Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: EvstoliaНоминация: Разное

Что в результате общения? Плоды горькие и плоды сладкие.

      Всякое утверждение нашей субъективной позиции ведет к огорчению и досаде для нас, потому что, утверждая индивидуальное, мы выпадаем из общих правил, стремящихся, в конечном счете, к торжеству справедливости – залогу продолжения жизни и развития цивилизации. Что заставляет человека принять субъективную несправедливую позицию? Самая большая группа причин связана с семейными проблемами и предательством близких людей.
    Одна молодая девушка рассказала о том, что она не смогла простить отца, который ушел из семьи ради молодой женщины. Девушка несколько лет несла в себе мысль о том, насколько ужасен эгоизм мужчин и о том, что необходимо им преподать урок, вынуждая отказаться от эгоизма. Повзрослев, девушка намеренно стала делать все, чтобы обращать на себя внимание женатых мужчин.
    Она использовала все обаяние своей молодости, внешности, раскованности поведения, чтобы мужчины теряли голову, влюбляясь в нее. Она встречалась с ними некоторое время, и когда мужчины привязывались к ней и готовы были бросить семью, совершала какой-нибудь резкий, оскорбительный поступок, возвращая их к реальности, заставляя вспомнить, что они женаты, а она всего лишь молодая, свободная, не связанная обязательствами девушка.
    Она потратила на эту игру несколько лет своей жизни, продолжая ее до тех пор, пока не почувствовала, что способна реально оценить состояние своего отца в тот момент, когда он ушел из семьи. Девушке важно было понять, что качества, делающие ее похожей на своего отца и кажущиеся ей достоинствами, составляющие обаяния ее личности, имеют значение достоинств, только оставаясь включенными в созидательный, оригинальный и талантливый процесс создания новых честных отношений. Любое покушение употребить эти качества с разрушительной целью, любые попытки вмешаться с их помощью в жизнь посторонних людей ведет к обесцениванию и деградации качеств, являющихся достоинствами при иных условиях. С этого момента она перестала мстить.
    Случаев мести за неверность, подобных истории этой девушки, на самом деле, очень много. Такой местью занимаются взрослые женщины и девушки, видя явную слабость, безответственность и не умудренность современных мужчин. Женщины соглашаются тратить время на эту месть еще и потому, что не видят для себя больших перспектив найти среди множества мужчин с похожим поведением того единственного, которому они могли бы доверить свою жизнь без боязни измены. Отношение к мужчинам в этом случае может измениться, если женщина поменяет окружающее жизненное пространство и, возможно, свой образ жизни, включит в него иной порядок отношений и ту среду, в которой встречаются мужчины с другим отношением к жизни и к людям.
    Здесь нужно учитывать, что мужчины, имея активный образ поведения, проявляют свои качества в профессиональных занятиях, увлечениях, открытых публичных действиях. Работая в кругу мужчин, сотрудничая с ними, можно многое узнать об их человеческих качествах. Если женщине важно, чтобы мужчина обладал традиционными мужскими достоинствами – мужеством, отвагой, смелостью, дорожил дружбой, знал цену верности и взаимовыручки, то, возможно, ей следует общаться с представителями мужественных профессий: военными, спортсменами, каскадерами, или хотя бы прошедшими соответствующую школу жизни.
    Женщинам, которые ценят в мужчине заботливость, внимание, нежность, мудрость, возможно, следует переключиться на круг общения, который бы включал разведчиков, общественных деятелей, писателей или, по крайней мере, молодых людей с соответствующими задатками.
    Конечно, далеко не всегда мужчины, имеющие достоинства в условиях исполнения профессиональных и гражданских обязанностей, способны развить и распространить их на отношения в семье. Но у женщин все же есть шанс помочь мужчине в этом, когда он уже знаком с проявлениями этих достоинств в других условиях, если она поведет себя, как способный партнер, а не как слабая, наивная, безразличная подруга с потребительской позицией.
    Другая причина, провоцирующая людей занять субъективную позицию и отступить от целей собственного личностного развития, связана с проблемами отцов и детей. Вот пример. Взрослая женщина, имеющая троих детей, хорошего мужа и относительное благополучие, тем не менее, мучилась тридцать лет тем, что не могла простить своему отцу то, что он когда-то вынудил ее выйти замуж в первый раз за нелюбимого человека.
    Она ждала своего парня из армии. Неожиданно родители приняли решение, не советуясь с ней, выдать ее замуж за парня, которого одобрял отец. Она не смела противостоять отцу, плакала в день свадьбы на кухне. Жених, увидев это, ударил ее и затем семь лет они жили несчастливо, со скандалами, побоями, один из двоих детей родился инвалидом. Женщина развелась, когда умерла ее мать, и затем вышла замуж удачно, но отца простить не могла.
    На самом деле, избавиться от неприятных мыслей она могла, только осмыслив и поняв позицию отца, скорректировав собственную жизненную позицию с учетом опыта и понимания отца, принимая и исполняя собственные решения. Женщине, как и ее матери, не следовало допускать мысли о том, что отец – более значимая личность с точки зрения объективности, чем его дочь и жена. Все люди имеют равные права и равную свободу, лишь пассивность мышления заставляет отдельных людей целиком подчиниться чужому решению и полностью снять с себя ответственность за предпринятые шаги.
    Конечно, отец, видя пассивность жены и дочери, выбрал зятя, который уверенно и твердо принимал решения и совершал такие же твердые поступки, что в глазах дочери, возможно, выглядело грубо и неприемлемо. Наверное, отцу следовало отыскать в дочери черты, делающие ее похожей на него, и помочь ей быть более уверенной, вместо того, чтобы возлагать надежды на постороннего человека, делая его своим зятем, ставя его выше дочери. Отец сблизился бы с дочерью, оказывая ей поддержку и понимание, обеспечил бы наследование дочерью его достоинств.
    Мать, очевидно, с самого начала делегировала мужу все родительские права и обязанности, не обращая внимания на то, что ее личность неповторима и не заменима для дочери, что она, как мыслящий человек, обязана была объяснить дочери позицию отца, с достоинствами и слабостями. А также то, что женщина имеет не меньше, чем мужчина, способности к действию, к выражению своих чувств и взглядов, к принятию решений, что женщина обладает властью поддержать решение мужчины или сделать его слабым и несостоятельным.
    Пассивное подчинение матери решениям мужа вместо того, чтобы сделать отношения в семье стабильными, спровоцировало возникновение барьеров непонимания и неприятия не только между дочерью и отцом, но и между дочерью и ее мужем, выбранным отцом, а также позволило отцу остаться не умудренным в отношениях с другими людьми. Описанная ситуация, к сожалению, типична и часто встречается с более или менее драматичными подробностями и последствиями.
    Большое количество семейных конфликтов связано с тем, что многим людям отношения с близкими кажутся бессистемной смесью произвольных субъективных позиций, поступков, оценок, не регулирующуюся никакими объективными этическими нормами. На самом деле, понятия «отец», «мать», «ребенок», «муж», «жена», «брат» - объективны, их происхождение не связано с изобретением какого-то одного человека и не может быть результатом индивидуальных произвольных действий отдельных людей. Происхождение этих объективных понятий связано с более глубокими явлениями и процессами, определяющими возникновение и ход жизни на земле. Каждое из этих понятий имеет смысловое, чувственное и функциональное наполнение, искажение которого означает отказ от исполнения обязанностей, уход от ответственности, нарушение закона жизни, что, конечно же, наказуемо в соответствии с тем же законом жизни. Наказание может выражаться в утрате сил, поддерживающих талант, внутренний покой, благодушие, на котором основано счастье, равновесие мыслей и чувств, успешность в делах, иммунитет на духовном, психологическом, а затем, и физиологическом уровне.
    Еще одна большая группа причин, провоцирующих произвольные поступки, нарушающие этические нормы, связана с взаимным недружелюбием людей. Равнодушие, зависть, холодное пренебрежение, примешивающиеся к дружеским чувствам, ослабляют нашу жизненную позицию, делают нас непоследовательными,­ нетерпеливыми и подрывают доверие людей к нам. В пример можно привести удивительную историю двух мужчин, у которых были все основания стать друзьями.
