Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Имануил ГлейзерНоминация: Рецензии

Стихотворение В.НИКОЛЬСКОЙ "ВДРУГ..."

      Попробую сделать непредвзятый разбор этого произведения Веры НИКОЛЬСКОЙ.
   
   Вдруг...
   
   Вдруг громыхнёт враждебный гром,
   И мир божественных пропорций –
   Луч солнца, сад и глубь колодца –
   Расколет молнии излом,
   И пыль зловеще заклубится,
   Повиснет тенью тёмной птицы
   Ненастье в облаке густом.
   
   И хлынет дождь, как водопад.
   Он будет грозною лавиной
   Срывать багрянец георгинов,
   Топить глядящий в небо сад,
   Нагую плоть плодов незрелых
   И мякоть ягод переспелых,
   Борозд-прожилок чинный ряд.
   
   Стихии бешеный поток
   Сквозь цепь разомкнутого круга
   Затмит глаза, загонит в угол –
   Не встать, не выйти за порог,
   Начнёт внушать простосердечно,
   Что всё непрочно, всё не вечно,
   Как эта хижина-чертог.
   
   Посеяв смуту и разбой
   И покалечив крону сада,
   Затихнут дальней канонадой
   И дождь, и ветер грозовой,
   И тишь в покое невесомом
   Пространство, сжавшееся комом,
   Покажет тыльной стороной,
   
   Когда дыханье налегке
   Среди потерь и обретений:
   Жизнь – робкий дар, одно мгновенье
   На грани и на волоске,
   А мир божественных пропорций –
   Луч солнца, сад и глубь колодца
   Как счастье беглое в руке.
   ====================­===================­
   
   1. Это - пейзажное стихотворение с философским подтекстом.
   В статусе чисто пейзажного оно начинается с нелепой первой строки:
   
   Вдруг громыхнёт враждебный гром
   
   Всем известно, что "вдруг" такого не бывает: сначала ветер, потом тучи, молнии... и лишь потом - гром. Не зря же есть закреплённое в языке выражение " гром среди ясного неба" :)))
   Автор считает, что эта гроза враждебна "миру божественных пропорций".... Судя по незрелым плодам в саду, это лето, летняя гроза. Без града, без наводнения... Трудно не вспомнить стихи и песню на них:
   
   СЕМЁН КИРСАНОВ
   
   Эти летние дожди,
   эти радуги и тучи -
   мне от них как будто лучше,
   будто что-то впереди.
   
   Будто будут острова,
   необычные поездки,
   на цветах - росы подвески,
   вечно свежая трава.
   
   Будто будет жизнь, как та,
   где давно уже я не был,
   на душе, как в синем небе
   после ливня - чистота...
   
   Но опомнись - рассуди,
   как непрочны, как летучи
   эти радуги и тучи,
   эти летние дожди.
   --------------------­--------------------­--------------------­------------------­
   
   Теперь посмотрим, что вкладывает автор в понятие "божественных пропорций":
   
   Луч солнца, сад и глубь колодца –
   Расколет молнии излом,
   
   Луч солнца при грозе с молниями и громом? Явно что-то не то....
   Излом молнии расколавыет сад и глубь колодца?????
   Опять что-то не вяжется, уж извините....
   
   Я не хочу сталкивать лбами обычную логику, здравый смысл с логикой поэтической... Мы знаем в поэзии немалое число сугубо авторских логик и воображений - от от тютческой грозы до пастернаковской, например, и много других до и после, но чувство нелогичности не возникает, когда метафоры бьют в цель....
   
   И пыль зловеще заклубится, - не от молнии и грома, но от ветра!
   
   Повиснет тенью тёмной птицы
   Ненастье в облаке густом.
   
   А это, по-моему, просто "красивости", никак не представимые ни взгляду, ни сознанью: тень тёмной птицы? Гигантской что ли?
   Кто её видел? Грозовая туча - густое облако? Повисшее ненастье?
   Откуда при такой грозе эта статика? Клубится пыль, сверкают молнии, гремит гром, льёт ливень - сплошная динамика!
   
   Итак в экспозиции очень много , мягко говоря, спорного... А жёстко говоря - нелепого.
   
   2. И хлынет дождь, как водопад.
   Он будет грозною лавиной
   Срывать багрянец георгинов,
   Топить глядящий в небо сад,
   Нагую плоть плодов незрелых
   И мякоть ягод переспелых,
   Борозд-прожилок чинный ряд.
   
   Очень неплохая строфа - на первый взгляд. И к слабой рифме "незрелых - переспелых" можно и не придираться... Тут несколько смущает другое: к единственному глаголу "топить" в четвертой строке строфы прицеплено ещё три строки - от этого перегруза смысловая линия строфы неизбежно слабнет. К тому же есть претензии и к точности словаря:
   - нагая плоть плодов -? Они что ли без кожицы? :) Или кожица не в счёт? Тогда какова альтернатива? :)))
   - мякоть ягод переспелых - ? Забыли дособирать ягоды? Или оставили только несъедобное? В чём тут беда? :)
   - Борозд-прожилок чинный ряд. - Об этом уже написал как о ляпе Хэ-ник. Чинный - не подходит, как ни верти. И непонятно о чём речь - о плодах, ягодах или листве? Уверен, Что автор сможет эту строчку доработать, прояснить.
   
   3. Стихии бешеный поток
   Сквозь цепь разомкнутого круга
   Затмит глаза, загонит в угол –
   Не встать, не выйти за порог,
   Начнёт внушать простосердечно,
   Что всё непрочно, всё не вечно,
   Как эта хижина-чертог.
   
   Первая строка ничего нового не привносит, это всего лишь парафраз предущего "дождь, как водопад".
   А вот вторая - загадка:
   
   Сквозь цепь разомкнутого круга - ? Цепь какого круга разомекнулась? Очевидно, небесного... Но разве небо - это цепь? Или речь о грозовых тучах? тогда почему - круг? Догадываюсь, что по мысли автора некий круг разомкнут ливнем, бешенным потоком, но согласитесь, что план выражения неуклюж для плана содержания...
    А дальше .... сплошные пережимы:
   
   Затмит глаза, загонит в угол –
   Не встать, не выйти за порог,
   
   ОЙЙЙЙЙЙЙ!!!!! Не раз и не два все мы любовались грозами в наших окнах... А сколько раз "дождь стеной" заставал нас в дороге, за рулём, в поездах и автобусах... Ведь не буран, не цунами, не землетрясение, а всего лишь летний ливень! :)))
   " вечно - простосердечно" - договорились не придираться :)
   Но последняя строка опять загадка!
   
   Как эта хижина-чертог.
   
   Какая "эта" - ? Мы с ней ещё незнакомы! Где она - в саду? Напрягая всю догадливость, думаю, что речь идёт о дачном домике в саду, где неубрана ягода и не дозрели ещё плоды... В народе их называют вроде "будками", но автору по душе красивое : хижина -чертог!
   :))
   
   4.5. Запятая между строфами позволяет объдинить их и разобрать вместе.
   
   Посеяв смуту и разбой
   И покалечив крону сада,
   Затихнут дальней канонадой
   И дождь, и ветер грозовой,
   И тишь в покое невесомом
   Пространство, сжавшееся комом,
   Покажет тыльной стороной,
   
   Когда дыханье налегке
   Среди потерь и обретений:
   Жизнь – робкий дар, одно мгновенье
   На грани и на волоске,
   А мир божественных пропорций –
   Луч солнца, сад и глубь колодца
   Как счастье беглое в руке.
   
   - Посеяв смуту и разбой
   И покалечив крону сада,
   По-моему - опять пережим: "смута и разбой", "покалечив"... Есть ли основания для такого словаря? Вроде, нет....
   
   Затихнут дальней канонадой
   И дождь, и ветер грозовой,
   
   Очень хорошо! Только тут просится не запятая, а точка или многоточие, ибо запятая только сбивает с толку: её воспринимаешь как знак перечисления " и, и, и...", но на самом-то деле третье "и" к этому перечислени. не примыкает. Поэтому и нужен другой "препинак".
   
   - И тишь в покое невесомом
   Пространство, сжавшееся комом,
   Покажет тыльной стороной,
   
   Не лучше ли вообще заменить это "и" на " а", например?
   В нынешнем виде в строфе сплошной ералаш:
   где кончается сфера действия глагола "затихнут" и начинается территория глагола "покажет" ???
   
   И надо бы разделить строфы точкой! Ведь последнее семистишие - самостоятельное, философское! Зачем же объединять такие строфы запятой???
   На стольких сайтах столько читателей и даже специалистов всего этого не заметили? Странновато, но - поправимо!
   И всё же, даже с исправленной пунктуацией, остаётся впечатление нагромождённости в конце стиха, остаются непоняти про "тыльную сторону", про то, кто что покажет: тишь - пространство или наоборот? И как это :
   ... дыханье налегке
   Среди потерь и обретений - ???
   
