлю, ведь здесь вместе с ней работали и другие люди, ей даже приятно было чувствовать себя «рабочей», в перерыв обедать в столовой, а после работы отмываться в душевой. Самое главное, что она успешно прошла прослушивание, и ее приняли наконец-то в музыкальную школу, и в сентябре начнутся занятия. К осени ее «повысили» в работе – перевели работать рассыльной. Теперь она целый день развозила по городу документы. Автобусы ходили плохо, частенько приходилось добираться пешком, но Юле были только в радость такие прогулки на свежем воздухе. А вот когда начались занятия в музыкальной школе, она растерялась. Юля несколько лет занималась в кружке пианистов при доме культуры, знала ноты, умела играть уже довольно сложные произведения, а ее определили в первый класс, так она совершенно не знала музыкальную грамоту! Просто ее никто этому не учил. И руки у нее, как говорила новая учительница, были «поставлены» не правильно. Пришлось не разбирать новые красивые музыкальные пьесы, а часами разучивать упражнения и гаммы. Но оказалось, что это очень интересно! Юля так усердно занималась изучением теории музыки, наверстывая упущенное, что в первый же год прошла программу трех классов и сдала экзамены по сольфеджио на пять. А летом ей попалась повесть в «Роман-газете» под названием «Гремите, колокола!», в которой рассказывалось о молодой девушка пианистке, о том, чем была для нее музыка, как она часами занималась на фортепиано, добиваясь безукоризненного звучания. Прочитав эту повесть, Юля с горечью почувствовала, что у нее есть, конечно, способности, есть усердие, но нет самого главного, что было у этой девушки в повести – не было виртуозной техники исполнения! Хотя была та одержимость, и беззаветная любовь к музыке, без которой нельзя стать не только выдающимся, но хотя бы хорошим музыкантом, но много времени было потеряно. Чтобы добиться в музыке каких-то вершин, нужно было начинать упорно трудиться еще несколько лет назад. А теперь Юля после окончания школы и музыкального училища, как советует ей учительница, скорее всего, станет простым учителем музыки в этой же школе, и будет учить детей, а не выступать на концертах. Очень грустно было осознать, что хотя и есть у тебя способности, может быть, даже талант, но время ушло безвозвратно, что мечта о славе известного музыканта – это просто детская наивная мечта. Так стоило ли тратить годы на учебу, чтобы потом заниматься нелюбимым делом? Поговорив с родителями, Юля подала документы в железнодорожный институт на заочное отделение. Почему именно туда? Да потому что работала она на ж.д.предприятии, родители были железнодорожниками, и уж с дипломом инженера она сможет найти хорошо оплачиваемую работу. А музыка пусть останется просто для души… Но музыкальную школу она все же решила закончить, просто из принципа! «Раз уж я столько лет мечтала о ней – закончу!» - решила Юля. Но работа и учеба в институте стали отбирать время от музыки. Тогда Юля договорилась с учительницей и стала приходить в школу в 6 утра! Целый час она разучивала гаммы и упражнения, к 7 утра приходила учительница и проводила с ней урок, а к 8-30 Юля шла на работу. Теперь, когда она поступила учиться в институт, ее перевели работать счетоводом в бухгалтерию. После работы она снова шла в музыкальную школу на занятия сольфеджио и музыкальной литературы, а вечером дома читала учебники и писала контрольные для института. Весной она успешно сдала экзамены за первый курс института и за 5-й класс музыкальной школы, изучив за год программу двух лет. Да еще заняла первое место в конкурсе сольфеджистов, проходившем в школе. На этом ее пятилетний курс обучения в музыкальной школе закончился, и Юля получила свидетельство об окончании школы с одними пятерками, но так и не поддалась на уговоры учительницы ехать поступать в музыкальное училище. Ее детская мечта была выполнена – она окончила музыкальную школу, но вовремя поняла, что, к сожалению, это не ее призвание. А в чем оно - она пока не знала, но продолжала учиться в институте, работать бухгалтером, и в душе у нее гремели колокола музыки. |