    Они жили и работали недалеко друг от друга, в течение жизни несколько раз сталкивались в серьезных ситуациях, когда могли помочь и поддержать друг друга, но этого не происходило. Один из них был старше, углубленный в себя, тонкий, чуткий человек. Все его внимание было сосредоточено на развитии таланта, внутренних чувств и умении анализировать и выражать свои мысли. Он прошел православную аскетику, потерю близких, психбольницу, был необоснованно осужден и заключен в тюрьму, затем оправдан. Все эти испытания мужчина прошел с честью, сформировался как личность, удачно женился, был избран депутатом и, в общем, его жизнь сложилась цельной, выдержанной в едином духе, с приобретением важных понятий и наращиванием интеллектуального и творческого потенциала и мудрости. Он стал востребованным человеком на благо общества именно потому, что всю жизнь изучал действие внутренних, этических законов.
    Другой мужчина был чуть младше, сосредоточен на активных действиях, коммуникабельный, веселый, находчивый, дипломатичный. Он получил скорее разнообразный, чем богатый жизненный опыт, потому что не старался приобретать важные понятия о жизни, опирался на свои многочисленные природные способности, чтобы быть успешным, поменял несколько профессий, старался «держаться на плаву», но не обращал внимания на развитие личного таланта и человеческих достоинств. Он жил легко, свободно, максимально независимо от любых, в том числе и этических, законов. Поэтому его позиция всегда была в значительной степени субъективна. В итоге, он не смог удержаться ни в одной профессии, ни на одном месте, где требовались глубокие познания, с женой он также не смог долго прожить. Наконец, в то время, когда, казалось бы, он стал зрелым, умелым и способным человеком, он остался одиноким и практически невостребованным обществом. Он приспособился к жизни, но не стал значимой личностью. А так как его мучило множество недоумений, то счастливым он себя не чувствовал.
    Столкновения этих двух мужчин были таковы, что позволяли получить ответы на жизненно-важные вопросы каждому из них. Ведь имея противоположные позиции, они имели трудности понимания и выбора, связанные с ограниченностью их возможностей. Поменяться на время местами, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, приподняться над временными трудностями, сохраняя верность самому себе, дать более объективную оценку своим поступкам и способностям, учитывая противоположную точку зрения – это и есть настоящий глубокий смысл партнерской, дружеской, братской поддержки. Все это они сделали друг для друга невольно, сталкиваясь в решающие моменты своей жизни, но не сделали выводов и не воспользовались возникшей между ними связью, чтобы уже осознанно и ответственно стать друзьями. В дальнейшем, они продолжали жить так, как будто никогда не встречались и даже допустили в своих чувствах элементы противоборства, как это бывает у конкурентов, что не добавило им ни мудрости, ни силы личности.
    Наконец, приведу противоположный пример, когда субъективная позиция была принесена в жертву мужчиной и женщиной. Они вступили в отношения не на основании влюбленности, а на основании понимания, что их опыт и личные качества удачно дополняют и вполне соответствуют друг другу, что они не принудительно, а добровольно могут уважать друг друга, не допуская лжи и предательства. Мужчина прошел Афганскую войну в спецподразделении, ходил на территорию противника и сумел сохранить не только свою жизнь и здоровье, выполняя задания, но и взвод, которым он командовал, остался без потерь. Женщина в силу своей профессии общалась с множеством людей, осознала, что ей не хватает глубоких знаний о человеке, чтобы стать успешной, прошла школу православной аскетики в монастыре. Наконец, понимая, что следует продолжить свои профессиональные занятия вне монастыря, но оставаться одной среди мира небезопасно, она признала, что ей нужен надежный друг. В этот самый момент, мужчина, отчаявшись найти признание важных для него качеств: честности, правдивости, справедливости, мужества, смелости, верности – среди обычной жизни, оказался в том же монастыре. Получив возможность понаблюдать друг за другом на расстоянии, а также по-товарищески помогать и поддерживать друг друга в течение года, они убедились в том, что могут быть друзьями.
    Неожиданно с мужчиной случилась беда, он попал в больницу. Женщина, не сомневаясь, сделала все, чтобы он смог не только восстановить свое здоровье, но и вернул себе активную созидательную жизненную позицию, признавая, что лучшие его качества имеют право на развитие и поддержку. Они оба получили то, что хотели, образовали семью. Любовь пришла к ним как плод взаимного уважения и верности, сделав их брак прочным.

Дата публикации: