Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: EvstoliaНоминация: Разное

публичная исповедь о свято-русской монархии.

      это письмо получено по электронной почте в качестве отклика на одну из статей.
   
   
    СВЯТО-РУССКИЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ АНКЛАВ
   
    1
   
   Минувшие выборы в Государственную Думу разнообразили её православно-патриоти­ческой­ позицией, что, конечно же, является положительным моментом текущей общественно-политиче­ской­ жизни России. Вместе с тем, череда публичных скандалов и междоусобиц, связанных с деятельностью представителей этой позиции, не только свела на «нет» положительное значение её появления, но и поставила под вопрос её, своеобразную духовно-нравственную­ состоятельность. Некоторые слова и поступки политиков называющих себя православными патриотами России (не только депутатов ГД), очень плохо согласуются с духом Православия, которое одновременно есть состояние любви, покаяния и созидания. Вместо этого - гнев, осуждение, разрушение (в чём и сам неоднократно грешен, каюсь).
   
   Кто-то скажет, что сегодня православные люди окружены таким плотным кольцом многоликого зла, что просто вынуждены вступать с ним в постоянные перебранки. Если не для того, чтобы искоренить его, то хотя бы, чтобы продемонстрировать, что наряду с «их» злом существует и «наша» православная безупречность. Считать так, значит глубоко заблуждаться. Ибо, как только в ответ на очередную демократическую пощёчину, в порыве своего православно-патриоти­ческого­ негодования мы отвечаем такой же затрещиной, мы перестаём быть христианами. Перестаём быть христианами в априори – по определению. Ибо, даже во время казни, претерпевая немыслимые муки, Господь наш Иисус Христос, не взывал о наказании или каком-либо преследовании Своих мучителей, но молился о милости для них, как не ведающих того, что творят. Мы не так. За каждой газетной закорючкой, за каждым телеконцертом, или очередным шедевром правительственной мудрости, мы спешим разоблачить некую агрессию (хотя и не всегда безосновательно), всячески обругать её проводников и призвать к непримиримому общественному противодействию. Спрашивается, где во всём этом остаётся место для Бога? – Разве что на хоругвях, под которыми мы приступаем к очередному этапу борьбы с «мировой закулисой».
   
   Да, представляя в обществе христианские идеалы и ценности, мы не вправе оставаться в стороне от современных общественно-политиче­ских,­ социально-экономичес­ких,­ культурных и иных процессов. Но, неужели наше участие в них возможно только в роли Крыловской «моськи»? Неужели, всё, на что мы способны – это кликушество со ссылками на далёкие и не всегда однозначные исторические примеры, каждый из которых, к тому же, имеет свой антипод, да ещё и не один? В любом случае, к тому, что когда-то было, возврата больше быть не может. Пытаться утверждать в современном обществе православные идеалы и ценности одними лишь историческими ссылками, дело не только бесперспективное, но и вредное для самого этого утверждения, ибо превращается в ни что иное, как строительство замков на песке. А ещё точнее – на архивной пыли. Пока мы этим занимаемся, никакие другие противники возрождению Святой Руси не нужны.
   
   - Допустим, - скажет терпеливый читатель, - допустим, что всё обстоит именно так. Но, что конкретно тогда остаётся делать русским православным патриотам? Оставаться в позиции молитвенного созерцания? – Не приличествует ни моменту, ни нашему общественному положению. Устраивать перепалки с «врагами России»? - Не приличествует ни букве, ни духу нашей веры. Что делать то? Что и как в этой ситуации можно не разрушать, а созидать? – Именно об этом и хотелось бы высказаться в данной статье. В связи с чем, закончим на этом вступление и перейдём к рассмотрению главного вопроса.
   
    2
   Если говорить коротко, то речь идёт о том, что дальнесрочной целью Русского православно-патриоти­ческого­ движения должно стать создание на территории Российской Федерации Свято-Русского Монархического анклава - ещё одного самостоятельного государственного образования, представляющего собой нечто среднее от (1) «субъекта конфедерации», (2) Ватикана и (3) Конституционной Монархии. Это своеобразное государство в государстве, расположенное на небольшой территории, с одной стороны, обладающее полным суверенитетом, с другой – состоящее в особых (возможно, конституционно-догов­орных)­ отношениях со своим учредителем, выделившим соответствующую территорию.
   
   Тема собственно Свято-Русского Монархического анклава является очень большой и сложной. Это вопросы территории и подданства, политического устройства и взаимоотношения с «метрополией», и много-много других. Все они нуждаются в самостоятельном и неоднократном рассмотрении, что, возможно и будет скоро сделано. Мы же, пока ограничимся разговором о том, почему и для чего необходимо создание Свято-Русского Монархического анклава.
   
   Прежде всего, нам предстоит понять, что нынешняя Российская Федерация, ни в духовно-нравственном­,­ ни в политическом, ни в экономическом плане, не имеет никакого отношения к Православной России дореволюционного периода. Некоторые сегодняшние потомки белоэмигрантов упрекают священство Московского патриархата в том, что оно, дескать, не сопротивлялось богоборческой советской власти. При этом им, почему-то, не приходит в голову мысль с подобной претензией обратиться и к эмигрантской церкви – почему она не боролась ни с языческим германским фашизмом, ни с богохульным американским либерализмом и т.д.? Почему? Подразумевается, что Зарубежная церковь существовала в чужом государстве, а в чужой монастырь, как говорится, со своим уставом не ходят. Именно поэтому, она, де, приспосабливалась под существующие условия, и даже выражала свою благодарность тем представителям чужой страны, которые ей хоть как-то в этом помогали. При этом совершенно «не замечая» все остальные дела этих церковных благодетелей. Спрашивается, и чем такое поведение Зарубежной церкви отличалось от поведения Московского патриархата? Или кто-то возьмётся утверждать, что государство, именуемое «Союзом Советских Социалистических Республик», являлось для Церкви не чужим, а родным? Это будет неправдой, ибо СССР, для Православной Церкви являлось страной гораздо более чужой и чуждой, чем все вместе взятые «америки», «австралии» и иже с ними.
   
   Другое дело, что как Зарубежная, так и «советско-постсоветс­кая»­ церковь (в части своих клириков и мирян) постепенно приспособились к жизни вне Святой Руси. Это вполне естественно и даже хорошо. В том смысле, что в силу разных причин и обстоятельств, разным людям приходится жить в разных условиях и разных странах, и хорошо, когда они имеют возможность совершить общую молитву, принять Святые Таинства и с новыми силами продолжить свою жизнь в соответствии с теми законами, которыми живёт их государство. Но Святая Русь (которая в своём социальном воплощении есть Православное Государство Российское) – это непросто одно из государств планеты. Это совершенно особая духовно-нравственная­ миссия, которая не может остаться не завершённой. Однако, забвение именно этой стороны православного служения, стало ценой, которую заплатила и Зарубежная и «постсоветская» церковь за свою адаптацию к «новым» условиям жизни общества.
   
   Воздержимся от каких-либо оценок происшедшего. Отнесёмся к этому, как к одному из условий, в рамках которых нам предстоит возрождать Святую Русь. Суть же этого условия, повторюсь, в том, что Российская Федерация – это совершенно новое государственное образование, возникшее на территории бывшей Российской Империи и не имеющая с ней никакого духовно-нравственног­о­ родства. По самому большому счёту – это, всего лишь, исторические соседи. С вязи с этим, Русское православно-патриоти­ческой­ движение, формально имеет два варианта приложения своей активности: а) конфронтация с Российской Федерацией в надежде на её крушение и возрождении на её территории Святой Руси – Православного Государства Российского; б) созидание Свято-Русской государственности в органичном дополнении к существующим реалиям.
   
   Первый вариант – это то, чем мы до сих пор занимались, и что никак не соответствует тем идеалом и ценностям, которые мы, таким образом, пытаемся утверждать. Второй вариант – создание Свято-Русского Монархического анклава, - представляет из себя совершенно конкретную форму созидательной деятельности по утверждению этих самых идеалов и ценностей во всех сферах нашей общественной и повседневной жизни.
   
   Создание анклава, помимо прочего, упорядочит ситуацию в среде церковной и около церковной общественности. Сегодня эта ситуация крайне не здоровая, сопровождающаяся внутренними конфликтами и разного рода неурядицами между, условно говоря, критиками и защитниками Московской патриархии. Гвоздь же этих неурядиц в том, что, как первые, так и вторые воспринимают Российскую Федерацию в качестве наследника Российской Империи и, более того, Святой Руси. Между тем, как уже было сказано выше – это совершенно не так. И потому, критика в адрес МП не справедлива, так как нынешняя МП является церковной организацией Российской Федерации, призванной окормлять, и успешно окормляющей не просто её граждан, а носителей её идей, её морали, её политики. Как только это станет понятно критикам, им больше не за что будет критиковать МП. Как только это станет понятно защитникам, им больше не надо будет выдумывать оправдания особого рода политической корректности МП, так раздражающей её критиков. Создание Свято-Русского Монархического анклава разведёт спорщиков, каждого по соответствующей исторической ветке. Одних к созидательной деятельности по возрождению Святой Руси, других к духовному облагораживанию либерально-рыночных основ Российской Федерации.
   
   Конечно же, идея создания Свято-Русского Монархического анклава не обойдётся без критических отзывов, как со стороны православной, так и демократической общественности. Критика со стороны православных братьев, скорее всего, может воспользоваться аналогией с индейскими резервациями. Дескать, отгородимся где-то в глухомани как сектанты, а Россию в это время будут терзать и грабить. В опровержение таких смущений, также можно написать не одну статью, однако, обращаясь к людям верующим, довольно будет сказать: только в одном случае Свято-Русское сообщество может переродиться в резервацию – это если мы сами окажемся язычниками.
   
   Таким образом, создание Свято-Русского Монархического анклава является единственным вариантом созидательной, как в духовном, так и в мирском смысле этого слова, деятельности по возрождению человеческого сообщества, основанного на христианских идеалах и ценностях, и демонстрирующего собой торжество православия, в его социальном выражении - то есть, Святой Руси.
   
   Теперь рассмотрим идею анклава с позиций интересов Российской Федерации.
    3
   При всей той перманентной стабилизации Российской экономики, и даже росте по каким-то там её показателям, начавшейся день в день – 1 января 2000 года, - Российская Федерация, во всей своей «экономико-политико-­социциально-культурн­о-военно-криминально­-международной»­ совокупности находится в глубочайшем системном кризисе и, при наличии объективных условий, не имеет ни малейших субъективных предпосылок для его преодоления. Одной из немаловажных причин такого положения является ярко выраженный конфронтационный характер отношений между двумя главными политическими силами – власть придержащими реформаторами и оппозиционерами консерваторами. Реформаторы – это либерало-рыночники, разные по произносимым речам, но однородные по сути. Консерваторы – те, кто будущее России, так или иначе, связывает с её прошлым. Сегодня консервативное течение имеет два полюса. Один из них старый и отмирающий – это полюс коммунистических настроений. Другой, нарождающийся и, пока ещё, не набравший силы – это православно-патриоти­ческий.­ Принимая во внимание текущие особенности культурно-демографич­еской­ ситуации в РФ, с большой долей уверенности можно сказать, что уже в ближайшем будущем коммунистическая позиция утратит значительную часть своего электората, в то время как православно-патриоти­ческая,­ наоборот, значительно увеличит число своих сторонников.
   
   Вместе с тем необходимо отметить, что такого рода идеологическая эволюция консервативной оппозиции, не имеет принципиального значения для реформаторской власти. Как ни крути, но, что коммунисты, что православные – это радикалы (а в каком то смысле и маргиналы) по своей сути, и интенсивность их противостояния либерало-рыночникам,­ в принципе всегда будет одинаковой. Другое дело, если учреждается Свято-Русский Монархический анклав. В этом случае, православным людям будет больше не о чем спорить с политиками соседнего государства. Перед ними откроется реальная возможность от слов перейти к делу в собственном. Совершенно очевидно, что в результате такого перенацеливания православно-патриоти­ческой­ активности, реформаторская власть РФ, также расширит свои возможности для выведения страны непросто из многолетнего, но из позорно многолетнего кризиса.
   
   Впрочем, возможен и такой вариант, что именно этот кризис является главной целью реформаторской власти РФ. По такому поводу можно сказать только одно – учреждение Свято-Русского Монархического анклава, в принципе, возможно не только на территории Российской Федерации…
   Как бы там ни было, анклав – это очень конкретно, доступно и эффективно для выразителей всех без исключения политических взглядов и течений современной политической жизни России. Если, конечно, взгляды эти вполне искренни, а не являются ширмой, маскирующей банальную личную корысть и созидательную несостоятельность отдельных деятелей, представляющих как реформаторскую, так и святорусскую позицию.

Дата публикации: