Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Воин ОтечестваНоминация: Эссе

Как я понимаю поэзию

      Что такое поэзия очень хорошо сказали авторы, которых я давно с интересом читаю. Их авторитет для меня непререкаем. Сказать лучше, чем сказали они, я всё равно не сумею, а потому просто понемногу буду заполнять этот раздел своими любимыми цитатами.
   При этом хочу оссобо отметить, что по другим вопросам авторы могут иметь противоположное мнение. Я лишь привожу здесь те моменты, с которыми до конца согласен я сам. А потому приношу заранее свои извинения, если в своём эссе я случайно в один ряд поставлю непримиримых противников.
   
   
   «…Поэзию не определяют, её чувствуют в слоге, энергетике строк, новизне и оригинальности образного ряда, в оригинальности версии повествования...»
   «…Я полагаю, что некоторая незавершенность мысли должна присутствовать. Это позволит читателю додумывать происходящее на уровне своего ассоциативного восприятия. А оно у каждого из нас индивидуальное. Чем больше вариантов прочтений имеет стихотворение - тем удачней оно написано…» /Виталий Гайдачук/
   Ссылка на страничку автора этих мудрых слов:
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=50848&pid=0
   
   
   
   "...Тоталитарный строй, создающий огромные препятствия для культурного развития страны, рождал в обществе и огромную энергию по преодолению этих препятствий. Природа не терпит пустоты, есть определённый баланс плохого и хорошего в любую эпоху у любого народа, пребывание потенциала на одном полюсе немедленно приводит к возрастанию потенции другого полюса, общее же равновесие - неизменно. Скажем, в лишённом свободы слова обществе сразу же наступает гулкая интеллектуальная тишина, и в этой тишине особенно громко звучат одинокие голоса осмеливающихся говорить правду даже и ценой собственной жизни, и именно в этой тиши к подобным словам относятся наиболее чутко, именно тут их слышат всем сердцем и душою, только тут они и звучат во всю свою силу!.. И напротив, демократическая свобода слова приводит к тому, что все говорят всё, в результате никто никого не слушает, кроме самих себя - слово полностью обесценивается!..
   …Всячески губя таланты, власть в то же время нуждалась в них, чтобы быть эффективнее и привлекательнее. Естественно - над талантами был жёсткий контроль. А любому творческому человеку контроль - как нож по горлу, власть уже и новые, воспитанные ею взамен погубленных таланты автоматически делала своими врагами, заставляла как – то изощряться, обходя препятствия, тем самым развивая мастерство и укрепляя характер. Тот строй если не гнул и не ломал - то делал титанами…
   …Тоталитаризм с его жёстким государственным диктатом над личностью каждого и регламентацией всех сфер жизни понуждает миллионы « маленьких людей « незримо сплотиться в бесконечном противоборстве с государством. Жестокость времён одних - огрубляет, злобит, развращает, зато многих других - делает душевней, справедливей, человечней… « Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке!.. « - некогда сформулировал эту мысль Окуджава. Люди коллективно страдали от плохого в жизни и тянулись к хорошему, и искали в произведениях культуры это самое хорошее как свою опору в немилосердной схватке с окружающими их кошмарами…»
   /Владимир Куземко/
   Ссылка на страничку автора
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=69464&pid=91
   
   
   
   Пример того, как слово может действовать на душу читателя, нахожу в отзыве на замечательное стихотворение одного из самых ярких поэтов потрала. Читатель пишет: "Я абсолютно с Вами согласна!!! ... "поэзия - это чувства + техника, а не техника, и где-то там чувства. Стихи, которые трогают лучше самых изощренных метафор и оборотов." Главное в стихах Душа!!! Обычный читатель, может и не знать всех правил стихосложения, и прочитав идеальное по технике стих, ничего не ощутить! И наоборот! Я читала несколько Ваших стихов - они все от Души!!! Поэтому они не могут не задеть своей "живностью" и глубиной ощущений!!!" /Кристинэ Керн/
   Это здесь:
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=68299&pid=91
   
   
   
   «…Классическую музыку понимают не все – но есть Моцарт, которого знают все. И его мелодии – знают все. Специалист может разложить таинство музыкальных этюдов Моцарта на составляющие, просто слушатель при первых звуках узнает автора. Как в музыке – не каждому идти по пути Моцарта, так и в стихах – каждому Бог надиктовывает своё. Если «зацепило» твоё стихотворение – пять, десять человек – это уже счастье. Чтобы «цепляло» многих – несоизмеримый талант... Или... За стенкой, на «Радио Шансон», поставили «Любэ».... Претензий нет, всё лучше, чем исповедь старого зэка... Всё лучше....
   И Губерман – со своими блёстками – смешно, значит запомнят, и Вишневский со своим ехидством – кратко, легко укладывается в голове... И Асадов – с добротой и непрофессионализмом.­..­ Иначе придут другие. «Голосуй, а то проиграешь! Ельцин – наш президент!» Белый стих. Чернота.... Плохо, когда бьют поэта, ещё хуже, когда поэты кого-то бьют. Ногами...»
   /Олег Анс/
   Ссылка на текст:
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=68204&pid=91
   
   
   
   Прошу простить всех, если вдруг оказалось, что я соединил авторов, которые в чём-то не согласны друг с другом. Я привожу лишь те их замечания, которые близки и дороги мне. Тем более, как я понимаю, цитируемые мной литераторы заботятся прежде всего о развитии творчества страны, а не её уничтожением.
   Как любой человек моего возраста, выросший в Советском Союзе на песнях Владимира Высоцкого и Аллы Пугачёвой, на стихах Александра Галича и Эдуарда Асадова, ратую за то, чтобы каждый из нас имел право читать и слушать именно ту музыку, какая близка только его душе. А значит: пусть будут доступны все, кто хочет делиться своим творчеством. И не важно, как велик профессионализм их творчества. Пусть это будет диапозон от народного творчества до высокой поэзии, от наивных "поделок" до утончённого, с подчётом каждой буковки. Каждый из них найдёт своего читателя. Мы так долго шли к свободе слова, что нужно ею дорожить.
   В творчестве каждого из них тех, кого я слушал, читал и продолжаю интересоваться их творчеством, есть та изюминка, которая помогла стать мне таким, каков я есть.
   И пусть наши дети слушают песни на стихи Ларисы Рубальской, Андрея Дементьева, чем вопли: "Я без тебя умру!" и прочие вещи, которые и приводить-то здесь совестно.
   Пусть наши дочери, впитывая в себя мудрые мысли Эдуарда Асадова, растут целомудренными. Согласитесь, это гораздо лучше, чем стоять вдоль автострад, зазывая клиентов.
   Пусть не станут наши дети великими поэтессами, зато станут нормальными матерями нормальных детей.
   Что может быть хуже, чем несчастная участь талантливой женщины, которая хоть и выросла на гениальных стихах, фильмах и песнях, хоть и сумели ей привить хороший вкус, но погибает она теперь оттого, что в ней развили поэта, забыв о её душе. Её измученная Душа, не заполненная мудростью бесхитростных строк Эдуарда Асадова, осталась душой незащищённой.
   
   Повторю свой вывод:
   
   Пусть нам будут доступны все, кто хочет делиться своим творчеством. И не важно, как велик профессионализм их творчества. Пусть это будет диапозон от народного творчества до высокой поэзии, от наивных "поделок" до утончённого, с подчётом каждой буковки. Каждый из них найдёт своего читателя. Мы так долго шли к свободе слова, что нужно ею дорожить.
   
   Работу продолжу. Спасибо всем за внимание.

Дата публикации:19.02.2006 13:45