Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Андрей ШироглазовНоминация: Циклы стихов и поэмы

Я УХОЖУ ИЗ КУХНИ…

      Я ухожу из кухни через белую дверь листа
   От стола, от кухонной утвари и кухонного чада.
   В спину меня подталкивает маленькая мечта,
   Уши мои настроены на волну листопада.
   
   Я ухожу из кухни по мосту стихотворных строк
   И бормочу суеверно: "Не рухни, не рухни, не рухни…"
   Я не бегу от реальности. Просто приходит срок
   Не разбрасывать камни, а уходить из кухни.
   
   Чайник свистит отчаянно, и холодильник в углу
   Трясется так основательно, что обязательно рухнет.
   Сквозняк теребит занавески, тени ползут по столу.
   Но это меня не касается - я ухожу из кухни.
   
   Позади меня остается невымытый мной стакан,
   Баночка из-под кофе и крошки белого хлеба.
   Клубы сигаретного дыма сгущаются, как туман,
   И вместе со мной уплывают в предрассветное небо.
   
   Я ухожу из кухни, не попрощавшись ни с кем,
   И даже впервые в жизни не расплатившись за ужин
   Взглядом, вежливым словом. Мост на моем листке
   Все прочнее и шире, а кухня - все меньше и уже.
   
   Мне остается сделать всего 15 шагов.
   Да не кончится паста в ручке, да не иссякнет бумага!
   Я ухожу из кухни, где из моих мозгов
   Варится каждый вечер мозголомная брага,
   
   Где на стене красуется выцветший натюрморт,
   Где дрожжевое тесто у батареи пухнет,
   Где чужая гитара берет неверный аккорд.
   В общем, ариведерчи! Я ухожу из кухни.
   
   2.
   Последний шаг необычайно труден,
   Как выход в осень раннею весной,
   Как переход из вологодских буден
   В один сплошной иркутский выходной.
   
   Здесь ни при чем умения и опыт,
   Почерпнутый из взбаломошных книг:
   Порой дверь в осень отворяет шепот,
   Порой не открывает даже крик.
   
   Цепочка рифм, венчающая строчки,
   Ямб, амфибрахий, дактиль и хорей
   Бывают посильней дверной цепочки.
   А иногда у запертых дверей
   
   Толчешься час, другой безрезультатно,
   И в маленькую скважину замка
   Ты видишь только световые пятна
   И кляксы на обочине листка.
   
   (Не дай вам Бог хоть раз увидеть это
   Сжигаемое пламенем потерь
   Бессильное безумие Поэта,
   Разбитое о запертую дверь…)
   
   Последний шаг. И вот я у порога.
   Привет тебе, знакомый дермантин!
   Я не один, со мной - моя тревога.
   Хотя когда я приходил один?…
   
   Да ты, конечно, помнишь, как вначале,
   Пытаясь обозначить рубежи,
   Я, как дурак, таскал сюда печали,
   Сомнения, обиды, миражи,
   
   Иллюзии, надежды, умиленья,
   Пустые обещанья и дела.
   Они вошли в мои стихотворенья,
   А молодость… А молодость ушла.
   
   Я стал мудрей. И в дальнюю дорогу
   По жизни стихотворно-кочевой
   Отныне я беру одну тревогу.
   На всякий случай. Мало ли чего…
   
   3.
   Как домохозяйка
   В ожидании следующей серии
   "Мыльного" сериала,
   я никогда не знаю,
   что увижу за дверью
   поэтического астрала.
   
   За то время,
   Что я занимаюсь поэзией
   Осознанно и постоянно,
   Мои темы
   То скользили по лезвию,
   То скакали по барабану.
   
   Мои строчки
   То расползались вширь,
   То сжимались отточенно.
   Слева - кочки,
   Справа - Сибирь,
   Впереди - Вологодчина.
   
   Я и сам могу
   Заблудиться в этом
   Полубезумном развале,
   Утонуть в снегу,
   Захлебнуться светом,
   Задохнуться в шали.
   
   Когда-то
   Я писал о войне,
   А потом стал пацифистом.
   Но мои солдаты
   До сих пор во мне
   Осуществляют конкисту.
   
