Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Конкурс рецензий "Сочинение на заданную тему"

Автор: Ярослава АнисимоваНоминация: Рецензии

Рецензия на стихотворение Григория Берковича "Перед зеркалом (разговор с душой)"

      Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)»
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72559

   
   Произведение было размещено в конкурсе «Откровение души», и, как мне кажется, полностью соответствовало теме конкурса, а именно:
   
   Душа, как главный или второстепенный, но значимый герой произведения (выписка из Положения)
   
   Мы друг от друга с тобой отличаемся мало,
   Только тональностью нашей последней минуты...
   Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала,
   Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?
   
   Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам?
   Можно бы было по имени, только не помню...
   Полночь... Карета уже превращается в тыкву.
   Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?
   
   Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
   Это качается грязная, старая люстра...
   Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
   Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?
   
   Руку держу неумело на собственном пульсе.
   Ритмы сердечные будто бы строки косые...
   Жалкий итог отношения минуса к плюсу...
   Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.

   
   Как часто мы произносим фразу – «поговорить по душам», вкладывая в нее, порой, единственный смысл – «пооткровенничать». Григорий Беркович же попытался пооткровенничать с самой Душой. Почему попытался? Потому что молчаливая «собеседница» так и не удостоила литературного героя ответами. Впрочем, это же чужая душа, и читатель не обязательно должен слышать ее, достаточно слышать какие вопросы задаются, чтоб понять и состояние героя и его отношения с этой самой душой.
   
   Мы друг от друга с тобой отличаемся мало,
   Только тональностью нашей последней минуты...

   
   Честно говоря, именно эти две строки и стали для меня решающими в определении «нравится стихотворение или нет». «Тональность последней минуты» - как глубоко и точно сказано. Для человека жизнь заканчивается минорной тональностью смерти, а для Души на мажорной ноте той же смерти начинается свобода. Ведь Душа дана каждому временно и стремится она всегда к свету, покою и вечной жизни.
   
   Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала,
   Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?

   
   Может быть, именно это герой и имел в виду?
   В строках звучат обреченность и равнодушие к собственной жизни – «хуже не будет». Но, наверное, именно в такие минуты, когда кажется, что все едино – жизнь, смерть, пустота – люди начинают себя переосмысливать. Следующие строки:
   
   Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам?
   Можно бы было по имени, только не помню...

   
   В первой строке звучит грустная ирония, вторая же показывает, что это, скорее, ирония над самим собой. Последний разговор с душой либо был очень давно, так, что имени не вспомнишь, либо этот разговор вообще впервые, герой даже не знает, как обратиться к собственной душе – на «Ты» или на «Вы». Вот такое противопоставление или лучше сказать разделение на Душу и Разум(?) встречается не впервые. Поневоле задумаешься - достойны ли мы общаться со своей Душой на «Ты».
   Следующие две строки, как мне кажется, звучат метафорично и подтверждают сказанное мной.
   
   Полночь... Карета уже превращается в тыкву.
   Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?

   
   Как в сказке о Золушке, в полночь «принцесса» снова станет сама собой и волшебство закончится. А сколько масок меняет за свою жизнь человек? И когда он настоящий? Может быть, во время разговора с собственной Душой? А может быть, только на последней минуте жизни?
   
   Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
   Это качается грязная, старая люстра...
   Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
   Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?

   
   Стихи, которые пишутся на эмоциях, иногда кажутся набором фраз. При беглом прочтении. Но ведь автор в каждую строку вкладывал какой-то смысл. И этот смысл можно услышать, почувствовать, только анализируя и внимательно читая каждую строку.
   
   Небольшое отступление, касающееся третьего катрена:
   Бесписьменный арийский пророк Заратустра (Зороастр) [родился около 550 г. до н.э.] - пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме. Зороастризм, одно из древнейших вероучений мира. В зороастризме имелись такие понятия, как "Саошйант" (грядущий спаситель мира), и "Фрашо-кэрэти" (Последний День). Заратустра предчувствовал, что конец мира неизбежен. Он понимал, что сам не доживет до Фрашо-кэрэти, и учил, что после него придет "праведный человек, благого происхождения", то есть Саошйант. Он-то и поведет людей на последний бой против зла. Трактат Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" - написан в жанре философско-художеств­енной­ прозы. Эта книга - своего рода ницшевская Библия. По признанию Ницше, на него снизошли два "видения": сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Познакомившись с этой книгой, С.Л. Франк писал: "Я был потрясен - не учением Ницше, - а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги".
   
   ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ
   1
   Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою
   родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался
   он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не
   утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его -- и в одно
   утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к
   нему:
   "Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б
   не было у тебя тех, кому ты светишь!
   В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты
   пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было
   меня, моего орла и моей змеи.
   Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя
   преизбыток твой и благословляли тебя.
   Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела,
   собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко
   мне.
   Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые
   среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а
   бедные -- богатству своему.
   Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый
   вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира,
   ты, богатейшее светило!
   Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют
   это люди, к которым хочу я спуститься.
   Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти
   взирающее даже на чрезмерно большое счастье!
   Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага
   текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!
   Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра
   хочет опять стать человеком".
   -- Так начался закат Заратустры.

   
   Как интересно теперь можно интерпретировать 3 катрен.
   Мир литературного героя – темный домашний грот, в котором даже светило – лишь грязная старая люстра, тускло показывающая сигнал поворота – сделать то или это, повернуть в таком-то направлении…
   
   К чему свелось бы твое счастье, если б
   не было у тебя тех, кому ты светишь!

   
   Четвертый катрен оставляет читателя в раздумье и растерянности.
   
   Руку держу неумело на собственном пульсе.
   Ритмы сердечные будто бы строки косые...
   Жалкий итог отношения минуса к плюсу...
   Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.

   
   Неужели это был не просто разговор с Душой «по душам»?
   
   Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.
   
   Когда Душа теряет память? Та самая последняя минута с разной тональностью?
   
   Серьезное, эмоциональное и, в то же время, продуманное стихотворение, несущее в себе философию и размышления автора о жизни. Ярко выраженная аллитерация (р) – (л) – делает произведение строгим и мягким одновременно и приятно воспринимается на слух. Нетривиальная метафоричность заставляет обдумывать и вчитываться в каждую строку.
   
   Стихотворение написано четко выдержанным 5-стопным дактилем. Использована перекрестная рифмовка женских рифм. Есть интересные, «незатертые» рифмы, хотя, вместе с тем, есть и не совсем точные: «минуты - будет», «помню - кони», а также глагольные..
   Можно было бы поспорить над стилем построения некоторых фраз, но в общем, сам смысл стихотворения оставляет приятное впечатление и вполне оправдывает награду, заработанную на конкурсе.
   
   Я. Анисимова
   2006

Дата публикации:05.05.2006 00:28