Приблизился срок подачи "пятерки лучших" в конкурсе «Жизнь и смерть» в номинации «проза» и нужно, невзирая ни на что, собрать в одно целое все начитанное, замеченное и выделенное, чтобы, во-первых, не напрасными были все «жертвы», недосыпания, огорчения, восторги, а во-вторых, чтобы выполнить условности Правил этого конкурса. Но ничего не сделаешь. Прочтены все тексты. Жаль, что только около 20% размещенного можно было выделить и рассматривать их как кандидатов в заветную пятерку. Своеобразный «рейтинг-лист» я составлял по мере чтения, внося в него понравившееся. Объем не позволял возвращаться, перечитывать, отсюда субъективность рецензий и результатов. Тот, кто читал все тексты, меня поймет. Итак, поехали! 200 текстов, 111 авторов. По-моему, это самый объемный конкурс за все время существования портала. Правило простое: берешь что-то себе – будь готов отдать. Иногда часть жизни. И, возможно, не своей. Как узнать, за что платить придется? Это только интуицией. Слушай подсказки, замечай. Рассказ цельный. При кажущейся простоте и обыденности – глубокий и философский. Несомненно, кандидат в «пятерку». Хорошая проза. Серьезная. Проза-исследование. Язык несколько тяжеловат, но это только в местах-разъяснениях, в местах-затертости-до-дыр. Суеверная правдивость и ускользающая вера. Обреченность предвидения. Но не для каждого. Кто-то сможет только озабоченно потереть затылок. Узнаваемый Стиль Михаила. Подумалось: а что если соединить мой текст «Он любит троицу» и этот, Михаила? И как-то совпало. Завертелось что-то вроде «юморной философии» во время перехода из лета в весну через КПП Шутника. Шучу. Тексты автора кроме иронии к месту и смыслового юмора наполнены еще и басенным выводом-резюме. Читайте, да «обрящите»! Давно не испытывал такого восторга от окончания. Так хорошо иметь в запасе вечность! Замысел хорош. Исполнение – подчистить бы. Форматирование – ни к черту, а подача имеет большое значение. Да что я придираюсь к несомненной удаче?! Отлично! Эх, люди. Учиться жить никогда не поздно. У собаки?! Если нужно, у собаки. У листа, у капли, у ветра, у собаки, у волка, у лиса… у кого угодно! Красивый грамотный язык. Сопереживание до тонкости оттенков чувства. Возникает улыбка доброты, когда читаешь этот текст. Очищение, умиротворение, надежда – оживают и пробиваются ростками. Его нужно прочесть вслух детям, после того как несколько раз проговорить его про себя, наедине с собой и своей жизнью. Вчитайтесь. Там наше самое хорошее и уже несколько запыленное. Один из лидеров конкурса. Хорошо выстроенный рассказ, немного категоричный по установкам, но живой, правдивый. Вернее, честный. Хоть я и не согласен с «каждое предательство должно быть искуплено, даже ценой смерти», но понимаю автора и его героев. Если живешь по любви, то действия, даже в обычной, обыденной жизни становятся в одну категорию с жизнью и смертью. Жить или не жить – это не выбор, это возможность выжить… И еще. Уметь так подать тему, чтобы у читающего сложилась полная иллюзия, что автор… цирковой! Или армейский. Или врач. Нужно обладать тем, чем обладает автор – умением чувствовать себя в любой теме свободно. А это не только талант, но и… работа. И не важны многие «почему» и «откуда», «зачем» и «сколько». Движение к смерти – это жизнь, говорят философы. Иногда сама смерть не имеет никакой связи с той жизнью, которой ты жил. Здесь же – связь прямая, даже символическая. Пусть она немного прямолинейная, выпуклая, пусть. Алкоголь соединился с кровью, то есть с жизнью. А в результата? Только лужица на асфальте. Легко читаемый прозрачный рассказ. Странно, но в конце нет тяжести, хоть здесь конец – это смерть. Да, сделано мастерски. В таком коротком повествовании сказано очень много. Написано больше для того, чтобы думать, а не чувствовать. Но происходит удивительная вещь: смысл рождает чувства! А чувства заставляют понимать написанное по-новому, заглядывать под написанное. Символизм? Нет. Все, что между жизнью и смертью. Великолепный образ - память-библиотека! А по большому счету, это... план большого произведения. Хотелось бы, прочитать и "Первая любовь", и "Ошибки", и "Друзья". И опять образность перетягивает канат, выигрывает. Показалось скомканным завершение. Вряд ли кто знает, как ее писать - Смерть. Труднее было заставить ее жить. О мечтах – это отдельный разговор. Только перечисление их – уже почти самостоятельное произведение. «Мои мечты. Мои золотые ангелочки, ускользнувшие из рук, бесята, предававшие меня. Ай-ай-ай, сколько у меня было мечтаний – бесценные рукописи, бесполезные и вдохновляющие. Даааааааа, я мечтала стать актрисой. Долго мечтала пойти на курсы. Так до сих пор и мечтаю. А вот я мечтала написать книгу. Ой, сто раз начинала, но тоже не сложилась. Мечтала завести большую собаку, да всё не до этого было. В кругосветное путешествие на корабле – нет, в другой раз. Встретиться с Мадонной Заняться любовью с геем Жить рядом с братом Купить маме квартиру Родить ещё девочку Построить огромный развлекательный комплекс на лимане (ой, ну ладно, это была мечта на двоих с братом!) Погулять по крыше под звёздным небом Пойти на латиноамериканские танцы и йогу Сделать ремонт своей мечты Уехать в горы Мексики и к тибетским монахам Изучить все религии мира Научиться астральной проекции и перемещаться во времени Найти смысл жизни…» Потенциал образности поражает. Автору нужно побороться со штампами и с построением текста. Текст должен напоминать ткань, пусть и с дырками, но трепещуюся на ветре: знаменем, платком, парусом, листом, полотенцем, простыней, шелковыми трусиками... чем угодно. Остается только выбрать. Близкая проза. Интересна способом выражения. Только вряд ли написанное автором будет восприниматься читающими однозначно. Сильно зависимо написанное от того, кто, как и в каком состоянии будет читать. Согласен с теми, кто уже прочел – это поэтичная проза. Способ написания на контрастах всегда вызывает мгновенную реакцию. Заставляет додумывать, делать выводы, к которым автор подтолкнул. Когда читал, ожидал второго уровня ожидаемого. Кажется, что не все сказано, не все просмотрено. Необходимо продолжение. Нет, расширение повествования. Встречал раньше прозу Дмитрия. Знаю, что автор пишет хорошую прозу, по классическим канонам построения, всегда задумываешься над окончанием. Про таких авторов говорят: «хороший рассказчик». Вспоминается проза тех, кто умел хорошо рассказывать – А. Чехов, В. Шукшин, Ю. Казаков, М. Зощенко. Читающему не скучно, когда открывается книга рассказов такого автора. Именно, рассказов. Короткая форма не позволяет эксперименты с русским языком, с чувствами, с наблюдениями. Смысловая, акцентированная выраженными контрастами, одновременно обычная, и в то же время, немного остросюжетная и символическая проза. Акценты так расставлены, что у впечатлительного читателя может в некоторых местах перехватить дыхание. А вроде бы, ничего особенного: автобус, дети, воспитатель, разговоры, шофер… А оказалось, умерший отец почти ангел хранитель для своего собственного сына. Так вот. Понравилось наполненность! Просто светлая проза. О смерти светло – это надо уметь. Грустного в жизни побольше веселого. Писать об этом, не зацикливаясь на мелочах, на держащих за живое крючочках… Это хорошо. Специально упрощенное легкое повествование, специально отодвинутые от обычного понимания обычные частности, продуманный и выверенный путь к намеченной цели-выводу – вот что отличает прозу Наталии Балуевой. А если учесть и добавить к перечисленному тонкость восприятия различных психологических нюансов, то пройти мимо написанного не получится. Чуть больше внимания к мелочам, которых в писании не бывает, и все будет. По крайней мере, мне не видится ни одной невыполнимой задачи для этого автора. Жизнь, вера, надежда, любовь… смерть. Написанный рассказ не совсем «входит в формат» конкурса. Это вопрос. Большой. Он один из самых близких к теме! Рождение… смерть. А между ними – жизнь. Жизнь Сьюзи спасает от смерти писательницу. «Вера. Что для нее значила вера? Она могла верить только себе, и никакой стервец, типа моего бывшего мужа, не выжег бы из нее эту веру, поскольку тот мир, который она не видела, но в котором жила, был воспринят ею самой, прочувствован и изобретен так, как решила она. Решила и поверила. И никто не мог ее обмануть, потому что другого мира она не знала. Надежда. Надеяться ей было не на что, абсолютный ноль. Она это понимала. На богатство? На принца? На исцеление? Бесчисленный список безответных вопросов… И ее безнадежность была так истинна и так глубока, что становилась самой великой из всех надежд мира. А любовь. Я думаю, она любила эту жизнь – Сьюзи слишком многого не видела из того, что могло заставить ее разочароваться в жизни…» Неужели, чтобы счастливо жить в этом мире… человеку нужно рождаться слепым? Вот именно такие рассказы, по манере, по загадке, по фатальности и внутреннему напряжению и яркости, мне кажется, должны были бы вершить этот конкурс. Жизнь и смерть. Вопросов хоть и убавилось, но ответов не стало больше. Просто они другие. И результаты разные. Итоги. Смотря кто с кем уйдет… Странно, но ни одного отклика проза интересного автора в рамках конкурса не получила. 84 читавших – и ни одного мнения? Скорее всего, подавляющее большинство было тех, кто заглянул, не читая. Неужели, это судьба всей «широкоформатной» прозы портала? А это стоит прочитать. Странные сны, странная смерть. Только выводы делать каждому. Это произведение требует отдельного взвешенного анализа. И это все. Теперь непосредственно «пятерка». Живем, пока наша игра со смертью остается игрой. Серьезность наступает, когда нужно подводить итоги. 1. Донец «Сьюзи» 2. Сол Кейсер «Здравствуйте, дяденьки и тетеньки» 3. Nemets «Грёб» 4. Фомин Егор «Закончить и уйти» 5. Г. Нейман «Рыжий ребе Мотл» И те, тексты, которые не отметить я не могу: - Николай Акрин «Лет» - Я.Н.А. «Мгновение» - Iona «Хрюмз» - Дмитрий Зотиков «Фартовый пятачок» - Игорь Кит «Поездка к озеру» Пишите чаще. Удачи! |