Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Микаел АбаджянцНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ. ЧАСТЬ III

      Продолжаю обзор «МИСТИКИ И РЕАЛЬНОСТИ». На этот раз рассмотрим произведения, размещенные на конкурс с 04.Х по 09.Х числа. Всего 20 рассказов. Стихотворные произведения, даже гениальные, рассматриваться не будут. Проглотив очередной кусок мистического пирога, я остался несколько разочарован. Конечно же были очень достойные произведения, но в целом ощущение такое, что наглотался всякой всячины. Такого разновкусья творческой мысли, какое было в первые две его части, уже не наблюдается.
   
   
   
   1. ROMAN PROZAK. «Проклятая любовь».
   Замечательная история в духе английской романтической прозы 17-го века. Что-то в стиле Ричардсона. Все закручено так, что лучше не пересказывать. Лондон и его предместья, жестокое детство и несчастноя любовь, благородные порывы и крушение надежд смешались в стремительном, полном мистики, но небольшом вобщем-то повествовании. Если бы эта вещь была написана действительно этак лет 300 назад, то сейчас она бы наверняка бы числилась в каких-нибудь пыльных вузовских хрестоматиях по аглицкой литературе!! (10)
   
   
   2. ДМИТРИЙ САХРАНОВ. «Пруды аббатства Круаваль».
   Наиболее запоминающаяся новелла в этой части конкурса. Человеческое чувство – вина священника за гибель утонувшего на его глазах мальчика – выделено Дмитрием Сахрановым в своем наичистейшем виде, без примеси какого-нибудь желания оправдаться и т.д. и т.п. Поразительно само по себе. И все же для меня осталось что-то в новелле и в самом стиле изложения неприемлимым. Какая-то его сделанность – отполированность во всех отношениях и во всех его смыслах. Такой же отполированной, отталкивающе-выталки­вающей­ видится вода в пруде аббатства Круаваль, которая не может и не должна бы принять мальчика в свои глубины. Наверняка это мое личное восприятие – мне не нравится мир без вкусов и запахов, и я не люблю начищенных старинных серебряных столовых приборов и... Не слепых, но древних зеркал. (9)
   
   
   3. АЛЕКСАНДР СВЕТЛОВ. «Ломтики неба».
   Прекрасен рассказ Александра Светлова. Это рассказ-мечта. Вместе с автором я мечтал и тосковал по другу детства. По тому другу, какого никогда в реальности ни у кого, наверное, не было. Возвышенный и добрый, чуткий и благородный он был окружен ореолом таинственности и был готов всегда придти на помощь. Он, словно сгусток чистоты и добродетели озаряет детство и юношеские годы. А в зрелые годы – бесследно исчезает, оставляя по себе светлую тоску и надежду, что когда-нибудь он повстречается вновь. (9)
   
   
   4. ХРОНОП. «Иллюзии».
   Некоторая сумбурность изложения не позволяет сосредоточиться на сюжете, которого вобщем-то и нет. Перед читателем раскручиваются зарисовки то из жизни ученого вампира, который сыпет латынью – то из жизни крымских татар-турбетов. Незнание фольклора турбетов ставит меня в дурацкое положение. Такое ощущение, когда читаешь, будто не понимаешь чего-то – причем самого главного. Правда, в конце рассказа автор приводит ссылки на книги, из которых можно почерпнуть кое-какие сведения, но у меня нет никакой возможности доставать и читать эти книги, ввиду сжатых сроков проведения этого конкурса. А по сему не берусь его оценивать. (–)
   
   
   5. КУДИНОВ ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ. «Напряженное ожидание». Замечательный слепок с ужасного личика самой г-жи Мании Преследования. А может это действительно приш8ли за тобой черти... (9)
   
