При анализе этой миниатюры-матрёшки (ММ) важно понимать «с какого конца редьку есть»... Вообще-то первая строка по смыслу это последняя, финальная... в ней заложен фигуральный смысл и поэтому строка «прочитывается» как плотская мантра или лучше эротический всхлип... чёрная икра — мощнейший афродизиак... почти все оценивали форму, а не содержание, от этого не понятно, что оценивали... в заглавии весь «сакральный» смысл, понятый правильно (надеюсь) только ЯК. В анализе ММ отмечен исключительно только формальный подход. Поймать реальные оценки можно только на контрапункте того, что критик хотел сказать, но так и не сказал. А что же он не сказал. Он не сказал, о чем эта ММ, только ли о еде, брутальном и со смыслом накрытом новогоднем столе… где может быть и перебор, и излишняя изысканность блюд, дополненных и случайными атрибутами и гастрономическими артефактами. Зачем этот сумбурный изыск, для чего задумана такая инсталляция. Ну во-первых это должно быть живописно… Напомню, «искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно». Живописная эротика или эротическая живопись как кому будет угодно, но это всё не в лоб, а через (если хотите) эстетику кулинарной экзотики… хотя и не только, например, случайный гиацинт здесь вовсе не случаен… в Древнем Риме, его считали цветком радости, веселья и молодости. Девушки и женщины вплетали в прически цветки гиацинта, используя их опьяняющий аромат для привлечения мужского внимания. Они хотели не только привлечь, но объясниться друг другу в чувствах, поэтому гиацинт также считался символом любви и верности. Что касаемо антуража и живописности кулинарного (и не только) слюноотделения, то все здесь к месту: и чёрная икра, и сыры и… устрицы – эти моллюски пользуются заслуженной славой. О них с восторгом говорили и Казанова, и Наполеон… и Рабле, и Вольтер. Высокое содержание фосфора и цинка укрепляет их репутацию, делая их полезными в сексуальном отношении как для мужчин, так и для женщин. Многие врачи поддерживают и даже одобряют употребление устриц как возбуждающей пищи. А трюфели являются лучшей возбуждающей пищей, оставляя позади даже икру и устрицы. Их никогда не удавалось культивировать, что сгущает вокруг них мистический ореол и повышает их цену. В древнегреческих и древнеримских рукописях есть рецепты приготовления трюфелей, превозносящие их возбуждающие свойства. Вот такая палитра вкусов и гамма эффектов собрана за «этим» новогодним столом. Искусство слова и нестандартного воображения способны накрыть такую новогоднюю поляну даже без пресловутой ели… заменив существительное на сказуемое… и рассказать под хорошую закуску не обычную новогоднюю историю, а волшебную застольную сказку… Кто-то скажет, что «брать от жизни всё» не совсем правильно и не рационально, надо брать только самое лучшее, на худой конец только хорошее… но сюжет не о том… не о потреблении, а о том, что надо отдать как можно больше тому, кого ты любишь… подарить ему праздник жизни на все сто или даже двести… изобильное застолье не просто антураж новогоднего свидания, а желание предложить всё возможное на выбор… ведь можно съесть много и без особого удовольствия, а можно ровно столько сколько душа пожелает… Естественно, не буду объяснять о чём же это стихотворение. Достаточно того, что в нём столько артефактов наводящих на любую доступную трактовку заложенных в нём смыслов. Уточню только жанровую направленность. Это не любовная лирика, но очень близкая ей. Символика ММ: Лимон: символ верности и любви (плодоносит в течение всего года). Шампанское – икра: символы богатства и благополучия жизни. Сыр: достаток и тонкий вкус. (Дали говорил, что часы на его картинах — это «камамбер времени и пространства»). Морской гребешок – символ женского начала. Гиацинт - символом любви и верности. Бриллиант: радость и позитивная энергией, помогающие победить печаль и депрессию. С ритмикой здесь всё в порядке. Это авторская ритмика, как и сказал критик «автор неплохо владеет техникой на уровне математики». Этого вполне достаточно, ведь не соблюдение строгой формы — не значит её отсутствие, возможно и смешение размеров. Поэтому неосторожно делать слишком решительный и безоговорочный вывод, что «ошибаться в трехстопном ямбе было бы совсем плохо». Плохо было бы, если красиво скачущая галопом лошадь стала считать шаги, вероятней всего она бы через пару шагов просто упала, сбившись со своего внутреннего ритма…Очень многие полагают, что размер — это количество слогов в строке и при проверке размера начинают скрупулёзно подсчитывать их количество, пытаясь добиться равенства. Это верно лишь отчасти и лишь в том случае, когда рифмы в стихе только мужские или только женские. Кроме того, укорачивание чётных строк на стопу, а то и две в определённых случаях полезно, естественно и придаёт стихотворению как персональную оригинальность, так и дополнительный динамизм. Очень часто ошибочный подход к оценке поэзии заканчивается исключительно анализом размерности стиха. Вот это действительно плохо. А зачем тогда писать стихотворение, если начинать это делать с выбора готового размерного лекала (классического образчика или ещё лучше авторитета стиха) и заканчивать скрупулёзным подсчетом слогов. Абсурд, да и только. Хотя и такие, наверное, есть. Флаг им в руку. Очень важна (для автора) музыкальность стиха, а не размерность. Поэтому кто не слышит его музыки тот считает слоги. И тому, естественно, требуется особая транскрипция и знание не одного иностранного языка, чтобы услышать, как правильно ритмически его прочитать. Особенно если он к тому же достаточно средний читатель. Плохо если у автора текста нет музыкального слуха – совсем. Ну, скажем, «медведь на ухо наступил». Остаётся только, считать слоги или использовать прочие подпорки (готовые клише и лекала). «Потрясают» авторы (не имеющие ни слуха, ни голоса), начинающие тренькать свою «нетленку» под гитару. Печально, но понять можно. Сейчас только ленивый этого не делает. Но если Бог дал, то ради Бога. А если не дал? Напоследок всем понятные слова Александра Сергеевича, о том или ином выборе темы, размера, персоналий и т. д., то есть… зачем то, зачем это?.. «Затем, что ветру и орлу И сердцу девы нет закона. Таков поэт: как Аквилон, Что хочет, то и носит он - »… Бери от жизни всё Что жизнь… игра? Икра!.. вдвоём на Новый год – просекко, трюфеля и устрицы с лимоном, рокфор, грюйер, дорблю (где омут, а где брод) и блан де блан шампань с иберико хамоном!.. Морские гребешки – рецепт аристократа, (всё то, что я люблю и то, что любишь ты), колечко в бланманже с брильянтом в три карата, в лафитнике со льдом случайный гиацинт!.. В занозах острых ель, свечей венчальных плач (ты веришь в мишуру и шумные хлопушки), спит ветреный апрель – чудес зимы палач, весенних теплых дней проказник и наушник!.. Любимая, поверь!.. в уловках аппетита, бери от жизни всё (я заодно с тобой)… вдвоём на вираже в ловушке лабиринта – прими всё так как есть – di vivere la vita, piu che puoi! * *– взять от жизни по максимуму |