Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Фанклуб Моисея Бельфермана "Мудрое слово Моисея"Номинация: Повести

МОЕ ПРОЧТЕНИЕ ФИНАЛИСТОВ - 9

      Объем: 11 999 [ символы с пробелами ]
   Объем по форматам (листов): A6: 10; A5: 4; A4 (в 2-а столбца): 1
   
   
   МОЕ ПРОЧТЕНИЕ ФИНАЛИСТОВ - 9
   Сэр МЕРЛИН «Убийца. Притча».
   
   Рассказ-притча - с трагичным сюжетом и таким же финалом. Только однажды, ближе к концу, повествование засветилось романтикой любовных отношений. Ненадолго. Приблизило к неминуемой кульминации смерти.
   Провидение создало свой очаг, управляемую общественную структуру. Ни за какие коврижки не намеренно терять полноправие. Это понятно по сути-принципу любого властного устройства. В данном случае - патриархального или внецивилизованного. И в смысле контроля, кадровой политики - прерогатива строгости непременно соблюдается. Только наивный смертный - даже Убийца - может возомнить себя ВОЛЬНЫМ и БЕСКОНТРОЛЬНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ. Свободным от ДОЛГА и ПРИКАЗА.
   На окраине или в восточной провинции планеты, в другом полигоне мироздания - расположен этот город. «Хотя был он жутко знойным, а редкие порывы ветра забивали песком глаза и открытые рты горожан»… Песок мешал вести лишние разговоры. Не позволял неправильное дыхание ртом. Здесь никто не грабил, не воровал, не рассчитывался фальшивыми деньгами. Никто из смертных не распоряжался себе подобными. Власть в народе принадлежала Провидению». Провидение - Существо- Сущность Духовного свойства.
   Сразу возникает интерес - поскорее узнать о пока неведомой человечеству форме общественного управления.
   Хочу думать: установлены СВОБОДА, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО. А также ДЕМОКРАТИЯ, ЗАКОННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ… Провидению нет смысла поощрять ДЕСПОТИЮ.
   И тут узнаю: в таком тихом городе - живет Убийца. При чем - все его приветливо встречают. Уважительно называют. Автор указывает на первенство профессии. Не считает нужным называть его по имени. И еще: не очень приятное прозвище пишет с загравной буквы. Словно имя собственное - Убийца. Иначе просто нельзя понять: в городе «Убийцу уважали больше других».
   Провидение установило особую мораль. Принципы уродливого восприятия. Или: жители города - ненормальны.
   Трудно понять логику Проведения: по каким признакам назначает своих жертв?
   Убийца свободно вершил свои дела - лишал жизни по указанию-повелению Провидения: «Раз в год, а случалось - и дважды в месяц».
   Действовал по разработанной схеме: «Он входил на порог указанного ему Провидением дома, здоровался с хозяином… Жертвами были чаще всего ветхие, истертые старики… Доводилось ему, правда, убивать и грудных младенцев»… Убийца представлен в виде общественного благодетеля. Контролера - общественной чистоты, здоровья.
   Не указан принцип выбора жертв. Верно, Провидение в данном случае действовало по тайной системе или произвольному выбору. Убийца действал быстро, привычно. «Удар был всегда один - точно в сердце. Жертва умирала мгновенно».
   По типу легенда верований - описываемое происходило среди народов северо-востока. Но при чем тут порции песчанных добавок? Те «добавки» чаще случаются в южных пустынных местностях.
   До определенного момента все происходило с Убийцей по указанной схеме. Однажды «он проснулся под вечер с головной болью. «Пора! Пора!» - эти звенящие слова заполнили все его тело… Такое состояние всегда предшествовало рабочему дню».
   Здесь узнаем: трудился он по вечерам и ночью. Его рабочий день - третья смена.
   При исполнении своей работы - судьба удостоила Убийцу чести встретится с Витой - девушкой живой или самой жизнью. Ее увидел:
   «… кружилась в танце божественно прекрасная молодая девушка, стремительная и грациозная, как внезапные капли дождя. Молодая белая кожа, тонкий и прямой нос выдавали в ней чужестранку. Это был танец мотылька. Ноги девушки, вздымая покрывающую их ткань, трепетали как крылья. Мотылек стремился к огню, обжигал и падал, но поднимался снова и снова с тем, чтобы лететь к своей гибели. На это можно было смотреть вечно».
   Люди города привыкли к послушанию - подчиняются указующему персту судьбы. Готовы к смерти. Приветливо принимают Убийцу. Не ропщут при встрече с несущим смерть. Убийца пощадил Виту. И, надо понимать, провел с ней ночь.
   Убийца не исполнил задание. Ищет другие метки Провидения - для расшифровки тайных символов. И вот случилось невообразимое: «Печать Проведения висела теперь на всех домах, включая и собственный».
   Автор в самом начале дает описание Убийцы: «он был коренаст, лысоват, много потел и страдал одышкой… он не был черен, а темно-рус, будучи, видимо, пришельцем откуда-то издалека. Он… был мрачен и задумчив… Из дома выходил только за провиантом или… когда наступало время убивать».
   И вот этот мрачный, суровый человек нашел свою женщину, а с ней и любовь. Убийца продолжает свои любовные отношения с девушкой: «лежал с Витой в постели. Им было так хорошо, что они почти не разговаривали». Отношения продолжались уже несколько недель. Убийца просыпался около полудня, и его ждал приготовленный обед. Они скоро трапезничали, а потом ласкали друг друга, пока сон не смаривал их. За все это время Убийца ни разу не покидал домика Виты… Бесконечное лежание в постели утомили его».
   В результате лени и продолжительного простоя - Убийца потерял точность удара, сноровку. Очередной жертве нанес не смертельный удар. Только «от удара в сердце люди умирают мгновенно». Очередная жертва - старик с несколькими ранами на теле - не сразу потерял сознание. Умер с проклятиями на устах…
   Убийцу затошнило, точно он увидел смерть впервые. Он опрометью выскочил во двор и там его вырвало.
   Провидение видит сачковку Убийцы - нашлась замена. И первой жертвой нового убийцы стала Вита - последняя, не лишенная жизни.
   Новый молодой убийца… «Лицо его покрывали красные сочащиеся прыщи, так что глаза были почти не видны». Представился Убийце. Добавил: «- Неужели ты думал, что Провидение бросит город на произвол судьбы?»
   Молодой убийца не получил указание - оставил Убийцу жить. Но тот сам убил себя: «приставил острие ножа к своей груди… отвел нож от тела и нанес удар. На этот раз он не промахнулся…» Из Убийцы превратился в героя.
   
   
   Наталья БАЛУЕВА «Из пункта А в пункт Б…»
   
   Автором задумано и частично воплощено - о неизведанном, фантастическом. Воспоминание о прошлой жизни - души. Рассказ с емким содержанием. Тут и начавшийся в Инете роман - между людьми второй молодости. Тяжелая головная травма - результат небрежности при переходе улицы. Полная потеря памяти. Прочтение прошлой жизни души - по методу реинкарнации. Шизофреническое состояние. Потеря памяти. Перевоплощение личности. Из потерянного прошлого выперло почти двести лет тому произошедшую историю. Травмированная Наталья ощутила себя Натальей Николаевной Гончаровой, невестой, затем женой великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Постепенный вывод больной из стопора. Возвращение памяти и ощущение себя самой собой.
   А началось повествование с длящихся уже десять лет семейных отношений. Затем переживаний по поводу удаленности. Возникли ожидания Нового Счастья. И это при том: у нее и у него - дети. Ощущения могут обозначать подобие - «Аккуратно укомплектованный довесок комплексов… И опустошающее разочарование».
   Наталья шла по улице… И вдруг! Прежде «в кармане запищал мобильник. Музыка, определяющая твой звонок. Так неудачно. Ну почему ты всегда звонишь не вовремя? В одной руке сумка, в другой - зонт. Пытаюсь справиться…
   - Привет, - твой голос врывается с диким визгом - тормозов? - и испуганно мечущимся светом фар.
   
   Открываю глаза. В сознании вспыхивают миллиарды тонн света. Больно…»
   Наталья попадает в больницу. Она в состоянии амнезии, полной потери памяти. Даже не может вспомнить собственное имя.
   И вот ей чудятся эпизоды - из прошлой жизни? Не своей - души. Вселявшейся прежде в другое тело. Увидела или представила себя Натальей Николаевной Гончаровой.
   «Единственной (ее) мечтой было вырваться из родительскогодома. Александр Сергеевич был настойчивым, и маменька сдалась. К тому же он выгодно продал свое собрание сочинений (?!) и поправил материальные дела. Помолвка, состоявшаяся в прошлом году, долгое время была для всех сенсацией. И вот сегодня венчание. В доме суматоха и ругать».
   В церви на венчании Пушкин «роняет обручальное кольцо…» Александр Сергеевич «неловко оступившись, скидывает с амвона крест и Евангелия. По церкви разносятся вздохи и шепот, и церемония продолжается. И только когда у моего мужа гаснет свеча, он тихо произносит: «Tous les mauvais augbres Все плохие предзнаменования.
   «Добра не будет», - вторят ему сзади голоса». Больная ощущает себя перевоплощенной в Наталью Николаевну - большую часть повествования отведено изложению позиции той героини своего времени. Она легкомысленна и критична. Отягощает вину матери. Часть своей вины и непомерные требования матери - за ней числит. Пусть пушкинисты с этим разбираются - не считаю себя специалистом.
   “Правда матушка, Наталья Ивановна никак не хотела смириться с зятем. Постоянно требовала с него денег, клеветала (?!) и попрекала безбожием, безнравственностью, даже скупостью. Нам пришлось уехать в Царское село, а после в Петербург».
   Современная терминология автора. Дочь (Наталья Николаевна) не могла о матери так резко, безапелиционно выражаться - о клевете!
   Почти исповедью звучит:
   “Тетушка моя, фрейлина Загрежская, перезнакомила меня со всей знатью. Я стала одной из самых модных женщин (без добавления - высшего - все ясно-понятно? - М.Б.) света. Меня даже прозвали Психеей. Сам император (как мне кажется, правильнее написание: Император - М.Б.) Николай предпочитал, чтоб я сидела на ужинах рядом с ним. Конечно, мне нравилось всеобщее внимание. Вскоре я уже не могла ни дня провести без выхода в свет. Александр же, напротив, остыл ко всем увеселениям, его утомляли балы, и оживлялся он только когда видел какую-нибудь красавицу. Супружество ничуть не изменило его… еще меня упрекать в кокетстве, отвесила мужу полновесную пощечину.
   Последней каплей в нашем отчуждении, стало жалование императором Пушкина в камер-юнкеры. Для тридцатичетырехлетне­го­ Александра было просто неприличным, к тому же доставляло массу хлопот и расходов. Я же теперь могла танцевать в Аничковом дворце, где собирался довольно тесный круг придворных».
   Действительно, Наталья Николаевна была еще молоденькой, легкомысленной, неумной - жаждала только развлечений. В дополнении к уважению-почету. Особому вниманию.
   Далее супруга сообщает: «Я помогала Александру, как могла, в его издательских делах, вела переговоры с авторами статей и компаньонами. Но эти проклятые деньги, деньги, деньги! Без них ничего нельзя достигнуть. …Александр не понимал меня, упрекал в кокетстве и флирте, хотя всегда была честна с ним и ни разу не переступила черты».
   Пересказана история с Дантесом. Увлечение Натальи Николаевны этим красивым своим французским родственником. Сообщены некоторые подробности дуэли… Впрочем, Наталья рассказывает об этом уже дома. После выписки из больницы.
   Автор делает попытку понять и оправдать свою героню.
   «Что нужно было ей (Натали Пушкин) для счастья? Похоже не часы, проведенные с вышивкой под дверью мужа, работающего в кабинете. И не пустая постель и не постоянный вопрос, кто более виноват в том, что нет денег - она, со своими нарядами для балов или вечно играющий и проигрывающий Александр. Да и все эти балы… Может, это просто способ обратить на себя внимание…»
   …Пока ее лечат. Помогают постепенно возвращению памяти. Встречи, разговоры, напоминания о прошлом…
   Вот эпизод реабилитационной беседы.
   «- Если взять и поверить в переселение душ, то, может, в прошлой жизни ты была Гончаровой?
   Смеюсь в ответ.
   - А что! Знаешь, есть же версия, что новорожденные дети приходят в этот мир, имея в себе все знания прошлых жизней. Но каждый день, познавая ЭТУ жизнь, они все больше забывают то, что с ними было до этого. К тому моменту, когда они, наконец, научатся говорить, их память абсолютно чиста. Когда-то мы обе увлекались этой теорией. Вот может при аварии, что-то произошло, какой-то толчок, и ты вспомнила - одну из прошлых жизней».
   Автор сообщает все подробности дуэли А.С. Пушкина с Дантесом. Это и есть рассказ - из той эпохи. Связаны нитью две отдаленные эпохи.
   
   
   © Бельферман Моисей, 2005 Дата публикации: 09.11.2005 13:08

Дата публикации:09.11.2005 17:20