Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Лекции и статьи руководителей классов.

Автор: Игорь ЦаревНоминация: Развитие поэтического мастерства

Через рифы рифм вперед и вперед! (Игорь Царев)

      Здравствуйте дорогие слушатели.
   Пока Надя Шляхова говорит с вами о расширении «поэтического видения», об изыскании скрытых смысловых пластов и иных полезных ископаемых в поэтических текстах, я буду обсуждать с вами звук, ритм, музыку, которые и отличают поэзию от прозы, пусть даже высокометафоричной.
   
   
    Начнем, пожалуй, с рифмы.
   Вы скажете, что есть и белые стихи! Да. Но по мне нерифмованные стихи, все равно, что безалкогольная водка. Не пьянят. Хотя, конечно, есть и исключения. Вот, к примеру:
   «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный…»
   Волшебно!
   Если вы когда-нибудь напишите нечто похожее – можете больше вообще ничего не писать – вы уже вошли в историю Поэзии во веки веков. И хотя эти строки о буревестнике белее некуда, они завораживают магической ритмикой, звуками. Вслушайтесь, как играют буквы:
   «Над седой ррравниной моррря горррдо ррреет буррревестник, черррной молнии подобный».
   Прямо ощущает гррррозовая обстановка!
   
   Кстати, вы не задумывались, почему слова гррроза, ггррром, грррохот, тррррезвон, тррррель, воспринимаются с одним эмоциональным настроем, а тишшшина, шшшшорохххх, тиххххоня с другим? И почему, когда просят тишшшшины, делают знак тс-с-с, или тш-ш-ш, но не г-р-р-р и не тр-р-р… И кррричат что-нибудь типа «Тррррревога! Трррруби тррррубач! – когда хотят поднять шум.
   Впрочем, об эмоционально-смыслов­ой­ составляющей звуков мы, надеюсь, еще подробно поговорим. А пока вернемся к рифмам.
   Я уже говорил, что образование у меня высшее, но техническое. И начиная в студенчестве писать стихи, я конечно слышал о ямбах, хореях и дактилях, но чем они различаются к стыду своему не знал. А уж о том, что существует женские рифмы и мужские, дактилические и гипердактилические, однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические и тавтологические, составные, ассонансные и диссонансные и т.д. и т.п. , я даже не подозревал. К своему счастью. Потому как эти знания меня не отягощали и я, не зная никаких правил, творил что хотел.
   Давайте и мы сейчас, не будем углубляться в теории. Если кто-то захочет, мы поговорим о них отдельно, или я подскажу где и что можно об этом почитать. Давайте попробуем сами порифмовать.
   Я по своему опыту знаю, что чем большее число букв (знаков) в словах рифмуется между собой, тем интереснее получается звучание.
   
   И хочу дать вам задание- попробуйте сделать так, чтобы рифмовались сразу все (ну, или почти все) звуки в строках. Пусть получится этакий каламбур (игра слов). Как еще в девятнадцатом веке написал Дмитрий Минаев: «Даже к финским скалам бурым обращался с каламбуром»
   
   Даю вам образец, из одного своего старого стишка.
   
   Созревает барбарис июля.
   Зазывают в бар Борис и Юля.
   
   Попробуйте, выдерживая этот размер, тоже составить две строки, в которых рифмовалось бы максимальное количество звуков, и которые при этом имели бы некоторый смысл. По итогам мы попробуем построить совместное стихотворение.
    Если кто-то знает интересные каламбуры, тоже делитесь, это поможет вашим коллегам раскрепостить умы.
    Вперед, подмастерья! Уж извините, что называю вас так, но раз меня назначили тут Мастером, то на период обучения будем выдерживать субординацию, да? J
   
   Игорь Царев

Дата публикации:23.05.2006 15:47