Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "О, море!"

Автор: Gala EdvidНоминация: Эссе

Картина

      I
   
   В конце мая в Национальном Музее Изобразительного Искусства состоялась презентация новой Арт-галереи, обширно представляющей философию постмодернизма в живописи конца ХХ- начала ХХI века.
   Вниманию посетителей предлагались 126 авторских работ, часть из которых впоследствие, по выбору жюри и публики, должна была
   войти в постоянную экспозицию музея. Интерес к выставке и ее успех превзошли все ожидания организаторов. Были учреждены премии и награды, изданы официальные каталоги и буклеты, написаны обзорные статьи и проведены конференциии.
   В левом крыле центрального зала под условным названием «Море и птица», экспонировалась картина, получившая в прессе наибольшее число откликов и симпатий и взволновавшая даже самых закоренелых скептиков.
   Эстетизм посетителей взбудораживался издалека - столько иссупленной страсти, свободы и желания было в художественной композиции: ярко-мохнатое фантаcмагорическое существо, безрассудно ныряющее в шторме реалистически выписанных
   морских волн, заставляло сначала содрогнуться от увиденного,
   а потом, после резкого шокового состояния, при более близком рассмотрении просветлеть и сердцем и мыслями.
   В каталоге выставки корифеи искусства сдержанно отмечали экстравагантную утонченность кисти и импрессионизм мышления художника. Молоденькая экскурсовод, упиваясь своей осведомленностью, каждый день туманно и обманно рассказывала
   о творческих замыслах и обстоятельствах, родивших картину.
   На табличке внизу значилось: автор неизвестен.
   
    II
   
   ... Она никогда не уставала смотреть на море.
   Оно было такое живое, такое чувственное, такое понятное и родное; оно так соответствовало ее душе, жаждущей романтики, простора и необычности; оно так впитывало ее страхи, сомнения и печали, что это единение непокорного и непонятного для многих женского существа с природной стихийностью вылилось в совершенно особую страсть и привязанность.
   Как любая хулиганская девчонка, она грезила о дерзновенных приключениях, мечтала совершить необыкновенно-романт­ическое­ кругосветное путешествие и конфликтно огорчалась, когда ей
   по-доброму советовали бросить эту несусветную чушь и,
   наконец-то, серьезно подумать о жизни.
   Но – сбылось.
   Пусть не в том ракурсе, о котором мечталось, пусть совсем не при романтических обстоятельствах, но она сама, живая, из плоти и
   крови, однажды стояла на борту океанского лайнера,
   пересекающего экватор, и, закрыв глаза, с жадностью впитывала
   в себя происходящие с ней метаморфозы. Обласканная атлантическими ветрами, пронизанная солнечным светом, отражающимся в серебряных волнах, она застывала в невесомом арабеске на носу корабля в той самой его точке, где теряются
   любые физические ощущения, где не существует ничего материального, где магически сливаются воедино воображаемые
   миры и земные представления. Раскрывая руки широко и вольно, как большие крылья свободно летящей птицы, она поднималась на
   высоких носках, и, отрываясь от палубы корабля, невесомо парила
   над ней, стремясь туда – вперед и вперед, словно обгоняя свой быстрокрылый корабль и указывая ему в ошеломляюще-бесконеч­ных­ просторах воды и неба тайные звездные ориентиры.
   Это ощущение полета, полной духовной раскрепощенности и душевного единства с природным миром было неповторимым и незабываемым.
   Море пришло и осталось навсегда в ее жизни. Оно стало ее внутренним «я», символом ее надежд и мечтаний, мерилом ее ценностей, движений и волнений, поверенным ее тайных мыслей
   и желаний; она обращалась к нему в минуты огорчения и радости, вспоминала о нем с любовью и слезами, писала о нем стихи и пела песни, восторженно рассказывала всевозможные легенды и
   правдивые истории; и, конечно, очень хотела вернуться к нему.
   И когда первый раз в жизни, много лет спустя, она взяла в руки
   кисть, ее первые художественные мазки превратились в море,
   в то далекое и шумное море, которое ее когда-то очаровало
   дикой красотой неукротимости.
   И странное существо посередине картины, созданное не красками,
   но из летящих ворсинок пушистого песцового меха: то ли рыба,
   то ли птица, которое – непонятно – пряталось ли в волнах от надвигающихся грозовых туч и искало защиты, или, наоборот,
   мечтало улететь – вырваться на волю, – а море не пускало, – эта абстракция – колючая, блестящая и беззащитная, – плод ее возбужденной фантазии, вольнодумно инкрустированный ею в полотно, – это была она, она сама, мечущаяся и рвущаяся к далям.
   «Потряс!» - оценил профессионал; и ей захотелось писать, писать
   и писать картины – одна за другой, одна за другой.. .В ее голове рождалось великое множество идей, и все они были связаны
   с морем, с его характером, настроением и разноцветьем.
   Море кипящее, черное, как людская злоба, приносящее горькие
   беды и не управляемое в своей ненависти; море торжественно-молчали­вое­ и благосклонное, коварно сдерживающее свои вулканические страсти и волнения; море нежное и тихое,
   интимно приносящее к берегу свои скромность, ласку и миролюбие; море игривое и бирюзово-кокетливое,­ заставляющее безумно влюбляться в извивающуюся красоту каждой его волны; море
   сильное-сильное, синее-синее, дающее оттенок волевой фиолетовости, запах подводных водорослей и запас могучей бодрости – таким она представляла море в своих картинах.
   
    III
   
   Она прекрасно осознавала всю ненормальность своего мышления и
   бытия и знала, что в жизни есть другие – истинные – женщины,
   у которых все блестит в доме, по углам не скапливается пыль,
   а зимние вещи старательно пахнут нафталином; что есть
   женщины, всецело растворенные в семье, детях, с любовью стирающие носки сыновьям и трусики дочкам до их
   тридцатилетия и преданно смотрящие в глаза мужу – неважно
    какому; что есть женщины, умирающие от любви к самим
   себе и берегущие каждую нервную клеточку и морщинку,
   замазывая старательно вновь появившийся знак возраста или
   нервов солидным слоем косметики.
   Она знала это, но никогда не могла быть такой.
   Она расточала себя всегда безумно и бездумно: так много было в ней всего от Бога.
   И никогда ее не покидало чувство какой-то особенности, отдаленности от всех, какой-то солнечной воспаренности, не подвластной ни родительскому ремню, ни занудным причитаниям свекрови, ни скверным похождениям мужа.
   Для нее жизнь всегда была чем-то гораздо большим, чем каждодневная рутина: вдохновением, горением,
   бесстрашным взлетом и падением, но всегда - на пределе дыхания,
   сил и возможностей, будто в ней единственной сосредоточились все энергии и силы Космоса. Ей хотелось охватить своей любовью всю Вселенную, обнять ее и принести в дар весь свой дух, талант,
   счастье и красоту, которые с силой вырывались из ее души на свет.
   И удивительно, что именно сейчас, в один из самых беспросветных моментов, когда все разбилось и нет больше перспектив: только нездоровье, старость и неустроенность, – ее охватило это адское вдохновение; такой пыл творчества и созидания, что, если бы под рукой у нее были собственные инструменты и материалы,
   немедленно схватилась бы за них и, забыв обо всем на свете,
   писала и писала бы картины, которые глубиной чувств и красок, выраженных на холсте, облагораживали бы любого смотрящего на них. И это не было чванливым хвастовством дилетанта – именно
   так чувствовало ее сердце, и именно так это должно было бы быть.
   Но, увы, красок и кистей не было; оставались копейки на хлеб,
   молоко и транспорт. И сидя на старом дырявом матраце в квартире
   без общепринятых удобств, за которую ей совершенно нечем было платить, и которую за долги через судебные органы ее просили немедленно освободить, «любезно» угрожая тюремным
   заключением, она напряженно думала, что ей делать и куда идти,
   где искать поддержку и помощь.
   Тут было не до искусства, и все творчество необходимо было направить на поиски выхода из ситуации, грозившей обернуться трагедией. Старые преданные друзья и родственники вдруг
   исчезли, новых знакомств заводить не было ни времени
   ни желания – они так же могли оказаться фальшиво-участливы,
   как и прежние. И упираясь в проблему почти не разрешимую, ей приходилось рассчитывать только на свою стальную волю, скорпионскую живучесть и славянский дух.
   
    IV
   
   В спешном ажиотаже она бросала свои вещи в грузовик, нанятый для переезда.
   Большая и неудобная картина в машину не входила: она так и осталась одиноко висеть на стене …

Дата публикации:09.06.2006 19:33