   А сколько ненужных
   И глупых слов
   Выпалил я в запале,
   И в центре южных
   Цветущих краев
   Стало холодно, как на Ямале.
   
   Впрочем,
   Если обойти холода
   И не наткнуться на конкистадоров,
   Можно до ночи
   Бродить у пруда
   Или во мраке поэтических коридоров.
   
   Трудно сказать,
   что я создал
   мир замечательный и безупречный,
   но если дышать
   этим воздухом,
   то можно прожить вечно…
   
   4.
   Урок истории мира, которого нет.
   Преподаватель без штанов, но во фраке
   Шагами меряет пустой кабинет
   Где-нибудь на филфаке.
   
   15 шагов от стены до стены
   (Совсем как от кухни до имени-отчества…).
   "Товарищи студенты, вы непременно должны
   разобраться в феномене Одиночества.
   
   Потому что даже бездарь, когда одинок
   И весь в комплексах и сомнениях,
   Способен создать небольшой мирок.
   А что говорить о гениях…"
   
   Урок географии. "Перед вами
   Карта Мечты, один к сорока.
   Видите - горы, а между горами
   Петляет извилистая река.
   
   Горы носят названье Удачи,
   Река именуется - Время-Не-Ждет.
   Записывайте условия задачи:
   Что будет раньше - речка заплачет,
   Или гора упадет?"
   
   Урок биологии. У доски - скелет.
   На доске - тема урока:
   "Млекопитающийся поэт
   в разрезе судьбы и рока".
   
   Остальные уроки отменены,
   По домам разошлась шебутная продленка
   По причине отсутствия моей страны
   В чужих головенках.
   
   5.
   Дверь позади. И кухня позади.
   Дела, работа пропитанья ради.
   Реальны только клеточки тетради
   И сладкое волнение в груди.
   
   Все остальное - только глупый сон.
   Он снится мне так долго, что порою
   Мне кажется: не я разрушил Трою,
   Не я построил древний Вавилон,
   
   Не я придумал плуг и колесо,
   Не я внедрил в футбол удар коронный,
   А кто-то совершенно посторонний:
   Ахилл, Пеле, Эрнандес, Пикассо.
   
   Но это бред! Мой сон - не про меня.
   Не мог же Одиссей, любитель танцев,
   Так виртуозно обмануть троянцев,
   Подсунув им коварного коня.
   
   Конечно, нет. Я помню этот миг:
   Мы вышли строем у коня из брюха,
   И началась такая заваруха
   Под звон мечей, рыдания и крик.
   
   Переплелись трагедия и драма.
   Ну а когда повеяло концом,
   Мой вымпел первым взмыл перед дворцом
   Заносчивого старого Приама.
   
   А Вавилон… А славный Карфаген
   Под тяжестью латинской колесницы…
   Нет, я там был. И это только снится,
   Что я никто и звать меня никем…
   
   6.
   На кухне лишь качнулась шторка
   И чайник тихо засвистел,
   А я уже шагнул с пригорка -
   И полетел. Как много дел
   
   Я должен сделать в этом мире,
   Пока эфирная струя
   Листы разносит по квартире
   И из осколков бытия
   
   Кроит мне призрачные крылья.
   Мне не понятен этот крой,
   Но из житейского бессилья
   Он помогает мне порой
   
   Взметнуться ввысь, ловя губами
   Запойный воздух горних сфер…
   А там, внизу, присел на камень
   Усталый старый Агасфер.
   
   Когда-то я, не зная броду,
   Совался в воду - всех спасти,
   И обещал ему свободу,
   И предрекал конец пути.
   
   Он ждет. А я взлетаю выше,
   Чтоб не нарваться на упрек…
   - Прости, но Он меня не слышит,
   И путь по-прежнему далек.
   
   А впереди заумный Толкин
   Ведет эльфийские полки
   (я столько лет убил без толку,
   уча чужие языки…).
   
   Они рассеются не скоро,
   Ведь защищают их мирок
   Не злая клятва Феанора,
   А столбики моих же строк.
   
