Произведение |
|
Объем: 5099 [ символов ]
|
|
|
|
Старые одежды... |
Тихо на погосте, пусто, никого нет, только памятники и распахнутые руки крестов. На могиле старого актера цветы. Улыбаюсь, вспоминая его в своем детстве, на Черняховской улице. Неповторимым басом, он тянул продавцу в магазине: - Сынок, налей мне водочки! Продавец наливал полный стакан. Актер садился на стоящий у стены ящик, выпивал водку и доставал папиросу. Курил и думал: тяжело и напряженно. А мы, мальчишки, с обожанием смотрели на народного любимца. Хмурое, даже угрюмое лицо артиста будто затянуто тяжелыми тучами. Хриплый и натужный голос, как сдавленная пружина, но сколько солнца было спрятано за скрытым ненастной погодой обликом. Человека уже столько времени нет, а тепло и воспоминания о детстве греют до сих пор. Светлый человек. Да святится имя его... Пасмурное, будто застегнутое на молнию московское небо. Бесконечные ряды крестов и памятников. Белая гвардия и красные офицеры, священники и чекисты, художники и поэты. И просто обычные люди. Все здесь. Сколько жизней и судеб погребено, сколько сыгранных ролей! Мистерия жизни: все зрители и все участники. Сценариев бесконечное множество, а ролей всего две - найти Бога или распять его в себе, в других. Эти люди подарили нам все, что смогли и успели. Остальное, весь свой мир - чувства, желания, мысли - забрали с собой. Осталось послесловие и святая тишина. Так бывает в театре, когда закончился спектакль. Отшумели аплодисменты и крики "браво". Зрителей уже нет. Ушли актеры, сняв пропитанные страстями костюмы. По стенам еще бродит тень короля, и угасает эхо вечного вопроса принца. Тишина висит высоким пережитым смыслом, и... только участвовавший в спектакле белый конь одиноко стоит на сцене. Грустно смотрит он в пустой зал на глубоко задумавшегося режиссера, сидящего в кресле, да тихо постукивает шваброй уборщица. Так и на кладбище. Пусто. Ушедшие в мир иной оставили свои простреленные, истерзанные и потрепанные жизнью одежды, и лишь одинокая старушка убирается в оградке. Тихо и свято. Гардеробная Бога - собрание старых, оставленных на хранение одежд. Каждая из них в единственном прекрасном исполнении. Памятники - только ярлыки на них, бирки с указанием имен и сроков ношения этих вещей. И кресты - знаки того, христианин ли был человек? На некоторых могилах стопки с водкой. Как странно, наливать водку тому, кого здесь нет. Мы приходим домой, снимаем верхнюю одежду, вешаем ее в шкаф и не задумываемся, как чувствует она себя, хорошо ли ей, о чем она думает? Мы там, где наши чувства, наша любовь и боль. Если мы не видим человека, - это не значит, что его нет. Просто его нет здесь. Временно прервалась связь. Связь нарушилась... Помолитесь об этом человеке. Если это писатель, то читая книгу, вы ощутите присутствие автора: он сам прочтет свое произведение. Представьте на минуту: Ахматова читает Вам (и только Вам) свои стихи. Или Достоевский делится с Вами личными переживаниями. В музыке, театре и кино то же самое: лучшая музыка исполняется именно для Вас, понравившийся фильм или спектакль играется также для Вас. А знаменитый актер поделится историей своих побед и поражений. Кладбище, как изрытая окопами могил жизнь. Казалось бы, вот и все - конец! Как будто стояла рядом с ямой расстрельная команда. И вроде уже прозвучал залп, но тихо звякнул колокол в церкви. По неведомым причинам казнь отменилась. Высокое помилование. Освобождение всех. Тех, кого убивали, и кто убивал. В одну кучу свалены короны и лохмотья. Люди побросали на землю оружие и ушли. Отмененная Богом казнь, и приглашение к Вечности. Господь позвал на другое действие - туда, где в него верят и видят его все. Тихо, никого нет. Только негромко звучит колокол. В церкви идет служба... Святый Боже... Святый Крепкий... Святый Бессмертный... помилуй мя... Православие - прихожая Бога на Земле. Поставленные на канун свечи стоят ровными рядами. Христово воинство. Иконы, как окна другого мира, льют тусклый свет. Тусклый, потому что мы слепые, не видим Бога. Обрыв связи... За святыми "окнами" ушедшие люди. Очень переживают и молятся за нас. Наши слезы летят в небо треугольниками писем. Корявым почерком совести мы царапаем адрес: "Богу". Он обязательно передаст их, вручит каждому лично. И вернет ответ, не страшной безнадежной похоронкой, а светлой и радостной вестью о Небесном городе, "...