Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Илья ТюринНоминация: Поэзия

10 стихотворений о Москве

      КЛИНОПИСЬ
   
   (Яуза)
   Медная сеть,
   должная нас ограждать от воды, неотличима
   От узелков
   собственной тени, что делит собою пространство
   На кислород
   и nevermore, на который имеем мы зуб, не имея причины
   Оный иметь...
   И застревает в руке черная шишка, как голова африканца.
   12.03.96
   
   (Кремль)
   Обожженное яростью глины, так тело монаха–афонца,
   Вечной святости место не дремлет и не бывает пусто.
   И Васильевский храм – угловатым ожогом на фоне Солнца,
   Словно четвертая, смертная степень шестого чувства.
   13.03.96
   
   
   1 МАЯ 1996. ЛУБОК
   Звуки марша, соскользнувшего на чарльстон.
   Красный день календаря. Среда. Погода.
   Тем сильнее ощущаешь государство,
   Чем ничтожней о тебе его забота.
   Дети. Голуби. Отцы семейств. Их жены.
   Тенью дома – на асфальте дремлет стая.
   Населенье, глядя невооруженным,
   Большей частию лишь там, куда пускают.
   А пускают – лишь туда, где населенье:
   К парадоксам вообще пространство склонно,
   Ибо столь необъяснимо от рожденья,
   Как валун, впитавший бдительность Горгоны.
   1.05.96
   
   
   ОСЕНЬ
   Я не думал дожить до тебя – так и стало, не дожил.
   Если что–то выводит рука, в том вины ни ее, ни моей
   Ни на грош: только долг. Я мучительно помню и должен
   Все – своей же душе. Все, что сказано было при ней.
   Поворот, поворот. Пахнет свет? Или улица тоже –
   И слегка молода, и настолько в обрез коротка,
   Что при первой возможности рвется на запахи, точно
   Пес – во тьму с поводка.
   Мостовая и ночь – как набор существительных в речи,
   Скачут: младшая бросит – другая, спеша, подберет,
   Устремляясь обратно все больше на ощупь, все реже,
   Чем трамваи вперед.
   Пятница, 13.09.96
   
   
   * * *
   Я уеду из дома,
   Не услышав от стен
   Ни добра, ни худого:
   Насовсем, насовсем.
   
   Будет ветер и пусто.
   Мне идти одному:
   Я последние чувства
   Все оставил ему.
   
   Через арку направо,
   И вперед до огней.
   Вот мой Реквием – браво! –
   В перелетном окне.
   
   Десять тактов навстречу
   Голубям на карниз, –
   И вприпрыжку на плечи
   Переулка. И вниз.
   
   Брось печалиться, ужас
   Пережди. Не дрожи
   О консервах на ужин,
   И не бойся за жизнь:
   
   Там, за парой балконов,
   Различимых к утру,
   Тело станет законным.
   Значит, я не умру.
   18.11.96
   
   
   * * *
   Примитивный пейзаж
   В половину листа,
   За который не дашь
   Ни окна, ни холста;
   Безопасная даль
   В половину руки,
   Но рука и печаль –
   Как они далеки!
   Если выйти за дверь
   И направо взглянуть,
   То напрасно теперь
   Открывается путь:
   Половина зимы,
   И дороги бледны,
   И оттудова мы
   На ладони видны.
   Потому что и там
   И, как правило, здесь –
   Мы не в тягость богам.
   Ибо мы–то и есть
   (Глядя издалека –
   Чтоб достал карандаш)
   Фонари и река,
   Примитивный пейзаж,
   От неблизких картин
   Отстраняющий плоть:
   Чем он дольше один,
   Тем он больше Господь.
   13.12.96
   
   
   ИЗ ПОЭМЫ
   «ЧЕТЫРЕ СЮЖЕТА ДЛЯ ПРОЗЫ»
   
   4
   Зима в Москве – скандал и Боже мой.
   Чуть полдень бил – а загорятся плошки,
   И номер семь увозит на подножке
   Комедию Мольерову домой.
   Да явится суббота за средой,
   От вечной ночи позабывши время,
   И слабый день прощается со всеми,
   Как в оспу. И не узнаешь с утра
   Своих стихов, написанных вчера.
   Стоят сюжеты и покойны души.
   Смирив глаза, пурга стремится в уши –
   Мы прячемся в дома и видим сны
   Про яркий шум – и этим отмщены.
   Зима, конец дорог. Не время помнить.
   Толкаешь дверь, готов себя восполнить,
   Готов войти – и опрометью вон
   Бросаешься. И снегом занесен.
   Конец окна – не время торопиться,
   В приемной у грядущего толпиться.
   Зима в Москве – пора простых вещей:
   Ты видишь снег? Он и везде. По всей
   Твоей земле, и на любой горбатой
   От горя крыше, и в подслеповатой
   Реке, и на мосту, у фонаря.
   А реки замахнулись на моря,
   Моря теснятся и находят тропы,
   И в путь идут (а по краям сугробы).
   Быть может, там, куда они ушли, –
   Не нужно нас, нет места для земли.
   Они идут, и голубеют версты
   На небесах, и снег, зажатый в горсти
   Последнего из долгой череды,
   Едва успеет замести следы –
   Как самому лететь в слепые дали,
   Чтоб нам другие зимы передали
   Свой вечный цвет – как письма от Него,
   Где только подпись: только и всего.
   19–23.12.96
   
   
   ОСТАНОВКА
   Как кружатся кварталы на Солянке,
   Играя с небом в ножики церквей,
   Так я пройду по видной миру планке –
   Не двигаясь, не расставаясь с ней.
   
   Дома летят, не делая ни шагу,
   Попутчиком на согнутой спине.
   И бег земли, куда я после лягу,
   Не в силах гибель приближать ко мне.
   
   Танцует глаз, перемещая камни,
   Но голос Бога в том, что юркий глаз –
   Не собственное тела колебанье,
   А знак слеженья тех, кто видит нас.
   
   Среди толпы Бог в самой тусклой маске,
   Чтоб фору дать усилиям чужим:
   Чей взор богаче на святые пляски?
   Кто больше всех для взора недвижим?
   30.04.97
   
   
   ДОЖДЬ В МОСКВЕ
   Немногие увидят свой конец
   Таким, каким я вижу этот ливень,
   Где медленно из облачных овец
   Вдруг молния высвобождает бивень.
   
   На улицах спокойно. Полных вод
   Хватило для того, чтоб все колеса,
   Все фары, каждый каменный завод,
   Все небеса – удвоились без спроса.
   
   И время ненаказанным бежит,
   Но розга не впустую просвистела.
   Во всем, к чему он сам принадлежит,
   Глаз не находит собственного тела.
   
   А значит, все на месте, все с тобой.
   Жизнь и разлука с ней неразличимы,
   Но первая отходит от второй
   На полшага: мы делаемся зримы
   
   Самим себе и миру самому.
   Таков последний миг, но не расплаты.
   Мы вытесняем, погрузясь во тьму,
   Свет в последождевую кутерьму –
   На плиты стен и кровельные латы.
   1.05.97
   
   
   ЧЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА
   Конец весны в предместии больниц.
   Людей как не было, две–три машины,
   И голоса таких незримых птиц,
   Что словно купы бесом одержимы.
   
   Нельзя запоминать вас наизусть,
   Кварталы детства. Дом для пешехода
   Уже постольку означает грусть,
   Поскольку в нем тот знает оба входа:
   
   Парадный первый, видный исподволь,
   Как будто жизнь его внутриутробна –
   Но вещь сама перерастает в боль,
   Когда второй предвидеть мы способны.
   
   Исчерпывая кладку стен собой,
   И завершая дверцею жилище –
   Он боком входит в память, как слепой,
   Который трость потерянную ищет.
   28.05.97
   
   ГРОМ
   В ложных сумерках всякое горло в Москве
   Говорит о грозе в полный голос.
   Есть, где ужаса взять помутненной листве;
   В буйстве форток читается гордость.
   
   И плывут по короткому небу пловцы,
   Как в купальные дни на запруде –
   Тяжелы и упруги, как все жеребцы,
   Все машины, все купы, все люди.
   
   Меркнет дом – будто бы за спиной беглеца
   Уменьшаются образы вышек,
   И соседского в раме не видно лица,
   Хоть и знаешь, что к ливню он вышел.
   
   И клубящийся гром в близорукой траве,
   Как ладонью, находит початок:
   В мыслях неба, в курчавой его голове
   Остается родной отпечаток.
   
   Но с глазницы спадает виденье дождя,
   И встаешь у долины при входе –
   Как слепые певцы себе жаждут вождя,
   А на грех только зренье находят.
   
   Глаз увидит, как начатый в ливень стишок
   Обратится посланием с Понта –
   И сознание опустится вниз на вершок,
   Словно те, кто достиг горизонта.
   4.06.97

Дата публикации:26.07.2005 04:57