Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект:

Номинация: Подборки стихотворений

№ 129. БЕЗ НАЗВАНИЯ. Номинатор - литературный журнал "Сетевая Словесность"

      * * *
   
   Раз-
    бежались морщины по треснувшей коже зимы.
   Два
    похода весны приносили ей полный разгром.
   Три-
    зна старых снегов, серым пиром во время чумы
   Раз-
    метав белизну, осчастливила стаи ворон.
   Два
    светила сошлись в небесах у постели больной.
   Три-
    жды крикнул петух – и седое светило ушло.
   Раз-
    веселый и рыжий остался помочь – в мир иной
   Две-
    рь зиме отворить: уж такое его ремесло!
   
   Март отправит старуху в последний печальный приют,
   синевой золоченой застелет земную постель
   и останется ждать.
   Так мальчишки влюбленные ждут,
   под часами дрожа от морозов и первых страстей.
   
   
   Небыль
   
   Там, где рыбьи скелеты лиственниц
   обрастают зеленой плотью,
   где потоки небесной истины
   утопают в земном болоте,
   
   где бессмертные старые ящеры
   продолжают в кости игру,
   где природа живородящая
   начинает метать икру,
   
   где смешались приметы времени,
   молодая листва и снег, –
   там старуха Анна Каренина
   провожает двадцатый век.
   
   Он промчался с железным грохотом
   по совсем иному пути.
   Унесенным – внутри неплохо там,
   а старухе – домой идти.
   
   И она побредет униженно
   в барский дом у креста дорог,
   превращенный годами в хижину,
   где хозяин – тяжелый рок.
   
   
    Свидание с Петербургом
   
   1. Дорожная увертюра
   
   Вагонная лихорадка
   выплескивает чай из
   эмалированной кружки.
   Губам горячо и сладко:
   давно чудес не случалось.
   А вдруг уже и не нужно?
   
   От сладости предвкушений –
   до горечи развенчаний
   летит за окном пространство,
   не оставляя в душе ни
   ясности умолчаний,
   ни границ постоянства.
   
   Сгорает последний отсвет
   последней не белой ночи,
   и рыхлую ткань событий
   точеностью благородства
   в грехе имперских пророчеств
   наутро пронзает Питер…
   
   
   2. Впечатление
   
   Коринфский ордер пожаром
   гладкоствольной шеренги
   возносится к Богу. Хвала тебе, Росси! – Я не
   припомню точно: возможно, это Кваренги
   или Растрелли.
   Главное, что россияне.
   
   Вот потому-то Росси вспомнился первым
   в свисте невских ветров,
   которым не обнаружить
   нового в стылых водах
   в сравненье со стылым небом:
   в свинцовых его просторах отсутствует рай.
   И души
   силою обстоятельств обречены селиться
   между колонн и статуй ангелов и пророков…
   Так и не истекает Лета второй столицы,
   жаждущей у колодцев тайных своих пороков.
   
   
   3. Лики Эрмитажа
   
    Жизнь Рембрандта
   
   Легкий свет из темноты –
   это ты.
   Этот ангел, парящий вкруг Святого Семейства, –
   не смейся:
   приглядись – проступают черты:
   это ты,
   моя радость.
   И радость твоя молода –
   ты куда?
   Разве ты,
   расцветавшая Флорою,
   та, которая
   любит цветы, –
   для безвременья черноты?
   
   …На портрете слезятся глаза
   старика. Опускается за-
   навес ночи, скрывая края.
   Это я.
   
    Роден
   
   Знавшим о таинстве заточения
   зреющей жизни в мраморной туше,
   сделавшим кесарево сечение
   глыбе, веками безмолвно беременной, –
   кесарем?
    Или дарующим душу
   Богом, соперничающим со временем?
   Или же выскочкой, ни черта не
   понявшим в смысле точных деталей,
   в незавершенности очертаний
   вырастив чащи?
   И заплутали
   в этом звучании, в белом свечении,
   те, что из плоти, те, а не эти, –
   пасынки кесарева сечения,
   словно домашние бледные дети,
   сняв осторожно парадные платья
   и утонув в ароматах лесных,
   новых мелодиях, тайных объятиях –
   от Поцелуя – до Вечной Весны.
   
   
   * * *
   На кольце Соломона начертана фраза:
    «И это пройдет»…
   О. Павлов, «Суламифь»
   Два кольца, два конца
    отрезают вчерашний лоскут,
   как нули на табло,
    обозначив минутную полночь.
   Все прошло, как отрезало. Новые цифры растут,
   приближая рассвет.
    Что ж не спится, Иван Соломонович?
   
   Два конца, два кольца.
    И колец обжигающий лед
   призывает понять Соломоновы мудрости шире –
   чтобы тысячи лет
    вы твердили: «И это пройдет», -
   поминали царя
    и к тому же немножечко шили.
   
   Незаконный наследник
    его облегченных потерь,
   вам не жмет ли второе кольцо,
    полуночный закройщик,
   совершенно не царскою мудростью –
    «семь раз отмерь»?
   Ну зачем же семь раз – вы умны, поступаете проще.
   