приготовленном, как невеста, украшенная для мужа своего. И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...". Серое небо полощется старой потрепанной афишей. Крест на храме золотым пером пишет на ней имена. Постукивает клювом ворона, как дирижер палочкой. Слышите? Там, за афишей, готовится интересное представление. Сценарий пишется здесь - на Земле. Сгорбленным тянущим руку билетером прислонилась к воротам старуха. Моя смятая десятка контрамаркой ложится ей на ладонь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли... Тихо. Никого нет, все ушли. Белый конь одиноко стоит в поле. Задумался о чем-то Режиссер... |
|
|
Дата публикации: 04.11.2009 06:11 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Хорошо, что эта вещь короткая. Извините, что так сразу с критики: но еще немного вы бы ее потянули - и уже был бы перебор. Кончились бы мысли, повторялись бы сравнения. Когда ваши сравнения в первый раз встречаешь в тексте - они потрясают ("застегнутое на молнию небо"). А потом какие-то уже кажутся излишними, какие-то повторяются. Вообще, тоскливая эта вещь, пасмурная - как то небо. Но не хватает намека либо на полную скорбь, либо на радостные избавления - ни одна из линий сюжетных (только по моему) не дотянута. Такой ровный, хорошо написанный, серый дождь. В сравнении с вашими же "Бог еще может передумать" и "Бабой ягой" эта вещь, кажется, проигрывает. В тех рассказах есть какая-то своя мудрость - очень просто написанная, легко рассказанная и аккуратно за сюжетом спрятанная. А здесь кроме этой самой мудрости, но уже выставленной, ничего и нет. Простите, если чем задел. Мне понравилось, но... Чего-то не хватает. С уважением. | | Вот и классики потянулись ко мне, убогому... Польщен. Спасибо Борис... Вы ведь Борис..? Нет, правда... я очень благодарен Вам за дельную критику. Очень жду Достоевского и Булгакова в гости. С уважением. Сергей. | | Ладно вам ерничать. Можете считать, что я потому и "наоборот" классик, что сам ничего не умею. А Федя с Мишей хотели тоже к вам заглянуть, да скончались... В общем, если критика действительно показалась вам местами дельной... Если же нет, то и не обращайте внимания. С уважением... Алексей. | | Алексей, да я же по доброму. Мы все немного наоборот. Мрачноватый немного рассказ получился. Согласен. Но по сути своей верный. А дождь не может идти вечно. За пасмурным небом солнце. За потрепанной афишей ярчайшее представление. Наверное не смог донести. С уважением. Сергей. | | Да я понимаю, что по-доброму. Я тоже ведь не серьезно. А рассказ... Нет, мне он не показался мрачным. Он именно пасмурный - как то застегнутое небо. Меня потому и поразило это описание - одной фразой, легкой, понятной вы схватили сразу всю суть рассказа. И жаль, что оно не вывернулось дальше в нечто большее, хоть и могло. | | Еще вывернется Алексей, еще все получится... И у Вас и дай Бог у меня... И свое имя Вы будете писать не наоборот, а как правильно. Все так. Это лишь черновики, рабочие записки нашей жизни... Вдохновения Вам и творчества. |
|
| | Сергей! При всем моем оптимизме, мне понравилось. Иногда нужно остановиться и задуматься о смысле жизни... И когда нас как следует тряханет, мы это делаем....(Как говорится пока жареный петух...) Я тоже задумываюсь, если будет время загляни..Есть одно из последних -"О, если б я могла оъять.." , ну и конечно же весенние о ЛЮБВИ, без нее ведь никак нельзя в жизни... С симпатией и уважением, Галина. | | Галя, доброго времени суток. Огромное спасибо за рецензию, за тепло. Очень благодарен. Конечно загляну к Вам и с удовольствием. Сергей. |
|
| | Я получил настоящее читательское наслаждение от рассказа. Крепкие добротные образы, сравнения, заставляющие сильнее задуматься о смысле происходящего. Только руки крестов царапнули и изрытая окопами могил жизнь. Для меня окоп - это средство защиты, и получается, что жизнь защищается от чего-то смертями... | | Здравствуйте Петр. Спасибо за теплый отзыв. С уважением. Сергей. |
