Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Михаил ЛезинскийНоминация: Повести

САЛЮТ, ДЖЕЙМС ПАТТЕРСОН! - ( ИЗ серии

      САЛЮТ, ДЖЕЙМС ПАТТЕРСОН!
   
    Случилось это давным-давно , произошло почти по Корнею свет Чуковскому -
    « У меня зазвонил телефон » :
    - Кто говорит ? – это я ответил , хотя и эти слова есть у Корнея Ивановича .
    - Слон !
    У «слона» был удивительно знакомый голос …
    - Я снова в Севастополе .
    Я никогда не различаю поначалу телефонные голоса , как бы этак незаметно поинтересоваться , кто это мне звонит ? Но тот , звонивший с того конца провода , но явно с этого света , - связь севастопольская оставляла желать лучшего ! – ответил :
    - Джо , звонит , не узнал что - ли ?
    - Вот теперь узнал ! Ты ж никогда из Москвы не звонил ? Случилось что ?
    - Не в Москве я , а в Севастополе .
    - Где ты?
    - На стадионе Черноморского флота - это рядом с тобой .
    - Совсем рядом ! – буркнул я . – Давай до моей хаты . Жинка уехала , а я с дочкой на хозяйстве остался .
   - Дочке то сколько лет ?
   - Девять , - ответил я , но не уверенно .
   - Девять с половиною , - поправила дочка , - а кто это тебя куда зовёт ?
   - Джеймс Паттерсон , - ответил я , - ты его не знаешь . Когда он к нам приходил , ты была в детсаду .
   - Вот и знаю , вот и знаю , я его в кино видела . Мне мама показывала .
   В трубке смех :
   - Захватывай дочку , сажай её в тачку и дуй на стадион , - здесь сейчас проходят празднества
   
   Пока я с дочкой добираюсь до стадиона двумя троллейбусами , - расскажу вам более или менее подробно о залётном московском госте , в судьбе которого тоже был мой Севастополь .
   
    Лет двадцать назад , а может быть, немногим больше , ( писались эти строки в восьмидесятых года прошлого столетия – М . Л . ) , на улицах Севастополя можно было встретить подтянутого офицера. Был он красив и смуглолиц. Люди узнавали знакомые черты, провожали взглядом и по-доброму улыбались.
    Да , это был один из героев кинофильма « Цирк ». Этот фильм хорошо помнит, скажем мягко , пожилое наше поколение. Да и большинство молодых его видело: нет-нет и вновь появится на экранах нашей страны одна из первых талантливых кинокомедий , сценарий для ко¬торой написали Илья Ильф , Евгений Петров и Валентин Катаев. Сам «бывший негритенок», будучи взрослым, скажет:
   
    «...фильму пришлось сыграть большую роль в моей жизни. До сих пор люди узнают меня на улице, и благодаря этому у меня много друзей во всех уголках Советского Союза и за рубежом ».
   
    «Негритенок» превратился в советского поэта Джеймса Ллойдовича Паттерсона и о своей первой и последней артистической пробе вспоминает в стихах:
   
   
   Я не помню себя,
   Я не помню подробностей,
   Я не помню избытка актерских способностей,
   Но я помню, как что-то взволнованно пели
   Две старушки у детской моей колыбели.
   И склонились они надо мной, разнокожие ,
   В чем-то очень похожие и не похожие...
   
    Две старушки.,. Одна с белым цветом кожи - по матери , и с черной - со стороны отца. Склонились над колыбелью внука и поучают с двух сторон:
    - Джеймсик , возьми игрушку в правую руку!.. Ну, кому говорят?!
    Но Джеймс упрям, тянется левой . Чёрная бабушка вздыхает:
    - У нас в роду все мужчины были левшами . И дед, и отец, а началось с прадеда...
    Впоследствии Джеймс Паттерсон напишет стихи:
   
    Моим предкам
   по отцовской линии
   Много бед пришлось перетерпеть –
   Местной Салтычихой из Виргинии
   Мой далекий прадед брошен в лечь...
   
   Страшные линчующие Штаты ! Патрику Хэгеру - прадеду Джеймса Паттерсона - от рождения несколько дней. Жена плантатора возненавидела негритенка еще с первых часов его рождения и сейчас , выхватив младенца из материнских рук, бросает Пата в огонь...
   Ребенка спасли , но правая рука успела обгореть так, что с тех пор остался Патрик Хэгер левшой.
    Прадед всю свою жизнь был рабом. Свободолюбивым рабом. Когда плантатор стал выживать Хэгера с его , потом и кровью окропленной , земли , Патрик - невиданный случай! - явился к белому господину за разъяснением... Он получил ответ: розги и тюрьму.
    Через века и континенты Джеймс протягивает левую руку своему прадеду:
   
    « Мой однорукий прадед! Земля, с которой у тебя связано столько надежд, не принесла тебе всходов. Но ничто не могло заглушить зароненного в твою душу стремления к справедливости...»
   
    От прадеда во всех поколениях мужчин неистребимая тяга к справедливости. И эта неистребимая тяга привела Паттерсона-отца в Россию.
    Ллойд Паттерсон был художником-декоратор­ом.­ Безработным художником . В Америке и белому нелегко отыскать работу , а что говорить о черном с бунтующей душой?!.
   
    Из письма Ллойда Паттерсона своей матери Маргарите Глэско:
   
    «Дорогая мама! Ты, вероятно, уже слышала о забастовке в колледже. Забастовка объявлена в знак протеста против поведения администрации , которая , как недавно выяснилось, отказывается принимать на работу преподавателей-негро­в­ .
   Мы выбрали стачечный комитет и делегацию . Ректор отказался принять делегацию, и тогда мы забастовали... В результате создавшегося напряженного положения колледж закрывается на неопределенное время...»
   
    Ллойда Паттерсоиа внесли в черный список: ни работы , ни хлеба , ни жизни на родной земле.
    Однажды Ллойд прочитал в небольшой негритянской газете , что для постановки фильма в России требуется группа негритянской молодежи . Он не раздумывал ни минуты...
   
    Из воспоминаний матери Ллойда Маргариты Глэско:
   
    «Чиновник агентства , узнав, что Ллойду нужен билет на пароход, отплывающий в Советский Союз, изменился в лице и строго сказал:
    — Миссис Глэско , неужели вы отпустите своего сына в эту страну?
   Я так удивилась, что не смогла даже сразу ответить. Но Ллойд сердито сказал:
    — Я не могу найти работу в стране, где я родился и за которую умер мой отец. Но там; в Советской России, мне дадут работу.
   Наконец все трудности преодолены и Ллойд уехал. Я много плакала, проводив его.
   «Кто знает,— думала я ,— что ждет его в этой непонятной стране и увижусь ли я когда-нибудь снова с сыном?...»
   
    Увиделась! Я рассматриваю фотографию: на коленях у бабушки Маргариты «кудрявое чудо» — внук Джеймс . Снимок сделан в Москве. Ее Ллойд женился на русской девушке Верочке Араловой , сейчас Вера Ипполитовна Аралова — заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени Джавахарлала Неру. Ллойд стал работником Радиокомитета , и его голос звучал над многонациональной планетой.
    В 1941 году, когда Москва подверглась жесточайшей бомбежке , после очередной передачи на Европу Ллойд Паттерсон был контужен взрывом фашистской бомбы и скончался в 1942 году. В этот год ему должно было исполниться тридцать два года.
    Поэт Джеймс Паттерсон сейчас старше своего отца и намного . Но всегда, когда ему становится трудно, когда он узнает о новых злодеяниях бесноватых расистов , по-прежнему на его родине издевающихся над людьми с черным цветом кожи, когда в душу поэта закрадывается тоска, он вновь и вновь обращается к своим свободолюбивым предкам:
   
   Ранняя чахотка подточила
   Балагура деда моего.
   Родину покинувший,
    отмеченную
   Горечью лишений и обид,
   Мой левша-отец
   в войну Отечественную
   За страну Советскую
   погиб.
   Не рассказываю
   сказки я,
   Только издавна,
   сдается мне,
   Левая рука,
   как сталь дамасская,
    У меня
   закалена в огне...
   
    В судьбу Джеймса Паттерсона вошел и наш белокаменный Севастополь. Сразу же по окончании Ленинградского Высшего военно-морского училища имени Ленинского комсомола его, полного энергии , направили сюда, присвоив звание лейтенанта Военно-Морского Флота.
    Джеймс Паттерсон был членом Севастопольского литературного объединения. Печатался в городских и областных газетах. У него рождались строки, которые потом войдут в его книги. Строки, пронизанные историей Севастополя:
   
   Была равнина выжжена
   дотла, и непослушным становилось
    тело, но, надвигаясь в секторе
   обстрела, расплывчатая цепь врагов
   росла.
   Смешался запах гари с тишиной ,
   от липкой крови гимнастерка
   взбухла, и мать, и севастопольская
   бухта стояли молча за его спиной ...
   
    Молодой офицер Джеймс Паттерсон поступил на заочное отделение Литературного института, окончил его и стал профессиональным поэтом . У него вышло много поэтических сборников: в «Молодой гвардии» — «Россия. Африка», «Виолончель» ; в «Малыше» — «В какой одежде ходили прежде»; в «Советском писателе» — «Рождение ливня»; в Воениздате — «Морские спутники»... Последняя его поэтическая книга , которую он мне надписал , дышит Севастополем ...
   
    Пока я делал столь пространный экскурс в его судьбу ,троллейбус остановился у Панорамы обороны и освобождения , рядом - стадион Черноморского флота . Оттуда доносятся громовые шумы оркестров - город празднует очередной День Военно-Морского флота .
   Джеймс у входа . Увидел дочку – расплылся в улыбке , протянул ей руку , пожал …
   
    После моя дочурка скажет :
    - Папа , у него черная и белая рука .
    - Как это ? - переспрошу .
    - Рука чёрная , а ладошка белая ! – наблюдательная девочка растёт .
    Это точно наблюдательная . Когда оба брата идут по Севастополю , - Том и Джеймс , на них оглядываются – копии , как по росту , походке , лицу , но с существенной разницей – Джеймс чёрный , Том белый .
   
    - Джо , что за срочность такая ?..По какому поводу аврал ?
    - Два повода , а точнее – один , но существенный … Ты , конечно , знаком с Таней , - и Джеймс называет фамилию , которую я озвучивать не буду .
    - Таню , Таню … Эту какую Таню ?
    - Брось прикидываться валенком , ты с ней очень даже хорошо знаком !
    Конечно , с Таней я был знаком , и знал что Джеймс относится к ней неоднозначно , скажем мягко , и что творческие командировки он берёт не для того , чтобы написать что-то о Севастополе , - он и без приезда может ! – а , чтобы встретиться именно с этой Таней .
    Таня писала очень посредственные стихи , посещала литературное объединение имени Ивана Силыча Новикова-Прибоя и Иосифа Уткина в котором я , по утверждению Джеймса , « свирепствовал » , и главное достоинство этой двадцатитрёхлетней поэтессы , была её физиономии и осиная талия , перед которой пасовали многие редакторы журналов и газет , печатая её творения . Не оставался в стороне и « всю жизнь холостой » Джеймс Паттерсон .
    - А от меня ты что хочешь , Джо ?
    - Я хочу чтобы ты… Ну как это сказать … Чтобы ты поменьше критиковал её стихи … Ну ты понимаешь о чём я говорю . Девочка после твоих критических разборок по нескольку дней в себя придти не может … Да знаю , знаю , что пишет бездарные стихи ! Но так пишет половина твоего литРобъединения и ты же не ко всем прикалываешься , вот и от Танюшки отстань !
    - Понял . Какие ещё будут пожелания ?
    - Будут . Таня мне сказали , что вы собираетесь с выступлениями на военных кораблях Черноморского флота … так включи её в свою бригаду … Стихи я ей подредактирую …со стихами будет всё в порядке .
   
    Забегая несколько вперёд , замечу , матросы принимали наших поэтов и прозаиков очень даже хорошо . А Таню лучше всех , что и говорить : красота – страшная сила ( и имя я изменил , чтобы севастопольцы не узнали , которые очень даже хорошо знакомы , как и с ней , так и с её стихами , которые она печатает до сих пор ).
   
    C тех пор прошло около трёх десятков лет и « потерялся след тарасов » , мы с Джеймсом никогда не были близкими друзьями , просто знакомыми , и никогда с ним не переписывался … Я , конечно , встречал его фамилию в «Огоньке» , когда редактором был Виталий Коротич , узнавал от общих друзей о его жизни , о книгах , выпущенных советскими издательствами … Ведь был ещё цел Советский Союз … А потом он исчез из моего личного горизонта
   
    Джеймс , отзовись , если до тебя дойдут эти строки , а в наш интернетовский век , дойдут обязательно! И припомним мы с тобою город нашей юности Севастополь , который был в нашей судьбе .

Дата публикации:22.01.2006 00:23