   Два кольца, два конца.
    Как бесстрашно раскроена ночь…
   И лоскут под ногами – отброшен ли?
    выпал из рук ли?
   Вы уснете под утро. А ваша веселая дочь
   будет шить из него
    для своей обожаемой куклы.
   
   И последний стежок завершит узелком, не спеша,
   и у старой принцессы появится новое платье.
   Ах, как счастлива девочка! Как же она хороша!
   И о том, что и это пройдет, не имеет понятия…
   
   
   Последнее чаепитие
   
   Две немытых чашки на столе
   стерегут засохший бутерброд.
   Пробежало около ста лет,
   если час терпенья длится год.
   
   …Два седых бесплотных существа
   пили чай с тенями на десерт.
   Сединою падала листва
   на столбцы желтеющих газет.
   
   А потом одно пошло домой,
   неживые ноги волоча,
   а другое вышло в мир иной
   на минутку – только без ключа.
   
   И сидят, как псы на пустыре,
   сторожа засохший бутерброд,
   две немытых чашки на столе –
   вдруг проголодается, придет?
   
   
    Октябрь
   
   Молочный воздух стелется, зыбуч –
   с овчинку небо и земля с коврижку,
   и жмет слезу из поседевших туч
   пустых полей детдомовская стрижка.
   
   О кто
   не умирает в октябре!
   Не навсегда – до следующего раза,
   до льдистой вспышки света на ребре
   октаэдром застывшего алмаза…
   
   Октава,
   завершаясь нервным «си»,
   лишает очевидности исхода:
   не жди, не верь, не бойся, не проси –
   у ангела нелетная погода;
   
   ему сплошная облачность претит –
   молочный воздух
   нынче непроезжий.
   И лишь слеза из тучи долетит,
   чтоб утонуть
    в кисельном побережье.
   
   
   Моя река
   
   Река моя – третье колено от Иртыша,
   большого брата, левой руки Оби.
   Обь велика, ей можно течь, не спеша.
   А я помолчу, чтобы не нанести обид
   великим и малым.
    Но малым от них больней,
   поскольку больших – видней и большим – видней.
   Чем меньше река, тем спокойней плескаться в ней,
   тем явственней дно –
   и уверенность в завтрашнем дне.
   
   Я примеряю малое. Мне – малó.
   Я ступаю двумя ногами по двум берегам.
   Столько здесь кровей смешалось – и утекло –
   что не знаю, каким теперь молиться богам,
   и не знаю, кого просить и о чем просить –
   не прошу никого, кроме малой моей реки:
   дай умыться в водах твоих – мне и малым сим.
   Нам не видно спросонья, насколько мы велики.
   
   
   
   Бог с тобой
   
   Стая волков небесных
    тихо ползет на юг.
   Мокрый июль отвесно
    падает в боль твою.
   
   Капли дождливым боем
    бьются о левый бок,
   слышится: «Бог с тобою…»
    (было: «С тобою – Бог!»)
   
   Все, что угодно, можно
    при перемене мест:
   тянешь ли с подорожной –
    не отменить отъезд,
   
   свет покидая божий
    с миром или с борьбой.
   Все, что угодно, - можно.
    Видишь ли, Бог с тобой…
   
   Может, и Он растерзан
    в ночь на сырой июль?
   Стая волков небесных
    сыто бредет на юг.
   
   
   Опыты переживания – 2
   
   Перламутровый глаз человека пожившего
   из-под века сверкнет и оценит попутчика…
   Вот и август явился –
   с последними вишнями,
   предпоследней жарой и внезапными тучами.
   
   И когда проясняется синее-синее –
   между зноем лиловым, дождями раскосыми –
   на себя примеряет перо страусиное.
   Дело к осени.
   
   Дело к осени,
   даром ли, нет – осеняющей
   хладнокровной догадкой с дыханием севера:
   ежедневно меняются даты.
    Когда еще
   это знал. Но почувствовал с болью осеннею.
   
   И секунды становятся долгими-долгими,
   а года мимолетными,
   неразличимыми.
   Вот и август пришел – по велению долга ли
   или, скажем, ведомый иными причинами.
   
   Ничего не попишешь – все камни разбросаны.
   Собирай урожай и на скудность не жалуйся.
   Напиши эти вишни.
    До будущей осени
   хватит вишен от этой нечаянной шалости.
   
   И – до нового августа
    с этими вишнями,
   открывая порой неслучайным попутчикам
   перламутровый глаз человека пожившего.
   Осененного болью.
    И дальше живущего.
   
   
   * * *
   
   Хрупок песочный мир.
    Впрочем, какая разница –
   мальчик ли виноват,
    или подружка тоже.
   Он отобрал совок
    и, убегая, дразнится.
   Так убегают миг,
    время и память. Позже
   
   так убегает жизнь.
    И, убегая, дразнится.
   Боже, как хороша,
    даже когда резка...
   Мальчик не виноват.
    Это она, проказница,
   бросила горсть песка.
   