   Обратимся, однако, к философской концовке:
   
   Жизнь – робкий дар, одно мгновенье
   На грани и на волоске,
   А мир божественных пропорций –
   Луч солнца, сад и глубь колодца
   Как счастье беглое в руке.
   
   Философия ли это ? Или скорее - психология? Робость маленького человека перед силами природы? Возведение летнего ливня в ранг стихийного бедствия? И что в в этом контексте стоит за словом "ЖИЗНЬ"??? Человек, ждущий плодов своего сада? Или же весь макроконтекст жизни на планете? Скорее - первое. Речь о "беглом счастье" в руке человека. Об эфемерности, иллюзорности
   " божественных пропорций" мира, в котором, как известно, всё течёт, всё меняется? Но это же опять - давно известные вещи, ставшие банальностями. Что же остаётся от стиха, в стихе? Что в нём такого, чтобы спорить, оценивать, переживать? Ни одного впечатляющего образа или метафоры, ни свежей мысли, ни чувства удивления... Можно, разумеется, посочувствовать и хозяйке сада, и георгинам, и плодам, но ведь это сочувствие - снисходительно-вымуч­енное...­
   
   Не лучше вслед за песней на стихи Кирсанова вспомнить песню на стихи Г.Шпаликова:
   
   Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
   
   Бывает всё на свете хорошо,
   В чём дело – сразу не поймёшь.
   А просто летний дождь прошёл ,
   Нормальный летний дождь .
   Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
   Весёлые глаза,
   А в них бежит Садовое кольцо,
   А в них блестит Садовое кольцо,
   И летняя гроза,
   А я иду, шагаю по Москве,
   И я пройти ещё смогу
   Солёный Тихий океан
   И тундру, и тайгу.
   Над лодкой белый парус распущу,
   Ещё не знаю с кем.
   А если я по дому загрущу,
   Под снегом я фиалку отыщу
   И вспомню о Москве…
   
   Потом - полюбваться фотоиллюстрацией к этой песне тут:
   http://www.photoline.ru/photo/1111243199
   
   И, наконец, в заключние, позволю себе привести известное стихотворение настоящего поэта-философа Николая Заболоцкого:
   
   Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ
   
   
   Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ
   
   Я не ищу гармонии в природе.
   Разумной соразмерности начал
   Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
   Я до сих пор, увы, не различал.
   
   Как своенравен мир ее дремучий!
   В ожесточенном пении ветров
   Не слышит сердце правильных созвучий,
   Душа не чует стройных голосов.
   
   Но в тихий час осеннего заката,
   Когда умолкнет ветер вдалеке.
   Когда, сияньем немощным объята,
   Слепая ночь опустится к реке,
   
   Когда, устав от буйного движенья,
   От бесполезно тяжкого труда,
   В тревожном полусне изнеможенья
   Затихнет потемневшая вода,
   
   Когда огромный мир противоречий
   Насытится бесплодною игрой,—
   Как бы прообраз боли человечьей
   Из бездны вод встает передо мной.
   
   И в этот час печальная природа
   Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
   И не мила ей дикая свобода,
   Где от добра неотделимо зло.
   
   И снится ей блестящий вал турбины,
   И мерный звук разумного труда,
   И пенье труб, и зарево плотины,
   И налитые током провода.
   
   Так, засыпая на своей кровати,
   Безумная, но любящая мать
   Таит в себе высокий мир дитяти,
   Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
   ====================­==========­
   
   Я мог бы привести и знаменитую " Некрасивую девочку" Заболоцкого в ответ на "вдруг", на утверждение, что жизнь - робкий дар, одно мгновенье:
   Помните:
   
   Мне верить хочется, что сердце - не игрушка,
   Сломать его едва ли можно ВДРУГ.
   ????????
   
   А другой поэт-философ, У.БЛЕЙК, говорит:
   
   В одном мгновенье видеть вечность,
   Огромный мир в зерне песка,
   В единой горсти бесконечность
   И небо в чашечке цветка .
   
   !!!!!!!!!!!!!
   ____________________­____________________­_____­
   
   Буду рад услышать мнение оппонентов об этой рецензии на стихотворение В.Никольской.

Дата публикации:23.02.2006 01:18