   
   6. ИЛЬЯ СЛАВИЦКИЙ (OLDBOY). «Серый мир красные цветы».
   Очень интересная новелла, главный герой которой попадает в жестокий водоворот неудач, приведший его к гибели. Все у него не так в тот день, и даже загробная жизнь у него началась в тот день какая-то не такая. Смею предположить, что эта новелла с иносказательным смыслом – преломление в ином свете последних дней пребывания автора в Ленинграде перед эмиграцией. Шутка! (9)
   
   
   7. ДМИТРИЙ ЗОТИКОВ. «Вино для диктатуры пролетариата».
   Замечательно написанный памфлет, направленный на разрушение тех образов, какие вдалбливались в умы советских граждан, напротяжение многих десятилетий. Отдавая должное автору, хочется отметить его детальное погружение в мир дореволюционной России, откуда веет ароматом волшебных французских вин и заграничных нравов. У автора своя версия, как забрел в Россию призрак коммунизма. (9)
   
   
   8. ТОВАРИЩ ХАЛЬГЕН. «Квартирный вопрос».
   К одной сумасшедшей старушке вселяется, не нашедши лучшего жилья, молдая чета – ее дальние родственники. Лучше бы они этого не делали. Тетушка страдает шизофренией. Она постоянно беседует с невидимыми голосами. Она обладает недюжинным интелектом, и все попытки супругов разубедить тетушку в реальности этих голосов оказываются тщетными. Более того, тетушка сама доказывает, обосновывает и убеждает супругов в реальном существовании своего мира. И в здоровых умах начинает индуцироваться тетушкина болезнь. Кажется, в психиатрии это явление так и называется – индукция. Очень жаль, но не могу оценить этот замечательный рассказ. Ибо мистики в нем, на мой взгляд, не оказалось. (–)
   
   
   9. СЕРГЕЙ ДОРОВСКИХ. «Это мой Кришна».
   В этой новелле автором поднята тема свободы выбора религии. Если ты христианин «от рождения» – имеешь ли ты право на любовь к Кришне? Вопрос выходящий за пределы конкурса «мистика и реальность», а потому я не берусь его никак обсуждать. Но индуистские боги в сознании героя рассказа, казак, таскающий за волосы кришнаида, выписаны очень здорово. Простите, но не берусь судить этот рассказ за отсутствием в нем мистики в чистом виде. Это рассказ на другую тему. (–)
   
   
   10. СОМОВ «Призрак. Дубль второй».
   Эка, как многих авторов несет на старину. Причем заграничную. Сомов рисует старинный американский, наверное, городок. Где несчастный сын мистера Роллсона, пытаясь отучить своего папашу от пьянства, наряжается в призрака, но погибает от пули, выпущенной его отцом из каваллерийского карабина Энфильд образца 1894 г. Потом убитого горем отца начинаю мучить призраки самые что ни настоящие. Отец кончает жизнь самоубийством. Вобщем «вылечил» сынок. Но рассказ в целом недурен. (8)
   
   
   11. ЛЕОНИД РЯБКОВ. «Чел и Крокодилыч».
   Возможно ли подружиться с полтергейстом-бараба­шкой?­ Возможно, если не начнется травля со стороны сварливого соседа-Крокодилыча. История кончается для Чела-барабашки. Это история преданной дружбы и человеческой подлости. Остается пронзительно-щемящая­ тоска по погибшему другу. И даже участковый, честно выполнивший свой долг, говорит Крокодилычу: «Ты ко мне на участок не ходи, не надо». (8)
   
   
   12. ТАКОЙ-ТО-СЯКОЙ. «Невинная шутка!!!».
   Прочитал я ваш рассказ, уважаемый Синельников Алексей! Этакая у Вас современная «Лафертовская маковница» получилась. Рассказ, как рассказ. Рассмотрел я там и Вас – хорошего парня, и ведьму Кирилловну, до смерти напугавшую вашего дружка-безобразника.­ Но скажу Вам с чистой совестьбю, как прозаик прозаику (заметьте – не как директор рынка бульдозеристу), расказец средненький. И уж никак не соответствует вашим амбициям и апломбам. У вас лучше невинно шутить и безобразничать на портале получается. Просто гениально. Это я от всей души. Представляю, как сейчас Вас понесет. О вас я уже составил мнение. Хотя, может быть Вы воспользуетесь своим же советом: «ТАКТА ВАМ И ТЕРПЕНИЯ!!!» ........забыл оценочку проставить (–)
   
   
   13. HANSON. «Адольф Га-Ноцри».
   Довольно запутанная история психической болезни некоего писателя по имени Том. Том теряет память и, не зная куда идти, забредает в пустыню и там умирает в обнимку с Цветком. История сложная, с множеством впечатляюще сильных сцен и раздумьями, явно психически больного человека. Мистики здесь нет. (–)
   
   
   14. ВЕРА ТРИФАНОВА. «Жизнь как сказка».
   Это и есть сказка. Сказка, где присутствуют хулиганы, добрый, живущий в подъезде бомж, и где обязательно наступит утро дня твоего рождения, пахнущее лавандой и накрахмаленным свежим бельем. Не могу никак оценить этот рассказик, потому что конкурс все-таки не на лучшую сказку (–)
   
   
   15. GULUSH AGA. «Виртуальная реальность».
   Рассказ-ирония о том, как для неких супругов стали реальностью все ужасы и прелести теле-мира, вываливающиеся к ним в квартиру с экрана телевизора. Но герои рассказа не пытаются воспользоваться предоставленными возможностями, а с опасностями борются с помощью пульта телевизора, делая иной раз продолжительные паузы, чтобы насладиться супружней любовью. (8)
   
   
   16. ГАЛИНА МАЛЬЦЕВА. «Источник красоты». Где-то в подмосковье бьет из-под земли вошебный источник, который лечит всякие недуги и телесные пороки. И тянется к этому чудесному источнику такая длинная и культурная очередь за чудом. Да люди бы убивались бы за это чудо, калеча друг-друга. Потом бы все это чудесное место оцепили бы спецназ и армия... Но это что-то вроде «сталкера» получается... А может быть действительно источник никак не лечит – прав был папа Верочки. А исцеление происходит силою Веры. Бывает же так, что под действием внушения проходят шрамы и исчезают физические недостатки. (8)
   
   
   17. ДМИТРИЙ НЕРОВ «Экспедиция».
   Шуточная история, как некая инопланетная цивилизация миранов посылает на планету Земля одну экспедицию за другой и не может наладить контакт потому, что земляне все время нарушают свои же собственные правила и законы... Например, переходят улицу в неположенном месте, затаптывая газон, на который и приземлился крохотный звездолет-семечка...­ (8)
   
   
   18. МИХАИЛ БЛИЗНЕЦ. «Горничная Славы Солдатова».
   Запутанная история болезни некого инженера очистных сооружений – Славы Солдатова, который в чужом городе, в провинциальной гостинице все бредит о какой-то горничной. Горничная таки приходит ночью к нему в номер, и на примере лунной рефракции объясняет инженеру-технологу самые странные вещи. Именно от этого Слава выздоравливает и... попадает из своей командировки прямиком в объятия любящей жены. (8)
   
   
   19. КАРАНДАШ. «Люсенька».
   Это история сумасшедшей, которая решается бежать из больницы, перебив при этом часть персонала. Не считаясь с собственными увечтьями, она продолжает уходить от погони и собственных страхов. Где-то уже на дороге ее сбивает ГРЕЗОВИК. Обратите внимание на свою опечатку, Карандаш. Так кроме этого «грезовика» больше в новелле никакой мистики не наблюдается. (–)
   
   
   20. ВАДИМ ВЕРДИЯН. «Родя».
   В этой зарисовке вы увидите переживания некой Люси, которая напряженно ждет своего мужа – Родю. А Родя... а родя мародерствует в том, что осталось от города после Катострофы. Больше ничего сказать об этой «новелле» я не могу... (7)

Дата публикации:03.11.2005 12:02