   Прощайте, сказочные дети
   И ты, филологов кумир!
   Вы нынче, как и я, в ответе
   За этот беспокойный мир.
   
   Я не ковал кольцо всевластья.
   Я просто нес через года
   Мечту о радости и счастье.
   Но на пороге, как всегда,
   Она рассыпалась на части.
   
   7.
   Дом под горою -
   итог вдохновения -
   смотрит нескромно
   на демиурга-ваятеля:
   лирические герои
   имеют обыкновение
   жить автономно
   от своего создателя.
   
   Мне уже нечего
   им предложить -
   ныне опальным
   за прошлые изречения.
   Но этой встречи
   не отложить:
   она ритуальна
   по обозначению.
   
   Солнышко светит.
   Резвый ручей
   рифмы и даты
   диктует тревожно.
   Здравствуйте, дети
   бессонных ночей,
   истин, когда-то
   понятых ложно.
   
   Здравствуйте, внуки
   моих миражей,
   пасынки черных,
   тяжелых мгновений.
   Я к вам из муки
   кухонных ножей,
   я к вам из вздорных
   пустых воскресений.
   
   Кристалики льда -
   это ваши глаза,
   слез порошок
   рассыпаю горстями.
   Вам никогда
   не простить меня за
   то, что ушел я
   иными путями.
   
   Впрочем, прощения
   я не прошу,
   поскольку сам перенес
   вместе с вами
   участок лущения,
   снеговую паршу
   и ранний мороз
   по полной программе.
   
   Это было в Саянах,
   когла на паях
   с Вовкой в кедах
   и с Мишкой
   на таежных делянах
   в диких краях
   мы с кедров
   сбивали шишки.
   
   Эй, парнишка,
   ты тоже здесь -
   в зеленой штормовке
   и с фляжкою у ремня?
   Что-то от Мишки
   в тебе неуловимое есть.
   И от Вовки.
   И от меня.
   
   А ты, обитающий
   в ножеточке,
   пропустивший по случаю
   и ушедший в астрал,
   наизусть читающий
   строчки,
   может быть лучшие,
   которые я написал,
   
   Ты тоже меня
   упрекнешь в измене,
   поймаешь попутку
   и умчишься в тартарары?
   Или, былое храня,
   подогнешь колени
   и протянешь мне самокрутку
   из дешевой махры?
   
   Дом под горою
   забыл о создателе,
   словесный парад
   отменила гроза...
   Лирические герои -
   такие предатели -
   привычно молчат,
   опустивши глаза...
   
   8.
   Пора возвращаться. И так уже встреч
   было больше, чем нужно.
   Я слышу, как микроволновая печь
   звонком приглашает к ужину.
   
   Прости, мой мирок, я уже не хочу
   бродить по твоим тропинкам.
   Устало взлетаю и тихо лечу,
   покачивая ботинком.
   
   На кухню. Сквозь толщу придуманных сфер.
   Туда, где шкафы - образами.
   Задумчивый Толкин и злой Агасфер
   меня провожают глазами.
   
   Ни тот, ни другой не пытаются встать
   и крикнуть вослед: «Куда ты!?»
   А мимо уже маршируют опять
   придуманные солдаты.
   
   Они не достигнут великих побед,
   о них не напишет Гаршин,
   поскольку однажды беспутый поэт
   их бросил одних на марше.
   
   Вдали догорают остатки села.
   Разбита трофейная рухлядь...
   Расчетливо спрятав под майку крыла,
   я возвращаюсь на кухню.
   
   В душе просыпается раненый зверь,
   разбуженный старшим сыном.
   Он тоже повадился шастать в дверь,
   подбитую дермантином.
   
   Он тоже умеет ключом строки
   справляться с замком иллюзий.
   Щелчок - и уже маршируют полки
   и Толкин лежит в джакузи.
   
   Щелчок - и доверчивый Вечный Жид
   опять обретает надежду
   и в Стиксе бессмысленно норовит
   свою постирать одежду.
   
   Щелчок - и мертвеют его глаза,
   как стерлядь, на грязной Сухоне.
   В момент, когда я возвращаюсь назад,
   он уходит из кухни...

Дата публикации:21.11.2003 18:22