   
   
   Стрижи
   
   Июльские вариации
   
   Как за жемчугом, в небо отважно ныряют стрижи,
   угловатые черные бабочки местного лета.
   О неверное солнце! Придется его сторожить
   каждым кожаным нервом и каждым изгибом скелета.
   
   В напряженье из многих объектов останутся два,
   по числу полюсов. Остальные, теряя значенье,
   исчезают из поля и тайно уводят слова –
   от имен и названий до внятного их изреченья –
   
   и тогда «сторожить» означает всего лишь «стеречь».
   Дай-то бог осознать невеличие этих занятий,
   вызвать память звонком, телеграммой затребовать речь
   и отметить приезд бесконтрольностью слез и объятий.
   
   Солнце в небе. Хлеб-соль на столе. Все давно прощены.
   Проникают стрижи в безответного неба ущербность.
   А слова, от которых давно ничего не щемит,
   чуть горчат – перезревших плодов запоздалая щедрость.
   
    1.
   Как за жемчугом, в небо отважно ныряют стрижи.
   Вы ныряли за жемчугом? Видели? Ах, на экране...
   Да, конечно опасно. И что за резон дорожить
   жемчугами, когда воссияли алмазные грани?
   
   Кто – за жемчугом в небо? Простите, не я. И не я.
   Мы совсем не стрижи. Это им, бестолковым, блаженство –
   в это летнее небо отважно нырять и нырять,
   будто здесь, в этом небе, в июле и водится жемчуг.
   
    2.
   Угловатые черные бабочки местного лета,
   чей стригущий полет неуклюж, как заплыв у собак,
   здесь недолгие гости. Их, может, и любят за это.
   Что ж, за это и любят. Скажите, что это не так,
   
   что вам стоит? Молчите? В изломанном этом полете
   вся трагедия лета и нежных июльских детей,
   чуть расцветших Джульетт, чьи короткие гимны природе
   остаются стрижами по вечному небу лететь.
   
   3.
   О неверное солнце! Придется его сторожить,
   красть желанные крохи в надежде, что все прояснится,
   чертыхаться, и мерзнуть часами, и наскоро жить,
   и лелеять случайную вспышку на мокрых ресницах.
   
   Добровольно уйти в затяжной парашютный прыжок,
   Но однажды – хотелось бы раньше, хотелось моложе –
   но однажды дорваться. И свой безрассудный ожог
   с тихим стоном скрывать под лохмотьями лопнувшей кожи.
   
   4.
   Каждым кожаным нервом и каждым изгибом скелета
   принимаю как дар передышку в дождях и делах,
   этот зной, этот мед, этот горький бессмертный столетник,
   эту гору, что тучу летучих мышей родила.
   
   И на гладкой поверхности неба – мышами, стрижами,
   то неровно, то в ряд по прямой самолетной канве
   эти легкие тайные знаки на синей скрижали –
   то ли стриж пролетел, то ли слово нисходит ко мне.
   
    5.
   В напряженье из многих объектов останутся два.
   Кто бы ни был один, он другому сулит испытанье
   обоюдного бегства в суровый бетонный подвал,
   где болит голова от накопленной мудрости тайной.
   
   Разве не было лета, где солнце купает стрижа,
   кормит клевером пчел, по утрам полирует листву – и
   сквозь замочную скважину жадно стремится душа
   в мир, который цветет, потому что еще существует.
   
   6, 7
   ....................­....................­....................­........­
   
    8.
   От имен и названий до внятного их изреченья –
   только песня гортани и шахматный ход языка.
   Юный стриженый стриж в поднебесье листает учебник,
   и с одной из страниц выпадает на землю закат.
   
   Заливается запад густым и стыдливым румянцем –
   это песня гортани, но скоро щелчок языка
   ставит синюю точку. Так петься – и так обрываться,
   так легко и бесстрашно на землю слететь свысока!
    9, 10
   ....................­....................­..................­
   
    11.
   Вызвать память звонком, телеграммой затребовать речь,
   вспоминать, говорить, а потом спохватиться: «Ох, ладно,
   вы, конечно, устали с дороги, хотите прилечь», –
   и допить в одиночку предутренний сумрак прохладный.
   
   Только час или два равнозначны «допить» и «дожить».
   Пробуждаются память и речь надоедливым пульсом
   и молчат, наблюдая за тем, как ныряют стрижи,
   настоящие птицы на завтрашнем небе июльском.
   
    12.
   Чуть горчит перезревших плодов запоздалая щедрость,
   изобилие лета – предвестник дождей и разлук.
   О томительный зной! Золотая прощальная тщетность
   медом тает во рту и, как небо, уходят из рук.
   
   Улетают стрижи, не прощаются и не тоскуют,
   как слова, от которых уже ничего не щемит.
   От сегодняшней щедрости стынет дыханье и скулы.
   Солнце в небе. Хлеб-соль на столе. Все давно прощены.

Дата публикации:07.08.2006 19:01