Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Андрианов АлександрНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

Как реагировать на критику

      Перед тем, как перейти к чтению статьи, да что там статьи – вообще к творчеству, всем начинающим авторам я рекомендую запомнить следующее правило: «Плохих произведений не бывает – бывают неблагодарные читатели». Выучите это на зубок и повторяйте перед зеркалом по нескольку раз, чтобы в полной мере осознать эту аксиому и проникнуться ею. Без нее в литературном мире и шагу ступить нельзя. Этот как прививка от опасных болезней, которую делают туристам перед поездкой в Африканские страны. Без такой прививки выставлять свои творения на суд общественности – смерти подобно.
   
   Итак, вы начинающий автор. Ваши произведения уже наверняка успели высоко оценить родные и близкие друзья. Но вам хочется большего – общественного признания, и вы скромно полагаете (а, может, и не очень скромно – зависит от темперамента), что ваши творения – это нечто особенное, что вы выделяетесь из общей массы. Практически каждый начинающий автор мнит себя гением, если не открыто, то в душе. И ничего страшного в этом нет. Более того – это вполне нормально. Запомните еще одно правило: если вы не верите в себя – в вас не поверят и другие.
   
   Итак, вы выходите в Интернет и находите какой-нибудь сайт, где каждый желающий может разместить свое творение, а затем получить отзывы читателей. Прекрасно! Не об этом ли вы мечтали? Вы размещаете несколько самых удачных произведений и, в ожидании рецензий, обновляете свою страничку едва ли не каждые пять минут. Вот появился один отзыв, затем другой, третий. Но что это? Где похвалы, где восхищение и признание? Почему никто не проникается вашими работами, и все отзывы носят либо отрицательный, либо оскорбительный характер? Обидно? Конечно, обидно. Особенно в первое время, когда лекарство «Плохих произведений не бывает – бывают неблагодарные читатели» еще только впитывается в вашу кровь…
   
   Между тем, объяснение подобным откликам – весьма простое. Публика в Интернете - специфическая. Я работаю с ней уже несколько лет, поэтому знаю, о чем говорю. Рецензии пишут все, кому не лень, и 90 процентов из них – это критика, местами весьма пошлая. Люди скрывают свои истинные имена под вымышленными никами – они не привыкли отвечать за свои слова. Они говорят гадость и уходят, считая, что миссия выполнена, а иногда зовут своих друзей и знакомых, чтобы они тоже высказали вам свое «Фи». Они могут даже не читать ваши труды, более того, они почти никогда этого и не делают.
   
   А еще на специализированных литературных сайтах, как правило, существую свои кланы, которым не выгодны конкуренты. Друг к другу они давно привыкли, а вот всех новеньких нещадно атакуют. Так что не спешите рвать свои рукописи и идти «пить йад», как настойчиво советуют критиканы. Расслабьтесь и успокойтесь. Все совсем не так плохо, как может показаться на первый взгляд. И поверьте мне на слово. Критика, даже пошлая и жестокая – гораздо лучше, чем всякое отсутствие внимания, иными словами – равнодушное отношение к вашему творчеству.
   
   Если на ваш сайт «напали» критиканы, единственная цель которых – сломать и унизить вас, – ведите себя достойно. Не грубите им – они только того и ждут, чтобы ввязаться в перепалку. Поверьте мне на слово, при должном умении, даже без всякого мата и грубостей, можно послать человека так, что он подумает в следующий раз, стоит ли ему заходить к вам еще раз или нет. Но при этом нельзя давать людям спуску и показывать слабину. Толпа мигом почует, что вы сдали и наброситься на вас еще пуще прежнего. А к толпе прислушиваться нельзя. Ни в коем случае не ставьте ее мнение выше собственного. Помните – вы личность. Ничем не хуже, чем все они, а вполне вероятно, даже лучше.
   
   Не верьте людям, которые пишут односложные предложения вроде «Все просто ужасно» или «Хуже некуда». Эта критика бесполезна для вас, поскольку не несет в себе ничего, кроме агрессии. Если вы хотите услышать мнение профессионалов, а не тех, кто выдает себя за них, рекомендую вам вычленить из всех отзывов наиболее адекватные и вступить с их авторами в личную переписку по электронной почте. Это дает гораздо больше в плане профессионального роста, нежели выслушивание всех без исключения. Повторюсь, подавляющее большинство критиканов, оскорбляющих вас и ваши труды – люди не совсем нормальные, подверженные сильным депрессивным психозам и срывающие на окружающих свою злость. В реальной жизни вы обошли бы их стороной, то же самое рекомендую делать и в Интернете.
   
   А вообще, если позволяют средства, лучше всего сделать собственный сайт и раскрутить его в Интернете. Во-первых, это позволит вам не затеряться среди остальных, а, во-вторых, избавит от необходимости подчиняться администрации сайта. На собственном ресурсе – вы сам себе хозяин. Можете удалять и банить всех тех, кто вам не нравится, и общаться лишь с адекватными и интересными для вас людьми. Правила игры будете устанавливать вы, а всем недовольным вполне можете ответить, что со своим уставом в вашем монастыре делать им ну совершенно нечего.
   
   Главное – иметь терпение и выдержку. Положительные отзывы тоже обязательно появятся, причем даже раньше, чем вы думаете. Нравиться всем – нельзя. Это не удавалось ни Толстому, ни Достоевскому, ни Есенину, ни кому бы то ни было еще. Даже гениев порой поносили так, что сейчас и вспомнить-то стыдно. Но при этом не забывайте одну простую вещь – вам всегда есть к чему стремиться. Работайте над собой, общайтесь с профессионалами, набирайтесь опыта. Но ни в коем случае не отчаивайтесь, и в скором времени у вас обязательно появится свой читатель, для которого лучшим будете именно вы!
   
   Андрианов Александр
   

Дата публикации:19.07.2005 17:44