|
| | для души ваша миниатюра... задумываться заставляет, а мать иногда о духовности -надо | | Надежда, здравствуйте. Спасибо за внимание ко мне. Вы правы - думать о духовности нужно. Всегда. С уважением. Сергей. | | ой... опечаталась... "думать" там надо было :-)))))) | | Ничего страшного Надежда. Я все правильно понял. |
|
| | Хороший рассказ, Сергей! И вовсе не тоскливый, в нем только и говорится о надежде! А то, что доброе предостережение:" Помни о смерти" часто воспринимается, как желание отравить радости жизни, так это всегда так было. Тебя это заботит, и что мог ты для нас сделал. Вот кто хочет, тот услышит. Я надеюсь. что есть такие. Саша. | | Саша, привет. Спасибо за отзыв, за тепло. Держись там братан, не унывай и не грусти. С теплом. Сергей. |
|
| | Лицо, будто затянутое тяжелыми тучами...распахнутые руки крестов...голос, как сдавленная пружина...застегнутое на молнию небо...тишина - высоким, пережитым смыслом...гардеробная Бога...небо потрепанной старой афишей...крест на храме, золотым пером...да за одни эти образы я готов простить автору и гнетущее давление кладбищенской обстановки на светлую память, и напрасное ожидание концевой оптимистичной ноты повествования. ... Майские поминальные дни в моей памяти никогда не были щедры на идеальную весеннюю погоду. Если солнышко - значит, прохладный, пронизывающий насквозь, ветер. Если тишина и скорбный покой - значит, монотоннно-жалостливыйдождь, напоминанием о бренности существования, если стопка водки на очередном холмике с цветами - значит, кто-то кого-то не долюбил, или что-то не доделал в этой суетной скоротечной жизни... Лично мне понравилось. С уважением Лекса | | Александр, спасибо за такую развернутую рецензию, за внимание ко мне. Вы правы - солнца и оптимизма в конце маловато, вернее совсем нет. Все спешу. Очень благодарен Вам. С теплом и уважением. Сергей. |
|
| | Сергей, еще раз доброе утро! Вы опять дали возможность о многом подумать. Я частенько к Вам заглядывала в надежде, что такой случай предоставится. Спасибо! Что меня поразило прежде всего - это собственное очень спокойное и умиротворенное восприятие всего, о чем Вы написали. Это, правда, странно, потому что обычно я очень чувствительна ко всяким "мрачным" образам и сравнениям. А тут... будто спокойно рассуждаешь об уборке, которую не хочется делать, а все равно придется. Это честный разговор с самим собой о том, что есть и что будет, это размышления, направленные прежде всего на самого себя. И чем яснее и правдивее ты поговоришь с собой, тем счастливее будет жизнь Здесь или Там. Мрачно? Совсем нет. Просто спокойно и честно. Очень близки оказались Ваши рассуждения о писателях. Совсем недавно, перечитывая Теффи и Аверченко, поймала себя на мысли, что искренне возмущаюсь или соглашаюсь с ними именно как с людьми, а не с авторами конкретных произведений. Ох и разнос мы им устроили с подругой по некоторым статьям - человеческим, между прочим, а не профессиональным. И жалко их, и порадовать чем-нибудь хочется... чтением их рассказов, например! Еще раз спасибо за рассказ. Он у Вас получился очень органичным. Такие состояния должны быть у человека, а такие произведения - в творчестве писателя. С уважением, Арина. | | Арина, добрый вечер. Спасибо за такую доброжелательную рецензию. Очень тронут. Вы правы - я не хотел делать расказ мрачным. Совсем нет. Я думал сделать его немного грустным, но теплым и светлым. Не все получилось. Я никогда не бываю довольным и этот рассказ тоже считаю черновиком. Поспешил. Очень непростая тема, чтобы писать ее быстро. Такие вещи можно писать всю жизнь. Спасибо Вам за внимание ко мне. Немного буду посвободнее, зайду на Вашу страницу. Мне близко то, что Вы пишете. С теплом и уважением. | | Спасибо, Сергей, буду рада всегда. Опять перечитала Ваш рассказ... Все получилось именно так, как надо. Эта тема действительно серьезная, и будут написаны другие вещи о том же самом, но по-иному. Тем более, что у каждого человека в разные периоды жизни разные эмоциональные запросы. Для кого-то - в точку, для кого-то - мимо. Писатель отдает, читатель, по потребности, потребляет. "Книжки разные нужны, книжки разные важны". Еще раз - за рассказ - искреннее спасибо. Арина. |
|
| | Сергей, это не рассказ, конечно же, по форме, а эссе. О содержании, кажется , сказали всё. Мне очень произведение понравилось. "Остановиться..., оглянуться..." Что же касается грамматики.... Знаки препинания явно Вас не слушались. И причастия наезжают друг на друга. Немного почистить - и всё. Прекрасное эссе! Спасибо за удовольствие наслаждаться Вашими образами. | | Людмила, огромное спасибо за внимание ко мне и разбор текста. Очень благодарен Вам. Постараюсь все исправить. С уважением. Сергей. |
|
| | Привет. Извиняюсь - у Христа нет воинства, музей Ахматовой не выдержит комммерческое начало, а СПб Достоевского не входит в план Мэрии по туристуризированию града на Неве. Ваше творение есть продукт, сформированный личной психикой на основании полученной эрудиции. Всё остальное - эмоции, какие изминяются во времени и пространстве. Примешивать к этому похоронные моменты - не справедливо. спектакль ещё не закончен. С ув. Сергей | | Здравствуйте. Как я не люблю такие рецензии - пустые, никчемные, написанные только для сотрясания воздуха. Понимания в них - ноль, знаний -и того меньше. "у Христа нет воинства".... "музей Ахматовой не выдержит".... Вы о чем? Вы где? Вы хоть поняли о чем рассказ? В богословский спор с Вами вступать не хочу, так как понимаю, что Вы в этом человек невежественный. Скучно... Мне можно не отвечать. Неинтересно и грустно... Сергей. | | Привет. На счёт грусно - согласен. На счёт не интересно: чтобы масла в огонь подлить, будте добры (на досуге) не поленитесь, сделайте рецензию на "Сны еретика". Такое впечатление, будто вы отстаиваете либо глубоко личное, либо святое что и чихнуть нельзя. Такая эмоциональная реакция на комментарий может быть либо у эстэта, либо у человека с обострённым чувством справедливости, либо с мироощущением (-), либо закомплексованным напрочь. Возможно на автора(меня) повлияла профессия. Но. На этом, и ещё трёх лит. сайтах где представлено творчество автора царит Великая Тишь. В комментариях одни приветсвия, чмоки, благодарности за добрые слова и остальные приятные поглаживания. Занимаетесь самолюбованием - зелёный свет, только, это ещё более скучно и не интересно, чем дерзкий или наглый вызов. Что до невежества, тут вы правы. Вот только не человек, а андроид, живущий по программе. Есть цель, от неё задачи, я выполняю эти задачи, остальное вторично. Приношу извинения, за то что заставил вас расчувствоваться. Надеюсь, до слёз дело не дошло. Творческих успехов! | | Привет! Действительно, заставил меня расчувствоваться: смеялся до слез! Вы проделали огромную работу - поиски в Интернете, анализ текста и личности автора. Право, стоило ли так перетруждаться? Но спасибо огромное за это. Вы не поняли самой сути рассказа, даже приблизительно. Чего стоит только одна фраза: - У Христа нет воинства. Об остальном просто скучно говорить. Почитайте книги, посмотрите в Интернете. Найдете много интересного. И чихать можете сколько угодно, чихайте на здоровье. На каждый чих не наздравствуешься. Спасибо за добрые напутственные слова! И Вам успеха в творчестве! Сергей. | | Здравый ответ, возможно в комменте я перегнул, но тема Бога и Веры мне тоже близка. Как это выглядит со стороны - не знаю. Но. Опять же, не поленитесь, прочтите "сны еретика" и сделайте рецензию(если будет время), мой рассказ полная противоположность вашему. Для ассортимента прозы - это нормально. С ув Сергей. |
|
| | Сергей, очень люблю читать ваши рассказы, но после этого рассказа - грусть. Может оно так и надо, когда начинаешь думать об ушедших из этого мира, о сыгравших свою роль. Они там уже видят Бога, а мы все еще слепые..... Есть над чем подумать, спасибо вам. Татьяна | | Татьяна, здравствуйте. Рад Вам. Спасибо за внимание ко мне и тепло. Да, грустно, но это в жизни присутствует и нужно помнить об этом. Извините, если навел на Вас тоску, не хотел. Поклон Вам. Сергей. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |