Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Третий Международный литературный конкурс «Вся королевская рать» I этап

Автор: Ольга ДонецНоминация: Эссе и новеллы

Классическая графомания.

      Лиза Алексеева сидела за столом и пыталась делать уроки. Вернее, делала, но с трудом. Математику она кое-как порешала, про Александра Македонского кое-как почитала, и на контурных картах нарисовала зеленым карандашом топографический знак "сад".
   
    Но теперь нужно было делать литературу. Задали выучить наизусть " Песню о Буревестнике" Максима Горького. Лиза достала учебник и вздохнула.
   
    Литература была ее камнем преткновения, ее страшным сном и тяжелым пробуждением, ее страхом и ее страданием.
   
    Учительница по литературе, Агнесса Романовна, не ценила в Лизе никаких способностей. А они были! Конечно, Лизе не дал Бог широкой фантазии, но она умела четко излагать мысли, и, что самое главное, всегда писала и говорила то, что думала. Но Агнесса Романовна считала, что думает Лиза плохо, а говорит еще хуже, в общем, - и то, и другое - на твердую "тройку". И это было очень оскорбительно, а, главное, несправедливо! Лиза знала, что она просто не нравится учительнице, только не понимала почему, а еще больше она не понимала, отчего Агнесса Романовна так любит Аню Шестакову.
   
    При воспоминании об однокласснице, Лизин носик покраснел, губы сжались и опустились уголками вниз, а глаза стали влажными. Она достала фотографию класса. Аня Шестакова стояла в одном ряду с Лизой, задорно улыбалась, а ее дурацкие черные кудряшки торчали в разные стороны, как у клоуна. К тому же, у нее были слишком большие глаза, отчего она походила на сову. Да и вообще...Лиза перевернула фотографию и сунула под учебники... Читала наизусть Шестакова плохо, как-то слишком артистично, не натурально! А ее сочинения, которые Агнесса Романовна всегда зачитывала вслух, были похожи на какие-то сказки для маленьких! Ни одной четкой мысли! Какие-то шутки-прибаутки, а не сочинения. Еще и фамилия эта - Шестакова...
   
    Лиза достала словарь, открыла на букве "Ш".
    - Шестаков Андрей Васильевич... - прочитала она. - Подумаешь, какой-то там... Член какого-то там КПСС...
   
    Больше ни одного знаменитого Шестакова в словаре, а, значит, и в истории страны, не было. Лиза с удовольствием открыла заложенную закладкой страницу - на букве "А". Алексеев Б.А, народный актер, Алексеев А.Д. - полярный летчик! Алексеев Ф.Я. - русский живописец! И еще целых пятнадцать Алексеевых-мужчин и две Алексеевы-женщины, одна из которых не просто Алексеева, а Елизавета! И не просто Елизавета, а великая актриса!!!
   
    Лиза удовлетворенно вздохнула, и стала листать словарь. Тут на букве "Г" она наткнулась на слово "графомания"...
    - Графомания. - прочитала она. - Страсть к бесплодному писанию, пустому сочинительству...Ага­...­ - она сощурила глаза, захлопнула словарь и раскрыла учебник по литературе... - Ну, Агнесса Романовна, посмотрим завтра, кто из нас настоящий талант. - проговорила под нос она и углубилась в чтение...
   
    Утром Лиза, пошатываясь, встала из-за стола, заваленного словарями, книгами и методическими пособиями, прошла в ванную, умылась, поглядела на свое отражение, в котором явно просматривалась бессонная ночь, на кухне наспех выпила кофе, который заварила страдалице заботливая бабушка, и отправилась в школу.
   
    Математика, история и география пронеслись, как один миг, и вот, настал черед литературе. В класс вошла Агнесса Романовна. На второй парте среднего ряда о чем-то весело болтала Аня Шестакова с двумя мальчиками, что разозлило Лизу окончательно, потому что к ней мальчики вообще никогда не подходили, а уж поболтать, - такого она не могла даже представить. Хотя, это было понятно - остолопы и хулиганы все эти мальчики. Не чета Лизе.
   
    Как только прозвенел звонок, она подняла руку.
    - Что такое, Алексеева? - спросила Агнесса Романовна.
    - Я хочу ответить. - Лиза встала.
    - Ты хочешь прочесть нам "Песню о Буревестнике"? - Агнесса Романовна раскрыла классный журнал. - Приятно и неожиданно, Лиза, но давай сначала послушаем....эээ..Ан­ю­ Шестакову, а за ней и тебя...
    - Это несправедливо! - заявила Лиза.
    - Что? - удивилась учительница.
    - Во-первых, я сама вызвалась, во-вторых - моя фамилия стоит первая по списку.
   
    - Первая - моя! - выкрикнул с задней парты Агеев.
    - Но не Шестаковой же, - обернулась к нему Лиза.
    - Агнесса Романовна, - встала Шестакова, - Пусть Лиза выступит. Она же хочет.
    - Мне адвокаты не нужны, - не глядя на Аню, заявила Алексеева. - К тому же, Агнесса Романовна, я подготовила доклад!
    - Какой доклад? - спросила учительница.
    - Доклад по теме! Не беспокойтесь! - ответила Лиза.
    - Ну, хорошо. - Агнесса Романовна села за стол. - Иди, докладывай.
   
    Лиза вытащила из сумки увесистую папку с докладом и гордо прошествовала к доске.
   
    - "Песня о Буревестнике", или графомания в отечественной литературе! - громко произнесла она.
    - Алексеева, что это еще за тема? - нахмурилась учительница.
    - Уважаемая Агнесса Романовна, - сказала Лиза. - Позвольте мне прочитать доклад целиком. Я очень много и кропотливо над ним работала. Вот увидите - вам понравится.
    - Ладно. - недовольно кивнула учительница. - Читай.
   
    Лиза раскрыла папку:
    - Хочу сначала сделать подробный разбор названного мной произведения! - сказала она. - Начну сначала!
   
    Лиза посмотрела на Шестакову, которая улыбалась и заинтересованно глядела на нее, и начала:
    - Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет буревестник. Остановимся на этом. Никто из присутствующих, я уверена, даже не задумывался, что это чистый бред.
    - Что чистый бред? - удивилась Агнесса Романовна.
    - Всё. - заявила Лиза. - Вся песня о буревестнике. От начала до конца.
    - Это почему? - учительница даже развернулась лицом к Лизе. - Поподробнее, если можно.
   
    - А у меня всё тут очень подробно - просто вы перебиваете. - ответила Алексеева. - Вот скажите мне, как у моря равнина может быть седой? - она заглянула в доклад. - Седая, это, как я понимаю, автор имел в виду - белая? Равнина, по определению, это - часть суши, а в нашем, конкретном, случае - дно моря, если речь идет о море, потому что если имеется в виду суша - это вообще просто абсурд. Правильно?
    - Что? - нахмурилась учительница.
    - То, что суша не может быть там, где море! - воскликнула Лиза.
    - Не может. - согласилась Агнесса Романовна.
   
    - Ну так вот, значит Горький имеет в виду дно моря. - сказала Лиза. - Тогда у меня два вопроса: "а" - почему дно у моря белое, и "б" - почему буревестник реет над дном моря, а не над его поверхностью? Он что, плавает? Я изучила специальную литературу, буревестники не плавают под водой! К тому же, белое дно у моря не бывает. Если только у Мертвого, но в нем нет воды, там только соль, которая действительно белая, но к делу не относится, потому что далее в песне речь идет про волны. И еще. Из достоверных источников я узнала: в Израиле Горький никогда не был!
   
   
    - Лиза! - воскликнула Агнесса Романовна. - Но это же Поэзия, это метафоры!
    - Это только кажется, что Поэзия, Агнесса Романовна, а если подойти к произведению серьезно и рассудительно, то становится ясно, что перед нами бред и пустословие! - за последним словом Лиза заглянула в доклад. - Я продолжу, если можно.
   
    Класс мрачно молчал. Агнесса Романовна ошалело взирала на Лизу, та же перелистнула страницу и продолжила:
    - Итак... гордо реет буревестник, черной молнии подобный. - Алексеева даже хихикнула. - Ну, это вообще! Вот скажите мне, Агнесса Романовна. Буревестник - белый, молния, можно сказать, - красная. Откуда взялся черный цвет?
    - Алексеева, это символ экспрессии, - устало сказала учительница.
    - Да? Это вам так только кажется! А на самом деле, Горький просто так написал - "черной"! Первое попавшееся слово он написал. Вот смотрите, чем будет отличаться ваша Поэзия, если буревестник будет синей молнии подобный, красной молнии подобный, желтой молнии подобный?
    - Ну, не знаю... - начала учительница.
    - Вот! А я что говорила??? - ликовала Лиза. - Я продолжу. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам... - она поглядела на Агнессу Романовну.
   
    Учительница молчала.
   
    - Вы знаете, какое расстояние между волной и тучами? - воскликнула Лиза. - А теперь представьте буревестника, который мотается туда-сюда, туда-сюда, как вы думаете, его надолго хватит?
    - Алексеева, ну это же Поэзия... - у Агнессы Романовны, похоже, не было других аргументов.
   
    Зато у Лизы аргументов была целая папка.
    - Так вот, мотается этот буревестник, как скоростной лайнер: то к тучам, то к морю, то к тучам, то к морю, и при этом кричит: вот в этом я его понимаю! Только зачем , скажите, себя так насиловать?? Мало того, ВОЛНЫ в этом крике измученной птицы видят РАДОСТЬ! Я уже не говорю о том, что видящие волны - это вообще галлюцинация какая-то. Но если даже волны это , как вы выражаетесь, метафора, с чем я не соглашусь, но если все-таки представить, что это метафора, то почему, она, эта метафора, видит радость в крике измочаленного бессмысленными метаниями буревестника?
   
    - Лиза, еще долго? - проговорила учительница.
    - Я только начала же, - Алексеева перелистнула страницу, - Тут Горький повторяется... Это называется.... "тавтология"...опять­ тучи слышат...Вот, дальше!!! Про чаек!...и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей! То есть, Максим Горький открыто заявляет, что чайки, эти безмозглые грязные птицы, способны на самоубийство?
    - Алексеева, ты о чем? - встрепенулась учительница. - Какое самоубийство?
    - А такое! - Лиза раздула ноздри. - Или вы, Агнесса Романовна, хотите сказать, что они его прятать будут, спуская в море на веревочке с грузиками?
   
    - Кого - его? - Агнесса Романовна стала обмахиваться тетрадкой.
    - Ужас! Чайки не умеют нырять на глубину! Они погибнут! Так кто-нибудь мне скажет - как они будут ужас-то прятать?
   
    Тут встала Аня Шестакова:
    - Лиза, - сказала она. - У тебя очень хороший доклад, но мне кажется, так интерпретировать классику не нужно. Все-таки у Поэзии свои законы, и...
    - Шестакова Анна, - перебила ее Лиза, - Я задала конкретный вопрос - как чайки будут прятать ужас на дно моря, не умея плавать? Откуда у автора такое отношение к птицам? Буревестника загонял, чаек утопить готов. А?
   
    Агнесса Романовна закатила глаза и выдала тихий стон.
   
    - Можно я выйду к доске? - спросила у нее Шестакова.
    - Выйди... - проговорила учительница...
   
    Шестакова подошла к Лизе:
    - Чайки только готовы спрятать ужас. - примирительным тоном сказала она. - Там не написано, что они его прячут. Просто они очень напуганы.
    - Хорошо, Шестакова! - нервно произнесла Лиза. - А что ты мне скажешь вот на это: глупый пИнгвин робко прячет тело жирное в утесах...?!?!?
    - А что тут такого? - пожала плечами Аня.
   
    - Горький даже не удосужился элементарно переставить слова, чтобы сказать по-русски - четко и понятно: пингвИн!И вообще, почему они все что-то прячут? Чайки - прячут, пИнгвин прячет... Но это вообще мелочи по сравнению с тем, что дальше просто начинается буйство какое-то ненормальное - я могу предположить, что буревестник сходит с ума, я бы тоже не выдержала такого издевательства - но зачем об этом писать? - она перевернула страницу.
   
    - Лиза, если так подходить к искусству, - молвила Аня, но Лиза ничего и слушать не хотела.
    - А как еще к нему подходить? Вот, я тут составила краткий конспект того, что Горький написал после пИнгвина!
    Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем!
    Гром грохочет!
    В пене гнева буревестник с криком реет!
    И смеется, и рыдает!
    Гром грохочет!
    Ветер воет!
    Море ловит стрелы молний!
    Буря!
    Скоро грянет буря!!! - Лиза уже орала, Аня подбежала к Агнессе Романовне.
    - Пусть сильнее грянет буря!
   
    - Лиза, может хватит?.. - сказала Аня.
    - Нет, погодите, - Лиза захлопнула папку. - И что же все это значит - что это за истерика такая? А? Утопленные чайки, сошедший с ума буревестник, пИнгвин, которого даже не удосужились назвать прилично, постоянные повторения? Я читала специальную литературу - Горький припадками не страдал!!! Это он издевается над читателем!
    - Слушай, - сказала Аня, - А ты неплохо прочла вот этот свой ...конспект...
   
    - А что тут сложного? Это же графомания! - победоносно воскликнула Лиза.
    - Алексеева, как ты можешь так говорить? - слабым голосом молвила учительница. - Какая графомания?
    - А такая, Агнесса Романовна, страсть к бесплодному писанию, пустому сочинительству...У Горького была страсть, и только лишь за это я его уважаю! Сочинял себе человек, всю жизнь отдал на то, чтобы исписывать листы бумаги бредом!
    - Но это же красиво. - сказала Аня.
   
    - Красиво, когда понятно! - глубокомысленно произнесла Лиза. - А когда не водоплавающие птицы плавают под водой, и кричат от радости, а волны это слышат, то это не то что НЕ красиво, это страшно!!!
    - Лиза, я не скажу, что мне все... понравилось, но я поражена твоей титанической работой, и даже поставлю тебе "пять", но, тем не менее, - зря ты так... про графоманию. Это ведь, все-таки, классика. - сказала учительница.
   
    - И ничего не зря, Агнесса Романовна! - провозгласила Лиза, и медленно, победоносным взглядом обвела класс, потом свысока зыркнула на Шестакову, и произнесла фразу, которую так долго готовилась сказать, - Потому что это - КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАФОМАНИЯ!

Дата публикации:31.03.2006 17:09