Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал Литературно-издательского проекта «Пишущая Украина - 2010»

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи Автор: Елена Пышенкина
Объем: 7526 [ символов ]
ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА . Часть 1
Венок сонетов с необыкновенным названием был написан в 1909 г., опубликован в следующем году (в составе первого сборника стихов) за несколько месяцев до 33-летия автора. Мастер сонетов, Волошин одним из первых в России создает цикл сонетов в форме венка. Стихи отличает безукоризненность формы. Они очень выразительны. Но кроме «пластичной и красочной изобразительности» в них чувствуется страстное желание автора поделиться тем, что открылось ему за время длительных исканий самого себя. Об этой стороне цикла (в смысле понимания читателями) так вспоминает он в 1925 г. в «Автобиографии»: «религиозный и оккультный элемент казался смутным и непонятным, хотя и здесь я стремился к ясности, краткой выразительности". Увлечение Волошина теософией, а в дальнейшем антропософией проходило, можно сказать, в момент зачатия последней: с основоположником антропософии Р.Штейнером он лично знакомится в 1905 г., посещает его лекции. А простым читателям вряд ли было ведомо основополагающее понятие теории: «Жизнедух», – который переносит душу человека от одного бытия к другому и подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней. То же самое можно сказать и о читателях 80-х годов прошлого столетия, когда наследие Волошина стало потихоньку всплывать на поверхность литературной жизни. Ведь тогда мало кто имел представление о какой-то там антропософии – все оккультные теории признавались псевдонаучными.
За последнее время многое изменилось: издается журнал «Антропософия и современный мир», функционирует сайт «Антропософия в России», в каталоге которого можно найти бесчисленное множество работ по данной теории. Вопрос лишь в том, можем ли мы, окрыленные соответствующими знаниями, сбросить флер тайн, окутывающий цикл. Ниже постараемся ответить на этот вопрос.
Проблема усугубляется еще и тем, что Волошин не был реалистом в поэзии, точнее, он был символистом, а еще точнее, был близок по взглядам к дионисийскому, петербуржскому уклону в этом течении, которое возглавлял Вяч. Иванов. Что это значит? А то, что поэты-символисты в стихах выражают в основном свои чувства и переживания с помощью отвлеченных символов-образов. А у конкретного читателя эти образы могут вызывать совершенно иные ассоциации, и, следовательно, смысл стихов представляется ему совершенно другим. В этом отношении очень показательна история с незадачливым поэтом из рассказа К.Чапека «Поэт», ставшим свидетелем одного дорожного происшествия: машина сбила старушку. Ничего путного в полицейском участке он сказать не мог. Положение спасли стихи, родившиеся под впечатлением события:
… О шея лебедя!
О грудь!
О барабан и эти палочки –
трагедии знаменье!
 
И только анализ образов, проведенный САМИМ автором, помог воссоздать всю картину. Оказалось, что шея лебедя – это цифра «два», грудь – три, а барабан и палочки – цифра «пять». А в итоге получился номер машины, сбившей женщину…
Начнем с самого начала, а именно, с названия. Corona Astralis в переводе с латинского означает «звездная корона» или «звездный венок». Думаю, название очень подходящее, если учесть космический характер первого сонета:
В мирах любви неверные кометы,
Сквозь горних сфер мерцающий Стожар –
Клубы огня, мятущийся пожар,
Вселенских бурь блуждающие светы…
Мы правим путь свой к Солнцу, как Икар..., –
пятого :
Полночных Солнц к себе нас манят светы…
В колодцах труб пытливый тонет взгляд.
Алмазный бег вселенные стремят:
Системы звезд, туманности, планеты.
 
От Альфы Пса до Веги и от Беты
Медведицы до трепетных Плеяд –
Они простор небесный бороздят,
Творя во тьме обеты и свершенья… –
и упоминания Луны, Солнца и некоторых планет в 3-м, 6-м, 9-м, 13-м, 14-м сонетах.
Но здесь надо учитывать сильное влияние на мировоззрение Волошина тех лет антропософии Штейнера, который полагал, что человек – гражданин трех миров: своим телом он принадлежит миру, воспринимаемому органами чувств; душой он создает себе собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих миров. А в русскоязычной оккультной литературе Astralis переводится, вне строго астрономического контекста, словом «астральный», что значит: относящийся к миру эмоций и чувств человека. И действительно, весь цикл пронизан «слепым мятежем», «безумьем снов», «болью внежизненных обид», «ветрами тоски», «срывами воль», «темными восторгами расставанья». Благодаря слову, имеющему, можно сказать, два противоположных значения, в названии примиряются (а возможно – противопоставляются) две сферы – физический мир и мир души. Отсюда можно сделать вывод, что в произведении пойдет речь о двойственной природе человека.
Форма рассматриваемого произведения (венок…), повторяясь в названии ( corona), уже сама по себе определяет содержание как замкнутую цепь определенных воплощений. Такое удивительное единство формы и содержания очень характерно для творчества Волошина.
Считается, что в этой работе отражено мировоззрение Волошина, и оно существенно отличается от прописных истин оккультных и религиозных знаний. В своем дневнике поэт отмечал: «проповедь дает созревший плод - чужой. А в душе надо только зерно, из которого может вырасти дерево, которое принесет этот плод». В цикле раскрывается смысл жизни, но не без помощи всех тех многочисленных знаний, которые получил студент-недоучка (в 1900 г. решает оставить юридический факультет Московского университета) за годы странствий по Европе, кропотливого самообразования и общения с известными деятелями культуры и науки.
На обывательском уровне ответ на вопрос «в чем смысл жизни?» зачастую сводится к поиску неуловимого счастья. На уровне людей, умудренных опытом, не раз сталкивавшихся с непреодолимыми трудностями, ввергнутых в пучину безысходности, единственным способом устоять является обретение Бога. И наконец в рамках многих эзотерических теорий смысл отдельной человеческой жизни – способствовать очередному восхождению Духа, временно погруженного в материальную оболочку. А. Безант, являвшаяся главой теософского общества, от которого отпочковалась антропософия, в книге «Загадки жизни и как теософия отвечает на них», пишет: «Он <Дух> изошел от Бога чистым от греха, но лишенным виденья и бесполезным за пределами высокой области своего рождения; возвращается же он после своего долгого странствия мудрым и сильным Сыном Бога, готовым внести в грядущее свою долю как исполнитель Божественной Воли, как участник в непрестанно расширяющихся пределах сознательного служения».
Волошина вряд ли можно назвать обывателем, не был он и фанатически верующим, не являлся адептом эзотерических ведов. И все же он был простым смертным, и все перечисленное в большей или меньшей степени уживалось в нем. Вот что говорил он о себе со слов своего духовного отца Арсения, когда в 1924 г., будучи в Москве, зашел в первый раз к нему в церковь: «Я действительно Максимилиан Александрович, фамилия Волошин, по «профессии» – поэт, художник-акварелист, не совсем удачный философ-мыслитель, вечный искатель истины, ходатай по чужим делам, выдумщик и человек с не очень удачной (сумбурной) личной жизнью; по своей природе – поэт, художник и мечтатель, любитель красоты, в том числе и женской, и ощущаю свою греховность перед Богом. Живу в Крыму, в Коктебеле, приехал в Москву по делам и для того, чтобы зайти в Ваш храм и переговорить с Вами...
Я, отец Арсений, все время ищу Бога, ощущаю Его близость и даже неоправданную ко мне Его милость и снисхождение, но я – большой грешник».
Дата публикации: 14.10.2006 16:57
Предыдущее: ВСЕ О ТОМ ЖЕСледующее: ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА . Часть 2

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
А. Невишневский[ 25.10.2006 ]
   Уважаемая Елена Пышенкина, рискну заметить, что более или менее серьёзное и в тему, и к месту исследование остаётся без рецензий по причине (мне так представляется!) отсутствия квалифицированных рецензентов. А специалисты работают не на общественных началах! Не расстраиваейтесь. От этого Ваше исследование хуже не стало! (учусь рецензировать, Ваше исследование мне "не по зубам"!)
Вадим Цокуренко[ 25.10.2006 ]
   Елена, может быть Вам стоит поговорить по поводу Вашей статьи с Виталией Чагиной?
   Она - не просто автор на ЧХА, но и кандидат филологических наук, а темой ее диссертации была "Поэзия М.Волошина".. А еще она очень доброжелательный и отзывчивый человек...
   Зайдите к ней на страницу..
 
Виталия Чагина[ 26.10.2006 ]
   У меня несколько иной взгляд на эту тему :).
   Можно поискать в "Ленинке":
   Чагина, Виталия Владиславовна. Историософские и психологические аспекты концепции России в поэзии Максимилиана Волошина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Тверь, 2002
Елена Пышенкина[ 29.10.2006 ]
   Уважаемые Вадим и А.Невишневский!
   Думаю, что отзыв на любую более или менее серьезную работу может давать не обязательно канд. наук, а любой заинтересованный читатель, как, например, Леонид Слеич, который, просто дочитав статью до конца (до конца части 3) составил о ней определенное, а, главное, СВОЕ мнение. И такое мнение (независимо от подготовки читателя) я ценю больше всего. Тем более, что моя статья рассчитана на любознательного читателя, а не на квалифицированного рецензента.
   С уважением.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта